Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

E-mail Печать PDF

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - широко распространенный в западной социологии термин, применяемый для обозначения современного общества. Концепция П.О. была разработана американским социологом Д. Беллом (см.). Своеобразие историко-культурного развития капитализма в различных странах обусловило формирование разных вариантов концепции П.О., среди которых можно выделить два основных: либеральное, опирающееся на американскую модель капиталистического развития, и радикальное, основывающееся на европейской модели.

>В основе концепции П.О. лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное (традиционное - см.), индустриальное (см.) и постиндустриальное. В доиндустриальном обществе определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными институтами общества; в индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе; в П.О. - теоретические знания с университетом как главным местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального к П.О. определяется рядом факторов. Во-первых, это изменение от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства.

В США в 1990-х более 65% рабочей силы было в обслуживании, около 30% в производстве, около 5% в сельском хозяйстве. Сфера обслуживания содержит огромное множество услуг - от внутренних до научных исследований и науки. Основной чертой изменений явилось то, что расширение в человеческих и профессиональных услугах оказалось важнее, чем, скажем, транспортные услуги или услуги предприятий общественного пользования. Во-вторых, это изменения в социальной структуре общества, когда классовое деление уступает место профессиональному, с включением таких профессиональных групп, как служащие профессиональные и технические, управляющие и администрация и др. (свыше 50%), так называемые "синие воротнички" (33%), обслуживающие рабочие (17%).

В-третьих, это подъем "информационной экономики". Категории сельского хозяйства, производства и услуг выросли из старых социально-расчетных систем, и они тем не менее позволяют увидеть подъем важных новых секторов, особенно секторов знаний и информации. В развитых западных странах под "научные промышленности" рассчитывается примерно 30% валового национального продукта.

В-четвертых, это расширение неприбыльного сектора. Основное направление - от расширения в профессиональной и технической работе к расширению государственных услуг, особенно в сферах образования, здоровья и благосостояния. Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.

В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в П.О. основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью.

В настоящее время большое признание получают важные, с точки зрения социологии постиндустриализма, предсказания Белла о дальнейшем развитии П.О. и переходе его в информационное общество (см.).

Г.Н. Соколова

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

E-mail Печать PDF

Последовательный образ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный П. о. сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный П. о. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных П. о., которые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут.

Б.М. Величковский

ПОРТРЕТНЫЙ МЕТОД

E-mail Печать PDF

Портретный метод (маскотерапия) — метод психотерапии, основанный на представлении о психическом заболевании, как следствие расстройства диалогических форм общения личности, приводящих к патологическому одиночеству, и заключающийся в реконструкции диалога посредством воссоздания зеркального двойника пациента. Включает в себя такие техники как скульптурное портретирование, автопортрет, бодиарттерапия, пластическая ритмика и др. Осуществляется в индивидуальной и групповой форме, а также и при параллельном лечении опекунов пациента.

Метод разработан Г. М.

Назлояном в 1978 г. Основа метода — авторская концепция патологического одиночества, возникшая в результате критического переосмысления классического понятия "аутизм" (О. Блейер и др.). Идея патологического одиночества рассматривается в рамках диалогической парадигмы и представлении об архетипе человека и его зеркального "Я".

Психическое заболевание трактуется как функция нарушения зеркального образа, процессов самоидентификации, внутреннего диалога. Эффективность лечения определяется возможностью реконструировать посредством портретного метода утраченный образ "Я" и восстановить диалог.

П. м. объединяет в себе клинический подход и искусство (врачи, применяющие П. м. свободно владеют навыками изобразительного искусства). Портретная терапия имеет четко обозначенные начало, этапы и завершение, что продиктовано особенностями работы над скульптурным портретом, который рано или поздно должен завершиться.

В ходе терапии структура "врач — больной" замещается тройственной структурой "художник — портрет — модель", в рамках которой и возникает истинный диалог, а портрет становится местом куда "уходит болезнь". Идея окончания работы над портретом, заложенная в психотерапевтическом сеансе, присутствует во всем ходе лечения, создавая позитивные ожидания. Завершение портрета совпадает с выздоровлением.

