Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА - специальная социологическая теория, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В ней раскрывается специфика общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предмет С.Т. - социально типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его социальной активности.

>Типичным для С.Т. является анализ установок и поведения человека в зависимости от содержания и характера его труда. В ходе научно-технического прогресса совершенствуются техника (см.) и технология производства. Это в свою очередь вызывает изменение непосредственных производственных функций человека, соотношений ручного, механизированного и автоматизированного, физического и умственного труда (см.), усложнение его организации. Глубокие качественные сдвиги в содержании труда создают предпосылки для изменения его характера. Последний в свою очередь оказывает влияние на содержание труда, тормозя или способствуя его развитию.

Содержание труда выявляется в конкретной определенности трудовых функций, обусловленных техникой, технологией, организацией производства и мастерством работника. Оно отражает способ соединения производителя со средствами производства, определяемый уровнем развития производительных сил, центральное звено которых - человек. Характер труда отражает прежде всего способ соединения производителя со средствами производства, обусловленный господствующими в данном обществе отношениями собственности, т.е. социально-экономическую природу труда в обществе, находящемся на определенной ступени развития.

Характер труда обусловливает цели общественного производства, а в сфере распределения - пропорции, в которых общественное богатство распределяется между различными классами и слоями общества. Содержание труда обусловливает природу и уровень профессионализма работника, а характер труда определяет границы его социального развития и меру превращения труда в первую жизненную потребность.

Взаимодействие содержания и характера труда проявляется в существовании таких социально, экономически и технически неоднородных его форм, как труд физический и умственный, исполнительский и управленческий, квалифицированный и неквалифицированный. Эти формы труда диктуют различные требования к уровню общего и специального образования работников, их профессиональной культуре, создают различные возможности для реализации их профессиональных и личностных способностей, т. е. оказывают разное социальное воздействие на трудящихся.

Содержание и характер труда представляют собой единство сущности и формы общественного труда, подобно тому, как производительные силы и производственные отношения - суть единство способа производства.

Рассмотрение труда во взаимосвязи его социально-экономической формы и сущности дает основание для вывода: закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил проявляется в сфере труда в виде соответствия его характера и содержания. Закон соответствия характера и содержания труда (см.) выступает одним из основных законов теории С.Т. и организует системным образом категориальный аппарат данной теории. Характер и содержание труда формируют отношение к труду - исторически меняющуюся характеристику трудовой деятельности.

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений преобладает тот или иной тип отношения к труду - как к средству существования или как к первой жизненной потребности. В первом случае труд имеет для человека лишь инструментальную ценность, выступая средством реализации иных потребностей, лежащих вне сферы труда (например, на шкале престижа ценность досуга и отдыха может потеснить важность работы, преданность профессии).

Отношение к труду как к потребности выражается в том, что человек черпает в нем широкие возможности для творчества, реализует в полной мере свои способности, знания, умения, рассматривает труд как самостоятельную ценность. Исследование отношения к труду невозможно без конкретного анализа форм его проявления в установках, ценностных ориентациях и поведении индивида.

Понимание отношения к труду как эмпирического феномена требует ответа на вопросы: какие конкретно проявления экономических отношений формируют социально-типичные установки на труд и в каких действиях эти установки более всего проявляются. При этом в сферу анализа включаются такие понятия, как стимулы и мотивы трудовой деятельности, социальные резервы, социальные ресурсы, трудовая дисциплина, культура труда и другие. Рассмотрение труда в контексте целостного образа жизни позволяет оценить многообразные потребности субъекта труда, источники формирования которых выходят за пределы промышленной организации. Определяется ценность труда в системе ценностей субъекта, включенность в трудовую деятельность, производительность труда и т. д. Рассмотрение работника в качестве субъекта трудовой деятельности предполагает изучение личностных и поведенческих характеристик и позволяет объяснить возможности реализации трудового потенциала работника, его активность в формировании собственного образа жизни.

