Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПОВТОРЕНИЕ

E-mail Печать PDF

ПОВТОРЕНИЕ — см. РАЗЛИЧИЕ/ПОВТОРЕНИЕ.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

E-mail Печать PDF

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (нем. Alltaglichkeit) - термин, предложенный А. Шюцем (см.) для иной (социологической) концептуализации понятий "естественная установка" и "жизненный мир", введенных в научный оборот в феноменологии Э. Гуссерля, сделавшей возможной саму тематизацию того, что затем стало фиксироваться как П. В классической и неоклассической социологии проблематика и тематика П. (обыденной жизни людей), как правило, игнорировалась и третировалась как лежащая вне научной дисциплинарности (см.). В перспективе же феноменологической традиции П. стала трактоваться в контексте поиска предельных оснований социальной реальности (см.) как таковой. Шюц ввел данный термин для понятийного схватывания интерсубъективной реальности, значимой для социальных акторов (деятелей) как репрезентация (см.) нерасчлененной целостности мира человеческого бытия, постоянно воспроизводимая ими в своих практиках через процедуры (пере)интерпретации и типизации значений в ситуациях "лицом-к-лицу".

>Данные ситуации рассматриваются как прототипные (архетипические) для конституирования социальных взаимодействий, собственно и порождающих мир социального. Это связано с тем, что именно в ситуациях "лицом-к-лицу" "Я" конституирует "Другого" как, в свою очередь, конституирующего его ("Я") в этот же момент совместности.

Именно на этом уровне задается латентная упорядоченность социального мира, так как параметры данных ситуаций воспринимаются их участниками как "обычные", "принимаемые на веру", "само собой разумеющиеся" свойства самой действительности. Предполагается, что опыт "Другого" невозможно воспринять теоретическими средствами, но он воспринимаем в П. через совмещение перспектив деятелей (акторов) и/или совпадение систем релевантностей, внутри которых происходит действование (фактически, внутри лингвистических "мы-групп").

Мир переживается (а тем самым и познается) деятелем (актором) в потоке интенциональностей в терминах типического с "наивной" точки зрения находящегося в конкретной ситуации "Я".

Разделяемые "всеми" в повседневных ситуациях значения образуют мир первичных типизированных (анонимизированных) значений, оперирование которыми и позволяет совмещать перспективы деятелей (акторов), действующих как "обыденные социологи", производящие мысленные взаимные перестановки ("себя" на место "другого" и "другого" на место "себя") в единых для них ситуациях. Типическое рассматривается при этом как усредненно-тавтологическое, как "осадок" исторического, отвердевшего в инвариантах и сохраняющегося при всех разночтениях как фон, опосредующий и определяющий перспективу видения нового опыта. Оно опривычивает, традиционализирует любое уникально-новое, отождествляя его с тем, что "уже было", вписывая его в уже отработанную и принятую "всеми" схему.

За пределами (первичного) мира П. находятся (вторичные) области профессионализированных "конечных смысловых сфер" (термин У.

Джеймса), значения которых доступны в полной мере только вовлеченным в эти сферы специализированным в них деятелям (акторам) и "непрозрачны" для "непосвященных". На основе мира П., но "над" ним специфицируются "замкнутые на себя" (в своем накопленном опыте) области науки, искусства, душевной болезни, игры и т.д., обладающие отличающими их друг от друга и от мира П. собственными "когнитивными стилями". П. выступает в этом взаимодействии сфер как реальность par excellence - самоочевидная и непреодолимая фактичность (с "неустранимостью" в процедурах редукции "жизненного мира" впервые столкнулся в полной мере уже Гуссерль), предполагающая воздержание от всяких сомнений в существовании мира, а тем самым и отсутствие процедур критической рефлексии внутри мира П. как особого типа социальности (см.). Социальное - это реальность в том виде, в каком она предстает обыденному сознанию людей, включенных в многообразные отношения взаимодействия. Тем самым социальное всегда формируется как продукт объективации знания в процессе обыденных человеческих практик (интерсубъективного мира, т.е. мира, разделяемого с другими, и мира) и в этом отношении всегда исходно явлена в "естественной установке".

