Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ

E-mail Печать PDF

Высших психических функций формирование [греч. psychē — душа; лат. functio — исполнение] — важнейшее направление умственного развития ребенка: становление и совершенствование сложных, прижизненно складывающихся системных психических процессов, социальных по своему происхождению. В. п. ф. — одно из основных понятий культурно-исторической теории психического развития, разработанной Л.С. Выготским. Психофизиологической основой В. п. ф. ф. является образование сложных функциональных систем, включающих большое число звеньев. Некоторые звенья функциональной системы жестко "закреплены" за определенными мозговыми структурами, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга. Разработка теории В. п. ф. позволила А.Р. Лурии обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой.

В. п. ф. ф. характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические носит название интериоризации. Вторая важная черта, характеризующая развитие В. п. ф., — их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность "свертывается", приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.

Е.Д. Хомская

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

E-mail Печать PDF

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н.

Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.

Выготский выделял два уровня психических явлений ("натуральные" и "культурные" психические процессы, считая, что первый детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а второй формируется всецело под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшей характеристикой В. п. ф. является их опосредствованность различными "психологическими орудиями" — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди "психологических орудий" ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования. В. п. ф. — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой "психологические системы", которые создаются путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как "психологические системы". В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации. Вторая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное "свертывание", автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф. Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию.

Часть звеньев функциональной системы жестко "закреплена" за определенными участками мозга, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., каждая В. п. ф. связана с работой не одного "мозгового центра" и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие. Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки. Детская и педагогическая психология использует представление о В. п. ф. как об одном из основных при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в "культурных" процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей.

В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В современной нейропсихологии понятие В. п. ф. является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных функций. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

Е.Д. Хомская

ВЫСКАЗЫВАНИЕ

E-mail Печать PDF

Высказывание — единица речевого общения. В логике В. соотносится с суждением и рассматривается только с позиций истинности/ложности. В лингвистике определение В. зависит от выбранного теоретического подхода и метода анализа речи, чаще синонимично понятию фразы. В некоторых теориях В. считается любой законченный в смысловом отношении текст между паузами (ср. трактовку романного жанра М.М. Бахтиным). В отличие от предложения как единицы лингвистического анализа, В. является коммуникативной единицей. Семантический анализ В. предполагает обращение к контексту, ситуации, фоновым знаниям говорящих.

При построении В. говорящий формирует в сознании предметно-логическую модель ситуации, при этом он может по-разному избирать и группировать ее элементы (в т.ч. в зависимости от эмоциональной структурации мира), вследствие чего В. отличается избирательностью. Выделение разных сторон смысла одного фрагмента реальности обеспечивает вариативность В. — возможность описывать одну и ту же ситуацию разными способами. Как речевое явление, В. характеризуется ситуативностью — соотнесенностью с конкретной ситуацией, известной говорящим, что позволяет им использовать обозначения, понятные только в данном случае ("Еще горячий"). В стандартных ситуациях используются клишированные языковые формы (например, этикетные формулы приветствия). Важной особенностью В. является ориентация на слушающего, в том числе на его возможную (предполагаемую) реакцию на В.

В.П. Белянин

ВЫРУБОВ

E-mail Печать PDF

ВЫРУБОВ Николай Алексеевич (1869—1918) — российский психиатр, невролог и психоаналитик. Один из основателей, организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Окончил Орловскую гимназию (1888) и Московский университет (1893). В 1894—1895 гг. работал в

Клинике душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург). В 1895—1897 гг. работал врачом Землянского уездного земства. В 1897—1900 гг. — ординатор Психиатрической больницы Святого Пантелеймона (железнодорожная станция "Удельная" под Санкт-Петербургом). В 1899 г. защитил докт. дис. "О перерождениях нервных клеток и волокон в спинном мозгу при нарастающем параличном слабоумии", рецензентом которой был В.М.

