Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как оборудовать детскую комнату

E-mail Печать PDF

Как оборудовать детскую комнату?

Детская комната - самая главная комната в доме. Это мое глубокое убеждение. Именно детскую надо обустраивать, не жалея ни сил, ни средств, а главное - вкладывая в нее всю душу. Девизом при обустройстве детской должно стать: уют, комфорт и безопасность ребенка!

Под детскую надо выделить самую теплую, светлую и сухую комнату, желательно на солнечной стороне. Не надо загромождать детскую комнату ничем лишним, поставьте в нее только самую необходимую мебель.

Мебель для маленького ребенка должна быть мягкой и округлой. Никаких острых углов, особенно металлических! Для детей постарше очень хороша трансформирующаяся мебель, которую, конечно же, надо разрешить ребенку переставлять и комбинировать по своему усмотрению. Очень хорошо, если в детской комнате будет оборудован спортивный уголок, включающий шведскую стенку, кольца, трапеции, качели... Конечно, спортивный уголок должен удовлетворять всем требованиям безопасности.

Детская комната должна быть хорошо освещена. Надо максимально использовать возможности естественного освещения, днем все шторы, даже легкий тюль, лучше открыть. На потолке должна быть яркая люстра, на письменном столе - настольная лампа, а на стене - ночник. Само собой, плафоны всех светильников, до которых ребенок может дотянуться (а дотягиваются они иной раз до таких мест, что взрослые и подумать не могут), должны быть небьющиеся.

Очень важна цветовая гамма детской комнаты. Предпочтительно, чтобы доминировали пастельные тона - бледные оттенки зеленого, желтого, голубого, розового. А яркие и насыщенные цвета лучше ограничить относительно небольшими участками интерьера.

Хорош для ребенка зеленый цвет: он способствует концентрации внимания и хорошему настроению, стабилизации пульса и дыхания и даже нормализации кровяного и внутриглазного давления. Не случайно с давних времен письменные столы обтягивали именно зеленым сукном, а парты в школах красили зеленой краской.

Синий цвет снимает мышечное напряжение, чуть притупляет болевые ощущения. Желтый способствует интеллектуальной работе, остроте мышления. Но яркие оттенки этих цветов в детской комнате могут присутствовать лишь в небольших количествах, например, отдельные некрупные предметы обстановки: стульчик, одеяло, пуфик. Еще в большей степени это относится к оранжевому цвету, который усиливает аппетит, помогает нормальной работе пищеварительного тракта, но избыток его в детской может привести к переутомлению и даже головокружению у ребенка. Ограничьтесь небольшими оранжевыми пятнами - нескольких игрушек, рисунков, маленьких деталей мебели и одежды оранжевого цвета будет вполне достаточно.

А ярко-красного и бордового цветов в детской лучше вообще избегать. Эти цвета негативно воздействуют на психику ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), приводят к перевозбуждению, способствуют повышению артериального давления, могут провоцировать появление головных болей и даже ночных кошмаров.

Также нежелательны в детской предметы черного, темно-коричневого цвета и очень темных оттенков других цветов (синего, зеленого, фиолетового). Особенно крупные, доминирующие. Они действуют угнетающе, могут вызвать депрессию.

И самое главное. При оборудовании детской комнаты ни на секунду не забывайте о безопасности ребенка. Особенно если это комната для ребенка дошкольного возраста. В детской не должно быть ни единого предмета, который малыш мог бы разбить, опрокинуть на себя или проглотить. Да-да, проглотить! Оторванная пуговица или, скажем, глаз от мягкой игрушки могут натворить бед не меньше, чем неустойчивый шкаф. Осмотрите внимательно все предметы, находящиеся в детской, задавая себе вопросы: что будет, если малыш залезет на него и упадет, или стукнется с разбега, или начнет раскачивать, или стукнет массивной игрушкой, или попробует на вкус... И безжалостно уберите все, что вызывает хоть малейшие сомнения в безопасности.

