Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЛЕССИНГ

E-mail Печать PDF

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики Л., статус которой в культуре Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во французской культуре, стало требование реализма, отказ от подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но самым важным в интеллектуальной реформе Л. явилось его новое понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой "Гамбургской драматургии" (1767—1768) Л. обосновал право третьего сословия быть предметом художественного изображения.

Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", "Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". Вершиной драматического творчества Л. стала драма "Натан мудрый", главным героем которой явился даже не немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр был главной сферой деятельности Л., но и в других областях искусства он стал подлинным реформатором. В своем эстетическом трактате "Лаокоон, или о границах живописи и поэзии" Л. выступил ярким противником классицизма и феодально-придворной поэзии, сторонником реалистического изображения действительности. Л. не изложил своих философских взглядов в целостном и систематическом виде, уделяя главное внимание все же сфере искусства: его художественные произведения и литературная критика позволяли ему высказывать свои довольно радикальные взгляды. Судя по сохранившимся фрагментам, философское мировоззрение Л. представляло собой соединение философии Лейбница со взглядами Спинозы. Л. считал, что "предопределенная" гармония Лейбница есть не что иное, как искаженное учение Спинозы о единстве души и тела, которые суть одно и то же, но представляющееся то в качестве мышления, то в качестве протяженности. В найденном после его смерти фрагменте под названием "О действительности вещей вне Бога" Л. говорит, что между

Богом и вещами нет и не может быть никакого разрыва. Бог существует не вне мира, а в нем самом.

Хотя Л. и иронизировал над лейбницевской гармонией, он принял из его системы принцип развития, подчеркивая действенное начало и непрерывное движение в природе. Все в мире, по Л., находится в движении, в движении к совершенству. Л. стал основателем пантеизма в Германии. Он говорил о единстве окружающего мира, о том, что природа и дух — проявления одной и той же субстанции; закономерности мира вытекают из него самого; мир несотворим и неуничтожим. Однако известен этот спинозизм Л. стал лишь после его смерти благодаря Якоби, опубликовавшему в 1785 в "Письмах Мендельсону об учении Спинозы" свою беседу с Л., в которой последний признает себя спинозистом и говорит, что для него нет лучше философии, нежели философия Спинозы.

Мендельсон не поверил Якоби, завязалась переписка, она была опубликована, вызвала многочисленные отклики, ибо Спиноза в Германии был тогда запрещен. О Спинозе заговорили открыто, возник так называемый "спор о пантеизме", вылившийся в дискуссию по главным философским вопросам. После спора Л. стал знаменит. Проблема совершенствования человека и человечества стала основополагающей идеей полемики Л. с пастором Геце, а также трактата "Воспитание человеческого рода" (1780), ставшего своего рода духовным завещанием Л. По словам Чернышевского, "если был в Германии, от Спинозы до Канта, человек не менее их одаренный природою для философии, то это, без сомнения, был Л. — крупнейший представитель радикального крыла немецкого Просвещения".

Т.Г. Румянцева

ЛЕСГАФТ

E-mail Печать PDF

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837—1909) — русский анатом, педагог и психолог. Обосновывая теорию физического воспитания, рассматривал ее в контексте задачи формирования целостной личности, отводя главную роль не развитию мышечного аппарата самого по себе, а умению управлять им как особой сенсомоторной способностью. Первичной считалась чувственно-образная регуляция поведения, предполагающая отображение пространственно-временных отношений, в координатах которых совершается действие. Разработал концепцию "школьных типов", в основание которой легли наблюдения над различиями в поведении людей по отношению к сверстникам, взрослым, процессу обучения.

М.Г. Ярошевский

ЛЕРШ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ЛЕРШ (Lersch) Филипп (1898—1972) — немецкий психолог и философ, представитель так называемого "слойно-теоретического" направления немецкой характерологии. Получил философское образование в Мюнхенском ун-те. С 1942 г. ординарный, а впоследствии — поч. профессор психологии и философии Психологического ин-та Мюнхенского ун-та Германии. Л. впервые представил целостное систематическое описание человеческой личности на основе "слойного" строения душевной жизни. Теория личности Л. в 1950-е гг. играла ведущую роль в немецкоязычной гуманитарной науке, а созданная им характерологическая система ("Der Aufbau des Charakters", 1938; с 4 изд. 1951 г. выходит под заголовком "

;Aufbau der Person") до конца 1960-х оставалась одной из самых популярных в понимании характера человека в западноевропейской психологии. С 1925 г. Л. активно разделял идеологию "Немецкого движения", а с 1933 по 1945 — идеологию национал-социализма уже фашистской Германии, и его главный характерологический труд (1938) возник как "результат восьмилетней деятельности в качестве психолога при немецком Вермахте" (1938). В целом идеология фашизма определяла общую парадигму личностно-психологических исследований Л. как задачу выделения органических предпосылок "душевного своеобразия" для обоснования антропологического превосходства отдельных людей, способных играть особые социально-исторические роли и нести личную ответственность за судьбы человечества.

