Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком

E-mail Печать PDF

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Тест «Несуществующее животное». Часть 2

В первой статье о рисовании фантастического Несуществующего животного мы узнали что это вообще такое, кто его придумал и как подобное занятие может помочь заглянуть нам во внутренний мир своего ребенка. Каким образом организовать тест и как потом анализировать придуманное чадом существо, думаю, уже понятно.

А теперь обратим внимание на образ жизни животного.

Если он логично увязывается с его образом (животное крылато и ребенок сообщает, что живет оно на скалах и парит в облаках) – радуйтесь, у чада все в порядке с логическим мышлением. А вот о проблемах в сфере логики свидетельствуют явные «нестыковки»: например, животное имеет плавники и чешую, но живет на суше, или же оно покрыто шипами и колючками «для защиты от врагов», но живет на необитаемом астероиде и врагов у него вообще нет.

Если оно проживает в одиночестве, в пещере, на скале, на другой планете – вероятно, так же одиноко чувствует себя и автор рисунка. Если ребенок при этом упоминает, что «до жилища нелегко добраться» – он тревожен и стремится к защите.

Экзотические места обитания выбирают для своих животных дети демонстративные, стремящиеся к похвале – чтоб их эрудицию заметили и отметили.

А места откровенно неприятные («посреди склизкой болотной жижи») – дети, имеющие проблемы в общении или в состоянии невроза.

Фантазеров выдает очень подробное и богато снабженное деталями описание жизни придуманного существа.

Теперь проанализируем, что животное ест. Порадуемся за него и за ребенка, если это явные вкусности и полезности, а вот если это вещи откровенно несъедобные (к примеру, камни, дома, горы) – это говорит о коммуникационных проблемах и импульсивности.

Еще тревожнее, если дитя сообщает, что животное ест эмоционально неприятную пищу (кал, грязь) и тем более – людей. Особенно если даётся подробное описание поедания жертв – это уже требует консультации с психологом.

Бывает и так, что «животное не питается ничем» или «ест воздух» – это признак излишней погруженности в себя.

Заслуживает внимания и любимое занятие изображенного существа.

Все хорошо, если оно играет, гуляет и вообще живет в свое удовольствие.

Если постоянно ищет пищу – ребенок ощущает нестабильность и трудность жизни; если зверь много спит – ребенок чувствует себя усталым.

Если животное совершает «асоциальные» действия – все крушит и ломает – это признак психологического неблагополучия и агрессивности.

Важно, что сообщает малыш о друзьях и врагах нарисованного зверя.

Если их нет – ребенок может чувствовать себя одиноким, а если буквально «все вокруг» (без конкретики) – ему не хватает общения. Если в друзьях у существа злые животные и отрицательные сказочные герои – это сигнал о наличии агрессивности и асоциальности (неприятия общественных норм).

Что касается врагов, то и «все вокруг» и «совсем никого» – оба варианта эти говорят об одном и том же: явной или скрытой боязни агрессии. Если врагов просто много и ребенок долго их перечисляет, причем мелькают знакомые имена – у него могут быть проблемы в сфере общения.

Тревожно также, если ребенок сообщает, что животное много чего боится. Прислушайтесь, чего именно – обычно это прямая проекция его собственных страхов и опасений.

Интересны и желания животного. Если оно хочет дружить со всеми – ребенок тянется к общению, а если вроде бы о том же, но другими словами – «не иметь врагов» или «чтобы его не боялись» – боится негативного отношения и подозрителен.

Если животное хочет «стать таким как все» – ребенка беспокоит его явное или кажущееся ему отличие от окружающих.

Если зверушка хочет стать большой – маленький художник чувствует себя малозначимым или ощущает потребность в защите.

Напоследок, как и в предыдущих рассказах о психологических тестах, подчеркну: найдя один-два «тревожных» признака в художествах своего малыша, не спешите бить тревогу, записывать его в «проблемные» и тем более допрашивать его с пристрастием – все ли с ним в порядке. Выводы о таких тонких делах, как состояние человеческой психики, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.

Поэтому, если что-то вызвало настороженность, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу. А вот чтобы мы такие сигналы «не пропускали», и даются ориентиры в этом цикле статей.

Автор - Наталья Проценко

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:13

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком

E-mail Печать PDF

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Тест «Несуществующее животное». Часть 1

Конечно, изображения людей – самые «популярные» сюжеты детских рисунков, это мы уже выяснили в предыдущих статьях на данную тему. А вот на втором месте – безусловно, зверюшки! Домашние любимцы или животные, поразившие воображение ребенка в зоопарке, или же сказочные персонажи – словом, зверики разные, зеленые-красные. Практически ни один детский рисунок не обходится без них.

