Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

БАТЫГИН

E-mail Печать PDF

БАТЫГИН Геннадий Семенович (р. 1951) - российский социолог, специалист в области методологии социологических исследований и социальной истории науки. Окончил философский факультет МГУ (1974). С 1974 - старший, ведущий, главный научный сотрудник Института социологии РАН. Докторская дисертация - "Методологические проблемы обоснования научного вывода в прикладной социологии" (1986).

Профессор (1991). С 1979 по 1987 - редактор отдела, зам. главного редактора журнала "Социологические исследования". В 1988-1989 - зам. директора Института книги Всесоюзной книжной палаты. С 1994 - главный редактор "Социологического журнала".

С 1995 - декан факультета социологии Московской высшей школы социальных и экономических наук при Академии народного хозяйства. Член редколлегии журналов "Вестник Российской Академии наук", "Человек".

В публикациях 1970 - 1980-х Б. развивал конструктивистскую версию социологических показателей как идеализированных объектов теории. В частности, им было выявлено присутствие вненаучных представлений в проектах социологических исследований и предложено понятие "интерпретационной схемы", связанное с семантическими и прагматическими аспектами языка науки и использовавшееся в качестве неявного обоснования операциональных и измерительных процедур. В последующих публикациях Б., в частности в статье

"Ремесло Пауля Лазарсфельда: введение в научную биографию" (1990) вненаучные компоненты создания совокупного социологического текста были отграничены от процедур рационального вывода. Развивая идею автономии научного знания как рационально-технической формы освоения мира, Б. использовал понятие "научного этноса" в его мертоновской трактовке. Это потребовало обращения к социологии и истории науки. В конце 1980-х - начале 1990-х Б. публикует результаты архивных исследований и обзорные очерки по социальной истории общественных наук в СССР, в центре которых - роль интеллектуалов и "дискурсивного сообщества" в легитимации и реформировании социальных порядков.

Основные работы: "Обоснование научного вывода в прикладной социологии" (1986); "Место, которого нет: Феномен утопии в социологической перспективе" (1989); "Ремесло Пауля Лазарсфельда: Введение в научную биографию" (1990); "Происхождение социологии" (1991); "Советская социология на закате сталинской эры" (1991); "Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов" (1995); "Формы воспроизводства и представления социологического знания" (1996) и др.

БАТУЕВ

E-mail Печать PDF

БАТУЕВ Александр Сергеевич (р. 1935) — российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной физиологии мозга и теории антропогенеза. Д-р биологических наук (1968), профессор (1974), чл-корр. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Вице-президент Санкт-Петербургского физиологического общества. Образование получил в ЛГУ им.

Жданова (ныне Санкт-Петербургский ун-т), окончив биолого-почвенный фак-т (1957 г) и аспирантуру этого фак-та (1957—1959). Профессиональную деятельность начал м.н.с. Физиологического НИИ ЛГУ (1959—1961), где защитил канд. дис.: "Функциональная структура двигательных актов" (1960). С 1961 г. преподавал на кафедре ВНД ЛГУ. В 1968 г. возвращается к исследовательской работе в Физиологическом НИИ ЛГУ, защищает докт. дис.: "Функции двигательного анализатора" и в 1970 г. возглавляет там лабораторию. Все это время он не оставлял преподавательскую деятельность и с 1972 по 1976 г. возглавил кафедру биофизики ЛГУ, затем кафедру ВНД ЛГУ (1976—1981). С 1981 по 1985 г. Б. — директор ФНИИ ЛГУ. С 1985 г. и по настоящее время заведует кафедрой ВНД ЛГУ (ныне СПбГУ). Основная научная проблема, исследованием которой занимался Б., — психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения.

Многолетние и систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса. В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты является необходимым условием обучения.

Поведенческая реакция, возникшая в результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивационных структур определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на длительное время.

Исследовались также основные свойства ассоциативных систем мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных форм поведения человека.

