Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ АНОМАЛЬНОЕ

E-mail Печать PDF

Развитие личности (аномальное) — хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Р. л. (а.) включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастрофических или чрезмерно продолжительных стрессов.

В том случае, если речь идёт о становлении психопатии, процесс её формирования под влиянием неблагоприятных внешних воздействий называется патохарактерологическим развитием. Личностные изменения, возникающие вследствие длительных неврозов, реактивных состояний или тяжёлых и длительных психогений, рассматривают в рамках, соответственно, невротического, постреактивного и психогенного развитий (Н. И. Фелинская, 1961, 1968; Н. Д. Лакосина, 1961, 1970; В. А.

Гурьева, 1963, 1968). Подчёркивается, что динамические нарушения, приобретенные под влиянием неблагоприятных микросоциальносредовых факторов, обладают тенденцией к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. При этом в отличие от Р. л. (а.) у взрослых, в основе патохарактерологического, постреактивного и психогенного развития личности у детей и подростков лежит изменение формирования незрелой личности в сторону психопатии, а не патологический сдвиг уже сформированной личности. Важное дифференциально-диагностическое и лечебно-профилактическое значение имеет то обстоятельство, что при Р. л. (а.) возможна приостановка и даже регредиентная динамика начиная с любого этапа: отсутствие биологических предпосылок обусловливает возможность под воздействием благоприятных условий уменьшение и исчезновение приобретенных психопатических свойств личности ("депсихопатизация" по О. В. Кербикову).

>Преморбидно интактная (не имеющая психопатических особенностей) взрослая личность вследствие затяжного и тяжёлого невроза после этапа невротической депрессии может претерпеть весьма существенные изменения, всё более приближающиеся к "краевой" психопатии. Процесс деформирования личности вследствие тяжёлого невроза называется невротическим Р. л. (а.). Критериями дифференциации затяжного невроза и невротического Р. л. (а.) являются: 1) большая длительность течения болезни (не менее 5 лет) и большая тяжесть психической травмы, которая затрагивает основные интересы личности; 2) отсутствие заметного улучшения в течение 1—2 лет после нормализации условий жизни; 3) ослабление эмоциональных нарушений, связанных с ситуацией, и появление хронических расстройств настроения, которые определяются не психической травмой, а состоянием больных; 4) полисиндромность; особое значение имеет появление ипохондрического и истерического синдромов, а также психопатических черт характера; 5) большая стабильность клинической картины, отсутствие длительных улучшений; 6) повышенная восприимчивость больных к разнообразным вредностям (повторные психогении, переутомление, инфекции); длительные ухудшения состояния после воздействия даже незначительных дополнительных вредностей (В. В. Королёв, 1967).

>В том случае, если в основе развития лежит какая-либо особенность преморбидной личности взрослого больного (мнительность, подозрительность, ипохондричность), а само оно приобретает сверхценный или бредовый характер, говорят о патологическом развитии личности с выделением, обычно, ипохондрического, сенситивного или сутяжно-паранойяльного вариантов. В процессе патологического развития личности нередко формируются паранойяльные состояния с бредом ревности, ущерба, величия, ипохондрическим бредом и др. (Т. П. Печерникова, 1969 и др.).

В современной классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ-10/ICD-10, 1994) выделено "хроническое изменение личности после переживания катастрофы", включающее изменения личности после столь тяжёлого стресса, что исчезает необходимость учитывать индивидуальную уязвимость для объяснения его глубокого воздействия на личность (пребывание в концентрационных лагерях, пытки, стихийные бедствия, положение заложника и т. п.). Изменения личности в этом варианте являются хроническими и проявляются ригидными и дезадаптирующими признаками, приводящими к нарушению в межперсональном, социальном и профессиональном функционировании. Диагностическое значение имеют не наблюдавшиеся ранее у больного: а) враждебное или недоверчивое отношение к миру, б) социальная отгороженность, в) ощущения опустошённости и безнадёжности, г) хроническое чувство волнения, ощущение постоянной угрозы, существования "на грани".

В лечении решающую роль играет нормализация средовых воздействий, купирование стрессовой ситуации. Чрезвычайно важна роль психотерапии, в частности, направленной на тренировку личностного реагирования в индивидуально-непереносимых условиях. Широко используются психотропные средства (Б. С. Братусь, 1988; Н. Д. Лакосина, М. М. Трунова, 1984).

