Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЛАДЫГИНА-КОТС

E-mail Печать PDF

ЛАДЫГИНА-КОТС Надежда Николаевна (1889—1963) — российский психолог, специалист в области детской и сравнительной психологии, приматологии и антропологии (в разделе, касающемся антропогенеза). Основатель отечественной школы сравнительной психологии. Д-р биологических наук, засл. деятель науки РСФСР (1953).

Чл. Московского общества испытателей природы и первый председатель секции сравнительной психологии Московского отделения общества психологов. Награждена орденом Ленина (1953). Окончила Московские высшие женские курсы (1908—1916) и Московский ун-т (1917).

В этот период путешествовала со своим учителем и мужем, А.Ф. Котсом, по музеям Европы. В 1913 г. основала Лабораторию сравнительной психологии в музее эволюционной истории в Москве (фактически действовавшую до начала 1960-х гг.), где проводила эксперименты. Интересуясь проблемой филогенетических предпосылок человеческой психики, в 1913—1916 гг. начала изучать познавательные возможности шимпанзе Иони в сфере восприятия и интеллекта, разработав в 1913 г. специальный метод "выбора на образец", который получил впоследствии широкое распространение, в том числе и в исследованиях (тестировании) взрослых людей и детей. Установила, что шимпанзе обладают способностью к отождествлению различных признаков предмета и элементарной абстракции. Результаты исследований были изложены в книге "Исследование познавательных способностей шимпанзе" (1923).

Дальнейший анализ поведения этого шимпанзе дал материалы для сравнения с аналогичными, но не обезьяньими (принципиально по перспективам развития) проявлениями психической жизни ребенка. Изучение проблемы филогенетических предпосылок человеческой психики не замыкалось у Л.-К. на исследованиях поведения только антропоморфных обезьян. Восприятие, эмоции, память, интеллект изучались в широком эволюционном контексте, начиная с простейших и кончая человеком. В 1921—1923 гг. и позже проводила систематические наблюдения в Московском зоопарке за поведением животных разных видов ("Приспособительные моторные навыки макаки в условиях эксперимента", 1926).

Последующий анализ многолетних дневниковых записей, проведенных в разное время (с дистанцией в десять лет) позволил Л.-К. осуществить детальное сравнение особенностей свободного поведения шимпанзе Иони и ребенка — ее собственного сына Руди (Рудольфа) в возрасте от полутора до четырех лет. Написанная по этим материалам иллюстрированная монография, изданная в Дарвиновском музее, принесла Л.-К. мировую славу и была переведена на основные европейские языки ("Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях", 1935). Постоянно повторяемый вывод работ Л.-К. таков: основные психические процессы человека (ребенка) и шимпанзе качественно отличаются. Установив антропогенетические потенции развития психики приматов, в сравнении с психическими компонентами более простых по организации нервной системы животных, Л.-К. вновь занялась исследованием деятельности шимпанзе, а впоследствии — ребенка, стремясь установить роль различных специфически детских видов деятельности в развитии высших психических функций ребенка.

За период с 1938 по 1941 г. она подготовила монографию "

;Различение количества у животных". Краткое изложение результатов этой работы было опубликовано в юбилейном сборнике Грузинской АН, посвященном Д.Н. Узнадзе. В 1945 по приглашению С.Л. Рубинштейна Л-К. перешла на работу в сектор психологии Института философии АН СССР, опубликовала монографию "Развитие психики в процессе эволюции организмов", М., 1958.

Одновременно работала в лаборатории сравнительной психологии в Дарвиновском музее, проводила эксперименты с шимпанзе Парисом, посвященные изучению возможностей развития гнездостроительной и орудийной деятельности. Установила наличие у высших обезьян не только наглядно-действенного, но и наглядно-образного мышления ("Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе)", М., 1959). Последующие сравнительные исследования Л.-К. были опубликованы в монографии "Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми)", М., 1965).

С.Л. Новоселова

ЛАГАШ

E-mail Печать PDF

ЛАГАШ (Lagache) Даниэль (1903—1972) — французский врач, психоаналитик и психолог. Д-р медицины (1934), профессор (1947). Изучал философию в Высшей педагогической школе в Париже.

После окончания школы (1924) увлекся медициной и занялся психиатрией. С 1937 г. преподавал психологию в Страсбургском ун-те. Во время Второй мировой войны занимался психокриминологией. С 1947 г. работал в Париже профессором Сорбоннского ун-та, где создал лабораторию социальной психологии и руководил кафедрой. В 1949 г. опубликовал программную книгу "

;Единство психологии". Стремился осуществить синтез психологического знания, в том числе теоретической и прикладной психологии. Сформулировал три основных принципа клинической психологии: тотальность, динамизм и генетическое исследование. Активно разрабатывал теорию личности.

Исследовал проблемы дискриптивной психологии. С 50-х гг. занимался психоанализом. Принимал психоанализ в качестве методологии современного человековедения и "ультраклинического метода исследования". Стремился модернизировать психоанализ и использовал в этих целях идеи А. Адлера, К.