Г.Н. Соколова

СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ ТЕЛА - направление социологической науки, изучающее тело (см.) человека в контексте социального взаимодействия, истории и культуры, в частности:

а) роль тела в процессах социального взаимодействия (и как экспрессивной формы, и как объекта манипуляций, связанных с утверждением власти и авторитета);

б) символическое значение тела в культуре (которое проявляется, в частности, в магических и религиозных церемониях);

в) роль социальных процессов в конструировании тела и воплощении в нем системы социальных отношений.

Значение тела для контактов человека с его социальным окружением подчеркивается во многих социологических работах, при этом функция телесных движений не сводится лишь к выражению эмоций. Э. Гофман (см.) подчеркивает, что посредством телесной активности человек проявляет свою принадлежность к определенному социальному классу, индивидуальный стиль жизни со свойственными ему ценностями, и, что не менее важно, вступает во взаимодействие с различными аспектами социального окружения и изменяет их. Человек может достигать своих целей, манипулируя впечатлением, которое он производит на других людей.

Гофман рассматривает роль тела в процессе самопрезентации индивида как актера на социальной сцене. В драматургической модели современного общества главной целью "актера" является создание и поддержание желательного имиджа любой ценой, и в этом смысле тело (особенно его внешний вид и движения) может стать как существенным подспорьем, так и препятствием на пути к цели.

Во время участия в социальных пьесах индивида всегда подстерегает опасность смущения и стигматизации. Попав в ситуацию, связанную со смущением, он может попытаться "сохранить лицо", однако в случае стигматизации добиться этого практически невозможно.

Испытывая страх стигматизации, человек может производить достаточно опасные манипуляции со своим телом, например, делает пластическую операцию, придерживается строгой диеты, и даже вовлекается в рискованное поведение, если того требуют групповые нормы. Важным аспектом концепции Гофмана является утверждение ключевого значения самопрезентации как в политической, так и в обыденной жизни. Тело выступает как свидетельство не только личных достижений, но и достижений партии, корпорации, семьи. Образ успешного человека неизбежно включает в себя "успешное" (т.е. соответствующее определенным социальным канонам) тело, поскольку личность всегда презентирует себя в телесных активностях и телесном облике.

Гофман указывает на создание целого ряда социальных институтов, новых профессий и сфер экономики, которые обслуживают интересы "театрального" общества: косметологи, диетологи, визажисты, пластические хирурги, специалисты по имиджу. Драматургическая модель рассматривает социальную обусловленность тела, скорее, как негативный фактор. На роль процессов самопрезентации в формировании личности на современном этапе развития общества указывают и другие авторы: Э. Фромм (см.) (рыночно-ориентированная личность), Д. Рисмен (см.) (направленная на других личность), К. Лэш (нарциссическая личность).

Если Гофман подчеркивает внешний (доступный для зрителя) аспект социального взаимодействия, то П. Бурдье (см.), вводя понятия "поля" и "габитуса" (см.), делает акцент на индивидуальных способах восприятия, оценки и поведения индивида, на том, как в самом теле человека воплощаются социальные отношения.

Понятие габитуса определяется Бурдье как совокупность исторических отношений, воплощенных в форме высокоэффективных ментальных и телесных схем перцепции, оценки, действия. Поле рассматривается как изменчивое пространство антагонистических отношений, структура и особенности которого определяются и модифицируются агентами габитуса, сражающимися друг с другом за определение и утверждение собственной (соответствующей их габитусу) позиции. Бурдье указывает на воплощенность отношений власти в теле человека.

Он утверждает, например, что противостояние между мужчинами и женщинами реализуется не только в каких-либо социальных действиях, но и в жестах и телесных движениях. Подчинение угнетенных - это не уступка грубой силе, а результат особого способа социализации тела и соматизации отношений доминирования.