Метод направлен на лечение аутистических расстройств, острых и хронических психозов, неврозов и реактивных состояний; эффективен при разных формах шизофрении и других функциональных расстройств психики. В комплексном лечении и реабилитации душевнобольных наряду с портретированием, используются техники автопортрета, боди-арта и др. Потретный метод гармонично сочетается с лекарственной терапией и традиционными техниками психотерапии.

Р. А. Саакян

ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ

E-mail Печать PDF

Порождение речи — 1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).

Существуют различные концепции П. р. Так, в бихевиоризме и необихевиоризме процессы П. р. понимаются как результат эмпирической организации (под влиянием речевого опыта) речевых реакций (Б.Ф. Скиннер) или "наполнения" такими реакциями врожденной многоуровневой психофизиологической системы (Ч.Э. Осгуд). В концепции Н. Хомского и его последователей П. р. — процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, формирующихся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур. В традиции отечественной психолингвистики процессы П. р. связываются с деятельностным характером речи. Это означает, что 1) последовательные этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль); 2) П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций; 3) процесс П. р. предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность; 4) П. р. носит эвристический характер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.).

Фазовая структура П. р., впервые проанализированная Л.С.

Выготским, включает "дограмматический" этап (план, замысел) внутреннего программирования высказывания, задающий содержательный инвариант высказывания (текста). Программа П. р. на этом этапе есть иерархическая система операций предицирования над исходными элементами типа семантизированных образов (предметных значений). На следующем этапе происходит переход от этой формы существования содержания к его оформлению в единицах языка (словах и словосочетаниях), а также от симультанной (одновременной, не развернутой во времени) предикативной организации к сукцессивной (линейной) последовательности языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически, формально-синтаксически и в плане порядка слов (линейного синтаксиса).

Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероятностным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учета их субъективной вероятностной характеристики. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.

Механизм грамматического конструирования высказывания также включает несколько классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от нее к опорным словам высказывания; механизм закрепления грамматических "обязательств", если они требуются структурой данного языка; механизм грамматического прогнозирования высказывания; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и др. факторами.

Процессы П. р. не замыкаются в рамках отд. высказывания, но предполагают программирование (и отчасти реализацию) целостного текста и его отдельных содержательных "блоков". Это касается, в частности, функционально-синтаксического аспекта П. р.

А.А. Леонтьев

ПОРОГ РАЗЛИЧЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ

E-mail Печать PDF

Порог различения интенсивности — оценка силы ощущения. П. р. и. раздражителя практически всегда выше ранее действовавшего раздражения на определенную долю (закон Вебера). Так, усиление давления на кожу руки ощущается, если увеличить груз на 3%.

Эта зависимость выражается следующей формулой: DI / I = const, где I — сила раздражения, DI — ее едва ощущаемый прирост (порог различения), const — постоянная величина. Аналогичные соотношения получены для зрения, слуха и других органов чувств человека.

Зависимость силы ощущения от силы раздражения (закон Вебера-Фехнера) выражается следующей формулой E = a log I + b, где E — величина ощущения, I — сила раздражения a и b — константы, различные для разных модальностей стимулов. Эта формула показывает, что ощущение усиливается пропорционально логарифму интенсивности раздражения.

Кроме того, современная психофизиология для оценки силы ощущения использует также методы сенсорного шкалирования, т.е. субъективной оценки человеком силы своего ощущения путем сравнения с ранее созданным эталоном или набором таких эталонов. Отношение между ощущением и стимулом в этом случае выражается степенной функцией (закон Стивенса). Сравнение логорифмической функции закона Вебера-Фехнера и степенной функции закона Стивенса показало, что в основной, рабочей части диапазона интенсивности эти функции дают количественно близкие оценки.

Страница 164 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135