Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПОНЯТИЙНО-ПРОБЛЕМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

E-mail Печать PDF

ПОНЯТИЙНО-ПРОБЛЕМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ - совокупность различных традиционных и новационных понятий (см.) и категорий, связанных общим назначением, ориентированным на фиксацию, всестороннее исследование, осмысление и познание определенной проблемы, конкретного предмета (вещи), процесса или явления. П.-П.К. создаются и трансформируются преимущественно в начальных фазисах познавательного процесса. В дальнейшем они образуют понятийно-проблемные ассоциации, которые, в свою очередь, репродуцируют и репрезентируют себя (как правило, частично) в соответствующих категориально-понятийных рядах, обладающих различной степенью сопряженности.

В.И. Овчаренко

ПОНЯТИЕ

E-mail Печать PDF

ПОНЯТИЕ - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением, но, вместе с тем, являющиеся более близкими к реальности в смысле отражения ее сущности. Таковы, например, П.: "молекула", "атом", "электрон". Они образовались не только через сравнение наглядных образов, но и путем применения логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, идеализации и т.д. Каждое П. характеризуется со стороны его содержания и объема. Содержание П. - это совокупность отраженных свойств предметов. Например, в содержании П. "атом" в числе других признаков входит признак "быть мельчайшей частицей химического элемента, сохраняющей его свойства". Объем П. - это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, объем П. "атом" составляет множество, к которому относятся атомы всех химических элементов. Применительно к содержанию и объему П. действует закон их обратного отношения: чем больше содержание П., тем меньше его объем, и наоборот. Если, например, к содержанию П. "химический элемент" добавить признак "неметалл, обладающий наибольшей активностью", то мы получим новое П., объем которого меньше объема исходного П. и которое выражается термином "фтор". Вступая в связи между собой, П. образуют различные виды отношений. Так, объемы П. могут находиться в отношении совместимости (когда они хотя бы частично совпадают) или несовместимости (когда они даже частично не совпадают). В свою очередь, отношение совместимости может быть отношением тождества (объемы понятий полностью совпадают - например, "столица Беларуси" и "самый большой город в Беларуси"); пересечения (объемы совпадают лишь частично - например, "студент" и "спортсмен"); подчинения (объем одного понятия входит в объем другого, но не наоборот - например, "студент" и "учащийся").

Среди отношений несовместимости выделяются: соподчинение (два или более непересекающиеся П. подчинены общему для них П., не исчерпывая его объем; таковы, например, П. "физика" и "биология" по отношению к П. "научная дисциплина") и противоречия (два непересекающихся П. подчинены общему для них П., исчерпывая его объем; например, "справедливая война" и "несправедливая война"). Знание отношений между П. по объему предостерегает от ошибок при таких логических операциях, как определение, деление, обобщение и др., способствует углубленному пониманию текстов.

В.Ф. Берков

ПОНОМАРЕНКО

E-mail Печать PDF

ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович (р. 1933) — российский психолог, врач, специалист в области психологических проблем авиационной и космической медицины, психологии здоровья, экстремальной психологии. Один из авторов концепции человеческого фактора при обеспечении надежности летчика в аварийных ситуациях; автор концепции профессионального здоровья. Д-р медицинских наук (1974), профессор психологии труда (1980). Чл.

Президиума Общества психологов (1982—1992). Чл.-кор. АПН СССР (1988), д. чл. АПН СССР (1990). Д. чл. РАО (1993). Гл. ред. журнала "Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике" (с 1988), чл. редкол. жур. "Иностранная психология" (с 1993). Научная и практическая деятельность П. отмечена тремя боевыми орденами, орденом маршала Г.К.

Жукова (1992), многими медалями, Государственной премией Совета министров СССР за разработку средств медицинского обеспечения безопасности полета (1988). В 1956 г. закончил военно-медицинский фак-т Саратовского медицинского ин-та по специальности авиационная медицина. В течение шести лет работал врачом авиационного полка. В 1965 г. окончил аспирантуру НИИ авиационной и космической медицины, где впоследствии проработал 27 лет, пройдя путь от аспиранта до руководителя этого института (1988—1993). С 1993 по наст. вр. — гл. н. с.

