Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ГРУППА ЗАКРЫТАЯ

E-mail Печать PDF

Группа закрытая — реальная социальная общность, жизнедеятельность которой протекает в условиях относительной обособленности от широкого социального окружения. К Г. з. могут быть отнесены как некоторые большие (например, живущие в оторванности от цивилизованного мира племена), так и малые группы. Психологические особенности жизнедеятельности больших Г. з. являются предметом изучения прежде всего этнопсихологии и политической психологии. Однако объектом внимания психологической науки в первую очередь являются малые Г. з. При этом формы социальной депривации Г. з. различны не только по степени ее жесткости (от мягкой, частичной до практически полной — изоляция), но и по тому, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач закрытые от других человеческих сообществ объединения людей. По этому признаку можно выделить по меньшей мере четыре вида Г. з. Во-первых, это группы, "закрытость" которых обусловлена вынужденной изоляцией, когда и сообщество в целом, и каждый его член в отдельности оказываются оторваны от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств, независимо от их желания или воли сообщества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего кораблекрушение судна или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.).

Во-вторых, это группы, "закрытость" которых обусловлена принудительной изоляцией, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно отторгает их от себя (примерами таких сообществ могут служить: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму — осужденные в условия различных исправительных и воспитательно-трудовых учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б) группы, членство в которых, во всяком случае официально, не предполагает какого бы то ни было ущемления в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов и школ интернатов для реальных и "социальных" сирот). В-третьих, это группы, "закрытость" которых обусловлена добровольной изоляцией, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых сообществ, не будучи напрямую стимулированы к подобному "социальному затворничеству" требованиями общества (примером такого добровольного ухода от социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места, и т.п., т.е. те, кто именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимает как обязательное условие сохранения своей личностности). В-четвертых, это Г. з. на основе общих интересов (примером которых служить геологи, моряки, космонавты и т.п., а также воспитанники профессионально специализированных интернатов в определенном смысле элитарного характера — для особо одаренных детей и подростков в той или иной сфере знания, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т.п.). Несмотря на специфичность любой Г. з., своеобразие ее целей и задач, половозрастных особенностей ее членов (что несомненно накладывает существенный отпечаток как на протекание процесса группообразования, так и на характер взаимодействия конкретной общности и социума), уже сам по себе факт "закрытости" группы содержательно обедняет вариативность социальных ситуаций развития ее членов, заметно примитивизирует и огрубляет систему референтных для них межличностных связей.

Как показывают специальные исследования, внутригрупповая структура практически всех Г. з. носит достаточно выраженный моноструктурированный характер, выражающийся в неизменности статусного расклада во всех сферах жизнедеятельности таких сообществ, т.е. структура власти и авторитета в этих группах отражает закрепление низкого статуса всегда за одними и теми же членами, а высокого — всегда за другими. Отличительной чертой Г. з. является относительная, зависящая прежде всего от степени внешней, институциональной и внутренней, собственно психологической "закрытости", ригидность групповых границ, влияющая на интенсификацию процесса внутригруппового структурирования и задающая тип внутригрупповой структуры. Жесткая внутригрупповая дифференциация закономерно задается самими условиями существования закрытых сообществ, во-первых, стоящих перед необходимостью решать большинство возникающих проблем только своими силами, а во-вторых, лишенных возможности "сбросить" во вне накапливаемый негативный эмоциональный заряд.

М.Ю. Кондратьев

ГРУППА ДИФФУЗНАЯ

E-mail Печать PDF

Группа диффузная [лат diffusio — разлитие, рассеивание] — общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство и совместная деятельность, способная опосредствовать отношения ее участников. В американской социальной психологии независимо от принадлежности к той или иной теоретической ориентации (необихевиористской, когнитивистской, психоаналитической, интеракционистской) исследования в области малых групп в некоторых случаях обращены к лабораторным аналогам Г. д. — лицам, случайно объединенным для участия в психологическом эксперименте. Выводы, полученные в результате эксперимента в Г. д., нередко неправомерно экстраполируются на характеристику малых групп в целом независимо от уровня их развития. В ряде исследований показано, что социально-психологические закономерности, полученные в результате изучения Г. д., не справедливы в отношении групп высокого уровня развития.