Автор - Алексей Норкин
Источник

Обновлено 02.11.2014 12:10

Как общаться с ребенком, чтобы он не воспринимал вас в штыки

E-mail Печать PDF

Как общаться с ребенком, чтобы он не воспринимал вас в штыки?

Нередко бывает так, что дети воспринимают просьбы родителей негативно, в штыки. Вместо стремления сотрудничать у них возникает стойкое желание делать все наоборот, наперекор родителям. Я ловила себя на этом, даже будучи уже вполне взрослым и сознательным человеком. Вполне осознавая необходимость делать то, что меня просят, я отказывалась это делать. Тогда я до конца не понимала механизма этого процесса, но теперь вижу, что дело в том, как эти просьбы формулировались и в какой форме они преподносились.

Давайте разберемся, что чаще всего можно услышать из уст родителей и как правильно формировать свою просьбу, чтобы у ребенка не возникало желание защититься непослушанием, и он мог адекватно ответить на нашу просьбу. Мы ведь хотим, чтобы наши дети были не безликими роботами, выполняющими нашу волю, а разумными людьми, имеющими свое мнение и свои желания.

Фраза, с которой мы обращаемся к ребенку, должна состоять из четырех частей:
Обзор ситуации, которую вы хотите исправить. Важно чтобы ваш обзор состоял из голых фактов, без критики ребенка или оценивающих замечаний.
Чувства и эмоции, которые вы испытываете, когда сталкиваетесь с этой ситуацией. Да, это нелегко, но вы должны заглянуть вглубь себя и сказать, что вы раздражены, если вы раздражены. Вы как родитель тоже имеете права на свои капризы и свои чувства. У вас тоже есть права, а не только обязанности.
Что вы хотели бы видеть в этой ситуации, какое развитие событий для вас предпочтительно, с точки зрения того, что ваша жизнь как родителя станет лучше.
Просьба к ребенку, описание того, что он должен сделать, чтобы ситуация развивалась в том русле, как вы того хотите.

Рассмотрим на примере.

Для обзора ситуации фраза вроде «Ты постоянно забываешь выучить уроки» будет хорошим примером того, чего надо избегать. Она сразу вызывает протест, потому что ваш ребенок наверняка не настолько безнадежен, и уж хоть раз на этой неделе он прикладывался к учебникам. Нужны голые факты, например: «Дважды на этой неделе ты пошел в школу с невыполненным домашним заданием».

Что же вы чувствуете, когда ваш ребенок не делает уроки? Переживаете за его будущее? Расстраиваетесь, что он еще не настолько взрослый и все еще требует контроля? Вы просто устали от бесконечных скандалов на эту тему и растеряны, потому что не знаете, что еще предпринять? Чтобы это ни было, будьте честны с собой и ребенком. Расскажите ему о том, что чувствуете. Почему для вас так важно, чтобы он делал эти проклятые уроки вовремя. Возможно, в результате таких размышлений вы поймете, что на самом деле вам совсем и не важно, сделал ваш ребенок уроки или нет, а вы просто по привычке ругаете его за их невыполнение. Тогда просто перестаньте это делать, и жить вам обоим станет гораздо спокойнее.

Если все-таки для вас это важно, продолжайте действовать, расскажите что вы хотите получить, результат кроется в ваших переживаниях из-за успеваемости ребенка. Может, вы жалеете, что в свое время вас не подтолкнули усерднее заниматься, и вы не хотите, чтобы вашего ребенка постигло то же разочарование. Или хотите, чтобы ребенок больше уделял времени учебе вообще, потому что вам так спокойнее. Может, жалеете, что не привили интерес к определенным предметам, и хотите заинтересовать ребенка. Может, просто хотите, чтобы он следил за уроками сам, и вам не приходилось на это тратить время. Может, вы хотите испытывать гордость на собраниях в школе, хотите, чтобы ваше чадо ставили в пример, а не наоборот. Множество возможных вариантов, но подумайте о том, как это улучшит ваше жизнь.

