РОТМАН Давид Генрихович (р. 1944) - белорусский социолог, политолог, специалист по проблемам методологии и методики социологических исследований, оперативным и электоральным социологическим исследованиям, доктор социологических наук, профессор. Окончил отделение философии Белорусского государственного университета (1972). В 1972-1974 - социолог Центра НОТ Министерства легкой промышленности Беларуси; в 1974-1991 - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий отделом социологических служб Белорусского государственного университета; в 1991-1997 - профессор кафедры социологии Белорусского государственного университета; с 1997 - Директор Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета. С 1987 по 1991 - член руководства всесоюзной социологической программы "Общественное мнение" Гособразования СССР; с 1997 - заместитель главного редактора научно-теоретического журнала "Социология"; с 2000 - вице-президент Белорусского социологического общества.
Р. является автором концепции оперативных социологических исследований как самостоятельного направления в социологии, разработчиком методологических подходов к организации и проведению электоральных социологических исследований, создателем ряда оригинальных методик электоральных социологических исследований. Является автором ряда трудов в области социологии политики, социологии молодежи, социологии отклоняющегося поведения, социологии межнациональных отношений.
Основные научные труды: "Оперативные социологические исследования в комсомольской работе" (1988); "Оперативные социологические исследования" (1998); "Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации" (2002); "Электоральные социологические исследования" (2002) и др.
Психологический словарь
РОТМАН
РОСТУНОВ
РОСТУНОВ Александр Тимофеевич (р. 1920) — белорусский психолог, специалист в области инженерной психологии и психологии труда. Д-р психологических наук (1983), профессор (1988). Закончил Военную академию артиллерийской радиолокации.
В настоящее время заведует отделом Национального института образования Республики Беларусь. Научная деятельность Р. связана с проблемами формирования профессиональной пригодности специалистов операторского профиля к деятельности в обычных и экстремальных условиях.
Методологически исходным является положение о том, что системно-образующий характер процесса профессионализации обусловливается закономерностями трудовой деятельности, которая, будучи социальной по природе, зависит от способностей личности, от возможностей развития и компенсации профессионально важных свойств. Определяющим признаком профессиональной пригодности человека являются его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких деятельностей, к открытию и созданию новых ее типов.
В качестве условий формирования профессиональной пригодности выделяются: соответствующая мотивация, структура качеств личности, сочетание сенсорных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики, своеобразно преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности человека. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается Р. как система, включающая в свой состав 4 функционально взаимосвязанные подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков) более низкого ранга, обеспечивающих функционирование как соответствующей подсистемы, так и системы в целом.
Основой построения системы формирования профпригодности специалиста выступает психологический анализ и прогнозирование деятельности как условия обеспечения функционирования подсистем. Р. автор трудов: "Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров", 1982, "Формирование профессиональной пригодности", 1984. Специальный блок работ посвящен проблемам профориентации молодежи и ее психологической подготовки к трудовой деятельности: "Ориентация школьников на военные профессии", 1984; "Военно-профессиональная ориентация молодежи", 1988; "Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии", 1995.
Р.И. Водейко
РОСТОУ
РОСТОУ (Rostow) Уолт Уитмен (р. 1916) - американский социолог, экономист, государственный деятель. Профессор Массачусетского технологического института и университета штата Техас (с 1969). Один из авторов концепции "индустриального общества". Автор концепции "стадий экономического роста".
Основные сочинения: "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест" (1960), "Процесс экономического роста" (второе издание - 1962), "Взгляд с седьмого этажа" (1964), "Динамика советского общества" (1967), "Соединенные Штаты на мировой арене. Эссе по современной истории" (1969), "Политика и стадии роста" (1971) и др.
Р. предложил выделить 5 типов общества в соответствии с разнокачественными стадиями его эволюции: 1) "традиционное общество" (аграрное, иерархизированное, с концентрацией власти у землевладельцев, примитивной техникой и наукой); 2) "переходное общество" (характеризующееся интенсификацией сельскохозяйственного производства, складыванием централизованных государств на основе "национализма", появлением нового класса "предприимчивых людей"); 3) общество "стадии сдвига" (эпохи промышленной революции); 4) общество "стадии зрелости" [индустриальное общество со значимым (до 20%) компонентом капиталовложений в структуре национального дохода, широким распространением достижений науки и техники, превращением горожан в преобладающий сектор населения, ростом труда высокой квалификации в общей структуре занятости]; 5) общество "эры высокого массового потребления" (доминирование сфер услуг и производства товаров массового потребления с сопряженными трансформациями "качества жизни" людей). Концепция Р., являвшая собой один из модернистских социологических вариантов опровержения гипотезы об общественно-экономических формациях, в первую очередь обращала на себя внимание акцентированным преодолением европоцентризма, присущего соответствующей доктрине Маркса (см.).
А.А. Грицанов
РОСТ И РАЗВИТИЕ
Рост и развитие — важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза.
Рост — количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие — качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причем для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются.
Процессы Р. и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" — для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.
Существуют периоды активации и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни: затем интенсификация роста происходит в 6—7 лет (полуростовой скачок) и 11—14 лет (ростовой скачок, или пубертатный скачок роста).
Развитие также процесс нелинейный. В течение онтогенеза выделяются периоды постепенного, плавного развития и переломные периоды, характеризующиеся существенным качественным преобразованием функций.
РОССОЛИМО "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ"
Россолимо "психологические профили" — тест интеллекта, представляющий собой психометрическую шкалу измерения уровня развития общих способностей Разработан Г.И. Россолимо в 1909 г. Р. "п. п." включает 11 тестов. Сущность метода, согласно Россолимо "сводится к определению "высоты" 11 психических процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения высоты каждого процесса положен принцип положительных и отрицательных ответов. "Высота" каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов. В конце исследования все точки графика могут быть соединены линиями, и тогда получится кривая высот всех отдельных опытов, т.е. детальный психологический профиль, облегчающий обзор данных" (Г.И.
Россолимо, 1910). Тестовые задания объединяются в 9 групп, направленных на измерение отдельных психологических способностей: 1. Внимание. 2. Воля. 3. Точность восприятия. 4. Память. 5. Осмысление. 6. Комбинаторные способности; 7. Сметливость. 8. Воображение. 9. Наблюдательность. Существует два варианта Р. "п. п.":
Первый вариант состоял в общей сложности из 38 тестов, во втором варианте количество тестов было сокращено до 27. Шкала Р. "п. п." являлась одним из первых тестов интеллекта и пользовалась большим успехом не только в России, но и в других странах. В настоящее время шкала представляет интерес главным образом как исторически важная веха развития тестов интеллекта.
Л.Ф. Бурлачук
Еще статьи...
Страница 119 из 451
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129
Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135