М. Мосс (см.) подчеркивает несколько иной аспект телесного функционирования, а именно преобразующе-манипулятивный, направленный на овладение своими движениями, физиологическими функциями и окружающим миром. Он вводит понятие техник тела, которые являются традиционными высокоэффективными способами осуществления телесной активности, конструируются социальным авторитетом и передаются посредством наглядных демонстраций, воспитания и тренировки.

Концепция Мосса основывается на представлениях о социально обусловленном формировании человеческого организма (которое на момент рождения является лишь потенциально человеческим). В процессе своего развития индивид овладевает определенным набором навыков (практик), которые позволяют ему эффективно обращаться с телом. Таким образом, любая телесная активность рассматривается в рамках данного подхода как социально сконструированная и культурно специфичная.

Мосс определяет понятие техник тела на примере таких активностей, как бег, плавание, танец, грудное вскармливание. Он полагает, что техники тела различаются не только у представителей различных культур, но и у представителей различных временных срезов внутри одной культуры, различных полов, возрастов и социальных классов. Созвучную взглядам М. Мосса точку зрения высказывают и некоторые российские авторы (П.Д.

Тищенко), предлагая рассматривать развитие телесности человека по аналогии с развитием высших психических функций, описанным в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского (см.). В рамках этих концепций социально обусловленными оказываются большинство физиологических функций (форм телесной активности), причем в теле оказываются воплощенными и индивидуально-психологические (связанные с общением в семье), и социальные смыслы.

Контроль над телом является важным аспектом концепций М. Фуко (см.) и большинства теоретиков феминизма (например, Дж. Батлер, Э. Грош, Ю. Кристевой).

Фуко отмечает, что этот контроль простирается достаточно широко - от управления поведением людей в экстремальных ситуациях (например, во время эпидемий) до подчинения позы и походки школьников определенным стандартам. В работе "Рождение клиники" он описывает формирование системы здравоохранения. Основываясь на историческом анализе борьбы с эпидемиями, развития сети бесплатных больниц и появления государственного лицензирования медицинской практики, он делает вывод о том, что медицина в эпоху Просвещения все более и более приобретает черты политической системы.

Фуко подчеркивает сходство власти врачей над телом и власти священников над душами. Важнейшим и часто обсуждаемым вопросом в социологии тела является контроль над сексуальностью и репродуктивными функциями. Подчинение женщины и детей мужчине как главе семьи было важным условием легитимной передачи собственности в патриархальном обществе. Требования невинности и верности женщины также служили этой важной цели.

В эпоху аскетического капитализма сдерживание своих сиюминутных потребностей и упорядоченная сексуальная жизнь также служили целям сохранения и накопления собственности (М. Вебер - см.). Может показаться, что в консумеристской фазе развития капитализма идеи гедонизма взяли верх над идеями аскетизма. Однако, во-первых, современный гедонизм - это расчетливый гедонизм, во-вторых, в консумеристской культуре контроль над телом является не менее важным. Он осуществляется ради успешной репрезентации "Я". К.

Шиллинг утверждает, что смерть и старение являются главными врагами позитивного социального имиджа. Более того, современный канон красоты подразумевает пластичность человеческого тела, возможность изменить его по воле человека, теперь тело можно контролировать посредством пластической хирургии, фармакологических препаратов, диеты и физических упражнений.

Согласно мнению Дж. Батлера, доминирующий в традиционной науке объективистский дискурс основывается на положении об изначальной "заданности", реальности существования человеческого тела. При этом данный дискурс утверждает, что символическое наполнение тела является попыткой общества осмыслить его природные свойства.

В результате различия между полами предстают под маской естественных различий. Батлер, оспаривая такой подход, утверждает, что не существует никакого "реального" тела. Телесность человека создается заново (конструируется посредством определенных дискурсов) в каждой культуре. Различия между полами отражают различия во власти между мужчинами и женщинами.

Не только свойства тела как якобы естественного объекта оказываются социально сконструированными, но и сам он распознается посредством первичного дискурсивного акта. Феминистские авторы утверждают, что из гуманитарных наук исключено именно женское тело, в то время как мужское тело является скрытым эталоном, в сравнении с которым тело женщины получает свою оценку. Многие проявления женской телесности рассматриваются как патологические лишь потому, что они не встречаются у мужчин.