Конечно же, исследователи детской психики не могли обойти своим вниманием этот феномен, поэтому уже давно создан знаменитый тест «Несуществующее Животное», с которым я и хочу вас познакомить. Автор этой замечательной методики, ставшей популярной как у нас в стране, так и во всем мире – отечественный психолог М. З. Друкаревич.

Итак, как же это делается? Ребенку дают простой карандаш и чистый лист белой бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – по горизонтали или по вертикали.

Карандаш должен быть не слишком твердым (чтобы не царапал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы изображение не размазывалось от прикосновения ладошек). Стирать можно, но специально наводить малыша на эту мысль не надо: захочет – воспользуется резинкой (ее надо также положить).

Хочу подчеркнуть, что не стоит самостоятельно «тестировать» своего ребенка. Лучше прибегнуть к услугам специалиста или же в крайнем случае попросить «выдать задание» человеку не слишком к ребенку близкому – это обезопасит рисунок от возможных искажений, связанных с излишне эмоциональным отношением юного художника к попросившему «порисовать» родителю. Особенно излишне сообщать ребенку, что происходящее – это тест.

Малышу сообщают: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и никогда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх».

Если малыш скажет «Я не умею такое рисовать» – надо объяснить, что для этого задания вовсе и не надо ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать «То, чего на самом деле нет», то совершенно все равно, каким оно получится. Если он слишком долго думает, то просто посоветуйте ему начать «как в голову взбредет, куда руку поведет», а дальше – придумывать по ходу дела.

Когда ребенок закончит свое произведение, попросите дать животному название.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается и в его имени (котик, мышонок). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок животного, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если снова изображается реальное животное, то не мучьте дитя и оставьте его в покое. Но если облик животного вполне тривиален (изображен типичный слон), но названо оно необычно («инопланетный слонотоп»), то задание считается выполненным.

Выяснив название животного, попросите рассказать о нем – о его характере, привычках, образе жизни. Как и где оно живет, чем питается, какого размера, что обычно делает, чем любит и чем не любит заниматься больше всего, одно оно живет или с кем-то, есть ли у него друзья, враги – и почему; чего оно боится, о чем оно мечтает, какие у него есть заветные желания?

В случае непонятности рисунка лучше уточните, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Не акцентируйте внимание малыша на том, что это – тест, пусть он просто спокойно творит. Не захочет сегодня – пусть нарисует когда ему будет угодно: куда торопиться? Но желательно всю серию выполнить, не слишком растягивая во времени.

Когда произведения будут готовы, постараемся напрячь внимание. На что же его направить – и что мы можем из них «извлечь» из этих рисунков?

Итак, для начала определим, тип животного.

Если оно действительно оригинальное – это свидетельство высокой креативности ребенка.

Если словно составлено из разных частей существующих животных – ребенок вполне рационалистичен.

Если существо из тех, что было уже придумано или существовало давно (дракон, динозавр) – у ребенка бедное воображение (хотя возможно, ему было просто лень… а о том, почему лень – тоже не грех задуматься).

Ну а если в ответ на все ваши попытки разбудить воображение ребенок старше 7 лет упорно рисовал только реальных животных, было бы неплохо проконсультироваться с психологом.

Обратим внимание и на части тела существа.

Голова – простите за тавтологию, всему голова. Если ее вообще нет – это весьма настораживающий признак.

Но и пословица «одна голова – хорошо, а две – лучше» в данном случае неактуальна. Две головы (а то и больше) говорят о наличии внутреннего конфликта и противоречивости натуры.

Избыток органов чувств (щупов, глаз, ушей) говорит о тревожности ребенка.

Глаза – вообще очень информативная деталь. Отсутствие глаз или нетипичное их изображение – в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные – это маркеры неблагополучия душевного состояния, признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма или страхов.

Слишком большие уши говорят о настороженности, нервозности, подозрительности автора рисунка.

Ноги – индикатор «устойчивости» ребенка. Если их слишком много или они очень велики – малыш нуждается в дополнительной опоре. А если вообще отсутствуют или «хлипкие» – ребенок, возможно, пассивен и имеет слабую бытовую ориентацию.

Передние лапы или «руки» – символ успешности или неуспешности в социальных контактах. Слишком много рук говорит о недостатке у ребенка общения, если же их нет вообще – он, как и его животное, вероятно, уклоняется от контактов с себе подобными.

Украшения типа узоров на шкуре или павлиньего хвоста – свидетельство демонстративности характера, а вот крылья – атрибут романтиков, фантазеров и выдумщиков.

