Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ГЭЛБРЕЙТ

E-mail Печать PDF

ГЭЛБРЕЙТ (Galbraith) Джон Кеннет (р. 1908) - американский мыслитель, экономист, социолог, литератор, общественный деятель. Профессор Гарвардского университета (1949). Основные сочинения: "Новое индустриальное общество" (1967), "Экономические теории и цели общества" (1973), "Общество изобилия" (1958), "Анатомия власти" (1984) и др.

Продолжая традиции американского институционализма, Г. анализирует различные аспекты деятельности крупных корпораций в духе концепции "революции менеджеров". Согласно Г., с развитием технологии происходит изменение социального статуса владельцев факторов производства (земли, капитала, труда, предпринимательского таланта): власть переходит к тому фактору производства, который наименее доступен. Длительное время таким фактором была земля, а затем - капитал. Настоящее время характеризуется, по Г., очередной сменой власти, переходящей, однако, не к труду (поскольку его предложение всегда превышает спрос), а к носителям специализированных знаний, необходимых для управления современным производством - т.наз. "техноструктуре". Эта социальная группа отличается по своим целям и мотивации от традиционной фигуры капиталиста-предпринимателя. Техноструктура, по Г., не нуждается в максимизации прибыли и не стремится к этой цели, т.к. прибыль принадлежит не управляющим, а акционерам.

Единственное, что в данной связи заботит техноструктуру, - обеспечение такого уровня доходов владельцам акций, при котором последние не испытывали бы желания вмешиваться в дела корпорации. Помимо этой "защитной цели" у техноструктуры существует "положительная" программа, заключающаяся в стремлении к росту корпорации, т.к. это приводит к повышению престижа техноструктуры, увеличению ее реальной власти и доходов. Побудительными мотивами деятельности менеджеров становятся желание получить одобрение своих коллег, стремление идентифицировать себя с задачами организации и надежда приспособить цели организации к своим собственным. Господство техноструктуры в мире крупных корпораций приводит к ее доминирующему положению в политике: современное государство становится выразителем и проводником интересов техноструктуры. Современные технологии, по Г., неизбежно требуют расширения сферы планирования и уменьшения неопределенности, присущей функционированию рыночной экономики. При помощи различных средств корпорации способны навязывать покупателю производимую продукцию и тем самым делают эфемерным суверенитет потребителя, провозглашаемый либеральными доктринами в качестве основы капиталистической экономики.

Возрастание роли техноструктуры, ее стремление избежать некомпетентного вмешательства в свои дела Г. считал процессами, характерными не только для капиталистической, но и для социалистической экономики, т.к. они диктуются не идеологическими соображениями, а вытекают из требований современной технологии. В этой связи Г. рассматривал капитализм и социализм как разновидности единого "индустриального общества" и отстаивал "теорию конвергенции". Работы Г. были одним из излюбленных объектов критики в советской экономической философии и социологической литературе 1960-1970-х. В настоящее время некоторые из его аргументов охотно используются сторонниками активного государственного вмешательства в экономику.

А.А. Баканов, М.Г. Баканова

ГУСЕВ

E-mail Печать PDF

ГУСЕВ Николай Карпович (1891—1943) — российский психолог, специалист в области психологии труда, проблем психологии производственного обучения, психологии профессии и психофизиологии потребностей. Закончил естественное отделение физико-математического фак-та Петроградского ун-та (1916) и научно-исследовательские курсы при Московском институте психологии. Работал в 1920-е гг. в

Центральном институте труда под руководством А.А. Толчинского, занимался изучением трудовых движений рабочих при холодной обработке металла и внес ряд предложений по рационализации методов их производственного обучения. В Ленинградском ин-те организации и охраны труда в 1930-е гг. исследовал вопросы упражнения профессионально значимых качеств.

Экспериментально выявил динамику работы в процессе упражнения и зависимость ее успешности от волевых усилий испытуемых. Под его руководством осуществлялось изучение профессий в целях профконсультации, для чего разрабатывались специальные схемы и инструкции, основанные на тесной взаимосвязи характеристики психологических компонентов профессии с ее производственным содержанием и санитарно-гигиеническими условиями труда (Схема для изучения профессий в целях профконсультации (в соавт.), 1935). Г. были сформулированы теоретические принципы классификации профессий в целях профконсультации. Критерием классификации служила обусловленность психики работающего человека объективными характеристиками осуществляемого им процесса деятельности (орудия труда, характер предмета и продукта труда, особенности производства: индивидуального, среднесерийного, массового).