Впоследствии в феноменологической социологии знания (см.) П.Л. Бергером (см.) и Т. Лукманом (см.) был усилен акцент конструирования социальной реальности в мире П., продолжаемый в социальной теории; в символическом интеракционизме (см.) была прописана конкретика механизмов социального взаимодействия (см.); в этнометодологии (см.) Г. Гарфинкеля и в когнитивной социологии А. Сикурела вскрыты процедуры типизации значений.

На этой основе была дана развернутая критика традиционной социологии, нерефлексирующей одновременную принадлежность социолога двум мирам. Как "человек науки" он находится вне мира П. и, следовательно, не может дать ему адекватную интерпретацию. Как "член социума" он не способен различить основополагающие структуры П. "изнутри", так как "изнутри" они не рефлексируются, что ведет к неосознанному приписыванию их продуцируемым суждениям об обществе. Эта принципиальная неадекватность воспроизводится как при описаниях "своей", так и "чужой" культур, в силу неясности самих оснований производства социологического типа дискурса.

Необходимо знание "глубинных" ("проговариваемых в языке"), а не только "поверхностных" (эксплицированных в социальных нормах) нормативных схем интерпретации действительности как на профессиональном, так и на обыденном уровнях действования в тех или иных ситуациях. Традиционная же социология неизменно "застревает" на уровне исследования "поверхностных" социальных норм, так как не вскрывает процедуры приписывания значений.

Следовательно, основной предмет социологии - процедуры (схемы, методы, способы, приемы и т.д.) интерпретации, практикуемые в социуме в рамках той или иной культуры и, по сути, постоянно конституирующие данные социумы и культуры, как и самих деятелей (акторов) внутри них. Отсюда сами действия индивида уже на уровне повседневной жизни следует понимать и трактовать как воплощение "методов" (схем, способов и т.д.) упорядочивания (рационализации и практического объяснения) самой этой повседневной жизни.

Параллельно в фокус внимания исследователей П. попала проблематика реификации (овеществления) социальных связей и отношений и процедур разрушения устойчивых и упорядоченных на неотрефлексированных основаниях систем представлений о социокультурной реальности. Будучи заявлены в собственно феноменологических подходах к П., данные тематизмы были специально проанализированы соответственно в феноменологически "повернутых" версиях неомарксистской и деконструктивистской социологий. Социолог должен обладать техниками постановки под сомнение контекстов значений, в которых "по умолчанию" были установлены (приняты) способы (схемы, правила и т.д.) объяснения индивидами собственных действий, с тем чтобы вскрыть основания конституирования самих этих контекстов как практических реализаций. Без соблюдения названных процедур и применения соответствующих техник невозможно обнаружить те свойства реальности, которые принимаются на веру "всеми" как само собой разумеющиеся, но никогда не подвергающиеся рефлексии и анализу. Таким образом, сами ситуации взаимодействия акторов (деятелей) должны быть реорганизованы через обнаружение "глубинных" нормативных оснований, латентно обусловивших реификацию ситуаций социальных взаимодействий, контролируемых "поверхностными" социальными нормами.

Неомарксистскую версию анализа мира П. хорошо репрезентирует социология А.

Лефевра, исходно провозглашающая необходимость смещения внимания марксистской теории с проблем завоевания политической власти на проблематику изменения повседневной жизни людей. Дезонтологизируя понятие бытия, Лефевр заменяет его понятием "тотальности в социальной практике", выводимом, в свою очередь, из понятия повседневной жизни, состоящей из элементарных атрибутов (борьбы, любви, игры, воспроизводства и т.д.), "упорядочивающих изначальный хаос". Каждый атрибут (момент) характеризуется стабильными установками, правилами, ритуалами и т.д., реифицирующимися в собственно социальном, отчужденном от личностно-индивидуального и фрагментирующем единство человеческой сущности в объективациях ее внешних проявлений. Отсюда основная оппозиция современной культуры централизация (на уровне социума) - фрагментация (на уровне индивида). Иначе - удушение индивидуальности публичностью. Снятие этой оппозиции требует продуцирования праксиса нового типа, который возможен лишь в мире П. Согласно Лефевру, реальна лишь П., в которой происходит дереификация товаров и продуктов производства в "блага", теряющие фетишистский и "количественный" характер первых, обретая личностное (качественное) измерение. П. суть "место" сохранения человеческих смыслов, последнее убежище распадающейся личности в современном мире, так как в других областях жизни люди уже передоверили (реифицировали) свои интересы экспертам, компьютерам, бюрократам и т.д. Вне мира П. происходит "внешняя" для человека игра, к которой он не имеет никакого отношения. Новую практику нельзя ввести, "декретировать сверху", она может лишь прорасти в П. ("родиться сама"; при этом Лефевр оговаривает возможность ее "моделирования" и средствами искусства, исходящего из П. и возвращающегося в нее).