Обычно в качестве примеров подобного "оценивания" приводятся роды и послеродовая депрессия. Наиболее частым критическим замечанием в адрес конструктивистского подхода к проблеме тела является указание на то, что в этом подходе оно рассматривается как пассивный объект социального дискурса, вне контекста субъективных чувств, страданий и желаний.

Важным условием понимания роли тела в истории и культуре является рассмотрение телесных практик и отношения к телу в религии.

Несмотря на то, что в настоящее время большинством авторов современное западное общество рассматривается как светское общество, есть определенные основания считать, что многие религиозные ценности и постулаты были получены им "по наследству" и теперь выступают под маской моральных и политических законов, а также медицинских требований. Например, современный "биопсихосоциальный" подход в медицине можно считать соединением моральной модели здоровья (взятой из христианской этики) с постулатами естественно-научной медицины. М. Дуглас подчеркивает важность телесных метафор в религиозных церемониях. Многие образы Нового Завета связаны с понятиями чистоты и опасности загрязнения, причем угроза чистоте и спасению души исходит от тела.

Поэтому прихожанам предлагаются телесные по своему характеру ритуалы очищения и воздержания. Символическое наполнение в религиозных практиках получают еда, сексуальные и репродуктивные функции, функционально-анатомические характеристики человеческого тела, например такие, как право- и леворукость (Р. Херц). Несмотря на то, что доминирующий в христианстве дискурс о теле в основном является негативным, лишь посредством телесных практик человек может приблизить себя к Богу.

>Болеющее и умирающее тело является объектом изучения в медицине. И хотя современная медицина в основном старается раскрыть биологические закономерности функционирования человеческого тела, тем не менее социальные факторы всегда оказывали сильное влияние как на медицинские концепции, так и на сам процесс лечения. Наиболее известны в области социологии медицины работы М. Фуко, П.

Старра, Р. Фицпатрика, Б. Тернера. Особенностью медицины является то, что это одновременно и научная медицина, и направленная на тело практика. И в этом втором аспекте медицина всегда находилась в особых взаимоотношениях с религией, государством и культурой.

>Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных социологии тела, это направление пока остается на периферии гуманитарных наук. Это направление отличается разнообразием концепций при относительно небольшом количестве эмпирических исследований.

Ю.Г. Фролова

СОЦИОЛОГИЯ СЕЛА

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ СЕЛА - специальная социологическая теория (см.), объектом познания которой является село (см.) как социально-территориальная общность, исторически конкретная поселенческая структура, одна из первых форм расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным трудом, характеризующаяся в отличие от города небольшой концентрацией населения на определенном пространстве; предмет изучения - закономерности и тенденции развития сельского поселения как социальной системы, включающей в себя бытовые, духовно-нравственные и производственные отношения. Ее составной частью являются: процесс сельскохозяйственного производства, сельский образ жизни, сельская культура, социально-демографическая структура села, трудовые ресурсы, сельское управление и самоуправление.

>Взаимодействие этих элементов проявляется в специфике сельского поселения как единого комплекса бытовых, территориальных и производственных аспектов бытия людей, связанных с землей и природно-климатическими условиями.

Село выполняет подчиненную по отношению к городу роль, жизнедеятельность в нем более однообразна и обусловлена природными циклами, отличается сравнительно тяжелыми условиями труда вследствие его низкой энерговооруженности, меньшей развитостью социальной инфраструктуры, худшими условиями для культурного развития и проведения досуга. В то же время сельское поселение и город взаимодействуют между собой через систему экономических, политико-правовых и культурных отношений, образуя единую социально-территориальную целостность общества. Обеспечивая город продовольствием, село получает от него машины и оборудование, удобрения, новые технологии и квалифицированные кадры. Сосредоточенные в городе политические, экономические и правовые структуры государства определяют общую направленность развития аграрной сферы.

