Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Духи воды

E-mail Печать PDF

Духи воды

Бродницы - у древних славян женские духи воды, девицы-красавицы с длинными волосами, охранительницы бродов; по всей видимости одна из разновидностей берегинь или ещё одно их название (хотя следует заметить, что современные исследователи и художники, отделяют их от берегинь).
Они помогали путникам найти брод и следили за детьми, если тем угрожала опасность у воды они спасали их. Берегини могли также выходить из воды и предупреждать воинов о наступлении противника, показывая видения.
Они живут вместе с бобрами в тихих заводях, подправляют и стерегут броды, мощенные из хвороста. Перед вражьим наступлением бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или омут.

Духи древних славян

E-mail Печать PDF

Духи древних славян

Древние славяне, также как и другие народы мира, стоящие на одной из самых первоначальных ступеней познания и осмысления мира и своего места в нём, одухотворяли окружающую природу. Они свято верили в то, что мир вокруг них населяют духи, что лесная чаща, водоём, болото или поле являются местом обитания соответствующего сверхъестественного существа. Природный дух, как, собственно, и сама природа, мог быть по отношению к человеку и добрым, и злым – всё зависело только от него самого, от его умения правильно вести себя по отношению к окружающему миру духов (природы). Согласитесь, что такой подход был очень логичным.

Леший

Одним из самых древних, но благополучно доживших до наших дней, можно считать представление о существовании хозяина всех лесных богатств, лесной флоры и фауны – лешего. В различных областях России его называют по-разному: лешак, ляд, лесовик, гаркун и т.д. Русскому лешему соответствуют греческие сатиры, римские фавны и сильваны, немецкие лесные люди, шведские скоугманы и др.

Как же выглядит леший? На этот счёт в разных областях существуют разные мнения, но, в целом, можно сказать, что леший обладает свойством быть невидимым. В этом случае на его присутствие указывает внезапно появившееся эхо или неожиданно поднявшийся ветер. Однако знающий человек может его увидеть, если будет смотреть через три бороны, поставленных так, чтобы можно было сидеть в середине между ними, или через хомут. Но самым верным способом называют взгляд через правое ухо коня. Если же леший пожелает, то он может и сам показаться людям.

Как правило, леший показывается в человеческом, хотя и достаточно необычном облике. Прежде всего, он имеет способность менять свой рост в зависимости от того, что его окружает: если это лес, то он вытягивается до самых высоких деревьев, если кустарник, то он не выше самого маленького кустика. В ХVIII веке люди утверждали, что верхняя часть его тела – человеческая, но на голове козьи рожки, уши и борода, ап ниже пояса – козлиное туловище, включая хвост и раздвоенные копытца. В ХIХ же веке большинство населения Руси описывали лешего как старика в белой одежде, перепоясанного красным кушаком или вовсе без пояса. Самым ярким признаком принадлежности встреченного вами старика к ненашему миру можно считать то, что левая пола его кафтана (пиджака) запахнута за правую, обувь перепутана, а когда он садится, то левую ногу забрасывает за правую. Достаточно часто добавляют, что леший имеет зелёные глаза навыкате, у него только одно ухо, он нем, но голосист: поёт без слов и топает в такт в ладоши. Как и у других представителей мира духов, у него нет тени, но поскольку он является обычно поздним вечером или ночью, то этот признак едва ли может пригодиться в деле его опознания при встрече.

На вопрос о том, откуда берутся лешие и не бессмертны ли они, в разных краях нашей необъятной страны даются различные ответы. С одной стороны считается, что лешие были всегда. Они появились тогда, когда возникли на земле первые леса, и были их хозяевами, а значит, и хранителями. Есть и христианская версия: лешие – восставшие против бога ангелы, низринутые с неба на землю. Во Владимирской губернии рассказывали, что лешие – это проклятые люди, и при сотворении мира их не было. Они появились в библейские времена, когда Моисей выводил евреев из египетского рабства. Им нужно было перейти море, и Моисей с божьей помощью разделил море. Евреи перешли его, а преследовавшие их египтяне, проклятые Моисеем, были либо поглощены морем и превращены в водяных или русалок, либо, если стояли в тот момент на берегу, в леших.

Есть версии о превращении людей в леших и не при столь исключительных обстоятельствах. Рассказывают, что раньше на Руси был обычай не хоронить на кладбищах самоубийц, пьяниц, внезапно и, на первый взгляд, беспричинно умерших. Их называли «заложными покойниками», выносили на болота, в овраги или копали специальные ямы и ни в коем случае не забрасывали землёй. Это было связано с представлением о том, что до времени умершие осквернят землю, лишат её силы, что чревато неурожаем. Нужно сказать, что в живом бытовании подобные представления и связанный с ними обычай выбрасывать трупы заложных покойников просуществовали вплоть до конца ХIХ века. Так вот, именно эти покойники, по мнению вологодцев, и могли обращаться в леших очень злобного нрава. Они пугали и путали людей, попавших в их лес, и могли защекотать их до смерти. Некоторые из них даже становились людоедами.