Толстый и длинный хвост, равно как и очень волосатое тело животного, и уж тем более явно прорисованные половые органы, говорит о проснувшемся внимании к сексуальной сфере жизни.

Признаками агрессивности являются острые рога или наросты, наличие оружия, когтей, клыков, причем зубастая пасть свидетельствует о готовности к агрессии вербальной.

Об оборонительной агрессии говорят иголки и шипы. А вот чешуя или панцирь – это боязнь нападения и потребность в защите.

Внимание: раны, шрамы, увечья, видимые внутренние органы, кровеносные сосуды (в том числе в глазах) – признаки психологического неблагополучия и сигнал о необходимости обратиться за консультацией к специалисту.

Ну а какую еще информацию можно извлечь из этого теста и как правильно ее использовать – читайте в продолжении этой статьи.

Автор - Наталья Проценко

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:13

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком

E-mail Печать PDF

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Тест «Нарисуй человека» как маркер развития интеллекта

В статье, посвященной проективному тесту «Нарисуй человека», речь шла о методике, позволяющей сделать выводы о психическом состоянии на основании анализа рисунка, выполненного малышом. Она была предложена Ф. Гуденаф и развита впоследствии А. Л. Венгер в работе «Психологические рисуночные тесты».

Однако при помощи анализа рисунка человека возможно также и определение уровня интеллектуального развития ребенка. Основная идея состоит в том, что уже в возрасте 3,5-4 лет ребенок рисует фигуру, которую психологи называют головоногом: это круг, который одновременно и голова, и туловище, с глазками и ротиком, а также с ручками и ножками-палочками.

Но с возрастом рисунок человека постепенно прогрессирует: после «головонога» следует стадия схематического рисунка (когда он имеет в основном все необходимые «детали», однако словно «склеенные» между собой, представляющие «набор» частей тела. Помните, как в песенке: «ручки, ножки, огуречик – получился человечек!»).

Эта стадия после 7-8 лет постепенно сменяется промежуточной схематично-пластической, и наконец к подростковому возрасту ребенок «дорастает» до уровня пластического рисунка, когда руки-ноги-тело-голова переходят друг в друга плавно, и рисуются не схематично линией, а начинают все больше напоминать оригинал – соблюдением пропорций, объема и так далее.

Все эти стадии довольно четко и последовательно сменяют друг друга и находятся в прямой зависимости от возраста, что позволяет на основании анализа рисунка человека оценивать уровень умственного развития ребенка: при нарушениях и задержках развития психики и интеллекта наблюдается отставание и в уровне развития изобразительной функции.

Ребенку дают чистый лист бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – горизонтально или вертикально. Рисунок выполняется простым карандашом, желательно не слишком твердым (чтобы не царапал и не рвал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы «не разводить грязь»). Резинку кладут, но специально внимания на ней не акцентируют (а лучше взять карандаш с резинкой): если ребенок почувствует потребность вносить в свое произведение коррективы – он это сделает, но специально наводить его на эту мысль не надо.

Инструктируют малыша таким образом: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы на тему «а как надо», просто скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Но если он пытается вместо человека нарисовать что-то другое, скажите еще раз: «Давай нарисуем так, как тебя попросили сначала».

Во время работы отмечают, в какой последовательности ребенок рисовал отдельные части тела, какие при этом задавал вопросы или как он комментировал происходящее, сколько времени ушло на рисование, были ли исправления и где.

Каждая деталь рисунка оценивается в баллах, и по сумме баллов можно судить о том, адекватно ли развитие возрасту. Так, наличие на рисунке головы, туловища, глаз, носа, рта, рук и ног оценивается в 2 балла каждый (причем 2 руки или ноги – это 2 балла, а не 4). Наличие ушей, волос (головного убора), бровей, шеи, одежды, пальцев рук, ступней (или обуви) оценивается еще баллом за каждый нарисованный элемент. Правильное количество пальцев рук – плюс дополнительный балл. Пластический способ изображения добавляет целых 8 баллов, промежуточный (комбинация пластического и схематического способа) дает 4 балла, схематический с руками и ногами, изображенными двойной линией – всего 2. Если изображение примитивно-схематическое или «головоножное», баллы не добавляются.

Таким образом, минимально рисунок может набрать 0 баллов, максимально – 30.

