Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ГОТТШАЛЬДТ

E-mail Печать PDF

ГОТТШАЛЬДТ (Gottschaldt) Курт Бруно (р. 1902) — немецкий психолог, исследователь проблем общей и генетической психологии. Образование по психологии, философии, физике и химии получил с 1920 по 1926 г. в Берлинском ун-те Фридриха-Вильгельма (д-р философии, 1926). Профессиональную деятельность начал в должности ассистента в Психологическом ин-те Берлинского ун-та (1926—1929). С 1929 по 1933 г. Г. — ведущий психолог и руководитель психологической лаборатории Детского санатория для душевно больных Рейнской обл. в Бонне. В 1932 г. защитил дис. для замещения должности доцента. С 1933 по 1935 г. — старший ассистент Психологического ин-та Боннского ун-та, здесь проводил свои исследования процесса формирования цели и динамики уровня притязаний ("Der Aufbau des kindlichen Handelns" / Beiheft zur Zeitsch. f. angewandte Psycho, Lpz., 1933). С 1935 г. Г. работал в

Берлине в Институте антропологии, человеческой наследственности и евгеники, здесь руководил лабораторией генетической психологии и был директором городской детской больницы. С 1938 г. Г. — экстраординарный профессор в ун-те Берлина, с 1946 г. — ординарный профессор, с 1946 г. по 1961 г. — директор Психологического ин-та Гумбольдтовского ун-та Берлина, с 1961 г. до своей отставки в 1970 г. — директор Психологического ин-та в Геттингене. Член Немецкой академии наук (1955), руководил в ней секцией экспериментальной и прикладной психологии; почетный член Немецкого общества психологов (1982).

Свои научные изыскания Г. проводил с позиций гештальтпсихологии, изучал процессы формирования уровня притязаний, изменения психологической структуры действий при достижении цели, настроения у близнецов, самовосприятия: широко известны его эксперименты, начавшиеся с вопроса, каким видит себя человек в зеркале — испытуемые могли расширять или сужать изображение лица на фотографии, подстраивая его под свой собственный образ, в результате был сделан вывод о наличии у человека идеального образа себя, служащего в качестве критерия оценивания ("Über Persona-Phänomene" / Zeitsch. f. Psychol., 1954). Получил признание как автор оригинальных экспериментальных ситуаций и методик, в частности методики скрытых фигур, с докладом о которой он приезжал в Москву в 1920-х гг. ("фигуры

Готтшальдта"), предназначенной для изучения структуры визуальных и когнитивных способностей.

При создании этого метода он исходил из чисто концептуальных задач: если восприятие какой-либо формы определяется факторами прошлого опыта, то сложная фигура, содержащая многократно ранее воспринимавшуюся простую, будет восприниматься как простая плюс дополнительные части, но экспериментальное исследование показало, что это происходит крайне редко, и, следовательно, прошлый опыт не ведет непосредственно к определенной перцептивной организации. Личностные аспекты этой методики получили дальнейшее развитие в тесте "замаскированных фигур" Г. Виткина. Основные труды Г.: "Über den Einfluss der Erfahrung auf die W ahrnehmung von Figuren" / Psychol. Forsch, 1926, 1928; в рус. пер.: "Прошлый опыт и организация" / Хрестоматия по ощущению и восприятию, М., 1975; "

;Methodologische Perspektiven in der Ausdrucksforschung" / Bericht über 16 Inter. Kongr. Amsterdam, 1961; "Das Problem der Phänogenetik der Persönlichkeit" / Handbuch der Psychologie. 1966.

И.М. Кондаков

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

E-mail Печать PDF

Готовность к школьному обучению — определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе — интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Г. к ш. о. в значительной мере определяется индивидуальным уровнем структурно-функционального созревания коры больших полушарий и регуляторных структур мозга. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функционального развития. Готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других условий.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

E-mail Печать PDF

Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Е.О. Смирнова

ГОСПИТАЛИЗМ

E-mail Печать PDF

Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — в буквальном смысле, совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Понятие Г. ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945 г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам Г. Р. Спитс относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость инфекциям и т. д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Г. приводит к смерти. Явления Г., по Р. Спитсу, возникают также в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания. Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и другими проявлениями.

В. И. Овчаренко

ГОРШКОВ

E-mail Печать PDF

ГОРШКОВ Михаил Константинович (р. 1950) - российский социолог, специалист по методологии и методике социологических исследований. Окончил Московский медицинский институт им. Н.А. Семашко. Доктор философских наук (1989).

В 1973-1976 - на комсомольской работе. С 1976 по 1989 работал в АОН при ЦК КПСС - младший, старший научный сотрудник, референт ректора, доцент кафедры идеологической работы, зам. руководителя кафедры социологии и социальной психологии. В 1989-1990 - в аппарате ЦК КПСС, с 1991 - директор Института теории и истории социализма, с 1992 - Генеральный директор Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП).

Основные научные интересы Г.: методология и методика социологических исследований, теория и практика изучения общественного мнения, социология политических процессов.

В последние годы активно работает в области социологии избирательных кампаний, изучения специфики электорального сознания и поведения российских граждан. Руководитель и участник около 150 прикладных социологических исследований как федерального, так и регионального масштаба.

Основные сочинения: "Общественное мнение. История и современность" (1980); "Общенародное общественное мнение" (1986); "Как провести социологическое исследование" (1985 и 1990, соавтор); "Основы прикладной социологии" (1996, соавтор) и др.

Страница 360 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135