Государственного НИИ военной медицины и профессор кафедры восстановительной медицины Медицинской академии им. И.М. Сеченова. Основными направлениями научной деятельности П. является разработка проблем психофизиологии профессиональной деятельности и обучения человека в авиакосмических системах. Применение системного подхода в авиационной психологии позволило сформулировать основные методологические и методические принципы инженерно-психологических авиакосмических исследований и оценки деятельности в системах "летчик — самолет", "космонавт — космический корабль" ("Методы инженерно-психологических исследований в авиации", 1975; "Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике", 1978).

Исследуя деятельность оператора, П. выдвигает концепцию о регулирующей функции психического образа в деятельности, ставшую основой решения ряда практических задач профессиональной подготовки и проектирования технических средств обучения ("Образ в системе психической регуляции деятельности", в соавт. с Б.Ф. Ломовым и Н.Д. Заваловой, 1986). Формирование "образа полета" выступает в качестве важнейшего условия регуляции сложных поведенческих актов человека, управляющего подвижными объектами.

Это позволило выдвинуть новые принципы построения систем отображения информации индикаторов пространственного положения, рационализировать формы и виды представления информации на экранных индикаторах. На этой же основе осуществляется перестройка методики летного обучения. П. разрабатывает принципы, методы и средства воспитания личности профессионала, подготовки его к деятельности в экстремальных условиях. Тем самым заложены основы теории опасных профессий.

С этим же связана постановка проблемы психологической надежности профессионала в особых и экстремальных условиях деятельности.

Исследование поведения человека в реальных аварийных ситуациях позволило на основе концепции "личностного и человеческого фактора" вскрыть причины ошибок функционирования, выделить главные психофизиологические факторы, определяющие успешность действий и на этой основе разработать систему специальной подготовки, направленной на формирование психологической готовности к деятельности в трудных ситуациях. Предложен метод "опорных точек", позволяющий формировать у профессионала необходимую систему представлений об условиях деятельности, ее предмете и средствах. Созданы тренажерные комплексы, внедренные в практику профобучения.

Другим важным направлением научной деятельности П. является разработка концепции профессионального здоровья, на основе которой была создана общенациональная концепция охраны здоровья здорового человека, утвержденная МЗ РФ (2002). П. автор и гл. ред. монографий: "Практическая психология", М., 1994; "Страна авиация: белое и черное", М., 1995; "Авиация. Человек. Дух", М., 2000; "Созидательная психология. Избр. психол. труды", М., 2000; "Размышления о здоровье", М., 2001. Создано шесть учебных кинофильмов: "Психологический курс обучения курсанта и летного состава".

Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

ПОНОМАРЕВ

E-mail Печать PDF

ПОНОМАРЕВ Яков Александрович (1920—1997) — российский психолог, специалист в области психологии творчества, психологии развития, методологии психологии. Автор концепции психологического моделирования творческой деятельности. Д-р психологических наук (1972), профессор.

За научные заслуги удостоен золотой медали им. В.М. Бехтерева (1991). Засл. деятель науки РФ (1993). В 1939 г. поступил на философский фак-т Московского ин-та истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1951 г.

Работал старшим экскурсоводом-педагогом в Культурном и научно-просветительном уголке им В.Л. Дурова (1952—1956). С 1957 г. — редактор психологической литературы издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил канд. дис. на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961 по 1966 г. работал в

Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. Затем перешел в ИИЕиТ АН СССР (1966—1973). В 1972 г. защитил докт. дис. на тему "Проблемы психологии творчества". С 1973 г. и до конца своих дней работал в Институте психологии АН СССР (с 1991 г. — ИП РАН). Первые исследования П. были проведены под руководством А.Н. Леонтьева.

Был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые ("Психология творческого мышления", 1960). На основе этого факта П. сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи.