Как самостоятельное научное направление С.С. (крестьяноведение) возникло во второй половине 19 в. и связано на

Западе с именами А. Гелена, Ф. Знанецкого (см.), П. Сорокина (см.), К. Циммермана. Изначально эта отрасль обществознания формировалась как комплексная дисциплина, включающая в себя разделы многих наук - социологии, экономики, юриспруденции, истории, этнографии и др.

Объясняется это тем, что социальная жизнь сельчанина тесно связана с его производственной деятельностью и природой. Существенный вклад в развитие С.С. (см.) внесли российские ученые В. Большаков, Н. Кондратьев (см.), Н. Макаров, А. Чаянов (см.), А. Челинцев. Работы А. Чаянова "Организация крестьянского хозяйства" и В. Большакова "Деревня (1917-1927)" определили основные направления исследований в области отечественного крестьяноведения.

В современных условиях значительный вклад в развитие С.С. вносят Ю. Арутюнян, В. Данилов, Т. Заславская (см.), П. Симуш, В. Староверов и др.

Проблематика исследований С.С. достаточно обширна и включает в себя: место и роль сельской территориально-поселенческой структуры в обществе; перспективы развития села в системах расселений; характер изменений демографической и профессиональной структур сельского населения; особенности миграционных процессов; своеобразие сельского образа жизни (см.); развитие культуры и др.

Особое место в этой проблематике занимает исследование специфики включенности аграрной сферы в систему формирующихся рыночных отношений.

В трансформационный период состояния общества для С.С., как и для других дисциплин, занимающихся крестьяноведением, наиболее актуальной является разработка оптимальной социально-экономической модели аграрной реформы. Колхозно-совхозная система привела к отчуждению сельчанина от труда и его результатов, вытравила чувство хозяина общественного производства, и в старом варианте она исчерпала свои возможности. Сами по себе рыночные отношения в их "свободном проявлении" в аграрном секторе не срабатывают.

Главная причина непривлекательности для предпринимательской среды этого сектора экономики - медленная оборачиваемость капитала (один-два раза в год), когда в торговле за этот период он обернется десятки раз. К тому же крестьянство, как правило, настороженно относится к новациям, изменяющим устоявшийся уклад жизни. Специфика современного аграрного реформирования должна заключаться в неприемлемости "революционных" методов изменения сложившихся социально-экономических отношений, а также в необходимости самому государству выступать инициатором и регулировщиком этой модернизации.

Изучая общие закономерности становления и функционирования села, как целостной социальной системы, С.С. относится к группе специальных социологических теорий объяснительного характера, описывающих социальные факты и явления через установление связей и отношений, определяющих существенные черты изучаемого объекта.

Ее задача - исследовать сельское поселение как форму объединения людей, имеющих общие интересы в производственной, социально-бытовой и культурной сферах, и выступающее средой социализации индивида. Жители села, совместно проживая на локальной территории и участвуя в трудовом процессе, образуют единую социально-психологическую и производственно-экономическую общность, в которой они выступают носителями социальных ролей и выразителями групповых интересов. Отличаясь от горожан по материальному положению, содержанию и условиям труда, по уровню образования и культуры, сельчане сохраняют особость крестьянской психологии, проявляющейся в определенном консерватизме мышления и сохранении индивидуализма. Характер взаимодействия трудовых и бытовых отношений в разрезе специфики психологических качеств и духовных запросов сельчан, анализ основных факторов, влияющих на происходящие социальные процессы - ведущая задача С.С. в исследовании села как целостной территориально-поселенческой общности.

Н.Е. Лихачев

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ - специальная социологическая теория, содержание которой - состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества (см.), отношение людей к сфере профессий (см.), выраженное в оценочных суждениях и профессиональном поведении. Объектом С.П. выступает профессиональная структура общества, сформированная в процессе профессионального разделения труда. Предмет С.П. - проблема соответствия запроса на те или иные профессии в обществе и стремления членов общества к овладению этими профессиями.