Бехтерев. В 1900 г. стажировался в Западной Европе, где слушал лекции по психиатрии (Э. Крепелина, Э. Менделя и др.), невропатологии (В. Эрба, Оппенгейма и др.) и работал в лаборатории Ниссля. В 1901—1907 гг. работал директором Психиатрической лечебницы Воронежского губернского земства.

Наряду с врачеванием и научными исследованиями в области неврологии, преподавал психиатрию в мужской и женской фельдшерских школах. Занимался проблемами организации психиатрической помощи в губернии, общественного попечения о душевнобольных, земского патронажа, посемейного призрения душевнобольных и др. После административного удаления из Воронежской губернии с 1908 г. работал в Психиатрической клинике Московского ун-та. Активно интересовался новыми идеями в психиатрии и психотерапии.

Одним из первых российских психиатров обратил внимание на возможности психоаналитического учения З. Фрейда и стал одним из наиболее деятельных его российских сторонников.

В 1909 опубликовал в профессиональных журналах две статьи: "Психоаналитический метод Фрейда и его лечебное значение" и "Психологические основы теории Фрейда о происхождении неврозов", фактически ставшие одними из первых российских научных работ по психоанализу. В декабре 1909 первым из российских психиатров прочитал в профессиональной аудитории спецкурс "Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов" на организованных А.Н. Бернштейном "Повторительных курсах по психиатрии для врачей" (Москва).

В 1909—1916 гг. был директором подмосковного санатория "Крюково" для нервнобольных, где работали российские (Л.Я. Белобородов, Ю.В.

Каннабих, Г.С. Чернорук и др.) и зарубежные (Г. Роршах и др.) сторонники психоанализа. Осуществил эксперименты по синтезу психоанализа и гипноза с использованием при психоаналитической терапии символов и традиций русского православия. В 1910 совместно с А.Н. Бернштейном, Ю.В. Каннабихом и Н.Е. Осиповым организовал выпуск нового научного междисциплинарного журнала: "Психотерапия.

Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии", фактически ставшего первым русским психоаналитическим журналом и одним из первых в мире периодических изданий по проблемам психоанализа (1910—1914). Наряду с врачеванием занимался проблемами призрения душевнобольных преступников и различными вопросами неврологии. Преподавал психиатрию на Московских высших женских курсах. С 1911 г. был секретарем Русского союза психиатров и невропатологов.

Принимал участие в организации издания "Справочного листка Русского союза психиатров и невропатологов" и Трудов 1-го съезда Русского союза психиатров и невропатологов. В январе 1912 г. был официально избран членом "Общества свободного психоаналитического исследования" (организованного А. Адлером в 1911 г. и впоследствии преобразованного в "Общество индивидуальной психологии"). С 1914 г. в связи с началом

Первой мировой войны, занимался лечением и исследованием психозов и психоневрозов военного времени, что нашло отражение в его работах "Контузионный психоз и психоневроз" (1914), "К постановке вопроса о психозах и психоневрозах войны" (1915). Работал в Московском госпитале для душевнобольных воинов, принимал участие в работе Психиатрической комиссии Красного креста. В 1917 г. занимался организацией Московской конференции психиатров и невропатологов, посвященной повышению эффективности врачебной помощи страдающему населению России.

В.И. Овчаренко

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РАЗВИТИЕ

E-mail Печать PDF

Выразительных движений развитие — закономерное изменение с возрастом внешних проявлений переживаний в мимике, пантомимике, интонациях речи. В процессе развития общения между людьми В. д. все более дифференцируются и приобретают свойство своеобразного "языка" для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, отношения к событиям. Первоначально (у младенца) В. д. непроизвольны. Крик, слезы, улыбка проявляются как непосредственная реакция на эмоционально затрагивающие воздействия. С возрастом дети овладевают своими В. д. и начинают использовать их целенаправленно, для выражения своего отношения или настроения. В. д. значительно обогащают эмоциональный фон общения. С их помощью можно более тонко, чем с помощью слов, передать оттенки недовольства, ободрения, презрения, требования и пр.

Е.О. Смирнова

Страница 377 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135