В концепции П. творчество понимается в широком смысле как механизм движения, а гносеологический механизм психологии творчества строится путем экстраполяции представления об этапах развития способности человека действовать "в уме". В дальнейших исследованиях изучался психологический механизм творчества, разрабатывались проблемы развития и использования творческого потенциала человека, рассматривались пути и возможности приложения психологии творчества к решению общепсихологических проблем. В ходе исследований на основе сконструированных П. экспериментальных методов и процедур ("творческие задачи") было выявлено, что формы поведения детей, в процессе развития их способности действовать "в уме", и поведение взрослых на фазах решения творческих задач подобны. Был также выявлен феномен преобразования этапов развития способности человека действовать "в уме" в структурные уровни организации психологического механизма решения задач. Это привело П. к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий. Исследования П. опубликованы в монографиях: "Знания, мышление и умственное развитие", 1967; "Психика и интуиция", 1967; "Психология творчества", 1976; "Психология творчества и педагогика", 1976; "Методологическое введение в психологию", 1983; "Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная", 1991.

В.А. Кольцова, И.М. Кондаков

ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

E-mail Печать PDF

ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ - в узком смысле - социологическая концепция М. Вебера (см.), предположившего и сам термин "П.С."; в широком смысле - одно из основных направлений социологии, связанное с ориентацией на преодоление ее натуралистических установок и позитивистской методологии, заложившее в конце 19 - начале 20 в. основы последующих неклассических ее версий: феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной социологии и т.д., вплоть до ее постмодернистского проекта (З. Бауман - см., В. Вельш и др.), а также таких неклассических направлений в социологическом анализе, как социология культуры (см.) (культур-социология) и социология знания (см.). П.С. можно рассматривать и как одну из первых редакций гуманистической альтернативы в социальном знании в целом.

Становление понимающей теоретико-методологической парадигмы в социогуманитарном знании связано прежде всего с именами В. Дильтея (см.) и М. Вебера, а также Г. Зиммеля (см.) и отчасти (что признается далеко не всеми историками социологии)

Дж.Г. Мида (см.). В качестве отдаленных истоков П.С. рассматриваются идеи исторического анализа Дж. Вико (понимаемо лишь то, что совершено) и концепция герменевтики Ф. Шлейермахера. В качестве непосредственных источников П.С. выступают философия жизни и неокантианство (прежде всего в лице Баденской школы). При этом, если в историцизме Дильтея доминируют идеи философии жизни, то у М.

Вебера - неокантианства, а Зиммель в разные периоды жизни акцентировал как собственную версию философии жизни, так и свой же проект формальной социологии, увязывая их с проблематикой понимания. Качественный поворот в судьбах "понимающей парадигмы" связан с именем А. Шюца (см.), социологически переориентировавшего феноменологию позднего Э. Гуссерля, а позднее с включением в фокус социологического анализа проблем языка, предзаданным "лингвистическим поворотом" позднего Л. Витгенштейна и становлением современного герменевтического анализа.

В российской философской и социогуманитарной мысли близкий к П.С. проект был предложен (с иных теоретико-методологических позиций) С. Франком (см.). Однако реализована была П.С. впервые именно в социологии (проект Франка не получил социологического воплощения). В то же время для П.С. (как изначально, так и в последующих вариантах) был характерен постоянный интерес к метатеоретическому уровню анализа и постоянные экскурсы в область собственно философского знания.

>Так, объединяющей исходной теоретико-методоло-гической посылкой для "понимающих" социологов является утверждение принципиально разных онтологий природного и социального миров и установка на исследование способов и (или) методов (опять же особых, отличных от общенаучных) конституирования индивидами социума в ходе их непосредственного взаимодействия и (или) в их духовном бытии.

С этой посылкой тесно связана другая, ставящая под принципиальное сомнение возможность (и необходимость) реализации в социальной жизни объект-субъектной познавательной схемы как через акцентирование "определяемости" ("простраиваемости") объекта субъектом, так и через вскрытие процессуальной природы социальной реальности, параллельно с утверждением личностной и исторической природы социальных субъектов.