В деконструктивистской линии анализа мира П. акцент был сделан на необходимости дереификации знаниевых конструктов (прежде всего порожденных социальными науками), образовавших барьер между социокультурным миром и миром повседневной жизни человека.

В результате последний живет в мире "воображаемых сообществ" (термин конституирован Б. Андерсоном). Отсюда тезис, сформулированный как в постмодернистской перспективе (прежде всего М. Маффесоли), так и в теориях "позднего модерна" (Э. Гидденс - см., Ю.Хабермас - см.) о необходимости возвращения социального теоретика (социолога) "домой" - в мир повседневной жизни как основного предмета его познавательного интереса. Более того, осмысление проблематики и тематики П. провозглашается критерием становления парадигматики постнеклассического социального знания как такового. В этой перспективе З. Бауман (см.) определяет суть современной социологии как развернутого комментария к П. Тем самым сам социолог определяется не как "сторонний" и/или "абсолютный" наблюдатель и/или регистратор событий, а как непосредственный участник социокультурной жизни "наравне с другими", погруженный в мир типичных и рутинных форм практик.

>Соответственно и представление о социологии как строгой научной дисциплинарности начинает тесниться ее трактовками прежде всего как продуцирования особого типа дискурсивности, принципиально вписанной в контекстуальность определенной культуры и языка и воспроизводимой в определенных коммуникативных практиках. Тем самым само понятие П., соответствующая проблематика и тематика, конституированные в рамках неклассической социологии и отсутствовавшие в социологии классической, оказались "деконструктивными" для традиционного понимания сути, задач, методов и возможностей социологического (шире - социального) знания, потребовали его координального переосмысления и переопределения его места в современном мире.

В.Л. Абушенко

ПОВОД

E-mail Печать PDF

Повод — событие, рецепция которого образует пусковой стимул последовательности действий. В отличие от причины (с которой его часто отождествляют) П. не имеет глубинных связей с мотивацией деятельности. П. эмоционально окрашен, осознан, оказывает ускоряющее влияние на принятие решений. В политической психологии большое внимание уделяется роли П. в динамике резких сдвигов в общественных настроениях.

А.А. Брудный

ПОВЕРХНОСТЬ

E-mail Печать PDF

ПОВЕРХНОСТЬ — понятие постмодернистской номадологии (см.

Номадология), выражающее установку постмодернизма на отказ от идеи глубины как 1) в пространственном отношении: топография постмодернизма фундирована презумпцией плоскости (см. Плоскость); так и 2) в отношении когнитивном: постмодернистская теория познания основана на идее отсутствия "глубины" объекта (в данном случае термин "глубина" метафорически фиксирует характерную для классической метафизики ориентацию на поиск ноуменальной сущности объекта — см.

Метафизика, Трансцендентальное означаемое). В метафорике Делеза и Гваттари данная установка дескрибируется как переориентация современной западной культуры с традиционной для нее идеи "корня", выражающей презумпцию проникновения в глубину и презумпцию линейности движения, на идею "корневища-луковицы", выражающую презумпции отказа от какого бы то ни было проникновения в якобы наличную глубинную сущность (так называемый — смысл) объекта (см.

Постметафизическое мышление) и презумпцию потенциальной возможности нелинейной процессуальности. В контексте постметафизического мышления, фундированного принципом отсутствия (см. Метафизика отсутствия), идея подобного имманентного сущностного наличия смысла (наличия смысла и смысла наличия) оказывается практически неконституируемой (см. Различия философия).

