Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ

E-mail Печать PDF

Промежуточный мозг (лат. dienctphalon) — часть мозгового ствола; формируется из оставшейся неразделенной задней части переднего мозга. Включает эпиталамус (надбугорье, epithalamus), метаталамус (забугорье, metathalamus), таламус (thalamus), гипоталамус (подбугорье, hypothalamus).

Металамус составляет два образования: латеральное коленчатое тело (corpus geniculatum laterale) и медиальное коленчатое тело (corpus geniculatum mediale). Латеральное коленчатое тело лежит под подушкой таламуса и имеет неправильную круглую форму. Строение его характеризуется слоистостью.

Латеральное коленчатое тело состоит из шести клеточных слоев: двух крупно- и четырех мелкоклеточных. Периферический зрительный путь заканчивается в мелких клетках, центральный берет начало от крупных клеток. Различные отделы сетчатки проецируются на разные части латерального коленчатого тела.

Медиальное коленчатое тело располагается между верхним холмиком четверохолмия и подушкой зрительного бугра. Ядро его состоит из мелко- и крупноклеточных частей.

Клетки имеют многоугольную форму. Афферентной системой медиального коленчатого тела являются волокна боковой петли, которые образуют вокруг него капсулу и заканчиваются в его клетках. От клеток медиального коленчатого тела начинается центральный слуховой путь, который направляется к коре височной области мозга. См. также Таламус и Гипоталамус.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

E-mail Печать PDF

Промежуточные переменные — понятие, введенное необихевиоризмом с целью преодолеть ограниченность трактовки поведения как процесса, сводимого к формуле "стимул—реакция". Под П. п. понимались недоступные прямому наблюдению психические компоненты ("значение", "цель", "мотив", "когнитивная карта" и др.), выступающие в роли посредника между стимулом как независимой переменной и ответной реакцией как зависимой переменной. Наряду с чисто психологической трактовкой П. п. (Э. Толмен) выдвигалось учение об их представленности в организме в виде доступных физиологическому анализу факторов (К. Халл).

М.Г. Ярошевский

ПРОЛЕТАРИАТ

E-mail Печать PDF

ПРОЛЕТАРИАТ (нем. proletariat от лат. proletarius - обозначение представителей неимущих социальных слоев в Древнем Риме; также - рабочий класс) - социально-философское, социологическое и политологическое понятие, используемое для обозначения совокупности социальных групп в обществе, лично свободных, но не имеющих собственности на средства производства либо землю, вынужденных в той или иной форме продавать свою рабочую силу.

В истории обществоведения вплоть до второй четверти 19 в. П. традиционно трактовался как общность социальных аутсайдеров и маргиналов, неспособных ни к осознанию собственных политико-экономических интересов, ни к консолидации в самоосознающий социальный класс, ни к инициированию конструктивных системных трансформаций социума. Стремительный рост удельного веса П. в социальной структуре общества при капитализме, его тяжелое материальное и духовное состояние как результат перманентного нарастания общественных напряжений фазиса раннего индустриального общества, радикальные по содержанию и силовые по форме репертуары борьбы П. за удовлетворение собственных требований (Западная Европа второй-третьей четверти 19 ст.) результировались в конституировании иных трактовок исторических судеб П. Диапазон последних варьировался от реформистских программ обретения П. гражданских прав в полном объеме с последующим реформаторским преобразованием буржуазного общества в общество социальной справедливости до мессианистских трактовок П. как главного носителя идеи коммунизма и сопряженных волюнтаристских процедур его построения, результатом чего выступит "освобождающий весь мир подвиг". Первым цельным программным документом такого рода явился "Манифест Коммунистической партии" Маркса - Энгельса.

Содержание дальнейших полемик по проблеме социально-исторического статуса П. определялось многомерной альтернативой возможных общественно-политических ориентаций как представителей самого П., так и его лидеров: на одном ее полюсе помещались модели классового сотрудничества, предполагающие возможность интегрирования П. в структуры "демократического капитализма" с последующей трансформацией его в "средний класс" буржуазного общества (лидеры европейской социал-демократии конца 19-20 вв.), на другом - социальные программы насильственного тотального разрушения существующего строя пролетарскими массами, организуемыми и направляемыми их собственными вождями (Маркс - Энгельс) либо организацией профессиональных революционеров (Ленин) в ходе "пролетарской революции" и установления "диктатуры П." (см.).