При этом конституирующим началом может выступать или накопленное содержание опыта субъектов (то, что переживается как настоящее, всегда содержит воспоминание о том, что только что было настоящим, - Дильтей), или должное возможное будущее (то, что полагается и осмысливается в социальном, прежде всего и главным образом, целерациональном действии, - М. Вебер), или преодоление сопротивления "оформившихся" в "очевидности" практически направленных интересов субъектов (непрерывная смена "ставших" форм, фиксирующих и организующих опыт, - Зиммель). Таким образом, во всех трех первоначальных версиях "понимающей" ориентации исследовательский интерес принципиально смещается на уровень анализа непосредственных субъектов социальной активности, акцентируется "рамка личности" в социологическом знании.

Наиболее отчетливо эта линия была проведена в последующем феноменологическом варианте П.С. и, особенно, в этнометодологии (у М.

Вебера же находим, например, вполне "классический" социологический анализ бюрократического типа социальной организации, а у Зиммеля - анализ "чистой" формы). Актуализация внутренних смысловых аспектов опыта и (или) социального действия обозначила поворот в "понимающей" ориентации к анализу культуры как области объективации смыслов, как "предзадающей" возможность конституирования себя как индивидуальной целостности, как "организующей" возможность понимания "Я" и "Другого" ("выражения" Дильтея, "типизации" М. Вебера, "формы" Зиммеля). В этом отношении П.С. оказывается весьма близка другому влиятельному социологическому направлению - символическому интеракционизму (см.), - что и позволяет сближать их (при всем различии теоретико-методологических истоков) между собой и видеть в

Дж.Г. Миде (как основоположнике символического интеракционизма) одного из классиков "понимающей" ориентации. Однако, корректнее все же дифференцировать эти направления как различные, но объединяющиеся в рамке культурсоциологической ориентации как целостности более высокого метатеоретического уровня.

Наконец, объединяющей темой для мыслителей рассматриваемого круга являлась собственно проблема понимания, давшего название всему теоретико-методологическому направлению в целом. Причем с самого начала в исследовательскую программу П.С. были заложены все основные (в последующем развернутые) версии понимания, но все они сходились в том, что лишь понимание может обеспечить доступ к основам ("истокам") социальных феноменов. М. Вебером была предложена концепция понимания как процедуры (метода), предваряющей и делающей единственно возможным социологическое объяснение. Социальное действие конституируется осознанием (и / или наличием) смысла, не привносимого извне, а переживаемого субъектом и требующего соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других.

Переплетение таких соотнесений образует "смысловую связь поведения" (М. Вебер).

Последняя является непосредственным предметом социологического изучения, задача которого, интерпретируя, понимать социальное действие. Средством понимания (понимающего истолкования) выступают логически конструируемые идеальные типы, обеспечивающие понимание через узнавание в легитимируемых и санкционируемых культурой типизациях.

Последнее позволяет М. Веберу трансцендировать смысл психологическому переживанию и обосновать стратегию целерационального действия как наиболее полно выявляющую смысловую основу социальной реальности. Остальные стратегии социального действия рассматриваются как отклоняющиеся от этой "идеальной" модели и "затемняющие" смыслы (убывание рациональности в действии суть одновременно уменьшение возможности понимания).

>Зиммель в своей концепции предвосхитил последующую универсализацию понимания как специфического отношения человека к действительности, способа "здесь-и-теперь" бытия, с одной стороны, и возможность его истолкования как универсальной метапознавательной практики - с другой. Тем самым понимание можно рассматривать и как основное событие человеческой жизни, как отношение одного духа к другому, как способ перемещения их одного культурного мира в другой, и как универсальный способ "критики самоочевидностей", "внесения" в познание субъективной компоненты (но и одновременного контроля за ней), подключения в познание "практически направленного интереса".

В концепции Дильтея (по мере ее развития) можно обнаружить три версии понимания: 1) как непосредственного усмотрения "внутренним взором" (в интроспекции) "конечной реальности" человеческой жизни; 2) как познание-переживание другого во внутреннем опыте через данные извне знаки; 3) как развертывания самопонимания через расширение жизненных контекстов и их постоянное переистолкование (переинтерпретацию), фиксируемое средствами языка в определенных текстах. Выход П.С. на исследование проблем собственно понимания способствовал в дальнейшем "сращиванию" внутри данной теоретико-методологической ориентации проблематики культур-социологии и социологии знания.

В.Л. Абушенко

Страница 165 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135