Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЛАПШИН

E-mail Печать PDF

ЛАПШИН Иван Иванович (1870—1952) — русский философ, психолог, ученик и последователь Введенского. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, по окончании которого был командирован за границу.

Работал в Британском музее, специализировался по кантианству в английской философии, с 1897 — приват-доцент, с 1913 — экстраординарный профессор Петербургского университета, преподавал логику в Александровском лицее. В 1906, минуя степень магистра, защитил докторскую диссертацию ("Законы мышления и формы познания"). В 1922 выслан из России. Был профессором Русского юридического факультета в Праге.

Главный труд — "Законы мышления и формы познания" (1906). Л. также автор работ: "Проблема "чужого я" в новейшей философии" (1910); "Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм" (1917); "Философия изобретения и изобретение в философии" (тт. 1—2, 1922); "Художественное творчество" (1922); "Философские взгляды Радищева" (1922); "Эстетика Достоевского" (1923); "Феноменология" (1937) и др. Обосновывая систему абсолютного имманентизма, Л. полностью отрекается от метафизики, стесняющей своими догматами свободу мысли.

Обладая обширной эрудицией, Л. в своих работах систематично разобрал основные метафизические построения западной и российской философий, показав, что во всех них речь идет о "проблематических объектах мысли". Метафизический дуализм "вещей в себе" и "познающего субъекта" Л. называет "фальшивым", "фикцией" и т.п., за ним стоит "мышление в несобственном смысле слова". Гармония духа как цель критической философии недостижима на почве метафизики. Познаваемы только те предметы, которые обладают чувственным содержанием, будучи оформлены временем, пространством и другими категориями, т.е. даны в опыте. За "вещь в себе", считает Л., принимают неисчерпаемость явлений.

Показать это и призвана философия, которая должна первоначально доказать изначальную слитость и взаимопроникновение форм познания и законов мышления. Законы познания — суть законы мира, "потому, что самый мир мне дан как представление и, следовательно, a priori подчинен логическим условиям представимости — категориям". В свою очередь, субъективность сводима к логическому единству сознания.

Основной закон — закон противоречия, который (как и другие законы мышления) не обладает онтологическим статусом, не применим вне опыта, а следовательно, и к "вещам в себе", о которых нельзя сказать, существуют они или нет. Л. вводит понятие сплошного опыта, в котором неразличимы ощущения, формы созерцания и категории. Только те или иные интенции сознания актуализируют определенные сегменты опыта, перадресовывая на них внимание. Ощущения, созерцание, опыт в целом даются нам через акты суждения, обусловлены ими в силу единства самосознания. С этих позиций Л. дана критика баденского неокантианства (Виндельбанда) за его попытку разделения законов природы и законов истории. Познание идет через постепенную выработку в сознательном понятии апостериорным путем априорных форм, которые, хотя и присущи человеческому сознанию извечно, раскрываются ему не сразу.

>В ходе познания будут вскрываться понятия, уже заданные самой структурой сознания (важно их "усмотреть"). Таким образом, законы мышления находятся "виртуально" в тесной связи с материалом чувственного познания. Отсюда определение Л. своей позиции как "виртуального априоризма" и тезис об оправданности для имманентизма эмпирического реализма. Метафизике в этих построениях нет места, и ее появление свидетельствует, согласно Л., о редукции философии к мифологии (в этом ключе Л. был проделан анализ гносеологического символизма, рассматривающего явление как символ "вещи в себе"). Однако в этом пункте размышлений для него встает проблема реальности "чужого я", так как чужая душа и "дана" и "не дана нам". Будучи имманентна нашему сознанию, она всегда и запредельна ему, что противоречит исходным принципам Л., — "чужое я" есть тогда лишь гипотетическая конструкция: мы постоянно переживаем иллюзию непосредственной данности "чужого я", в основе которой — склонность к "эстетической перевоплощаемости". Фактически же я познаю лишь непрерывные подстановки душевных состояний в "чужом я".

Трансцендентное "чужое я" заменяется имманентным представлением о плюрализме сознаний. Во многом сложность этой проблемы для философии Л. объясняется невыраженностью у него традиционной для кантианства моральной проблематики (его интересы смещены в эстетическую сферу) и его активным неприятием того, что он называл "интеллектуальной трусостью". Под последней он имел в виду непоследовательность в мышлении, возникающую из-за боязни утратить такие ценности, как, например, вера в Бога, что вытекает из последовательного отрицания метафизики. Последние работы Л. (пражского периода) были посвящены главным образом вопросам творчества в области философии, науки и, в первую очередь, искусства, а также изучению русской и чешской культур (прежде всего музыки).

В.Л. Абушенко

ЛАПТЕНОК

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ЛАПТЕНОК Сергей Данилович (р. 1935) - белорусский социальный философ и социолог. Доктор философских наук (1984), профессор. Главные направления научных исследований: социально-этические проблемы семейно-нравственных отношений, ценностные ориентации и реальное поведение молодежи. Автор более 200 научных работ, в том числе более 10 индивидуальных монографий и учебных пособий ("Мораль и семья" - 1967, "Семья и духовное развитие личности" - 1977, "Нравственная сущность семейно-брачных отношений" - 1990, "Этика и этикет" - 1998 и др.). Л. сыграл значимую роль в институциализации социально-этических исследований на Беларуси, а также активно содействовал становлению Минского философского проекта "Гуманитарная энциклопедия".

