Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

БАКУНИН

E-mail Печать PDF

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве.

Увлекся философией Г.Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить "тайну" этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению Б., движется "всеобщей сущностью".

Мысль должна перейти из теории в "действительность". В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом (см.), что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером-эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника.

Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины.

С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: "Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика" (1838), "О философии" (1840), "Реакция в Германии" (1842), "Кнуто-Германская империя и социальная революция" (1871), "Государственность и анархия" (1873), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена), "Бог и государство" (не закончена), "Исповедь" (написана в заключении) и др.

Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом "материализм экономический", игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного.

Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель социального прогресса (см.) и его базовый критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство (см.), созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной "новой религии" (религии жизни и деятельности, иначе - "дела"), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. "Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет". Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид "коллективного сумасшествия", а церковь - как разновидность "небесного кабака".

Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., "закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями". Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы.

Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно "снизу вверх" свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей "права на землю" и "социалистическим инстинктом". Полагал, что русскому народу присущи "наивное чувство братства" и "любовь к огню". Пожар из России призван, по Б., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.

В.Л.

Абушенко, А.А. Грицанов

БАЗИС И НАДСТРОЙКА

E-mail Печать PDF

БАЗИС и НАДСТРОЙКА (греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социологии (см.), характеризующие структуру "общественно-экономической формации" (см.). С помощью данных понятий в границах исторического материализма (см.) была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития.

Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс (см.) сформулировал в предисловии к работе

"К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Таким образом, Б., по

Марксу, - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания"). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в Б.) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н., выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б. и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б.

Разработка концепции Б. и Н. в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же - выступила как избыточно упрощенная и одномерная попытка материалистического решения так называемого "основного вопроса философии" в марксовой версии применительно к обществу. Справедливая критика Маркса его оппонентами за экономический материализм во многом была обусловлена именно этой концептуальной схемой.

Р.Н. Дождикова

БАЗАЛЬНЫЕ ЯДРА

E-mail Печать PDF

Базальные ядра (nuclei basales — лат.) — подкорковые образования, расположенные в белом веществе коры больших полушарий мозга. К Б. я. относятся хвостатое ядро, бледный шар, скорлупа, ограда, миндалина и др. Функции Б. я. разнообразны. Основная функция хвостового ядра и бледного шара, входящих в стриапаллидарную систему, — участие в организации и построении движения. Миндалина является частью лимбической системы (см. Лимбическая система) и связана с мотивационно-эмоциональной сферой. Б. я. вовлечены в организацию высших психических функций.

БАЗАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

E-mail Печать PDF

Базальные эмоции — основные эмоции, имеющие врожденный характер, на основании которых под влиянием социального опыта формируется основной состав эмоционально-личностной сферы взрослого человека. Б. э. возникают при электрическом раздражении глубоких подкорковых структур мозга. В их число входит радость, гнев, страх, печаль, удивление, отвращение и др. Общепризнанной классификации Б. э. пока не существует. Каждый здоровый человек обладает всеми базальными эмоциями, однако, сила (выраженность) различных базальных эмоций у разных лиц различна, что и предопределяет индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы. Одним из первых исследователей Б. э. был В. Н.

Небылицын. Левое и правое полушария мозга преимущественно связаны с различными Б. э: левое полушарие (у правшей) — с положительными; правое — с отрицательными. При разных формах аффективной патологии различные Б. э. страдает в разной степени. Патологические эмоциональные состояния в виде эйфории, депрессии, агрессивности, различных фобий, наблюдающиеся при различных психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга, отражают патологию различных Б. э. (см. "Эмоций нарушение").

Е. Д. Хомская

БАЖЕНОВ

E-mail Печать PDF

БАЖЕНОВ Николай Николаевич (1857—1923) — российский психолог и психиатр. Д-р медицины (1894), профессор (1900). За работу в области психиатрии и психиатрического законодательства награжден орденом Почетного легиона.

Окончил Московскую классическую гимназию (1876) и медицинский фак-т Московского ун-та (1881). Учился у С.П. Боткина. В 1885 г. в одной из сельских больниц Рязанской губернии впервые в России ввел систему "нестеснения" и "открытых дверей", направленную на отмену излишних ограничений свободы психически больных людей и гуманизацию отношения к ним. В 1886 г. начал пропаганду идеи семейного психиатрического патронажа и в 1887 г. впервые в

России внедрил его. В 1904—1916 гг. работал главным врачом московской городской Преображенской психиатрической больницы (Московского доллгауза), в которой заменил надзирателей врачами-интернами, а санитаров — сестрами милосердия. В 1914 г., совместно с коллегами, основал в Москве Донскую психоневрологическую лечебницу (ныне больница им. З.П. Соловьева). В 1916 г. выехал во

Францию для оказания помощи солдатам русского экспедиционного корпуса. Несколько позже стал главным уполномоченным российского Красного Креста во Франции. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на важность и перспективность проблемы бессознательного психического, интересовался психоаналитическими идеями и теориями. Подготовил многих российских психиатров и психоаналитиков (в том числе Н.А.

Вырубова, Е.Н. Довбню, Н.Е. Осипова, О.Б. Фельцмана и др.). С 1911 г. был соучредителем и членом бюро Московского психиатрического кружка "Малые пятницы", сыгравшего большую роль в адаптации и распространении психоаналитических идей. Исследовал вопросы конституционологии, вырождения, законодательства о душевнобольных, устройства психиатрических больниц и многие др.

В.И. Овчаренко

Страница 419 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135