А.В. Петровский

ГРУППА ДЕТСКАЯ

E-mail Печать PDF

Группа детская — сообщество детей, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием. На основе регламентированных взрослыми форм деятельности (трудовой, учебной и т.д.) Г. д. возникла на ранних ступенях социогенеза и существует как организованная форма активности индивидов, направленная на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. Г. д. представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающую собственным социальным статусом. Динамическим выражением социального статуса, его реализацией является социальная роль Г. д., которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям. Г. д., подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социализации ребенка. Многочисленные исследования Г. д. (в детских садах и школах) были направлены преимущественно на анализ непосредственных взаимоотношений или предпочтений детей, их симпатий— антипатий. Предпринимались и попытки исследования деятельностно-опосредствованных отношений детей в процессе совместной деятельности, а также нерегламентированных, созданных "для себя" детских сообществ, напр., так наз. "неформальных групп" в разных культурах. Межличностные отношения в Г. д. не могут быть сведены к социометрическому изучению эмоциональных предпочтений типа симпатий-антипатий. В Г. д. выделяются уровневые, иерархически связанные друг с другом пласты отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Главной детерминантой проявления межличностных, напр. гуманных, отношений в Г. д. является не социометрический статус ребенка, не то, выбирают или не выбирают его дети для совместной деятельности, а сама совместная деятельность, ее содержание и ценностные характеристики.

В.В. Абраменкова

ГРУППА ВОЗРАСТНАЯ

E-mail Печать PDF

Группа возрастная — одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, групп среднего возраста, зрелого возраста и т.д. Классификации Г. в. могут быть более сложными, если к характеристике возраста добавляются половые, профессиональные, этнические и др. социальные признаки. Изучение, анализ и обобщение социальных, психологических и прочих характеристик тех или иных Г. в. позволяют вырабатывать научно обоснованные рекомендации работы с ними.

Л.А. Карпенко

ГРУППА БУФЕРНАЯ

E-mail Печать PDF

Группа буферная [англ. buffer — смягчать толчки] — общность мигрантов, обеспечивающая временную психологическую защищенность в чужеродной для них среде. Г. б., будучи, как правило, личностно значимой для своих членов, выступает в качестве опосредствующего звена в процессах выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (иногда и через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и совместно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму. Временная протяженность активности таких Г. б. различна. Так, в качестве своеобразной сокровищницы Г. б. может вполне полноценно существовать в течение нескольких поколений бывших мигрантов.

Ее же распаду способствует прекращение притока вновь прибывающих и окончательная интеграция и ассимиляция в новом окружении последних "хранителей" ценностей покинутого социума.

В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции, хотя их "следы" нередко проявляются в скрытой, расплывчатой форме, врастая в структуру вновь приобретенных ценностей, и придают особые ориентации в поведении дальнейших поколений бывших мигрантов, которые отличают их от других членов социума. Г. б. выявляет особую психологическую реальность, отражающую неординарность систем отношений, в которые индивид — мигрант оказывается вовлеченным. Готовясь к выходу из своего социума, потенциальный мигрант мысленно уже находится в будущем "доме", среди будущих "своих" и в будущем "мире — для — себя" и при этом старается убедить самого себя в правильности выбора, демонстрируя внешние атрибуты, которые, по его мнению, подтверждают его аффилиацию с планируемым окружением.

Таким образом, во многом перестраивается система отношений будущего мигранта с актуальным окружающим его миром: этот мир становится для него "миром — для — других".

Однако оказавшись в новой среде, он испытывает ощущение, что он "вне дома", среди "чужих", в "мире — для — других" и не оторвался от "дома" (прежнего), от "своих", от "мира — для — себя". Такая двойственность переживаний порождает сложный процесс расслоения ранее упорядоченных ценностей, норм, стереотипов, традиций, обычаев, привычек на неупорядоченные элементы, которые при вторжении в соответствующие системы нового социума, при их частичном нарушении, придают вновь прибывшему "ореол чужака". Характер и степень привязанности мигранта к Г. б. оказывает существенное, а порой и определяющее влияние на его дальнейшую судьбу. Именно здесь он черпает из опыта ранее прибывших информацию для построения своей собственной программы вхождения в новый социум и поведения в нем; именно здесь реализуются такие функции буферной группы, как обеспечение психологической защищенности вновь прибывшего, его информирование, обучение и научение. В то же время высокая степень интегрированности именно в Г. б. и удовлетворенность фактом своего членства в ней становятся труднопреодолимым препятствием не только для адекватного прохождения адаптации и интеграции в широком социуме, но и вообще появления подобной ориентации. В этих случаях появляется реальная опасность того, что у мигранта сформируется чувство отчужденности в отношении как нового, так и бывшего социума, что он растворится в пассивных пластах Г. б. или начнет самоутверждаться как представитель маргинальных или даже криминальных социальных прослоек. Как показывает реальная жизненная практика, выход из Г. б. существенно затруднен для лиц пожилого возраста и легче осуществляется молодыми людьми.

А.А. Крашенинников, М.Ю. Кондратьев

Страница 357 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135