В сочетании с идеей социальной сущности человека ("Seele und Welt", 1941; "Der Mensch als soziales Wesen", 1964) эта способность приписывалась большим группам людей — народам и нациям. С целью раскрыть и описать "индивидуальное душевное своеобразие" человека Л. предпринимает подробное изучение переживаний, как они проявляются в наблюдении поведения и самонаблюдении, при этом интроспекция становится методологическим базисом его концепции. Анализируя переживания, Л. приходит к мысли о невозможности описать личность с помощью только характерологических и общепсихологических средств, поэтому первоначальная цель видится ему достижимой только в более широком философско-антропологическом контексте.

Для характеристики личности Л. вводит две модели описания: по вертикальной оси для описания внутриличностного строения модель слоев, по горизонтальной оси для анализа отношения человека к внешнему миру — модель функционального круга. Под характером Л. понимает "целостную структуру форм переживаний (диспозиций), которые, будучи относительно устойчивыми свойствами человеческой действительности, придают душевной сущности понятийно определяемый отпечаток" (1938). Структуру характера составляют два слоя: глубинный слой эндотимного основания, содержащий базовые установки переживаний, т. е. основное жизненное настроение человека, чувство собственного достоинства, чувственные особенности восприятия окружающего мира и эндотимные процессы области потребностей и влечений, чувственная жизнь и установки межличностного общения и слой личностной надстройки, содержащей так наз. "ноэтический габитус", т. е. способность абстракции и суждения, а также качество воли (внешняя и внутренняя выраженность воли, сила воли и готовность к напряжению). Качество характера определяется Л., с одной стороны, через акцентуацию слоев, с другой — через их интегративное отношение. Из всех методов познания характера главным для Л. является метод физиогномики или описание переживаний путем толкования выражения лица человека. При этом, с целью фиксации мимических движений, Лершем впервые была использована техника фото- и киносъемки ("Gesicht und Seele. Grundlinien einer mimischer Diagnostik", 1932). Смена исследовательских парадигм, которая произошла в 1950—60 гг. и представляла поворот от интроспекции в исследовании характера к измерению, привела к потере актуальности его подхода. В настоящее время помимо ценности как историко-психологического явления, научный вклад Л. заслуживает внимания как стремление к интердисциплинарности в изучении личности и целостному человекознанию, несмотря на общий биологизаторский крен его концепции и идеологическое прошлое. С 1961 по 1971 гг. Л. — главный редактор влиятельного журнала "Психологическое обозрение", издатель 12-томного "Справочника по психологии" ("Handbuch der Psychologie", выход. с 1959 г.).

А.К. Никишов

ЛЕРУ

E-mail Печать PDF

ЛЕРУ (Leroux) Пьер (1797-1871) - французский мыслитель, социальный философ и экономист, автор термина "социализм". Основные сочинения: "Равенство" (1838); "О человечестве, его принципах и его будущем" (тт. 1-2, 1840) и др. Л. разработал оригинальную концепцию "христианского социализма", сочетавшую в себе изображение общественного идеала сен-симонистского толка вкупе с попыткой конструирования путей его достижения. Солидарность и социальное равенство, лежавшие в основании социализма Л., мыслились им как результат трансформирующего мессианстского воздействия на людей эклектической "религии человечества". По мысли Л., в основе последней ведущую роль должны были исполнять те компоненты философии пифагореизма и "атеистической религии" буддизма, которые были ориентированы на гармонизацию отношений человека и мира, человека и человека. По Л., католицизм и социализм являются принципиально несовместимыми. После бонапартистского переворота во Франции (1852) - в изгнании.

А.А. Грицанов

ЛЕПЕТ

E-mail Печать PDF

Лепет — разновидность предречевых вокализаций ребенка, появляющаяся в конце первого — начале второго полугодия жизни. Представляет собой разнообразные сочетания повторяющихся слогов или отдельные слоги типа "та-та-та", "ба", "ма" и т. п. Используются ребенком для называния предметов, выражения своих желаний, требований, сопровождают предметно-манипулятивную деятельность, часто наблюдаются как "игра" ребенка с голосовыми звуками. Л. младенца активизируется в ответ на обращенную к ребенку речь взрослого (так наз. ответный Л.). В конце первого года жизни отмечается "лепетное говорение" — Л., интонационно имитирующий целую фразу или несколько фраз в подражание речи взрослых. "Лепетное говорение" — предвестник появления активной речи; в отличие от других предречевых вокализаций, Л. может иметь диагностическое значение, так как отсутствует у умственно отсталых детей. У глухих детей наблюдается спонтанный Л., но отсутствует ответный.

С.Ю. Мещерякова

Страница 253 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135