Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Бизнес и конкуренция

E-mail Печать PDF

Бизнес и конкуренция

Свободная конкуренция- это та питательная среда, в которой могут нормально развиваться экономика, появляться новые виды деятельности, технологии - товары и услуги. Свободная конкуренция - та форма организации рынка, которая ориентирована на потребителя и зависит от него.

Решение о том, что производить, как решение окончательное , выносит не плановик, определяющий нужды населения, а само население своим выбором в качестве потребителей. Массы потребителей оказывают также сильнейшее влияние на то, как производятся товары, становясь клиентами правильно учитывающих и оценивающих нужды рынка и более эффективных в своем бизнесе индивидуумов-производителей. При такой системе не в интересах предпринимателя пренебрегать допущенными им ошибками в планировании или же скрывать их. Он первый ощущает последствия своих ошибок: сбыт и производство сокращаются, прибыли падают.

Конкуренция является фактором, толкающим предпринимателей к развитию собственного бизнеса, к изучению спроса. В конечном итоге выигрывает и сам предприниматель, получая прибыль, и потребитель, получая более широкий спектр товаров и услуг. Каждый успех в делах повышает эффективность промышленности в целом: конкуренты преуспевающего индивидуума должны стремиться превзойти его, чтобы, в свою очередь, добиться успеха.

Очередность в достижении некой высоты в бизнесе, как в плане прибыльности, так и в плане престижа, имеет, кроме того, еще и социальную значимость - это предполагаемая, но реальная возможность для каждого индивидуума добиться успеха, собственно то, что морально движет вперед лидера.

Хотя свободная конкуренция приносит иногда большие прибыли, однако достаточно просчитаться, неправильно оценить желания и вкусы потребителя или же нерационально организовать дело, чтобы немедленно сказались весьма тяжелые последствия.

Причиной неудачи бизнесмена могут быть не только его собственные ошибки и просчеты. Именно конкуренция побуждает сильных к подавлению слабых. Большой бизнес, как и большая политика, - зачастую нечестная игра.

Наличие конкурентов побуждает индивидуума к изучению не только спроса, но и соперника, его сильных и слабых сторон. Такое изучение влечет за собой обмен опытом - то есть передачу полученных знаний. Совместное накопление знаний дает возможность скорейшего развития для каждой из сторон, задействованных в этом процессе.

Бизнес и лидерство

E-mail Печать PDF

Бизнес и лидерство

Роли лидера в бизнесе принято уделять большое внимание. Идеальна та ситуация, когда лидер и руководитель соединяются в одном человеке. Когда руководитель практикующий одновременно является идеологом процесса. И наоборот, когда человек, выдвигающий идею, способен организовать ее практическую реализацию, когда он готов к тому, какие последствия повлечет эта реализация.

Таким образом, на первый взгляд можно выделить несколько факторов воздействия, которые может оказывать лидер на процесс бизнеса, а именно:

· идеологический;

· административный;

· стимулирующий;

· корректирующий;

· фактор ответственности.

Бизнес и общество

E-mail Печать PDF

Бизнес и общество

Общество одновременно является средой существования и сферой жизнедеятельности его представителей - индивидуумов, а, следовательно, является сферой приложения действий этих индивидуумов, куда входит и бизнес.

При этом следует учитывать, что не вся жизнедеятельность индивидуумов затрагивает сферу бизнеса, что предполагает бизнес как составляющую, но не единственную часть жизнедеятельности (существования) самого общества в целом.

Но смело можно утверждать, что бизнес, как деятельность индивидуума, являющаяся путем развития индивидуума в том или ином направлении, является основной частью существования общества.

Рассмотрим пример с часами, где часы как целое - это общество. Часы имеют шестеренчатый механизм, циферблат, стрелки, рычажок для завода. Бизнес - это именно рычажок для завода часов, при отсутствии которого - или не использовании - все остальное может рассматриваться частями как цельное и законченное, может угадываться общее предназначение всего механизма, но при этом он не будет действовать .

Лишь при заводе часов - при стремлении к развитию - прямому или опосредованному участию в бизнесе всех индивидуумов - все части часов общества будут выполнять свои функции, т.е. действовать как слаженный механизм .

Общество без развития бизнеса не имеет возможности собственного развития. Все, окружающее индивидуума в настоящее время, является плодами деятельности - бизнеса - других индивидуумов - либо в настоящее время, либо в прошлом.

