Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

E-mail Печать PDF

Подростковый возраст. Моторное развитие — особенности организации и управления движениями, связанные с созреванием и функциональным состоянием центральных структур двигательной системы.

Возраст от 11—12 до 14—16 лет отличается большой индивидуальной вариативностью движений, индивидуальной спецификой их формирования и развития. На этом этапе онтогенеза происходит интенсивное формирование связей в системе регуляций движений.

11 лет — возраст совершенствования способности центральных структур к интеграции афферентных и эфферентных сигналов, обеспечивающей высокое качество биодинамических характеристик движения.

Точностные движения 11-летних детей наиболее близки к движениям взрослых и отличаются от них только по показателю точности и максимальным значениям скоростей и ускорений. Совершенствование управления движениями от 10 к 11 годам идет не только по пути улучшения количественных и качественных параметров движения (максимальная скорость, точность) и приближения их к показателям взрослых, но и по линии совершенствования механизма взаимодействия мышц сгибателей и разгибателей.

Это взаимодействие обеспечивает точное соответствие программируемых характеристик движения конкретным пространственным условиям. Возраст 12 лет является "переломным" для бинокулярного зрительного контроля движений. К 13—14 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий, достигают достаточно высокого уровня, приближаясь к показателям взрослых.

К 13—16 годам функции афферентного контроля движений вступают в стадию завершающего развития.

На предыдущем возрастном этапе ведущим видом коррекции по ходу движений была зрительная информация, а в 13—15 лет эта роль переходит к мышечной чувствительности. При этом наиболее интенсивный прирост точности движений характерен для движений, выполняемых обеими руками (бимануальных).

Период полового созревания и связанное с ним изменение функционального состояния организма определяет специфику центральной регуляции движений на этом этапе развития, несколько замедляя ее совершенствование и даже ухудшая ее в периоды наиболее интенсивной гормональной перестройки всех функций организма.

В период полового созревания менее эффективны и тренирующие воздействия, под влиянием которых в другие возрастные периоды можно значительно улучшить пространственную точность движений.

К концу подросткового возраста в процесс регуляции движений специализированно вовлекаются определенные отделы коры больших полушарий: лобные, программирующие двигательные действия, центральные, непосредственно участвующие в управлении движениями, затылочные, осуществляющие зрительный афферентный контроль. Специфика включения этих зон коры в реализацию деятельности определяется прежде всего выбором стратегии регуляции движений. У большинства школьников на этом этапе развития выполнение движений связано с образованием локальных фокусов взаимосвязанной активности в определенных диапазонах частот, отражающих избирательную управляемую активацию со спецификой включения в деятельность различных корковых зон, характерной для данного вида деятельности.

ПОДРАЖАНИЕ

E-mail Печать PDF

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека и у животных. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый содержательный контакт. П. в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. П. в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. П. у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).

А.И. Подольский

ПОДЛИННОСТЬ

E-mail Печать PDF

Подлинность — в психотерапии ориентированной на клиента — способность психотерапевта проявлять свои истинные внутренние чувства, не скрывая их от пациента.

Н. Д. Творогова

ПОДКОРКОВЫЕ СТРУКТУРЫ МОЗГА

E-mail Печать PDF

Подкорковые структуры мозга — структуры головного мозга, расположенные между корой больших полушарий и продолговатым мозгом. П. с. м. включают: базальные ганглии, таламус, гипоталамус, лимбические структуры, ретикулярную формацию среднего мозга. Тесно взаимодействуя с корой больших полушарий, П. с. м. оказывают модулирующее влияние на её активность и участвуют в формировании всех поведенческих реакций человека.

ПОДДЪЯКОВ

E-mail Печать PDF

ПОДДЪЯКОВ Николай Николаевич (р. 1929) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, создатель концепции развития познавательной сферы ребенка. Д-р психологических наук (1974), профессор (1981), чл.-кор. АПН СССР (1978), д. чл. АПН СССР (1990), д. чл. РАО (1993). Награжден медалью "За доблестный труд" (1970). Окончив философский фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова (1948—1953), поступил в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР (1953—1957). После аспирантуры работал в Институте психологии, защитив в 1960 г. канд. дис.: "Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий" и перешел на работу в НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где с 1965 по 1981 г. заведовал лабораторией "

;Умственного воспитания детей дошкольного возраста". В 1974 г. защитил докт. дис. по психологии: "Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном возрасте". Научные интересы П. связаны прежде всего с изучением познавательного развития дошкольников, особенностями их мышления, формированием основных логических операций в этом возрасте ("Умственное воспитание дошкольников", 1972). Им было проанализировано развитие образного мышления, его достоинства и недостатки, механизмы его становления в дошкольном возрасте, методы его диагностики и развития ("Содержание и методы умственного воспитания дошкольников", 1977). Разработанные П. экспериментальные методики, позволяющие исследовать различные стороны образного мышления, динамику его становления, легли в основу многих современных диагностических и развивающих программ. Описанный П. феномен "бескорыстного мышления" открывает новые аспекты творческой активности дошкольников.

С 1981 по 1992 г. П. — директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Под его руководством разрабатывалась концепция развития познавательной сферы ребенка, на основе которой в ин-те разрабатывались конкретные технологии обучения и воспитания детей.

В последние годы П., наряду с исследованием интеллектуального развития детей, занимается проблемами игры, изучая влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей, особенности их социализации. П. ведет активную педагогическую деятельность. Он автор научных трудов: "Развитие элементарных форм мышления в дошкольном детстве", М., 1973; "Мышление дошкольника", в соавт., М., 1977; "Умственное воспитание детей дошкольного возраста", М., 1984, 1988; "Творческое развитие детей дошкольного возраста", 1994; и др.

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

Страница 170 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135