Работая заведующим лабораторией вкуса и обоняния в отделе психологии Ленинградского института мозга им. В.М. Бехтерева, занимался разработкой теории вкусовой чувствительности, которая увязывалась им с проблемой потребностей (Психофизиология вкусовой чувствительности, 1940). Изучая изменения вкусовой чувствительности в связи с динамикой потребности в пище, Г. обнаружил феномены обострения или притупления чувствительности к сладкому, соленому, горькому и кислому при переходе от сытого состояния к голодному; установил, что состояние жажды переживается труднее, чем состояние голода и заметно изменяет колебания чувствительности к сладкому и соленому.

>Им анализировалось расстройство вкусовой чувствительности в связи с различными заболеваниями (при операции среднего уха, после припадков эпилепсии, при туберкулезных поражениях верхних дыхательных путей и заболеваниях пищеварительных органов). В годы войны (1941) исследовал причины потери аппетита у летчиков (эмоциональное возбуждение, кислородное голодание, жажда), разработал рекомендации по рациональному питанию с учетом индивидуального подхода ("К вопросу о потере аппетита у летчиков", 1941). Умер в 1943 г. в Ленинграде от тяжелых последствий блокадной дистрофии.

О.И. Галкина, О.Г. Носкова

ГУРЕВИЧ П.

E-mail Печать PDF

ГУРЕВИЧ Павел Семенович (р. 1933) - российский философ. Доктор филологических наук (1978), доктор философских наук (1991, тема диссертации - "Человек как объект социально-философского анализа"), профессор. Академик Российской академии естественных наук (1995), Академии гуманитарных исследований (1995), Международной академии информатизации, Нью-Йоркской академии наук.

Член редакционных коллегий журналов "Философские науки" и "Новые идеи в философии". С 1970 - работает в АН СССР, ныне в Институте философии РАН, где заведует лабораторией "Философская классика и современность". Исследовал ряд проблем философской антропологии, философии культуры, современной западной философии, философии техники и др. Развил идеи, посвященные феноменам социальной мифологии, идеологии, социальной утопии, контркультуры, мистики, технократизма и др.

Разработал идеи форумности культур, универсальности совокупного духовного опыта и пр. Как составитель и ответственный редактор подготовил ряд антологий по общим проблемам философии: "Мир философии" (1991, т. 1-2); философской антропологии: "Проблема человека в западной философии" (1988), "Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии" (1991), "Феномен человека" (1993), "Это - человек" (1994); философии техники: "Новая технократическая волна на Западе" (1986). Является редактором и автором предисловий около 40 книг философской классики, в том числе произведений У. Джемса, М.

Бубера, Н. Бердяева (см.), З. Фрейда (см.), Э. Фромма (см.), К. Ясперса и др. Составитель и научный редактор книги "Психоанализ. Популярная энциклопедия" (1998). Автор книг "Человек будущего: мифы и реальность" (1979), "Буржуазная идеология и массовое сознание" (1980), "Спасет ли мессия?" (1981), "Социальная мифология" (1983), "Возрожден ли мистицизм?" (1984, книга переведена на 16 языков), "Бесхрамовые боги" (1984), "Гуманизм и вера" (1990), "Приключения имиджа. Очерк философской антропологии" (1991), "Эрос. Страсти человечества" (1992) и др.

В.И. Овчаренко

ГУРЕВИЧ А.

E-mail Печать PDF

ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич (р. 1924) - российский историк и социальный философ. Доктор исторических наук, профессор. Лауреат Государственной премии РФ по науке и технике (1993). Иностранный член Американской академии медиевистов, Бельгийской академии наук, Королевского исторического общества Великобритании, Королевского Норвежского общества ученых, почетный доктор философии Лундского университета.

Главный редактор журнала "Одиссей. Человек в истории". Основные труды: "Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе" (1970), "Категории средневековой культуры" (1972 и 1984), "Проблемы средневековой народной культуры" (1981), Культура и общество Западной Европы глазами современников" (1989), "Средневековый мир: культура безмолствующего большинства" (1990), "Исторический синтез и Школа "Анналов" (1993) и др. Ряд книг Г. переведен на иностранные языки.