Совершенствование технологий, появление новых товаров, строительство, досуг, появление новых направлений в науке и обучении, профессиональная деятельность - все это составляющие результатов бизнеса индивидуумов, которые, служа источником обретения прибыли для одних, являются средой существования для других, т.е. сферой жизнедеятельности самого общества в целом.

Общество одновременно пользуется результатами бизнеса и дает новые направления в развитии бизнеса. Развитие бизнеса одного индивидуума зависит от того, насколько своевременно и в удачно выбранном направлении он находит тот или иной сегмент рынка, незаполненный другими и при этом являющийся потребностью общества в этом направлении.

Товарный, технологический или интеллектуальный вакуум, вовремя угаданный как область приложения бизнеса одного индивидуума, является в то же время необходимой частью дальнейшего развития общества.

Юридическое закрепление в нашей стране частной собственности - приватизация предприятий - появление акций - появление инвестиционных институтов - появление депозитариев - биржи - брокерские конторы - все это звенья одной цепи, за которыми закрепляется в обществе понятие “ финансовый рынок”. Одно влечет за собой другое, бизнес как общее направление деятельности разрастается, требуя участия все большего количества индивидуумов, задействованных в данной области.

И генеральный директор, и курьер - это новые заполненные рабочие места, активизация деятельности каждого из индивидуумов на которых приводит к появлению дополнительных возможностей: в рамках одного предприятия - для его разрастания и охвата все больших областей деятельности, для общества в целом - привлечения все новых его членов - индивидуумов - к участию в бизнесе.

При разрастании сферы деятельности в бизнесе участвующие в нем индивидуумы начинают специализироваться на каком-либо направлении, соответственно давая возможность участия в бизнесе на сопредельных направлениях деятельности для других индивидуумов, и в то же время развивая и укрупняя сферу бизнеса в избранной области, что в свою очередь ведет позже к раздроблению ее и специализации отдельных индивидуумов. Этот процесс бесконечен, пока развивается само общество.

Таким образом, деятельность отдельного индивидуума, как представителя общества, в бизнесе, связана с подобной деятельностью других членов общества, и, соответственно, взаимосвязана с деятельностью всего общества. С другой стороны, общество целиком зависит от успешности действий в бизнесе его представителей, т.к. их деятельность позволяет обществу развиваться в целом.

Выстроенный в тундре завод позволяет создать вокруг себя городскую инфраструктуру, что позже привлечет сюда людей, которые, в свою очередь, дадут новый толчок развитию производства и одновременно разрастанию данного города.

Но если продукция завода - как результат бизнеса индивидуумов, населяющих данный город - не будет представлять интерес для других индивидуумов, другой части общества, это повлечет за собой остановку завода, сокращение рабочих мест , отъезд людей из города - и, наконец, прекращение жизнедеятельности самого города.

Каждое действие в бизнесе отдельного индивидуума имеет три точки отсчета. Во-первых, это его личная заинтересованность в получении прибыли и дальнейшем развитии своего бизнеса. Во-вторых, его зависимость от бизнеса (деятельности) других индивидуумов, и их оценки его собственного бизнеса. В-третьих, его дальнейшее пребывание в обществе как представителя общества, пользующегося плодами его деятельности, и как представителя своего бизнеса, результаты которого служат обществу.

От способности каждого индивидуума связать между собой эти три вопроса и зависит его собственное пребывание в обществе и развивается - или не развивается- его бизнес.

Восток и Запад. Отличие базовых представлений о мире

E-mail Печать PDF

Восток и Запад. Отличие базовых представлений о мире

Строение социальных систем и деятельности очень разные в восточных и западных странах. Можно видеть как в истории Европы постепенно происходила дестабилизация этно-родовых социальных систем, что проявлялось в активном смешивании народов, в миграциях и социальных революциях. Внешней причиной этого было накапливающееся рассогласование традиционных этно-родовых систем с разрушаемой биосферной средой. Особенно активно это происходило в регионах Средиземноморья, привлекавших к себе массы народов, которые получали от природы легкую добычу и разрушали ее своим безмерным потреблением. Экологический кризис становился основой неуспеха традиционной жизни этноса. Затем следовали миграции, войны, смешение народов, разрушение прежних социальных структур. Именно смешение народов приводило к взаимной рефлексии их культур, к переходу от внешних форм агрессии общества к самоагресии, к развитию рефлексивной культуры, науки и психологии.