Затем сформулируйте просьбу, например: «Я хочу, чтобы ты сегодня уделили физике больше времени, чтобы завтра исправить оценку» или «Я хочу, чтобы ты закончил эту четверть без троек» или «Я хочу, чтобы ты исправил двойку по математике» или «Давай посмотрим документальный фильм про микроорганизмы, а ты потом напишешь доклад по биологии».

В таком варианте более вероятно, что ваш ребенок, во-первых, поймет, почему вы его постоянно заставляете учить уроки, поймет, что за этим стоит не ваша блажь, а ваше желание сделать и его, и свою жизнь проще и лучше. Во-вторых, ему от этого тоже хуже не будет. В-третьих, вы, вероятно, услышите от ребенка то, о чем раньше не думали, узнаете правду, почему он себя ведет именно так. Например, почему не делает эти уроки: неинтересно, непонятно или есть другие причины, над которыми вы сможете работать. Это путь к новому уровню общения и взаимопонимания с ребенком.

Хотелось бы также отметить, что и в общении с взрослыми – супругом, коллегами – эта система вполне работоспособна. Мы редко говорим другим, что чувствуем на самом деле и чего на самом деле давно хотим, мы просто этого стесняемся. Но ведь окружающим трудно нас понять, если мы сами не можем разобраться в себе, определиться со своими желаниями и не умеем попросить других сделать что-то для нас очень важное.

Автор - Екатерина Канаева
Источник

Обновлено 02.11.2014 12:10

Как объяснить ребенку, где папа

E-mail Печать PDF

Как объяснить ребенку, где папа?

Одинокие мамы сталкиваются с множеством проблем, среди которых есть индивидуальные, но есть и такие, которые рано или поздно придется решать каждой женщине. «Где мой папа?» – вопрос, волнующий любого ребенка, испытывающего недостаток мужского внимания.

Что ответить, решать, конечно, самой маме. Но психологи рекомендуют прислушаться к их советам. Не стоит затягивать с объяснением. Лучше упредить вопросы, и, выбрав момент, просто сообщить, что папы нет, так бывает.

На бессознательном уровне у детей жесткая программа, должны быть папа и мама, это основа. Но малыши очень доверчивы, поэтому маминых слов «так бывает» обычно достаточно для самых маленьких, они воспримут их как данность и на какое-то время проблема будет «отодвинута».

В возрасте пяти-семи лет придется все же объяснить, почему папы нет рядом. Не надо обрушивать на ребенка весь объем информации. Приоткрывать «завесу» лучше постепенно. Для начала можно просто сообщить, что папа живет в другом месте, а подробности рассказать позднее.

Главное в таких ситуациях помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной», не таким, как окружающие дети. Ведь даже если отца сейчас нет рядом, это не означает, что малыш одинок, в чем-то виноват или его не любят.

Но и слишком затягивать не стоит. Семейные «скелеты в шкафу», различные тайны и недомолвки плохо сказываются на детской психике. Чувствуя, что от него что-то скрывают, ребенок может нафантазировать различных ужасов и потихоньку страдать.

В стремлении оградить ребенка от негативной информации не нужно выдумывать «правдоподобные» истории. Лучше говорить правду, вначале упрощенную, уточняя ее со временем. Возможно, реальность целесообразно утаить в случае, если отец отбывает длительное наказание за тяжкое уголовное преступление. Для такой нагрузки детская психика еще слишком слаба.

Многие женщины обижены на мужчин и пытаются сделать ребенка своим «союзником», создавая негативный образ отца. Вряд ли целесообразно взваливать на хрупкие детские плечики груз собственных обид, горечи и боли. Когда родители ненавидят друг друга, здоровью детей наносится непоправимый вред. Их сознание не может понять, как папа может быть плохим, если он папа?

Возможно, в действительности папа совсем не хороший. В этом случае можно ограничиться формированием нейтрального образа, но ни в коем случае не отрицательного. Как бы ни было обидно и больно, лучше смотреть вперед и усвоить для себя, что счастье совсем не в том мужчине, который когда-то был рядом. Ведь ребенок не просто объект любви и причина волнений, а поддержка и опора в будущем.