Юнга, Э. Гуссерля и др. Разработал собственную версию психоаналитической психологии. Основал и возглавил "Библиотеку психоанализа и клинической психологии".

В.И. Овчаренко

ЛАВРОВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823—1900) — русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал в военных учебных заведениях. В 1868—1869 публикует "Исторические письма", ставшие "библией" радикальной молодежи. С 1870 за границей, издает газету "Вперед!", подготавливает обобщающие философско-социологические труды.

Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию.

По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму; к идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Контом. Позитивизм рассматривался Л. не столько как философия, сколько как научный метод решения задач социальной науки. Характерный для взглядов Л. примат этики (практической философии), сознания нравственного долга выразился в фундаментальной характеристике его мировоззрения — антропологизме: идее "цельного человека" как единственной реальности.

С точки зрения антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами антропологизм Л. оборачивается этическим имманентизмом: реально только то, в чем человеку дано действовать, т.е. история, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена в человеке, в его моральном сознании, а потому человек как неразделенное целое и является предметом философии, что делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии — философия в жизни как единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. в социологию. Л. считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом.

Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции.

Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, что приводит Л. к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным. Личности противостоит не общество как таковое, а культура в качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида.

А поскольку сознание существует только в человеке и не все люди в силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются "критически мыслящие личности", способные выработать в себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. определяет в качестве высшего мотива потребность в развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.обр., сугубый интеллектуализм Л. в понимании личности, к тому же он так и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно в поздних трудах, где Л. от рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления). Философия истории Л. представляет собой теорию прогресса.

Исходя из того, что история есть в конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается в цивилизацию, Л. дает следующую итоговую "формулу прогресса": прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает как смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества. В политической проекции взгляды Л. характеризуются критикой революционного авантюризма. Другие сочинения Л.: "Очерки вопросов практической философии. I. Личность" (1860), "Три беседы о современном значении философии" (1861), "Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1" (1875), "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898), "Задачи понимания истории" (1898), "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903), "Современное учение о нравственности и ее история" (1903—1904), "Этюды о западной литературе" (1923) и др.

Г.Я. Миненков

ЛАБРИОЛА

E-mail Печать PDF

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (1843-1904) - итальянский философ марксистской ориентации. Участвовал в создании Итальянской социалистической партии. Профессор (1874). Основные работы: "В память манифеста коммунистов" (1896); "Об историческом материализме" (1897); "Очерки материалистического понимания истории" (1895-1898, опубликована в 1925) и др.

Разделяя приверженность Маркса (см.) методу позитивизма, Л. сознательно отвергал его материализм в понимании как природы, так и истории. Материя, согласно Л., "знак или метафизическое воспоминание... выражение последнего гипотетического субстрата натуралистического опыта". Исторический материализм, не имея отношения к естествознанию, не способен выступать, по мнению Л., "метафизикой материи", поскольку природа и культура потенциально могут лишь фрагментарно взаимозависеть и взаимодействовать, никогда в принципе не совпадая.

Культура постигаема через реконструкцию базовых оснований общества как человеком порожденного феномена, человек - не только субъект истории, он в первую очередь ее Творец. Анализируя "вечную" проблему марксистски ориентированных концепций о соотношении базиса и надстройки, первичного и производного в обществе, Л. обращал внимание на то, что "любовь к парадоксам, часто неотделимая от безмерного рвения одержимых приверженцев новой доктрины завербовать максимум сторонников, привела к иллюзии (многим казавшейся очевидностью), что экономический фактор все объясняет". Способ бытия, по мнению Л., первичен по отношению к сознанию, но лишь в конечном счете (что признавал и Энгельс, с которым Л. состоял в переписке). Экономическая анатомия общества являет собой лишь часть общей картины. Учет значимости общественных феноменов, "общественной психологии" (термин введен Л.) - в полном объеме их нюансов, внутренних связей и опосредствований - фактор, по важности соразмерный анализу экономики при адекватной трактовке исторических процессов.

Марксизм, в трактовке Л., - нечто иное, чем материализм либо натурализм традиционалистских типов: он (как и дарвинизм) ценен исключительно как метод, как установка на познание мира через действие. Субъект истории формирует среду обитания, средства производства, тем самым творя себя. Согласно твердой убежденности Л., амбиции неофитов от марксизма на придание этой доктрине статуса системообразующей и миросоразмерной натурфилософии бессмысленны.

А.А. Грицанов

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

E-mail Печать PDF

Лабораторный эксперимент [лат. laborare — работать, experimentum — опыт] — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Благодаря этим условиям результаты Л. э. обычно отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. К недостаткам Л. э. иногда относят низкую степень "экологической валидности" — соответствия реальным жизненным ситуациям.

Б.М. Величковский

Страница 259 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135