В Азии условия жизни определялись более жесткой и трудоемкой природной средой. Эти условия требовали оберегания природы, не привлекали захватчиков и мигрантов, требовали сохранения традиций деятельности и сложных иерархизированных структур общества. Люди здесь сохраняют свои жесткие связи с обществом, не стремятся к индивидуальной организации деятельности. В религиях отсутствует стремление сравнивать себя с Творцом мира. Здесь нет благоприятных условий для развития рефлексивной культуры и проявления амбиций творческого овладения миром.

Западные психологи создали упрощенные представления о строении деятельности человека. Эти представления применимы к деятельности лишь одинокого индивидуалиста-мигранта. Человек якобы действует в направлении удовлетворения своих потребностей. Мотив есть предмет потребности исполнителя действия (А.Н.Леонтьев). Эти представления возникли уже как продукт разрушенного общества. В разрушенном социальном пространстве деятельность может развертываться по логике отдельного человека, реализует потребности индивида, выполняющего эту деятельность. На Востоке деятельность и действия выполняются людьми в плотном многоуровневом „интерпсихическом“ пространстве. Функции исполнителей действия, потребителей, координаторов, оценщиков или объектов потребностей распределены между многими людьми. Субъектом организации действий, и тем более деятельности, является не отдельный индивид, а целая группа, живой социальный организм. И энергия мотивации, и логика развертывания деятельности определяются этим нелокальным организмом.

Идея индивида как субъекта деятельности — это европейская идея, западная по происхождению. В Азии субъектом деятельности обычно выступает целостная родовая группа. Более того, эта группа тоже не чувствует себя субъектом, почитая как субъекта жизни природу, „дао“. Можно считать, что реальным субъектом всего является целостный космос. Люди действуют как часть космоса, природы, стремятся плотно сливаться с этим великим субъектом и не претендуют на покорение его и свою локальную субъектность. Индивид всегда — соучастник действия.

Целый ряд позиций в научных теориях связан с противостоянием восточного и западного мировоззрений. Так, можно сразу выделить ассимилятивный способ понимания мира на Западе и аккомодативный на Востоке. Западный человек стремится для понимания явления разместить его в своих умственных схемах и категориях, начать использовать предмет по логике своих действий. Восточный человек (китаец, японец, частично мусульманин) старается при понимании объекта уподобить себя его логике и движению, стремится воспроизвести своими психическими процессами логику понимаемого. Активное стремление захватить и применить характерно для понимания европейца. Подстраивание к объекту — для азиата. Опыт покорения природы на Западе или же опыт приспособления деятельности к требованиям природы на Востоке. Бунт личности или же социальная покорность.

Мышление развивается как способ решения противоречий, возникающих в системе образов мира. Рассогласование образов, „плохие гештальты“ заставляет западного человека размышлять, строить концепции и конструкции, „наводить теоретические мосты“ между компонентами образа с помощью логики речи и общественных понятий. Слово для европейца — Бог. Это Логос древних греков, одновременно слово и закон мира. „Вначале было Слово“ и у иудеев, и у христиан. Научные концепции строятся на основе „устойчивых“ понятий, требуют логической стройности и не позволяют многозначности и размытости словесных конструкций и понятий.

Иначе решается противоречие образов у восточного человека. Здесь изначально нет доверия к слову, поскольку слово многозначно и зависит от ситуации, от состояния слушателя. Слушателю говорится так, как он может понять, и от самого слушателя зависит, что же понимается им из слов. Поэтому слова не могут быть устойчивыми конструкциями ума. Образы текучи, они всегда „интерпсихические“. Зачем их фиксировать в тексты? Ни суфии, ни индийские и китайские мудрецы не стремились записывать свои идеи. Логика мысли всегда была порождением конкретной ситуации, и только в ней имела смысл.

Появление мысли связано с напряжением от противоречия образов. В восточной культуре противоречие образов обычно решается не выстраиванием согласующих образы теоретических конструкций, а девальвацией образов и снижением уровня субъектности человека. Ведь человек — только частный и временный субъект, а реальный субъект всего — это мир, дао, космос, природа. Если у вас есть противоречие чувств или взглядов, то лучше от них полностью отказаться и отдать решение судьбе или тому субъекту, который реально организует твою жизнь. Один из способов решения проблем — это медитация, уход от образа, расширение пространства образов с уходом от плохой реальности. Или покорное ожидание решения по типу аккомодации и согласия. Поэтому построение научных теорий и стабильных концепций — вовсе не в логике восточного решения проблем. Все такие конструкции оказываются эфемерными и относительными к моменту. Конструирование, фиксация и навязывание своих теорий — это сладкий самообман самовлюбленных шизоидов. Беседа с самим собой.

