Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

КЛЕЙСТ

E-mail Печать PDF

КЛЕЙСТ (Kleist) Карл (1879—1960) — немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в ун-тах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докт. дис., 1902); работал с 1903 по 1908 г. в качестве ассистента Е. Циена, К. Вернике, Г. Антона в клинике нервных болезней г. Галле, у Дж.Л. Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом ин-те Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники.

Особенно большое влияние на него оказал К. Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докт. дис. на тему "Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях" ("Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstörungen bei Geisteskranken", Lpz., 1908). С 1909 г. по 1914 г. он — главный врач Клиники нервных болезней в г. Эрландене (директор Г. Шпехт), здесь защитил дис. по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915 г. — экстраординарный профессор, с 1914 по 1916 г. — гл. военврач лазарета. С 1916 г. К. — ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916 по 1919 г. — консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке. С 1920 г. и до ухода в отставку в 1950 г. — ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники ун-та во Франкфурте-на-Майне.

Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (1927—1930), основал Исследовательский ин-т мозговой патологии и психопатологии. Учитель К. Леонгарда. Сформулировал методологическое требование к систематике нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы ("идеальные патологические радикалы"), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома, имеющие определенный наследственно-биологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями.

>На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории "узкой локализации" высших психических функций, в соответствии с которой на схеме коры головного мозга помещал такие функции, как "настроение", "понимание фраз", "личное и общественное Я". Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности, пространственно, в субстрате мозга, локализовать шизофрению. Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов.

Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э. Крепелиным, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие. Дал классическое описание нарушения побуждений (спонтанность, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга ("Die alogische Denkstörungen" / "Arch. f. Psychiatrie", 1930; "Gehirnpathologie", Lpz., 1934).

И.М. Кондаков

КЛЕЙН

E-mail Печать PDF

КЛЕЙН (Klein) Мелани (1882—1960) — английский психоаналитик австрийского происхождения. Одна из создателей детского психоанализа. Основатель игровой психоаналитической терапии.

Автор теории объектных отношений. Училась в Будапеште и Берлине. Была учителем начальной школы. В силу жизненных обстоятельств не получила желаемого медицинского образования, но после знакомства с работами З. Фрейда и при поддержке Ш.

Ференци посвятила себя психоаналитической работе. Прошла курс дидактического психоанализа у Ш. Ференци (1914) и К. Абрахама (1924). Исследовала, г.о., психоаналитические проблемы детского возраста. В 1921—1926 гг. по предложению К.

Абрахама работала в Берлинском психоаналитическом ин-те, где занималась психоаналитическими исследованиями развития детей и опубликовала ряд работ. Разработала и применила усовершенствованные методики психоаналитического воздействия. В 1926 г., вскоре после смерти К. Абрахама (1925), переехала в Лондон, где развивала теоретические воззрения и созданную ею игровую психоаналитическую терапию, ориентированную на изучение и лечение маленьких детей. В 1932 г. опубликовала работу "Детский психоанализ", в которой изложила свои идеи о внутреннем мире ребенка и возможностях психоанализа.

Разрабатывала теории о раннем детском развитии и объектных отношениях. Считала, что на психосексуальное развитие ребенка и формирование его характера влияют доэдиповы факторы, в том числе агрессия и различные конфликты. Первые проявления Эдипова комплекса относила к 2—3 годам жизни. Придавала большое значение инстинкту смерти и деструктивным процессам.

Разработала концепцию проективной идентификации. Полагала, что основными детерминантами поведения индивидов и групп являются процессы идентификации. Значительно расширила содержание понятия "трансфер" и показала разнообразие форм проявления трансфера и контртрансфера (перенесения и контрперенесения).

Модифицировала технику психоаналитической терапии. Исследовала маниакально-депрессивные состояния и депрессивные позиции, шизоидные механизмы, проблемы Эдипова комплекса, тревоги, чувства вины, фантазии, деструктивной агрессии, зависти, ненависти и др. Полемизировала с А.Фрейд по ряду проблем детского психоанализа.