В данном ракурсе можно говорить о престиже профессий и, соответственно, о профессиональной ориентации (см.) молодежи. Престиж профессий (см.) понимается как отражение социальной политики и как прямой перенос государством социального признания на определенные социальные слои. Это - относительно стабильное явление, что позволяет разрабатывать шкалы престижа, служащие своеобразным стандартом той или иной общественной системы.

Основы формирования престижа профессий позволяют выявить соотношение его шкалы распространенностью этих профессий в обществе. Известно мнение о двух пирамидах: наиболее высоки престижные оценки сравнительно редких профессий и более низким престижем пользуются массовые профессии.

Очевидно, для цивилизованного общества необходимо, чтобы престиж творческих работников, ученых был высоким, чтобы наукой и художественным творчеством занимались наиболее способные в этом отношении люди, поэтому они и пользуются относительно большим социальным признанием. В то же время массовые профессии требуют, как явствует из их названия, привлечения гораздо больших трудовых ресурсов. Молодежь, не имея собственной практики в избираемой сфере труда, заимствует шкалу престижа профессий из окружающей среды. Поэтому, воздействовать на профессиональную ориентацию молодежи можно через изменения шкалы престижа профессий занятого населения. Хотя тяга к той или иной профессии у молодежи формируется стихийно, под воздействием духовной жизни общества, более всего на нее влияют родительская среда, система образования, контакты в мире труда, профессиональная консультация и специальная пропаганда через средства массовой информации.

>В С.П. для процесса приобретения профессии и включения человека в профессиональную среду существует особый термин - "профессионализация". Объективные условия профессионализации - это прежде всего уровень общественного разделения труда и соответствующее ему богатство форм квалификации. Профессия (см.) определяет специализированное место работника в системе производства, но в свою очередь определяется глубиной функциональной специализации. Имея объективную производственную основу, профессионализация означает интенсивный рост специфических личностных ориентаций, "привязывая" каждого работника к конкретному виду деятельности.

Углубляя специальную подготовку, человек развивает свою заинтересованность в данной работе, стремится к повышению содержательности труда. Поэтому профессионализация, если рассматривать ее как общее явление, представляет собой реальный прогресс в области отношения к труду. Значение профессионализации для отдельного работника может быть представлено не только как освоение той или иной профессии, но и как процесс его вхождения в определенную профессиональную группу и как развитие специфических признаков такой группы.

Профессиональная группа - это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией. Профессиональная группа обладает признаками социальной группы, добавляя к ним общность профессиональных характеристик ее членов. Включение человека в профессиональную группу означает не только завершение цикла профессионального развития, но и усвоение профессиональной культуры (см.).

Совокупность взаимосвязанных профессиональных групп образует профессиональную структуру предприятия (учреждения). Исследование профессиональной структуры не может быть плодотворным без анализа профессиональных перемещений, изменений, или - в более общей формулировке - профессиональной мобильности (см.).

Одним из важных направлений социологических исследований в рамках С.П. является исследование профессиональной адаптации (см.) - процесса включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе. Иначе говоря, профессиональная адаптация есть единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособление среды к человеку и человека к среде.

Она делится на первичную (вхождение молодых работников в профессиональную сферу) и вторичную (приспособление ко всем последующим изменениям в профессии или освоение новых профессий). Изучение процессов и механизмов профессиональной адаптации является методом повышения эффективности работы профессиональных групп и должно быть поставлено на серьезную научную основу. Основным законом, в рамках которого системным образом организуется категориальный аппарат С.П., является закон перемены труда (см.), непреложное требование которого - ускоряющаяся подвижность трудовых функций и создание новых универсальных профессий.