Да и, кроме того, время лечит. Через пару десятков лет возможно женская обида перестанет быть острой, душевные раны «зарастут», а травмы, нанесенные психике ребенка, останутся на всю жизнь.

В воспитании необходима «мужская рука». Иногда место отца занимает кто-либо из родственников, например дедушка, хороший знакомый, учитель или тренер спортивной секции. Это хорошо, но для правильного развития ребенка он должен четко понимать, «кто есть кто» и не называть дедушку папой, иначе психологические травмы в дальнейшем очень вероятны. Называть ли папой отчима, если биологический отец жив и не против поддержания контактов, ребенок решит со временем самостоятельно.

Конечно, все вышесказанное лишь советы, и как поступить в конкретной ситуации может решить только сама женщина. Главное, чтобы это решение было во благо ребенка.

Автор - Наталья Проценко
Источник

Как одевать ребенка в детский сад в холодное время года

E-mail Печать PDF

РОДИТЕЛИ:

Надежда Кузьмина, 24 года, мама двоих детей:

- Главное, чтоб было во что переодется, если например, малыш испачкается или обольется случайно в детском саду. Чтоб была кофточка, на случай если будет холодн и футболочка, если жарко. А вообще перегревать не стоит, нужно с детства закаляться, тогда и проблем со здоровьем будет меньше.

Анна Пипченко, 31 год, дочка 3-х лет:

- У нас в группе детского сада +26-28 - одеваю во все летнее. На улицу по погоде воспитатели переодевают. Мы подготавливает одежду так, чтобы было можно тепло закутать ребенка, а так же можно было и легко одеть на прогулку.

Анна Петина, 29 лет, сын 2,5 года:

- Нас воспитатели в нашем государственном детском саду сразу поставили в конкретные условия – ребенка одевать просто, комбенезоны с застежками и пряжками не носить, обувь без шнурков на липучках или кнопках. В группу зимой нужно подготовить: 2 футболки, 1 кофта теплая, носки 2 пары, сменное нижнее белье 2 комплекта, колготки 2 пары, штанишки или юбка. В группе у нас примерно 23-25 градусов тепла. В принципе, холодно не бывает.

Алексей Прохоров, 31 год, сыну 4 года:

- В детсад запасную одежду нужно всегда брать, особенно зимой! А как одевать на улицу, спросите ребенка не холодно ли ему гулять в детском саду и дальше смотрите по ситуации.

Наталья иванова, 24 года, дочке 2,8 года:

- У нас в детсаду жду жара. Переодеваемся в футболку. А на улицу соответственно погоде.

Елена Сергачева, 26 лет, дочка 3 года:

- В детский сад зимой я своего ребенка одеваю тепло, как говорится, жар костей не ломит. Воспитатели у нас не очень внимательные могут ребенку забыть одеть кофту на улицу или завязать шарф. Поэтому я ей одеваю топлую водолазку и на улицу шерстяную кофту, и плюс у нас очень теплый пуховик у нее.
Я часто видела как моя дочка гуляет на площадке детского сада с растегнутыми ботиночками, после этого я стала покупать ей ботинки на резинке, чтобы одела и пошла.
Вообщем, если хотите, чтобы ваш ребенок не мерз на улице в детском саду:
а. Научите его одеваться самостоятельно и полностью. Тренеруйтесь дома.
б. Одевайте так, чтобы воспитателям было как можно меньше хлопот с вашим ребенком при выходе на улицу.

ВОСПИТАТЕЛИ:

Мария Ивановна Кузьмина, воспитатель детского сада г. Санкт-Петербурга,

стаж 15 лет:
- Как одевать ребенка, отправляясь в детский сад зимой или поздней осенью? Этот вопрос, наверное, задает себе каждая мама. Ведь важно не только уберечь малыша от холода, но и не перегреть его. Я советую всем родителям купить ребенку термобелье. Сейчас это стало, к счастью, вполне досутпно. Буквально недавно на выставке «Мир детсва 2008» я видела много вариантов такого детского белья. Термобелье поддерживает температуру тела, не допускает ни переохлаждения, ни перегрева. Отлично выводит влагу, гипоаллергенно и приятно на ощупь. Для детей выпускаются специальные линии такого белья: майки, трусы, боди, рейтузики, кофты.