>Элиминация идеи корня приводит номадологию к отказу от идеи глубины: именно "поверхность — это местоположение смысла: знаки остаются бессмысленными до тех пор, пока они не входят в поверхностную организацию". Таким образом, генерация смысла трактуется в номадологии как локализующаяся на П. среды, находящейся в процессуальной самоорганизации: если феноменологическое воплощение ноуменальной сущности объекта или реализация его имманентно-внутреннего эволюционного "проекта" (что в оценке Делеза и Гваттари, есть одно и то же) представляет собой линейный процесс, но поверхностное движение принципиально нелинейно. По оценке Делеза и Гваттари, "потенциалы", могущие порождать семантически значимые "серии" или "плато" в качестве бесконечно плюральных и перманентно вариативных (см.

Эон, Событийность), неизменно "блуждают по поверхности". Согласно постмодернистской концепции П., именно благодаря поверхностному движению и поверхностному взаимодействию, в принципе возможно новизна как таковая. Это связано с тем, что любая реализация глубинного "проекта", безусловно предполагая наличие последнего, не может рассматриваться в качестве новой по отношению к нему.

В этом отношении онтогенез как развитие организма, фундированное его генотипом, делает любые фенотипические трансформации принципиально не новыми: они могут рассматриваться лишь в контексте совпадения с исходным проектом или отклонения от него. В противоположность этому, номадическое движение как самоорганизация ризомы, не ограниченная исходным сущностным проектом, подлежащим реализации и феноменологизации, детерминирована принципиально непредсказуемыми случайными флуктуациями, что является условием возможности подлинной, не проектируемой изначально и даже не прогнозируемой в когнитивном усилии новизны: "истинное рождение, возникновение подлинно нового случается именно на поверхности" (Делез). Концепт "П." играет в постмодернизме значимую роль и в свете отказа последнего от фундировавшего классическую культуру западного типа презумпции бинаризма (см. Бинаризм), в частности — от бинарной оппозиции внутреннего и внешнего.

Собственно, П. и есть не что иное, как пространство взаимодействия системы с внешней по отношению к ней средой: как пишет Делез, "мембраны... приводят в соприкосновение внутреннее и внешнее пространство" (в то время как организм, символизирующий для номадологии преформистски артикулированную линейную эволюцию, напротив, по словам Делеза, "всегда сосредоточен во внутреннем" и фактически лишь "распространяется во внешнее... воплощаясь"). И подобно тому, как синергетика трактует возможность взаимодействия системы со средой как необходимое условие самоорганизационных процессов, так же и постмодернистская номадология интерпретирует "взаимодействие с внешним" (Делез) в качестве непременной предпосылки пространственного конфигурирования ризомы. В данном контексте Делез параллельно понятию "П." использует также понятие "мембрана" как концепт, с одной стороны, изоморфно синонимический концепту "П.", а с другой — благодаря содержащейся в его семантике идее проницаемости — акцентирующий такой аспект его содержания, как снятие оппозиции между внутренним и внешним ("мембраны... удерживают полярности", по Делезу). (Аналогична в этом плане и трактовка Делезом феномена кожи в контексте постмодернистской концепции телесности: "кожа обладает неким жизненным и собственно поверхностным потенциалом энергии" — см. Кожа, Тело, Телесность, Тело без органов).

М.А. Можейко

ПОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЯ

E-mail Печать PDF

Поведения стратегия [греч. stratêgia, stratos — войско + agô — веду] — устойчивый комплекс действий, предпочитаемый субъектом для решения различных задач его жизнедеятельности. П. с. складывается по мере формирования функциональных систем, автоматизации действий ориентировочной и исполнительной активности. Характер построения отдельных действий зависит как от индивидных свойств человека (пол, формально-динамические свойства, общие способности), так и от существующих социальных условий развития, окружения и технологий, предлагаемых для тех или иных действий. В то же время формирующаяся на основе освоенных действий П. с. является в большей степени результатом личного выбора человеком определенных действий из множества других, основанном на устойчивых индивидуальных характеристиках — его ценностных ориентациях и имеющемся потенциале организма. П. с., в отличие от военных стратегий, не планируется субъектом в деталях, а объективно складывается в ходе его реальной жизнедеятельности и состоит в основном из привычных (автоматизированных) действий, последовательность которых частично находится под контролем сознания. В состав П. с. входят, т. о., как освоенные физические действия, так и сложившиеся способы обработки информации, оценки объектов и регуляции поведения. В случаях, когда личностные установки и ожидания сильно расходятся с реальными достижениями и результатами воздействия на среду, человек формирует специальные П. с. по регуляции и изменению этих личностных установок.