На этом основании была разработана классификация форм обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга. Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими ассоциативными системами мозга. Развивая учение А.А. Ухтомского о доминанте, Б. разработал проблему "

;Биосоциальные факторы формирования системы "Мать — дитя", которая служит базой для развития теоретических основ антропосоциогенеза. Руководил рядом комплексных программ РАО, связанных с психофизиологией раннего детства (1994, 1995), является научным руководителем центра "Психофизиология матери и ребенка" СПбГУ. Б. автор 10 монографий и более 10 учебников и учебных пособий. Основные из них: "Эволюция лобных долей и интегральная деятельность мозга", 1973; "Кортикальные механизмы интегральной деятельности мозга", 1978; "Мозг и организация движений", 1978; "Введение в физиологию сенсорных систем", 1984; "Высшая нервная деятельность", 1991; "Человек. Основы физиологии и психологии" / учебник для 9 кл., в соавт., 1998; "Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка" / ред., 1999; и др.

Л.А. Карпенко

БАТАЙ

E-mail Печать PDF

БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897—1962) — французский философ, писатель, экономист, публицист, этнограф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдеггера — "самый светлый ум во Франции". В 1901—1913 учился в лицее в Реймсе.

В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д\'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу "Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в." и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже общался с Шестовым; под его влиянием начал читать Ф.Достоевского, Кьеркегора, Б

.Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова "Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше" (1925). Кроме этих мыслителей, Б. интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Г.Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. В 1931 вступил в Демократический коммунистический кружок (кружок распался в 1934).

>Опубликовал ряд статей в журнале "Социальная критика": "Критика основ гегелевской диалектики" (совместно с Р.Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); "Проблема государства" (1933; полемика против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); "Психологическая структура фашизма". Первым во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934—1939 — в семинаре Кожева, где в сотрудничестве с Р

.Кено, Ароном, Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской "Феноменологии духа".

В 1935 принимал участие в работе исследовательской группы, организованной Лаканом; стал одним из инициаторов движения "Контратака" (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, основной целью провозглашалась замена мифологии фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными идейными источниками "Контратаки" были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот период Б. обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных им документов "недипломатическая грубость"

Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива "слюнтяйству" французских политиков и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайного общества "Асефаль" (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частности, стал Клоссовски; одним из правил общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии "сакрального", способной дополнить марксистский социальный анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни.

В тот же период Б. организует

Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть — "эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию"), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б. началось издание журнала "Критика", где он опубликовал статьи "Моральный смысл социологии", "Тайна Сада", "О рассказах жителей Хиросимы", "Переход от животного к человеку и рождение искусства", "Коммунизм и сталинизм", "Сад (1740—1814)" и др. В 1952 Б. был награжден орденом Почетного легиона.

Основные сочинения: "Внутренний опыт" (1943), "Виновный" (1944), "О Ницше" (1945), "Метод медитации" (1947), "Теория религии" (1948), "Проклятая доля" (1949), "Литература и зло" (1957), "Эротизм" (1957), "Слезы Эроса" (1961), "Сумма атеологии" (1972) и др. Объектами пристального внимания Б. становились: Бергсон, Ницше, Фрейд, Шестов, Кьеркегор, Ф.Достоевский, Паскаль, Платон, Маркс, Гегель, П.Клоссовски, М.Бланшо. В общих чертах взгляды Б. сводятся к осмыслению опыта "абсолютной негативности", преодолевающего опосредованность в любых ее формах (исторической, феноменологической, трансцендентальной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает философскую, литературную, экономическую стратегии достижения и преодоления пределов мышления и чувственности. Адекватное выражение Б. опыта "невозможного" в мистицизме, эротизме и т.п. преследует цель предельной интенсификации языка, чтобы устранить дистанции-различия между внешним контролем и внутренним опытом. Наиболее важными у Б. в этом контексте становятся заимствованные у Гегеля понятия "суверенности" и "трансгрессии" (см. Трансгрессия). ("Господин" в гегелевской трактовке, по версии Б., — это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) "Суверенность" у Б. символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. "чистую позитивность", предшествующую всякому представлению.

>Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремлении преодолеть любые ограничения своей автономии. В своем оригинальном понимании "трансгрессии" Б. исходит из предпосылок о конвенциальности всех человеческих установлений как результата "общественного договора" и о естественном, "органически" присущем каждому индивиду стремлении к собственной "суверенности", которая никогда не достигается в рамках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в "пограничных ситуациях" (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное "постановочное движение" суверенной мысли отвергает конформизм, гарантирующий "длительность" жизни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую "интенсивность", тем самым восстанавливая существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации этого "отверженного фрагмента" последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций индивидуального организма и поэтому контролируют исполнение индивидом целей рода, первичных по отношению к потребностям его самого. Б. отождествляет "суверенность" и "трансгрессию" вплоть до реабилитации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции выступает для Б. не социальный активизм, а литературное творчество. Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности; она подобна Прометею и осмеливается сделать то, что противоречит основным законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью "революционности", тем самым нарушая "правила игры" как по отношению к интеллектуальной оппозиции, так и к официальной идеологии. (См. также

Телесность.)

А.А. Грицанов

БАСТИАН

E-mail Печать PDF

БАСТИАН (Bastian) Адольф (1826—1905) — немецкий врач, психолог и этнолог. Профессор этнологии университета Фридриха Вильгельма (Берлин). Учился в Берлинском, Гейдельбергском и Пражском ун-тах.

Вскоре после получения медицинского образования (1850) увлекся этнологией. На протяжении нескольких десятилетий участвовал в этнографических экспедициях в Азии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америки, Индии, Китае. Был инициатором организации и чл. Берлинского "Общества антропологии, этнологии и доистории" и редактором "Журнала этнологии", издававшегося этим обществом (1869—1870).

Собрал многочисленные коллекции, которые были положены в основу созданного и руководимого им Берлинского музея народоведения (1886). Осуществил ряд исследований по психологии. Стремился к выработке целостного психологического объяснения истории и привнесению в психологию естественнонаучных идей, методов и стандартов.

Считал психологию "наукой будущего", которая может и должна стать "краеугольным камнем единого мировоззрения", поскольку "истинная наука не знает ни материализма, ни идеализма, она охватывает и то и другое". Последовательно отстаивал идеи единства человеческого рода, умственного прогресса, влияния среды, культуры и др. Выдвинул и развивал идею единства психики человечества.

Утверждал, что именно единое происхождение психики людей обеспечило историческое единство элементарных идей и культур всех народов. Полагал, что возникновение и функционирование культурных черт, фольклора, мифов и верований различных этнических групп детерминируются законами эволюции культуры и в принципе одинаковы, а различия между их конкретными формами обусловливаются преимущественно географической средой.

Оказал влияние на формирование глубинной психологии (в том числе концепцию коллективного бессознательного), функционалистских и антропологических теорий культуры. Основные психологические идеи изложил в фундаментальном труде: "Человек в истории. К обоснованию психологического мировоззрения", т. 1 "Психология как естественная наука", т. 2 "Психология и мифология", т. 3 "Политическая психология", 1860. Автор книги: "Введение в сравнительную психологию", 1868; и около 60 др. работ по различным проблемам психологии, этнологии, антропологии.

В.И. Овчаренко

БАССА-ДАРКИ ОПРОСНИК

E-mail Печать PDF

Басса-Дарки опросник (Buss-Durkey Inventory) — опросник личностный, разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Б.-Д. о. состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен дать ответ "да" или "нет". Примеры утверждений:

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому;

15. Я часто бываю не согласен с людьми;

48.

Если я разозлюсь, то могу ударить кого-либо;

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, но не стану спорить.

Какое утверждение относится к одному из восьми т. н. индексов — форм агрессивных или враждебных реакций: 1. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная агрессия — окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки) и агрессия без направленности (взрыв ярости, проявляющийся в крике, битье кулаками по столу и т. п.). 3. Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. 4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. 6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств через форму (ссора, крик и т. п.) и содержание словесных угроз (проклятья и т. п.). 8. Чувство вины — убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

Исходя из этого, вышеприведенные утверждения будут иметь такие индексы — 1, 7, 1, 7. По числу совпадений с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности, а сумма 6 и 5 — индекс враждебности. Б.-Д. о. широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность.

Опросник используется и в отечественных работах, однако, данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений (см. Установки на ответ), а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

Страница 417 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135