Что еще важно для детского сада зимой в плане одежды, так это простота в одевании. Воспитателю, чтобы одеть и проследить как оделись 20 человек понадобиться очень много времени. Но если у ребят одежда будет простой, не будет сложных застежек, ремешков и шнуровок, то воспитатель сделает свою работу быстро, и те дети, которых оделись первыми не будут потеть ожидая последних.

Хочется сказать, что одежду нужно приготавливать не сильно жаркую, почему:


  • В сильные морозы и холод с детьми по санитарным нормам прогулки вообще запрещены.
  • Дети на площадке практически все активно двигаются и бегают. Если ребенка одевать черезмерно тепло, ему будет жарко. Воспитатель следит за тем, как чувствуют себя дети на игровой площадке, если кто-то замерз, воспитатель должен сообщить это родителям.

Валентина Андреевна Тарарокова, воспитатель детского сада в г. Самара, стаж 23 года:

- По санитарным нормам в группе детского сада температура воздуха должна быть не меньше 20 градусов. На деле же, температура даже выше, обычно у нас это 25-26 градусов. В группе есть градусник и родители могут сами следить за температурным режимом и делать необходимые выводы.
Как одевать ребенка зимой в детский сад? Тут особых секретов нет, одежда должна подготовлена и теплая для прогулки и легкая для группы. К прогулке зимой готовьте - шерстяную кофту, толстовку, махровые колготочки, теплые носочки; вещи для игры в группе – футболки, можно с длинным рукавом легкие кофточки, спортивные штаны или юбки. Мой совет – не одевайте на ребенка много разных вещей, полный комплект одежды должен быть максимум из 8 предметов. К примеру: колготки, штаны уличные, водолазка, кофта теплая, куртка уличная, носки, шапка, шарф и обязательно варежки (если умеет сам одевать перчатки – то можно перчатки). Чем больше вы наденете на ребенка разных кофточек, водолазок, футболок и фуфаек одновременно, тем проще во всем этом будет запутаться и ребенку и воспитателю. Не усложняйте процесс одевания и раздевания на прогулку, думайте когда собираете ребенка в детский сад так как будто вы воспитатель.

Маргарита Сергеевна Портнова, воспитатель детского сада г. Москвы, стаж работы 18 лет:

- К зиме родителям детишек, конечно же нужно подготовиться. Одежда для ребенка должны быть куплена соответственно его размеру и температурному режиму того климата, где вы проживаете. Хочется отдельно обратить внимание на тот момент, когда родители покупают малышу куртку на два или три сезона сразу. Это не совсем правильно. Огромная крута на маленьком ребенке смотриться не только некрасиво, но и мешает ему нормально двигаться на прогулке, а так же хуже сохраняет тепло. Плотноприлегаемая одежда по размеру сохраняет тепло и греет значительно лучше, чем та которая на два размера больше! Та же ситуация с обувью. Слишком большая обувь плохо влияет на формирующую стопу ребенка. Обувь, которая велика или мала ребенку, ортопеды носить настрого запрещают.
Самые удобные шапочки для детей, так называемые «эскимоски» или шлемы. Они плотно закрывают шею и не сбиваются. Часто такие головные уборы утепляют с помощью специальных мягких подкладок в области лба, темени и ушек.

Обновлено 02.11.2014 12:06

Как одеть ребенка на прогулку зимой

E-mail Печать PDF

Как одеть ребенка на прогулку зимой? Правила укутывания

Каждая мама знает непреложную истину – чтобы вырастить ребенка здоровым, надо почаще гулять с ним на свежем воздухе. Ежедневная прогулка, а то и две, должна быть запланирована вне зависимости от того, какая за окном погода.