В возрасте от 3 с половиной до 4 лет норма составляет от 4 до 13 баллов;

в возрасте от 4 до 5 лет – 8-17 баллов;

от 5 до 6 лет – 14-22 балла;

от 6 до 7 лет – 18-25 баллов;

от 7 до 8 лет – 20-26 баллов;

от 8 до 9 лет – 22-27 балла;

от 9 до 10 лет – 23-28 баллов;

от 10 до 11 лет – 24-30 баллов;

от 11 до 13 лет – 25-30 баллов;

от 13 лет и старше – 26-30 баллов.

Чем выше балл – тем выше уровень развития ребенка.

Существенное отставание от возрастной нормы выполнения теста может навести на мысль об отставании и в интеллектуальном развитии.

Если же развитие изобразительной функции опережает возраст – можно порадоваться за малыша (но лучше перепроверить результаты у профессионального психолога, если этот вопрос почему-либо для вас принципиален – потому как родительский глаз зачастую необъективен).

Обращаю ваше внимание на чрезвычайно важную деталь: результаты искажаются тем сильнее, чем сильнее эмоциональная связь между «экспериментатором» и ребенком. Не просите и тем более – не заставляйте своих детей рисовать вам «тесты»: получится ерунда. Лучше возьмите для анализа рисунок, который ребенок выполнял без ваших инструкций, либо, если очень хочется, попросите своих не слишком близких ребенку друзей помочь вам. Однако куда лучше с тестированием, а тем более с интерпретацией справится специалист – ведь выводы, конечно же, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.

Поэтому, уважаемые родители: если вас что-то настораживает в рисунках вашего ребенка – лучше не занимайтесь самодеятельностью, а не поленитесь проконсультироваться с детским психологом. Описанные в статьях о рисуночном тестировании признаки – только ориентиры, которые могут помочь родителям обратить внимание на внутренний мир своего ребенка – все ли у него благополучно?

Автор - Наталья Проценко

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:13

Какие слова могут утешить человека в горе

E-mail Печать PDF

Какие слова могут утешить человека в горе?

Боль. Потеря любимого, дорогого человека. К сожалению, в жизни случается и это. Как же лучше утешить? Какие слова произнести?

Теперь я точно знаю, что лучше говорить людям, находящимся в таком состоянии. Скажите всего несколько слов, какой это был Человек и главное, что он всегда будет рядом. Он просто будет в соседней комнате.

А если Вы сможете хотя бы на минутку отложить Ваши «неотложные» дела, такие как просмотр очередного нескончаемого бразильского сериала или удаление невидимой невооруженным глазом пыли в сверкающем чистотой серванте, выслушайте, какой Человек нас покинул.

Как он жил, как любил этот мир, сколько доброты подарил людям. Поверьте, это зачтется Вам как самые горячие молитвы. За всеми своими делами и проблемами услышьте крик о помощи! Ведь Вы можете спасти отчаявшегося человека.

Увидев поскользнувшегося в гололед пожилого человека, все прохожие понимают, что нельзя говорить: «Ты сильный и обязательно встанешь». Да, они могут пройти мимо. Но обязательно найдется человек, который также молча подаст руку, поможет подняться и пойдет дальше, по своим делам, не ожидая слов благодарности.

Почему же, если человек не просто упал, потеряв близкого и родного человека, а буквально вмерз в холодный гладкий лед своего горя, все считают своим долгом произнести над ним пустые бездушные слова: «Ты сильный», «Все пройдет», «Время лечит». Насколько же надо быть незрячим, чтобы не видеть очевидного. Ведь подобными словами человека словно заново обливают на морозе холодной водой, которая на пронизывающем ветру жизни моментально превращается в следующий плотный слой льда.

Да, так легче. Легче тебе. Ты произнес «приличествующие случаю» слова, снял с себя ответственность и свободен – сам человек справится. Ты – как все. И со спокойной душой можешь поглядеть вокруг и отметить, какой все-таки сегодня выдался погожий денек. Ведь для тебя мир не потерял своих ярких красок. Для тебя все также ласково светит солнышко, и на ветках деревьев чирикают неугомонные воробьи. Так и должно быть. Это закон.

Это Жизнь, во всем ее разнообразии. Кто-то приходит в этот мир, кто-то, увы, покидает его. Где-то звучит свадебный марш, а кого-то оставляют в родильном доме, как ненужный в дальнейшей жизни багаж.

Но разве твоей душе не станет светлее от того, что сегодня ты сделал доброе дело? Помог подняться, подал руку висящему на краю пропасти. Человеку не просто тяжело, он никак не может понять, принять, осознать, поверить в то, что произошло. А ему уже со всех сторон «по-дружески» твердят, успокаивают, что это просто неприятность. Она скоро пройдет, и не стоит «так уж сильно убиваться». Ведь время все лечит.

