Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

РЫБНИКОВ

E-mail Печать PDF

РЫБНИКОВ Николай Александрович (1880—1961) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1943, по совокупности работ), профессор (1945), чл.-кор. АПН РСФСР (1947). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1910). С 1912 по 1961 г. работал в

Институте психологии при Московском ун-те (ныне ПИ РАО). Научные исследования Р. посвящены характеристикам возрастных особенностей ребенка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования творческих потенций, интересов и жизненных идеалов. Р. — составитель словаря русского ребенка, в основу которого легли материалы из собранных по его инициативе дневников родителей, отражающих различные стороны детского развития. Другими направлениями исследований были: вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте и проблема выбора профессии; процессы овладения детьми навыками чтения, письма, счета; изучение мнемических процессов и поиск путей их совершенствования. Много внимания Р. уделял методам исследования; им был разработан биографический метод. В последний период деятельности занимался исследованием проблем отечественной истории психологии. Положил начало систематической разработке историографии русской и советской психологии. Основные труды Р.: "Биографии и их изучение", 1920; "Психология и выбор профессии", 1923; "Методы изучения ребенка", 1923; "Язык ребенка", 1926; "Словарь русского ребенка", 1926; "Навыки чтения, письма и счета у современного школьника", 1929; "Память, ее психология и педагогика", 1930; и др.

А.А. Никольская

РЫБАКОВА ФИГУРЫ

E-mail Печать PDF

Рыбакова фигуры — практический тест, направленный на определение уровня развития пространственного воображения. Разработан русским психиатром Ф. Е. Рыбаковым в 1910 г. В первоначальной форме тест представлял собой набор рисунков геометрических фигур, из каждой можно было сложить квадрат. Позднее принцип Р. ф. был положен в основу многих сходных методик. В 1922 г. методика

Рыбакова была использована В. Штерном, а в 1930 г появилась редакция Р. ф подготовленная Р. Лайкертом. Одним из последних вариантов методики является версия Р. Мейли (1955), используемая и в настоящее время.

Материал теста состоит из 45 заданий, размещенных на карточках или на специальном бланке.

Каждое задание представляет собой замкнутую фигуру из соединенных под различным углом прямых линий. По периметру фигуры нанесены точки, две из которых, соединенные прямой линией, приведут к правильному решению. Все точки пронумерованы. Правильным является такое решение, когда отсеченная от общей фигуры часть, повернутая в воображении и вновь соединенная с оставшейся частью, образует квадрат.

Время выполнения заданий ограничено. В протоколе испытуемый самостоятельно записывает номера точек, между которыми он провел бы условную линию (работа испытуемого по комбинированию частей фигуры проводится только в воображении). Первичная оценка образуется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. В различных редакциях теста используются разные варианты шкальных оценок. Напр., в версиях Р. ф. разработанных в Польше и Чехословакии (1966, 1976), индивидуальные первичные показатели переводятся в процентили, стэны, пятибалльную рейтинговую шкалу.

Возрастные категории испытуемых, для которых стандартизированы различные версии Р. ф., 15—18 лет.

Надежность по внутренней согласованности rt=0,812. Надежность ретестовая устанавливалась для трех временных интервалов: спустя 24 часа rt=0,986;спустя 14 дней rt=0,988; спустя 6 недель rt=0,965. Имеются сведения о конструктной валидности Р. ф. Как показывает факторный анализ:, решение теста зависит главным образом от уровня развития пространственного воображения, однако, результаты теста в высокой степени насыщены фактором G. Исследования показали, что испытуемые с высокими показателями по тестам интеллекта и недостаточно развитым уровнем пространственного воображения часто достигают высоких результатов по Р. ф.

Успешность выполнения теста в значительной степени зависит от уровня ригидности мышления. Испытуемые, с трудом изменяющие тактику решения и придерживающиеся стереотипных подходов, получают более низкие результаты. В то же время количественные показатели связи результатов Р. ф. с данными тестов интеллекта не столь существенны, как можно было бы ожидать. Так, с тестом Векслера — на уровне r=0,28, с результатами теста "Проверка G" r=0,221. Однако связь Р. ф. с практическими тестами общих способностей оказывается более значимой. При сопоставлении с прогрессивными матрицами Равена r=0,382—0,596, с тестом PFB Вонкомера r=0,408—0,700. Имеются сведения о наличии высоких связей Р. ф. с практическими тестами конструктивных способностей, задания которых требуют выполнения комбинаторных пространственных задач. Критериальная валидность Р. ф. оценивалась на основании сопоставления с академической успешностью, а так же с экспертными заключениями об уровне овладения испытуемыми различными специальностями.

Валидность прогностическая по критерию успешности обучения арифметике с интервалом прогноза 5 лет составила r=0,438, по прогнозу овладения специальностью r=0,489—0,501. Валидность текущая устанавливалась путем сопоставления с оценками на выпускных экзаменах (r=0,26—0,37). Наиболее широко используется Р. ф. в психологии труда, в диагностике технических способностей. Рекомендуется использование теста в виде элемента тестовой батареи. В отечественной психодиагностике тест Р. ф. оказался забытым.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

РУТКЕВИЧ

E-mail Печать PDF

РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (р. 1917) - российский советский философ и социолог, специалист в области теории и методологии познания, теоретической социологии, социальной структуры.