Существующий в этих случаях диссонанс между желаемым и достижимым называется Л. Фестингером когнитивным диссонансом и может разрешаться с помощью специальных П. с., направленных не столько на изменение объективного положения вещей, сколько на деформацию личности, либо на предварительную адаптацию к проблемной ситуации. В результате этого могут вырабатываться такие защитные адаптационные П. с., как агрессия, беспомощность, активность воображения, двигательное возбуждение, частая смена жительства (номадизм), смена занятий, эксцентрическое поведение, стереотипия (неоправданное повторение одного и того же) поведения.

В сложных проблемных ситуациях адаптивные комплексы личности, актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Адаптационные П. с. являются предметом исследований в области психотерапии и медицинской психологии. Помимо П. с., выработанных в процессе онтогенеза человека, существуют врожденные, определенные эволюцией биологического вида П. с., такие как поиск и сбор пищи, родственные отношения, борьба за ресурсы, формы кооперации и агрессии, формы родительской заботы, способы доминирования и определения статуса в группе, предохранение от близкородственных сношений, ухаживание, брачное поведение, сигнализация и общение, формы выбора жилья. У животных они более детально, чем у человека, передаются генетически и являются сформировавшимися уже к рождению. У человека они в бульшей мере формируются прижизненно, однако существуют генетические программы, разворачивающиеся в поведении с возрастом и проявляющиеся как архетипы и гештальты восприятия (выделение признаков красивого и здорового тела, неприязнь паразитов, крови, грязи, вкусовые предпочтения и т. д.). Так, например, когда плотность особей какого-либо биологического вида превышает некоторый предел, происходит подавление репродуктивных функций. При перенаселении также возрастает агрессивность, как у животных, так и у человека, и это не связано с недостатком пищи или других ресурсов.

>Эволюционная психология (Дж. Туби, Л. Космидес, Д. Басс, Дж. Смит, Д. Симонс и др.) разделяет направленность подобных П. с. на два больших типа — индивидуального жизнеобеспечения (определение и поддержание статуса, источника ресурсов) и репродукции (внутриполовое соревнование, выбор сексуального партнера, успешное зачатие, сохранение партнера, взаимное формирование диадического альянса, построение и поддержание коалиции, родительская забота и социализация детей, расширение семьи генетически не родными членами). Эволюция человеческого общества также определяет П. с. Так Д. Басс выделяет пять типов определенных ею, но социально сформированных П. с., которыми общество заставляет пользоваться индивида: диадический альянс, иерархические отношения, отношения сексуальных партнеров, родственные отношения и коалиции. Кроме того, существуют общие П. с., характеризующие взаимодействие человека со средой и определяемые особенностями организма человека. С.

Скарр определила, что еще в раннем возрасте можно выделить три такие стратегии: пассивную (человек пытается полностью адаптироваться к среде), интерактивную (человек частично адаптируется к среде, а частично пытается корректировать ее воздействие), активную (человек сам выбирает среду или корректирует ее воздействие). М. Смит, Дж. Паркер и Р. Аксельрод исследовали на игровых моделях отдельные П. с., отличающиеся по определенному признаку (инициация агрессии, окончание агрессии первым, подчиненность и доминантность — П. с. "Голубя", "Ястреба", "Задиры", "Отпорщика", "Резидента", "Захватчика" и др.).

Выявилась неслучайность П. с. различных биологических видов: ряд П. с. становятся эволюционно стабильными стратегиями (ЭСС) в зависимости от экологической ниши и особенностей организма особей.

ЭСС, будучи приняты большинством членов популяции, не могут быть превзойдены никакой альтернативной стратегией при данных условиях существования вида. Дж. Хейз и Л. Ивз создали динамическую модель, воспроизводящую эволюцию популяции животных на протяжении многих поколений и показали, что подлинная ЭСС включает нескольких ведущих П. с.

И.Н. Трофимова

Страница 171 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135