Это пытка. Изощренная пытка. Я думаю, гораздо «благороднее» поступают те, кто просто равнодушно проходит мимо. Они хотя бы «не бьют лежачего». Лежащего на краю жизни, на краю огромной зияющей бездны, куда так легко скатиться.

Стоит добавить одну маленькую капельку в до краев наполненный водой стакан, и часть воды выльется. Так пусть не Ваша рука добавит эту крошечную капельку в переполненный отчаянием сосуд.

Здоровья Вам и долгой жизни на радость близким и друзьям.

Автор - Наталья Абдуллаева

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:25

Какие страхи мы скрываем

E-mail Печать PDF

Какие страхи мы скрываем?

У каждого из нас есть свои маленькие тайны, которые мы пытаемся тщательно скрывать. Порой мы даже сами себе боимся признаться в чем-то, не хотим верить, что набрали пару лишних килограммов или влюбились в парня подруги. Да чего только не бывает! И тем более редко бываем откровенными полностью даже с близкими нам людьми. А происходит это из-за нашего с вами желания усилить впечатление о себе, подчеркнуть сильные стороны, и естественно защитить слабые места. И здесь никто не является исключением – и парням, и девушкам есть, что скрывать.

Что скрывают девушки?

Первое и самое наболевшее – недостатки фигуры и вес.
Не многие девушки признаются в своих килограммах. А если еще и в одно прекрасное утро услышат от любимого: «Дорогая, ты, кажется, поправилась?!». Все – катастрофа. Изнуряющие диеты, спортзал… И сколько же тратится сил и денег, чтобы подчеркнуть достоинства своей фигуры и скрыть недостатки…

Расходы. Деньги.
Частенько мы умалчиваем, сколько было потрачено на себя любимую, нельзя же себе отказать в маленьких шалостях. Мы хотим, чтобы парень принимал нашу красоту за натуральную. И конечно же, почти все девушки имеют свой неприкосновенный запас, на «черный день».

Возраст.
Как бы это ни казалось банально, но свой возраст скрывают почти все девушки. Сначала мы не хотим признаваться, что еще маленькие и поэтому молчим, а потом, что, оказывается, уже довольно взрослые. Ох, как не любим этот вопрос: «Сколько вам лет?». И сразу, как на автомате, выпаливаем, что у девушек это просто неприлично спрашивать. И еще добавим обиженно: «Грубиян».

Страх быть брошенной.
Девушка порой не имеет абсолютной уверенности в чувствах парня. В любом возрасте мы боимся остаться одни, боимся потерять привлекательность для того, кто нас любит, боимся, что соперница может увести у нас любимого. Наверное, в этом случае нам просто не хватает уверенности в себе и в чувствах своего парня. Так давайте же доверять друг другу, и тогда многое просто уйдет на второй план. Ведь уверенность в своих силах – обязательная составляющая нашего счастья.

Влечение к другому.
Бывает, что когда девушка очень долго встречается с парнем, у нее возникает влечение к другому, просыпается страсть, которой, возможно, не хватает в старых отношениях. Да, конечно, это неприятно и тяжело, но бывает.

Но и парни пусть и сильный пол, а скрывать и им есть что. Так что же скрывают парни?

Чувства.
Почти каждый парень пытается скрыть свои истинные чувства, свою эмоциональную зависимость от девушки, которую он любит. Нежность для него – это слабость, ей нет места в трудном мужском мире. Вместо этого парни демонстрируют свое безразличие, самоуверенность твердость. Ох уж эти стереотипы, как же мы им всем подвластны!

Стремление нравиться прекрасному полу.
Парни редко признаются, что желание нравиться девушкам очень для них важно. Они скорее будут уверять в обратном, делая при этом безразличный вид. А вот девушки нисколечко этого не скрывают. Да и что в этом такого? Каждый из нас хочет быть любимым и желанным.

Бедность.
Парню тяжело в этом признаться, он считает это для себя позором. Особенно если к тому же любимая успешнее в делах, чем он. Тяжело это признать, но видно-то сразу.

Страх профессиональной некомпетентности, неуверенность.
Покрасоваться перед девушкой – это про них, они всегда хотят подчеркнуть свою уникальность, незаменимость. И это в любой сфере деятельности – учеба, работа, дом, увлечение. А вот если чего не знают, то признают нехотя.
Бывает, что и теряют уверенность в себе рядом с симпатичной, а к тому же и умной, раскованной девушкой – они боятся выглядеть смешными.

Любите себя такими, какие вы есть!

Автор - Алена Стряпчиева

Источник

Обновлено 30.10.2014 05:26

Страница 830 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135