В. Я. Гиндикин

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

E-mail Печать PDF

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

А.В. Петровский

Раздел 1. Основные категории психологии развития

РАЗВИТИЕ

E-mail Печать PDF

РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом (см.) соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом (см.) гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера (см.), в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма (см.) с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса (см.) и функциональным структурализмом Мертона - см.]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина (см.), введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (см.) (анализ взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации).

Проблема Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества).

Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции.

Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений.

Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера (см.) об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р.

Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций.

В.Л. Абушенко

РАДО

E-mail Печать PDF

РАДО (Rado) Шандор (1890—1972) — венгерско-американский психоаналитик. Сооснователь и президент Американской академии психоанализа. Ученик Ш. Ференци. Медицинское образование получил в Будапеште (1915). В 1922 г. в Берлине прошел курс психоанализа у К. Абрахама. С 1923 по 1931 г. работал в Психоаналитическом инте Берлина, принимал участие в разработке программы для этого института. В 1931 г. по предложению А. Брилла переехал в США. Был одним из руководителей Нью-Йоркского психоаналитического института. В 1941 г. совместно с коллегами (А. Кардинером и др. психоаналитиками) создал базовый ин-т

Американской психоаналитической ассоциации. В 1944—1955 работал директором психоаналитической клиники и профессором Колумбийского ун-та. Автор работ "Страх кастрации у женщин", 1933), "Критический анализ концепции бисексуальности" (1940) и др.

В.И. Овчаренко

РАДИЩЕВ

E-mail Печать PDF

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — русский писатель, просветитель, философ, основоположник революционного направления в русской общественной мысли. Получил образование в Петербургском пажеском корпусе (1762—1766). Для получения юридического образования был отправлен в Лейпцигский ун-т (1766—1771), где занимался также естественными науками и медициной.

На формирование его мировоззрения большое влияние оказали сочинения французских просветителей (особенно К.А. Гельвеция) и русских просветителей (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). После возвращения в Россию был на государственной службе (1771—1790). За резкую критику самодержавия и крепостного права в книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (СПб., 1790) был сослан Екатериной II в Сибирь. В 1797 при Павле I был возвращен из ссылки.

После воцарения Александра I был определен на службу в Комиссию составления законов (1801—1802). Пытался, опираясь на теорию "естественного права", проводить свои идеи ликвидации крепостнической системы и сословных привилегий. Потеряв всякую надежду на возможность их осуществления и оказавшись перед угрозой новой ссылки, ушел из жизни. Психологические идеи Р. изложены в "

;Житии Федора Васильевича Ушакова" (1789) и в философском трактате "О человеке, его смертности и бессмертии" (1792—1796), состоящем из 4-х книг. В первых двух книгах Р. дает материалистическую трактовку человеческой психики исходя из принципов материалистического монизма и детерминизма, две последующие книги содержат доводы Р. в пользу бессмертия души. Все душевные явления, по его мнению, есть "свойства вещества чувствующего и мыслящего". Он полагал, что они совершаются в пространственных структурах, так как мозг имеет протяженность. Тем самым он опровергает противопоставление психического физическому. В отличие от Гельвеция Р. отмечал качественные различия между мышлением и чувствованием, указывал на обусловленность умственных способностей особенностями темперамента, потребностей, нервного строения, раздражительности.

В психической деятельности людей, по Р., важнейшую роль играют внешние воздействия: климат, обстоятельства жизни, мнения и предрассудки людей, система общественных отношений.

Успешное развитие способностей людей он связывал в значительной степени с воздействием воспитания и социальной среды, с той социальной ролью, которую играет человек под влиянием обстоятельств жизни. Р. трактовал чувственное и рассудочное познание в их единстве и взаимосвязи, генетически осмысливая развитие "одушевленности" материи: "раздраженность" — "чувственность" — "мысленность". Большую роль в развитии психики человека Р. отводил прямой походке и деятельности руки, считая, что эти отличия человека от животных способствовали развитию его изощренного зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что обеспечило возможность создания произведений искусства. Р. подчеркивал огромное значение речи в развитии человеческого мышления. Он дал развернутую психологическую характеристику основных этапов онтогенетического развития человека. По Р., существенными движущими силами поведения человека являются его потребности и страсти. В отличие от животных человеку свойственно высокое развитие "соучаствования" и подражательности. Изданы труды: "Полное собрание сочинений", т. 1—3, 1938—1952; "Избранные философские и общественно-политические произведения", 1952; "Путешествие из Петербурга в Москву", М., 1987.

В.В. Большакова

Страница 135 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135