В начале 1960-х Г. переосмысляет понятия "социальная история" в контексте истории культуры и философской антропологии. По мысли Г., феодализм неправомерно рассматривать в качестве универсального этапа всемирной истории, данная модель преодоления традиционного общества уникальна и присуща лишь Западной Европе. Особое значение Г. придавал исследованию и реконструкции основных "категорий средневековой культуры": право, труд, богатство, бедность, собственность, счастье. Социально-философское творчество Г. способствовало достижению новых горизонтов в понимании философии как рефлексии над предельными категориями культуры.

А.А. Грицанов

ГУРВИЧ

E-mail Печать PDF

ГУРВИЧ (Gurvitch) Жорж (Георгий Давидович) (1894-1965) - французский и российский социолог и философ. Учился в разных учебных заведениях России и Западной Европы. Изучал философию, социологию, право.

В 1917-1918 преподавал в Петроградском университете. В 1918 назначен профессором Томского университета. В 1920 эмигрировал. В 1921-1925 читал лекции в Пражском университете. Работал в Германии. Затем переехал во Францию, где работал в университетах Бордо (1929-1935) и Страсбурга, где заменил на кафедре М. Хальбвакса. В 1928 принял французское гражданство. Поддерживал отношения с Н. Гартманом, М. Шелером (см.), Э. Гуссерлем и др. Участия в дискуссиях русских философов за границей не принимал.

Во время Второй мировой войны преподавал в Гарвардском и Колумбийском университетах США, был директором Французского института социологии в Нью-Йорке. Сблизился с Дж. Морено (см.), П. Сорокиным (см.), Р. Паундом. С 1949 и до конца жизни возглавлял кафедру социологии в Сорбонне, основанную Э. Дюркгеймом (см.).

Основал Центр социологических исследований (1946) и Лабораторию социологии познания и морали, Международную ассоциацию социологов франкоязычных стран, журнал "Международные тетради по социологии". Инициировал ряд программных для западной социологии коллективных трудов: "Социология" (т. 1-2, 1947, совместно с У. Муром); "Социометрия во Франции и в США" (1950); "Индустриализация и технократия" (1949); "Трактат по социологии" (т. 1-2, 1960-1962). В России опубликовал только одну небольшую работу, посвященную исследованию творчества Феофана Прокоповича (1915), в Праге - работу "Фихтевская система конкретной этики" (1924).

Основные работы Г. опубликованы на французском языке (хотя он опубликовал во Франции и несколько статей на русском). Г. принадлежат: "Современные тенденции немецкой философии. Гуссерль, Шелер, Э. Ласк, Н. Гартман, Хайдеггер" (1930); "Идея социального права. Развитие и система социального права. История доктрины с 17 до конца 19 в." (1932, защищена как докторская диссертация); "Юридический опыт и плюралистическая философия права" (1935, знаменует переход Г. к социологической проблематике); "Эссе о социологии" (1938); "Социология права" (1942); "Декларация социальных прав" (1944, на англ. языке);

"Введение в исследование социологии познания" (1948); "Социальные детерминизмы и человеческая свобода" (1955); "Социология К. Маркса" (1959); "Прудон. Его жизнь, его дело" (1965); "Диалектика и социология" (1962); "Исследование о социальных классах. Идея социальных классов Маркса и современность" (1966); "Социальные рамки познания" (1966) и др. Занимался проблемами истории философии и социологии, теорией и методологией социологического знания, социологией права, морали, познания.

Г. исходил из установки на теоретический синтез различных отраслей и концепций в социологии.

Это потребовало критического методологического анализа практически всех современных ему направлений мысли и постоянной корректировки собственных взглядов (не зря его теорию называли "доктриной перманетной революции в социологии"). Сам Г. свою социологию квалифицировал как "диалектический микросоциологический гиперэмпиризм". Социология, по Г., должна основываться на диалектике и заниматься социальными микроотношениями людей внутри макрогрупп. Такая двойственная ориентация позволяет снять противоположность материализма и идеализма, преодолеть односторонность имеющихся концепций.