Времена, когда на ребенка зимой надевали пальто на ватине, меховую шапку, а на ноги валенки с калошами, слава Богу, прошли. Сейчас в любом детском магазине выбор одежды и обуви – глаза разбегаются. Как же правильно одеть маленького ребенка на прогулку зимой, чтобы ему не было холодно или, наоборот, чтобы он не вспотел? Дадим молодым мамам несколько полезных рекомендаций.

Для удобства разобьем зимнюю погоду на четыре температурных промежутка:

1. -5° … +5° Такая температура часто наблюдается в зимний период в средней полосе России. Детские врачи рекомендуют для такой погоды термобелье (футболку с длинным рукавом и колготки), комбинезон на синтепоне или мембранного типа, носки хлопковые, а не шерстяные, обувь с мембранной тканью и шерстяной стелькой, шапочку шерстяную, теплые перчатки из полиэстера.

При температуре воздуха до -5° термобелье – отличная замена свитеру. Такое белье способно выводить влагу и создавать из теплого воздуха защитный слой на теле ребенка. Он останется сухим и не будет потеть даже при активном движении.

Термобелье пришло сначала в гражданский, а затем и в детский гардероб из военной экипировки. Его делают из синтетических материалов и шерсти. Синтетика плохо сохраняет тепло, но способна выводить лишнюю влагу. Шерсть, в свою очередь, хорошо греет, но влагу задерживает. Сочетание этих двух материалов и дает нужный эффект.

Бывает, что у ребенка на шерсть возникает аллергическая реакция. В таком случае термобелье можно вполне заменить хопчатобумажной футболкой и свитером из льна или хлопка с примесью синтетических тканей.

2. -10° … -5° В этот температурный промежуток предыдущий комплект можно усилить всего лишь одним слоем одежды, то есть надеть поверх термобелья легкую водолазку из льна, хлопка или синтетических тканей. Ноги желательно дополнительно утеплить шерстяными носками.

3. -15° … -10° Это достаточно холодная погода уже не только для ребенка. Поверх термобелья надеваем комплект одежды из искусственной легкой шерсти (флиса). Поверх обычных носков – обязательно шерстяные. Ботинки с мембраной можно заменить на привычные для зимы в прошлом валенки или унты. Для этой погоды лучше подойдет комбинезон на пуху. Поверх шерстяной шапочки накидываем капюшон комбинезона. На руки лучше надеть шерстяные или с меховой подкладкой варежки.

4. -23° … -15° Если не боитесь такого мороза и приняли решение идти на прогулку, то одевать ребенка следует так же, как при температуре до -15°. Однако время прогулки должно быть ограничено. Чтобы не было обморожения, щеки ребенку стоит намазать жирным кремом.

Как понять, комфортно ли вашему маленькому ребенку на прогулке? Вот несколько типичных признаков:

Румянец, появившийся на щеках ребенка, свидетельствует о хорошей циркуляции крови.
Бледность, проступившая вслед за краснотой на кончике носа, свидетельствует о том, что ребенок замерз.
Важный показатель состояния ребенка – его шея. Если она холодная – значит ребенку холодно, если влажная – он потеет и ему жарко.
Проверьте ноги ребенка после прогулки. Если ступни влажные – поменяйте носки на более легкие. Если холодные – наденьте дополнительно шерстяные.

Ну и в заключение добрый совет – старайтесь не кутать ребенка при выходе на прогулку. Не накидывайте капюшон на его голову при температуре выше -5°. Голова вспотеет, и ребенок может простудиться.

P.S. Одежда и обувь с мембранным покрытием популярна у спортсменов, рыболовов, охотников и туристов. Такое покрытие, совмещенное с текстилем или другим материалом, отталкивает влагу, но пропускает идущие от тела испарения, уменьшает потери тепла и защищает от ветра.

Автор - Александр Платов
Источник

Обновлено 02.11.2014 12:12

Страница 67 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135