Окончил Киевский университет (1939). Доктор философских наук (1961), профессор (1960), член-корреспондент (1970) АН СССР (с 1991 - РАН). Участник Великой Отечественной войны.

Преподавал в Свердловске - в педагогическом институте; Уральском ун-те (1950-1972): зав. кафедрой философии, с 1966 одновременно декан философского факультета. Директор ИСИ АН СССР (1972-1976).

Профессор АОН при ЦК КПСС (1976-1978). Зав. кафедрой Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР (1978-1990). С 1990 - главный научный сотрудник ИСПИ РАН. Член бюро Отделения философии, социологии, психологии и права РАН, с 1976 - член редколлегии журнала "Социологические исследования".

Р. осуществил разработку проблем структуры социологической теории и уровней социологического знания, соотношения субъекта и объекта в социологическом исследовании, в том числе неприменимости в социологии "принципа дополнительности". При разработке проблем социальной структуры общества Р. были развиты представления о видах социальной структуры и о месте в ней социально-классовой структуры; о критериях социально-классовых различий; о трансформации социальной структуры в период, начавшийся в 1990-е, и общественных противоречиях этого периода; о воспроизводстве социально-классовой структуры общества в процессе смены поколений, об особенностях этого процесса в разных исторических условиях, о роли социальной мобильности в советском обществе, в т.ч. о массовых перемещениях из деревни в город, из рабочего класса и крестьянства в слои специалистов и служащих, в сферу управления; о противоречиях и конфликтах в процессе развития социальной структуры общества на различных этапах истории советского и постсоветского обществ.

Р. - автор около 450 научных работ, в том числе: "Диалектический материализм.

Учебник для философских факультетов" (1973); "Диалектика и социология" (1980); "Макросоциология. Методологические очерки" (1995); серия сборников Уральского университета под общим названием "Социальная структура" (1960-е); "Социальные перемещения" (1970, соавтор); "Социальная структура развитого социалистического общества в СССР" (1975, соавтор); "Интеллигенция развитого социалистического общества" (1977); "Становление социальной однородности" (1982); "Жизненные планы молодежи" (1965); "После школы. Опыт социологического исследования" (1995, соавтор) и др.

РУССО

E-mail Печать PDF

РУССО (Rousseau) Жан-Жак (1712—1778) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери. Отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот.

Систематического образования не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем — с Д’Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Д.

Дидро принял участие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751—1780), где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, "Рассуждения о науках и искусствах", где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их.

Затем вышли его "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) и "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга "Эмиль, или О воспитании" (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит его разрыв с просветителями и обостряется полемика с Ф. Вольтером. С 1766 г. по 1767 г. Р. искал прибежища в

Англии, куда его пригласил Д. Юм но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он — в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791 г. был перенесен в Париж.

Мировоззрение Р. основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению.

Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу.

Руссо был сторонник деизма — если Бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие Бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в "Исповедании веры савойского викария", вставленного в роман "Эмиль, или о воспитании". Р. — один из теоретиков концепции "общественного договора", в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей.

Дал развернутую феноменологию отчуждения: в "Прогулках одинокого мечтателя" (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Р. понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности "культурных" наций "простой и чистый" нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв "Назад, к природе!"). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры.

Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления.

В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Труды Р. в рус. пер.: "Исповедание", ч. 1—2, М., 1797; Собр. соч. "Теории воспитания", СПб., 1866; "О причинах неравенства", СПб., 1907; Избранные соч., т. 1—3, М., 1961; "Юлия, или Новая Элоиза", М., 1968; "Трактаты", М., 1969; Педагогические сочинения, т. 1—2, М., 1981.

И.М. Кондаков

РУСЕЦКАЯ

E-mail Печать PDF

РУСЕЦКАЯ Ванда Ивановна (р. 1945) - белорусский социолог. Окончила Читинский педагогический институт (1967); кандидат (1982), доктор социологических наук (1992 - тема: "Взаимодействие коллективных и индивидуальных факторов в научной работе"). Старший лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Института философии и права АНБ (1974-1990); ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, зав. отделом социологии культуры Института социологии НАН Беларуси (1990-1999).

Область научных интересов: социальные аспекты деятельности научных, производственных коллективов; развитие национальных культур, национальных отношений в Беларуси.

Подготовила 5 кандидатов наук. Лауреат премии Академии Наук Беларуси за лучшую коллективную работу по общественным наукам.

Р. - автор более 70 научных работ, в том числе: "Роль коллективных начал социализма в формировании личности" (1983), "Коллективистская сущность общественных отношений социализма" (1984), "Трудовой коллектив - центральное звено перестройки" (1989), "Взаимодействие индивидуальных и организационных факторов в научной деятельности" (1991), "Социодинамика научного коллектива" (1993), "Особенности этнонациональной и религиозной идентификации населения в контексте социально-политической трансформации Беларуси" (1996), "О социологии пограничья" (2000) и др.

Страница 117 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135