Типичное отличие западных и восточных теорий — это атомизм и холизм. Для западного человека, претендующего на свою субъектность, атомизм дает уверенность во власти над миром. Восточному человеку странно исходить в понимании природы из отдельных маленьких элементов. Он всегда ощущает присутствие невидимого целого, к чему он причастен. Глупо верить в изначальную самоорганизованность отдельного элемента мира.

Мудрость восточных философов учит не верить видимости вещей, искать за вской видимостью нечто неявное. Антисенсуализм можно считать одной из особых ценностей Востока, жемчужиной всех наставлений, притч и афоризмов. Только глупый человек опирается на видимость вещи. Мудрец видит относительность образа. Субъективность и психологичность всякого теоретизирования — это обязательная компонента восточного понимания концепций. Для современной научной психологии — это еще только осваиваемая методологическая схема анализа концепций.

Восточно-западный вектор противостояния невозможно соотнести с локальной геогрфической границей. Речь здесь может идти именно о векторе направленности мировоззрения. Противостояние запад-восток заметно и в европейских классических научных дискуссиях. В 17-19 веках английские философы и ученые утверждали более атомистические и сенсуалистические позиции, а немцы, наоборот, излагали более восточные взгляды на целостность духа и деятельности. Для Гегеля, Шеллинга и Шопенгауэра целостность духа и мировой субстанции была более значима, чем локальный атомизм. Если для англичан проблема целостности их социума решалась четкими границами их острова, то для немцев всегда существовала угроза их рассыпания на отдельные земли. Идея целостного духа витала над ними от Гегеля до Гитлера. Концепции немцев более холистические и менее сенсуалистические, а концепции Локка, Юма или Беркли атомистичны и сенсуалистичны даже в субъективном идеализме. Дискуссия физика А.Эйнштейна и школы копенгагенских физиков Н.Бора тоже выражает вектор „восток-запад“. Эйнштейн считал, что следует рассматривать частицы как порождение целостных полей, а Бор считал, что исходить нужно из локальных частиц, порождающих физические поля.

В психологии дискуссия московской и ленинградской школы тоже идет по вектору „запад-восток“. Питерцы — более верные последователи сенсуализма, атомизма и прочих западных позиций. Они понимают психику через отдельные ощущения или рефлексы и их комбинацию. Это и В.М.Бехтерев, и Б.Г.Ананьев. В концепциях ленинградских психологов, обычно индивид определяет своими взглядами строение деятельности и общества. В московской школе развивается идея нелокальной деятельности как основы психики. Л.С.Выготский указал на возникновение „интрапсихического“ из „интерпсихического“ и развил концепцию социальной детерминации психики, что вполне понятно восточному человеку, живущему в этом „интерпсихическом“ поле. Питерская позиция несет стремление к равенству, независимости и индивидуализму, что характерно и для американецев, воюющих „за свободу личности“. Москва же несет на себе подсознательную ответственность за сохранение целостности России. Холизм и образы объединяющего духа московским психологам ближе, чем атомизм.

Естественное возникновение теории обычно идет от неясного образа к постепенной его дифференциации, с выделением компонентов образа, узлов и связей. Строгая система понятий возникает только на конечных стадиях организации теории. Но требования западной методологии теоретизирования определяют противоположный путь изложения логики. От определения и заданности отдельных понятий как элементов теории — к конструированию целой концепции из этих элементов. Требования научного теоретизирования создают противоположность естественной логике возникновения теории. Следование принятой логике атомизма? Или стремление скрыть субъективную логику конструирования теории? Западный теоретик старается подать свою теорию не как естественное порождение частной социальной детерминировавшей ситуации, а как априорное произведение, имеющее почти сверхестественное происхождение. Получено непосредственно от Бога.

Психологи избегают излагать свои теории как ситуативные порождения субъективного ума и детерминирующих психологических процессов. Как должны в принципе строиться психологические теории? Следует ли далее избегать раскрытия мотивационной детерминации теоретических образов и представлений? Следует ли далее подыгрывать научным правилам изложения концепций, с запретом на рефлексию и раскрытие психологических механизмов порождения этих концепций? Или нам пора раскрывать истинную логику организации концепций как субъективных образов мира, детерминированных мотивами и жизненными проблемами авторов и потребителей теории?