Г.Н. Соколова

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

E-mail Печать PDF

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - специальная социологическая теория, объектом изучения которой является предпринимательство (см.) как социально-экономический феномен, а предметом - закономерности формирования и воспроизводства предпринимательского типа экономического поведения (см.) в конкретно-исторических условиях. Актуальность развития данной теории определяется высокой значимостью роли предпринимателей в общественном развитии.

Предпринимательство выступает мощным фактором эволюции экономической культуры и культуры хозяйствования предприятий, стимулируя выполнение инновационной функции этих социальных механизмов. Основой предпринимательского поведения является стремление индивидуальных хозяйствующих субъектов к реализации своих экономических интересов.

Широкий спектр возможностей для подобной деятельности обеспечивают социально-экономические системы, базирующиеся на рыночных принципах хозяйствования. Поэтому наибольшее разнообразие конкретных типов предпринимательского поведения наблюдается в обществах, которые развиваются в русле объективных социально-экономических законов - разделения труда, перемены труда и закона конкуренции.

Перспективность и значимость разработки объекта С.П. связана с тем, что предпринимательство, как способ хозяйственной деятельности, и даже шире - жизнедеятельности человека выступает важнейшей формой конкурентного взаимодействия социальных субъектов. С ранних стадий эволюции человек вынужден был стремиться к максимальной реализации своего физического и умственного потенциала в жесткой борьбе за обладание ограниченными ресурсами. Вначале ареной конкурентной борьбы была природа, у которой нужно было отвоевывать средства для выживания индивида, семьи, рода.

Затем сражения разворачивались за перераспределение добытых у природы либо произведенных благ.

Сейчас борьба продолжается в относительно интегрированном социально-экономическом пространстве, в котором продолжает неумолимо действовать закон конкуренции, не давая человеку ни минуты покоя, заставляя его изобретать все новые и новые способы производства, распределения, обмена и потребления благ.

Новый - постиндустриальный - этап общественного развития, в который вступили экономически наиболее развитые страны, обусловливает качественное изменение форм и методов конкурентной борьбы, ее перемещение в виртуальные информационные пространства. Следствием этого является преобразование предпринимательства, которое как способ хозяйственной деятельности становится все более наукоемким и информационно насыщенным.

Подобные перемены приводят к изменению иерархии факторов, обусловливающих успешность предпринимательской деятельности: так, постепенно, снижается значимость гендерного и возрастного факторов (предприниматель за монитором компьютера обезличен в смысле его половозрастных характеристик) и повышается значимость таких факторов, как уровень и специфика образования, способность к быстрому поиску, обработке и использованию информации, гибкость и адаптоспособность в плане усвоения новых трудовых функций (в данном случае - новой информационно-вычислительной техники и программного обеспечения). Это определяет особый интерес С.П. к изучению закономерностей функционирования экономического мышления индивида - реализатора предпринимательского типа экономического поведения.

Особенность метода С.П. состоит в рассмотрении экономического мышления индивида как механизма формирования его предпринимательского поведения.

Компонентами данного механизма выступают: экономические интересы, социальные стереотипы, экономическая культура и психо-эмоциональные качества индивида.

Принципы взаимодействия названных компонентов определяются механизмом экономического мышления, который на основе собственного содержания (знаний человека о способах экономической деятельности и его хозяйственного опыта) выводит их "результирующую", задающую вектор выстраиваемой модели индивидуального предпринимательского поведения.

Экономическое мышление вынуждено разрешать постоянно возникающие в сознании человека противоречия между желаниями и возможностями, устремлениями и запретами, надеждами и опасениями, стремясь в русле действия глубинных механизмов психологической защиты и сохранения Я-концепции к поддержанию целостного образа "человека хозяйствующего" как непременного условия осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Названные компоненты механизма экономического мышления имеют объективно-субъективную природу. Вектор направленности и содержание экономического интереса предпринимателя отражают, с одной стороны, стремление изобретательного, компетентного, уверенного в себе человека проявить себя в хозяйственной деятельности и добиться экономического успеха, а с другой - несут отпечаток принадлежности индивида к конкретной социальной группе, страте, классу.