Диалектика понимается при этом как инструмент познания, конструируемый исследователем для получения желаемых результатов. Она должна быть связана с эмпирическими данными, т.е. стать "недогматической, эмпирико-реалистической диалектикой"; "ее задача - разрушение всех принятых воззрений, сложившихся теоретических синтезов и принятых на веру очевидностей". Диалектика (как инструмент познания) выполняет прежде всего регулятивные функции, задает основополагающие рамки: она ставит перед человеком вопросы, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает его о грозящих трудностях будущего, но не дает никаких готовых ответов. Центральными для понимания активности человека оказываются три понятия: "фатализм", "детерминизм", "свобода". Свобода трактуется Г. в духе laisser-faire, понимается как произвольное и спонтанное (без всяких ограничений) действие.

В этом плане им критикуются любые проявления фатализма как трансцендентной и непостижимой (мистической) судьбы. Однако свобода человека в реальном социуме не безгранична, она всегда детерминирована. Как вариант детерминистской концепции Г. рассматривается марксизм (см.), основным знатоком и критиком которого он себя считал. Маркс (см.), согласно Г., создал "диалектику реального гуманизма", противопоставленную гегелевскому спекулятивному идеализму. В этом плане "поздний" Маркс полностью дедуцируем из "раннего". Однако во второй период своего творчества Маркс усилил принцип материалистического монизма, что привнесло в его концепцию недопустимый фатализм.

Нет универсальной детерминирующей поведение людей причины. Нужно говорить, считает Г., о плюрализме реально действующих "детерминизмов".

Каузальные (ограничивающие действие) законы - это интегративная характеристика сложившихся комбинаций реальных ансамблей, они (законы) не могут, следовательно, претендовать на универсальность и неизменность. Их следует рассматривать, скорее, как "технические методы" познания. Не является всеохватывающим и какой-либо тип социальных законов: эволюционные законы не отвечают на вопрос "почему?", функциональные - носят сугубо описательный характер, статистические - применимы лишь для объединения наблюдаемых фактов в совокупности. Ориентироваться, следовательно, необходимо на микросоциологию, на изучение человека в конкретных ситуациях его деятельности.

Необходимо выделение репрезентированных социальных типов, что позволит применить к изучению поведения человека методы микроанализа, в частности, социометрии (метод "качественной и дискретной типологии"). Конструирование типов (метод социологии) отличен как от генерализирующих и аналитико-систематизирующих методов, так и от сингуляризирующего метода исторических наук, занимая промежуточное положение между ними. Социология через процедуры типологии занимается исследованием "целостных социальных феноменов" (понятие Мосса - см.). Через "целостные социальные феномены" происходит утверждение динамичной социальной реальности. Они никогда не идентичны ни одному из своих конкретных содержаний и не могут быть редуцированы к индивидуально-психическому.

Они задают, кроме того, импульсы изменения обществу. Социум - продукт коллективного творчества и волевых усилий людей, между которыми постоянно возникают конфликты, которые, аккумулируясь, способны приводить к социальным взрывам. Следовательно, социум должен стремиться к выработке механизмов, блокирующих нарастание в нем негативных тенденций (к их нарастанию ведет централизация, бюрократизация, технократизация социальной жизни). Отсюда идеал Г., обосновываемый им в ряде работ, - плюралистическая демократия, децентрализованное планирование экономики, организованный капитализм (или "плюралистический коллективизм" на принципах самоуправления).

Эти идеи Г. опираются на его философские работы первого периода творчества, в которых он обосновывал принципы философского плюрализма. Г. исходит из идеи

Абсолюта, но доказывает самостоятельность этической сферы, ее независимость от метафизики и религии. Нравственное действие предполагает "самостоятельное участие", являющееся условием восхождения к Абсолюту, предполагающему множество путей своего постижения (в том числе научную и художественную деятельность). Моральное, научное и эстетическое творчество Г. характеризует как "светское богослужение". Это есть система "автотеургии", смысл которой как раз и состоит в обосновании "самостоятельного участия" в Божественном творчестве (через "воле-зрение", "волевую интуицию" человек способен возвысится до "непосредственного видения творческого потока"). Бытие многопланово, мир не закончен и "непрерывно продолжает твориться", что предполагает постоянную проблематизацию жизни и соучастие человека через мир повседневности в "творческом потоке".

В.Л. Абушенко

Страница 353 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135