Исторический неуспех второй альтернативы был обусловлен рядом социально-экономических трансформаций социума в 20 ст. вкупе с определенными духовными феноменами: а) достижения системы "демократического капитализма" в преодолении глобальных экономических кризисов, в противодействии геополитической экспансии тоталитарных режимов, в сохранении либерально-демократической системы ценностей (см. Демократический капитализм, Открытое общество); б) реальная антигуманная общественная практика социалистических и национал-социалистических режимов в государствах "победившего П." или "победивших трудящихся" (см. Большевизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Фашизм); в) жесткая опережающая критика интеллектуалами Европы и США радикально-силовых репертуаров классовой борьбы П. наряду с опровержением догматов "научного социализма", марксизма и ленинизма (см.: Арон, Бердяев, Гароди, И. Ильин, Лебон, Поппер, Райх, Ростоу, Фромм, Хайек и др.). Тем не менее возможные сценарии глобального развития планетарного сообщества в 21 ст. (см. Геополитика) сохраняют определенный потенциал саморазвития программ силового переустройства мирового порядка "в интересах П., трудящихся и угнетенных всех стран" как результата противоборства наиболее развитых постиндустриальных держав ("большая семерка") и государств - их нынешних сырьевых придатков.

А.А. Грицанов

ПРОЛЕГОМЕНЫ

E-mail Печать PDF

ПРОЛЕГОМЕНЫ (греч. prolegomena — говорить наперед) — в западноевропейской интеллектуальной традиции определенный объем предварительных замечаний о предмете, архитектонике, целях, задачах и методах той или иной научной дисциплины. Кант обозначил введение к "Критике чистого разума" "Пролегоменами ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки". П. традиционно призваны постулировать статус науки, дисциплины в системе рационального знания, обусловливаемый ее функциями в последнем. Элиминация так называемого "основного вопроса философии" из структуры П. философского знания является свидетельством ее позитивной деидеологизации, демифологизации и внутреннего освобождения.

А.А. Грицанов

ПРОКОФЬЕВ

E-mail Печать PDF

ПРОКОФЬЕВ Григорий Петрович (1883—1962) — пианист, педагог, музыковед, музыкальный психолог. Д-р пед. наук (1935). В 1906 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та, в 1909 г. — Московскую консерваторию по классу фортепиано К.Н. Игумнова. С 1909 г. преподавал игру на фортепиано в Училище ордена св. Екатерины, в 1911—1924 гг. — в Московской консерватории, где с 1915 г. вел также курс методики фортепианной игры и преподавания. Вместе с М.М. Ипполитовым-Ивановым и А.Б. Гольденвейзером — чл. директората Московской консерватории в первые годы революции, декан организованного по его инициативе педагогического фак-та. В 1923—1943 гг. преподавал в музыкальном училище и

Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. В 1924—1941 гг. — д. чл. и председатель фортепианной методологической секции ГИМН. В 1931—1941 гг. организатор и руководитель научно-исследовательской музыкально-педагогической лаборатории — первоначально при Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, затем Институте художественного воспитания АПН РСФСР, с 1938 г. — при Московской консерватории. С 1944 г. П. — с.н.с. Института художественного воспитания АПН РСФСР. Выступал во многих городах с лекциями по вопросам методики и психологии фортепианной игры. С 1906 г. начал печатать музыкальные статьи и рецензии. Основные научные интересы П. были связаны с психологическими проблемами музыкального исполнительства, в особенности — формирования исполнительского мышления на разных стадиях обучения музыканта. Особое значение он придавал психологическому образу произведения в сознании исполнителя, который приобретает значение "слуховой гипотезы", требующей специфической разработки исполнительскими средствами.

Для этого исполнительский аппарат музыканта должен сочетать в себе тонкую скоординированность и при этом гибкость, пластичность, т. е. способность к установлению все новых и точных координаций в соответствии с музыкальной задачей. П. на основе своего педагогического опыта и исследований выделил основные факторы, препятствующие реализации образа: это моторная неумелость, приводящая к неровности звучания, к неподчинению движений слуховым представлениям и к их "размыванию"; излишняя автоматизация моторики, сужающая гибкость внутреннего слуха, тормозящая его развитие; избыточная эмоциональность, резко повышающая импульсивность движений. Выводы П. имеют важное значение для практики обучения музыкантов. Исследования П. были построены на основе метода наблюдения, хотя он подчеркивал неизбежные издержки субъективизма, свойственные этому методу. В 1930-е гг. П. входил в состав исследовательской группы лаборатории специальной психологии в ИП АПН РСФСР (под руководством Б.М.

Теплова), которая занималась проблемами психологии музыкального исполнительства и собрала уникальный фактологический материал интервью с крупнейшими советскими исполнителями: С. Рихтером, Э. Гилельсом, Я. Флиером, М. Гринберг, Г. Нейгаузом, К. Игумновым, С. Фейнбергом др. Основные научные труды П.: "Формирование музыканта-исполнителя", М., 1956; "К вопросу о развитии ритмического чутья" / Муз. труженик, 1909; "Наука и музыкальная педагогика" / "Развитие пианиста", М., 1935; "Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем" / Вопросы психологии, 1959.

М.С. Старчеус

Страница 151 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135