Автор книг: "Детский психоанализ" (1932), "Любовь, ненависть и компенсация" (1937, с Дж. Ривьер), "Новые направления в психоанализе" (1955, в соавторстве), "Зависть и благодарность" (1957), "Повествования о психоанализе ребенка" (1961) и других работ по теории, методике и технике психоанализа.

В.И. Овчаренко

КЛАУСТРОФИЛИЯ

E-mail Печать PDF

Клаустрофилия (лат. claustrum — засов, замок, заточение + греч. philia — любовь, влечение) — навязчивое влечение закрывать окна и двери из страха оказаться одному в незапертом помещении.

Н. Д. Творогова

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

E-mail Печать PDF

Кластерный анализ [англ. cluster — гроздь, группа, скопление] — широкий класс процедур многомерного статистического анализа, позволяющих произвести автоматизированную группировку наблюдений в однородные классы — кластеры. Входным материалом для К. а. служат попарные показатели различия или сходства классифицируемых объектов. В частности, это могут быть коэффициенты корреляции между переменными. В результате К. а. исследователь получает разбиение объектов на классы. Среди множества различных алгоритмов К. а. наибольшей популярностью до сих пор пользуются алгоритмы т.н. иерархической кластеризации, предложенные еще в 1960-е гг. Эти алгоритмы дают не одно, а несколько разбиений на разных уровнях сходства (различия) между объектами. При этом строится т.н. дерево кластеризации, позволяющее наглядно увидеть, какие классы объектов являются более внутренне однородными, а какие — более общими, внутренне разнородными, а также увидеть, на каких уровнях более мелкие однородные классы объединяются в более крупные. Применение компьютерной техники расширило возможности прикладного использования К. а. специалистами, далекими от понимания математических тонкостей этого метода. Многие пакеты стандартных статистических программ (такие, как BMDP, SPSS, Systat, SAS, отечественный СТАДИЯ и др.) включают как минимум один алгоритм кластерного анализа. При этом от внимания неискушенных пользователей этих программ нередко ускользает, что результаты К. а. в значительной степени зависят не только от состава классифицируемых объектов, не только от состава признаков (параметров) этих объектов, по которым устанавливается сходство— различие (близость—расстояние) между ними, но и от избранной метрики (формулы) сходства или различия. Особой разновидностью К. а. является "анализ клик", или "клайк-анализ" (от англ. clique — клика), который дает разбиение объектов на пересекающиеся классы. Процедуры К. а. и "анализа клик" близки к таким полуавтоматизированным и в значительной степени визуальным методам группировки, как анализ корреляционных плеяд, граф-анализ, путевой анализ и т. п. В психодиагностике К. а. позволяет выявить группы испытуемых, обладающих близкими психодиагностическими профилями (соотношением выявленных и измеренных психических свойств).

При конструировании тестов К. а. позволяет сгруппировать родственные тестовые пункты (задания) и перепроверить тем самым результаты другого метода построения факторных шкал — результаты факторного анализа. В социальной психологии К. а. позволяет увидеть, как группируются респонденты (например, члены какой-то группы или организации) по сходству их социальных установок или оценок. В экспериментальной психосемантике К. а. позволяет промоделировать категориальные структуры сознания в виде иерархически организованных систем индивидуальных значений.

А.Г. Шмелев

КЛАСТЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

КЛАСТЕР - (I) группа объектов, выделенная с помощью одного из методов анализа кластерного (см.) по формальному критерию их близости друг к другу. При таком анализе переменных (см.) - группа переменных, выделенных по критерию высокой корреляции (см.) друг с другом. (II) - структурная часть генеральной совокупности (см.), выделяемая при построении выборки кластерной (гнездовой) (см.). Может обследоваться полностью, если выборка (см.) является серийной (см.), или выборочно.

О.В. Терещенко

Страница 287 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135