А.А. Грицанов

ЛАПЛАС

E-mail Печать PDF

ЛАПЛАС (Laplace) Пьер Симон (1749—1827) — французский ученый, астроном, физик, математик, основоположник теории вероятности. Сын нормандского крестьянина. С 1785 — член Парижской академии наук, с 1790 — председатель Палаты мер и весов. Л. разработал (1796) гипотезу о происхождении

Солнечной системы из "первичной" туманности, находившейся в медленном равномерном вращении и распространявшейся за пределы возникшей из нее позднее Солнечной системы. Обоснование космогонической гипотезы в трудах Л. сопровождалось перестройкой оснований науки: статичная ньютонианская картина мира заменялась эволюционной механической картиной мира ("Изложение системы мира", тт. 1—2, 1795—1796). Вводились новые вероятностно-статистические методы исследования эволюционных процессов и массовых событий ("Аналитическая теория вероятностей", 1812). Формировался новый категориальный аппарат для описания смены состояний больших систем ("вероятность", "смена состояний", "детерминация" и т.д.) ("Опыт философии теории вероятностей", 1814). Перестраивая основания науки, Л. опирался на философские идеи Лейбница и французских материалистов 18 в., в частности, на концепцию Гольбаха о всеобщей причинной связи тел во Вселенной.

В истории науки концепция причинного объяснения эволюции и изменения больших систем по жестким однолинейно направленным динамическим законам получила наименование лапласовского детерминизма. Историческое значение лапласовского детерминизма состояло в том, что он стал логическим средством научного объяснения эволюционных процессов и массовых событий в механической картине мира, заменив аналитическую поэлементную форму причинного объяснения синтетическим видением переплетающихся причинных рядов в универсуме. Лапласовский детерминизм стал нарицательным обозначением механистической методологии классической физики.

Е.В. Петушкова

ЛАПИНА

E-mail Печать PDF

ЛАПИНА Светлана Валентиновна (р. 1953) - белорусский социолог. Сфера научных интересов - социология знания и образования, методология социологического познания, социология культуры и социология управления.

Окончила философское отделение исторического факультета Белгосуниверситета. Кандидат философских наук (1985; тема диссертационной работы - "Социальная организация промышленного предприятия как предмет социологического исследования"). С 1982 на педагогической работе - работает в вузах Минска на должностях преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора.

В 1994 защитила докторскую диссертацию на тему "Моделирование в системе социологического познания". С 1996 - заведующая кафедрой мировой и национальной культуры Академии управления при Президенте Республики Беларусь, с 2001 - заведующая кафедрой социологии и культурологии этого учебного заведения. Участвовала в разработке государственного Образовательного стандарта по циклу социально-гуманитарных дисциплин. За разработку, апробацию и внедрение учебно-методического комплекса "Культурология" в вузах республики по итогам 2001 - 2002 учебного года авторский коллектив под руководством Л. стал лауреатом Специального Фонда Президента Республики Беларусь.

Л. явилась инициатором открытия в 2001 в Академии управления аспирантуры по специальности "социология управления", что создало условия для становления новой научной школы в этой области: в 2002 были защищены 2 кандидатские диссертации (под руководством Л.). Л. - член Правления Белорусского общественного объединения "Социологическое общество". Л.- почетный член Польского научного общества анимации, рекреации и туризма, Почетный гражданин гмины Месциско Велькопольского воеводства (Республика Польша).

Л. - автор более 100 научных работ, в том числе:

"Моделирование в социологическом исследовании" (1992); "Социологическое познание" (1998); "Социология. Учебное пособие и практикум" (2001); "Социология" (2002); "Культурология" (2002, соавтор и редактор) и др.

ЛАПИН

E-mail Печать PDF

ЛАПИН Николай Иванович (р. 1931) - российский социолог, специалист в области социологии труда и управления, социологии инноваций, социальных проблем системного анализа, социологии политики.

Окончил философский факультет МГУ (1954). Доктор философских наук (1968), профессор (1979), член-корреспондент АН СССР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1983) за книгу "Молодой Маркс", трижды изданную на русском языке (1968, 1976, 1986) и переведенную на восемь иностранных языков. Л. - вице-президент

Советской социологической ассоциации (1978 - 1991), первый президент Российского общества социологов (1989-1990). Член Международной социологической ассоциации (с 1970), вице-президент (1978-1990) Исследовательского комитета по социологии этой ассоциации. Член редколлегии журналов "Социологические исследования", "Вестник РАН", "Вестник РГНФ", ежегодника "Системные исследования".

Работал в журнале "Вопросы философии" (1957-1962): консультантом, зам. зав. отделом критики буржуазной философии и социологии; зав. редакцией литературы по истории философии издательства "Мысль" (1962-1966); старший научный сотрудник отдела новых форм труда и быта Института философии АН СССР (1966-1968); в Институте социологии АН СССР (1968-1973) - зав. отделом, и.о. директора; старший научный сотрудник, зав. социологической лабораторией и отделом системного анализа Института проблем управления, автоматики и телемеханики ГКНТ и АН СССР (1973-1976); зав. социологической лабораторией и отделом философских и социологических проблем системного анализа Института системных исследований АН СССР (1976-1984), зам. директора, директор, главный научный сотрудник, руководитель Центра исследования динамики ценностей Института философии РАН (с 1984). Профессор социологического факультета МГУ (1979), зав. кафедрой политических наук и социологии Московского института экономики, политики и права (1993).

Л. разработал курсы: "Социология труда, организаций и управления", "Социология инноватики", "Социокультурные системы и процессы", "Основы политологии".

Л. - автор более 250 научных работ, в том числе: "Социология и идеология" (1969); "Руководитель коллектива" (1974, соавтор); "Теория и практика социального планирования" (1975, соавтор); "Социология и производство" (1976); "Краткий словарь по социологии" (1988, соредактор, соавтор); "Философское сознание: драматизм обновления" (1991, отв. редактор); "Кризисный социум: наше общество в трех измерениях" (1994, соавтор); "Динамика ценностей населения реформируемой России" (1996, ответственный редактор, соавтор) и др.

Страница 257 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135