Не начать ли психологии осваивать в своем теоретизировании опыт организации деятельности и образов в восточных культурах? Не просто излагать восточные позиции как экзотические и странные, а осмыслить природу нелокальных систем организации образов мира, функционирующих в восточных структурах деятельности, где никто не является индивидуальным субъектом, где деятельность и образы текут в „интерпсихическом“ пространстве коллективного субъекта.

Вспомним сон

E-mail Печать PDF

Вспомним сон

От некоторых своих знакомых я часто слышу фразу: «Мне сны не снятся!» На это я со всей ответственностью заявляю: «Сны снятся всем без исключения людям. Доказано экспериментально, в лабораторных условиях. Все мы устроены одинаково. Правильнее говорить "я своих снов не помню».

Почему так происходит? Во-первых, возможно вы реалист, прагматик, не склонны к рефлексии, живете исключительно здесь и сейчас, предпочитаете конкретные действия и поступки, а не «бесполезные философские заумствования». Такие люди чаще всего решают свои психологические проблемы путем отрицания или простого забывания их. Как говорил муж одной моей приятельницы, бортинженер по специальности: «Что это за наука такая, психология? То ли дело самолеты…» Он искренне считал, что подсознание и всякие там происходящие внутри процессы - выдумка людей, которым попросту нечем заняться.

Возможна и другая ситуация. Это относится в особенности к экстравертам, у которых слишком много энергии направлено во внешний мир, слишком много дел, требующих незамедлительного решения, которым некогда остановиться и подумать о вечном. У библиотекаря или архивариуса больше шансов во всех подробностях вспомнить сон, чем у специалиста по связям с общественностью или менеджера по продажам.

Тем не менее, даже конкретные пацаны, бортинженеры и летчики, оказавшись в компании толкователя сновидений и поучаствовав в разговоре «на тему», вдруг уже через день-два с удивлением отмечают: «Мне приснился сон! Вот странность-то!»

Ничего удивительного. Подсознание обрадовалось: ну наконец-то до «хозяина» начала доходить мысль о том, что я у него есть, что стоит и на эту сторону жизни обратить внимание! Дай-ка подсуну ему эмоции, желания и проблемы, которые он не хочет осознавать!

Если вдруг вы всерьез решили заинтересоваться этой темой и попробовать понять, зачем и почему вам снятся ваши персональные сны, а вспомнить их во всех подробностях не можете - выход есть. Уже само по себе желание вспомнить является мощным стимулирующим фактором для работы подсознания. Но вы же понимаете, что любое дело требует тренировки. Для этого существуют специальные методы и приемы.

Большинству из нас приходится вскакивать по будильнику, но если вы позволите себе еще минут 5-10 понежиться в постели после его душераздирающего сигнала и попытаетесь в полудреме подумать, что же вам снилось этой ночью, в памяти сразу начнут всплывать обрывки сновидений. Медленно, аккуратненько, не напрягаясь, потянув за ниточку, можно размотать весь клубочек сна.

Если дело застопорилось, ничего страшного. Вставайте, идите в мир, занимайтесь своими делами, только скажите себе: "Сегодня в течение дня я обязательно вспомню свой сон". Будьте уверены - все произойдет само собой. Если вдруг вам сегодняшней ночью снился автобус, то, увидев его на улице, вы обязательно об этом вспомните. Или к работе подключится метод ассоциаций. В любом случае, ваш сон от вас никуда не денется.

Еще одна хорошая методика – ведение дневника сновидений. Если перед тем, как вы взяли ручку и лист бумаги, у вас в голове лишь смутные обрывки ночного видения, то по мере того, как вы начинаете воспроизводить их при помощи письма, они вдруг постепенно приобретут стройность и ясность. Вы вспомните такие детали и подробности, о которых и не подозревали (как вам вначале казалось) в бодрствующем состоянии сознания.

И не заботьтесь о «литературности» вашего произведения. Вы, в конце концов, не сочинение пишете, оценки ставить никто не будет. Просто начинайте с того, что первым пришло в голову, с той детали сновидения, которую помните сейчас лучше всего. Но не забывайте, конечно, о сопровождающих сон эмоциях. Не отказывайтесь ни от чего, от любых даже самых странных и пугающих мыслей, которые этот сон вызвал. Вполне возможно, что именно в них заключается разгадка.

Даже пара-тройка дней подобных занятий – и вы с удивлением отметите, насколько улучшится ваша способность вспоминать сны.

Страница 1089 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135