Социальные стереотипы также имеют двойственную природу, в зависимости от способа их формирования.

С одной стороны, они вырабатываются в результате предпринимательской активности самого индивида, с другой - воспринимаются, адаптируются и воспроизводятся под влиянием социального окружения. Последнее, таким образом, оказывает значимое влияние на весь набор социальных стереотипов, которые программируют экономическое мышление предпринимателя и предопределяют реализуемые им типы экономического поведения.

Экономическая культура, с одной стороны, трансформирует содержание экономического сознания общества на уровень экономического мышления индивида, с другой - формируется в процессе непосредственной предпринимательской деятельности, выражая способ ее осуществления. Психоэмоциональные качества индивида, с одной стороны, имеют глубокую субъективную природу (напр., тип нервной деятельности), с другой - объективно подвержены влиянию социального настроения, доминирующего в группе, классе, обществе в целом. Таким образом, предпринимательское поведение складывается под влиянием двух групп факторов - внутренних и внешних.

Кумулятивное воздействие факторов первой группы определяется режимом работы механизма экономического мышления индивида - степенью его развитости, гибкости, информационной наполненности, психо-эмоциональным балансом. Внешние факторы определяются теми связями и отношениями, в структуру которых включен предприниматель как социальный субъект, осуществляющий независимую, инициативную, хозяйственную деятельность. Поэтому важную роль в процессах формирования и воспроизводства предпринимательских типов экономического поведения играет среда осуществления предпринимательской деятельности - целостное пространство, в котором определенные факторы влияют на профессиональное поведение предпринимателя.

>Предпринимательская среда содержит три основных взаимосвязанных компонента - правовой, социальный и экономический. Первый компонент определяет "правила" игры, которые установлены в данном обществе для взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности: предпринимателей, потребителей, наемных работников и государства.

Второй компонент отражает доминирующее отношение общественного окружения и властных структур к предпринимательству (поддержка - понимание - терпимость - неприятие - ненависть) и определяет социально-психологические условия деятельности предпринимателей. Третий компонент задает прежде всего экономические условия конкурентной борьбы (особенности ценообразования, размер ставок ссудного процента и налогообложения и т.д.). Поскольку предпринимательство является наиболее креативной и организационно гибкой формой хозяйственной деятельности, то уровень его развития выступает одним из основных показателей инновационного потенциала общества в целом, а значит - свидетельствует об адаптоспособности социально-экономической системы и ее возможностях выживать и развиваться в условиях глобального действия закона конкуренции. Неслучайно основу экономик развитых стран составляют прежде всего субъекты малого и среднего предпринимательства, которые моментально реагируют на малейшие изменения рыночной конъюнктуры, корректируя собственное экономическое поведение и обеспечивая тем самым устойчивое состояние хозяйственной системы в целом.

В Республике Беларусь, в соответствии с Законом о государственной поддержке малого предпринимательства, к субъектам малого предпринимательства отнесены предприятия со среднесписочной численностью работников в промышленности и на транспорте до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60, в строительстве и оптовой торговле - до 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. По данным Министерства статистики Республики Беларусь по кругу организаций, представивших отчеты, численность работников субъектов малого предпринимательства на конец 2000 - 333,7 тыс. человек, что составляет 7,5% от числа занятых в экономике республики (4441,0 тыс. чел.).

Данные статистики свидетельствуют о воспроизводстве национальной хозяйственной структуры, доставшейся в наследство от Советского Союза, в котором Беларусь была огромным "сборочным цехом". В этой системе пока что продолжают доминировать крупные предприятия, обеспечивая занятость подавляющего большинства экономически активного населения, соответственно претендуя на большее внимание и поддержку со стороны государства, и оставляя тем самым весьма ограниченное пространство для формирования и воспроизводства различных типов предпринимательского поведения индивидуальных хозяйствующих субъектов и субъектов малого предпринимательства.

О.В. Кобяк

Страница 82 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135