Однако лешими могут стать и не погребённые невинно убиенные. Так, например, произошло с отцом и сыном Хованскими, которые были казнены по требованию царевны Софьи. Их трупы были брошены под мост, а потом затоптаны в Галыгиной гати. В течение нескольких лет тени несчастных выли и стенали по ночам, а затем в этих местах стали замечать существование леших, защищавших убогих и обиженных.

Очень часто лешими становятся проклятые в сердцах матерями дети, как мальчики, так и девочки. Особенно опасно, если недоброе слово вырвется в бане или если ребёнок в этот момент находится вне дома – в поле или лесу. Вернуть такого ребёнка домой практически невозможно. Даже если и бывали случаи, когда матери удавалось отмолить проклятое дитя, то оно, вернувшись домой, так полностью и не приходило в рассудок и быстро умирало.

Наконец, ещё одной распространённой версией происхождения леших является взгляд на них как на плод нечистой любви лешего и женщины. Поскольку леший, как и все природные божества (вспомним, например, фавнов, сатиров и прочих сподвижников и слуг бога Вакха), исключительно сластолюбив, то неудивительно, что он не равнодушен к молодым поселянкам, забредающим в его владения. Рассказы о том, как лешие, по взаимному согласию или обманом, уводили девушек или молодых женщин в свои жилища, исключительно многочисленны. Став женой лешего, женщина приобретала свойство исключительной плодовитости.

Леший мог выступать не только в роли мужа, но и любовника. Очарованная им женщина видит его как красавца – мужчину, часто похожего на отсутствующего или умершего мужа. По ночам леший посещает свою возлюбленную, приносит ей лакомства, которые, если они не съедены до утра, превращаются затем в лошадиный помёт. Если у несчастной рождается ребёнок, то сразу после появления на свет он исчезает – его забирает к себе отец – леший.

Рассказывают, что жизнь у лешего организована так же, как и у человека. Лешие могут жить семьями, а могут и в одиночку или группой холостяков. На земле они подчиняются атаманам, но есть у них и царь, который в аду прикован цепями. В полночь в полнолуние лешие выходят поиграть с атаманом. В это время встреча с ними исключительно опасна.

Домашнее подворье лешего, в целом, напоминает обычное крестьянское. Есть у него и кони, на которых он разъезжает по делам или возит воду. Говорят, что он превращает в лошадей попавших в его власть мужчин. Однако на Русском Севере рассказывали, что с лешим можно заключить договор о помощи. В отличие от чёрта, леший не требует от человека душу, а только небольшую жертву, например одну-две коровы за лето. Чтобы вызвать лешего, нужно сесть на сосновый пенёк и трижды аукнуть или произнести соответствующий заговор. Тогда он всё лето будет оберегать скотину от болезней и хищных зверей. Последнее ему тем более под силу, что он является хозяином волчьих стай. Без разрешения лешего ни один волк не посмеет напасть на скотину. Если животное пропало, то нужно идти в лес, встать на сосновый пень и трижды спросить, в счёт договорной ли жертвы эта пропажа. Если это так, то искать не имеет смысла.

Конечно, леший может и обмануть человека – на то он и леший. Но, как рассказывали вологодские крестьяне, управу на такого обманщика найти всё же можно. Для этого нужно написать прошение атаману на большом листе бересты углем и приколотить к дереву.

Заручиться помощью лешего стремились и охотники. Для этого они снимали нательный крест, приносили в лес «дарочки» (святые дары) от причастия, держа их за скулами, не глотая. Заделывали их в берёзу, вырубив в ней предварительно углубление, и стреляли в дерево через плечо. После исполнения этого обряда леший помогал охотнику во всём. Если же наступала необходимость избавиться от присутствия лешего, то нужно было либо произнести слово, которое леший первым сказал при встрече, либо запастись крестиком из рябиновых палочек, поскольку известно, что это единственное дерево, которого боится леший. Домашнее имущество лешие, как правило, не изготавливают сами, всем добром они разживаются за счёт легкомысленных людей, которые всё делают без благословения.

Свободное от домашних дел время лешие проводят достаточно разнообразно. Естественно, они занимаются тем, что путают попавшего к ним в лес путника. Туляки считают, что, сбив спутника с дороги, леший превращается в ямщика и предлагает бедняге свои услуги, чтобы подвезти. Если человек соглашается, то леший завозит его в неведомые страны, где о Руси и не слыхивали. В этом случае нужно вернуться на то место, где леший высадил несчастного, так как он обязательно проедет по этому месту, возвращаясь обратно.

Очень распространена среди леших игра в карты. Играют на зверей, особенно часто проигрывают зайцев, белок и мышей. Так, в 1859 году артель русских леших играла с сибиряками и выиграла. Проигравшая сторона гнала из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы. Несметные полчища белок дерзко бегали тогда по крышам домов и улицам города, обрывались в печные трубы и запрыгивали в окна. А в 1998 году лешие Самарской Луки, вероятно, проиграли полёвок правобережным и гнали их через плотину…

В народе ходит очень много рассказов о любви леших к выпивке. Говорят, что иногда они собираются в артели, ходят по кабакам и пьют водку Совместные пирушки леших – перед войной.

Но молодёжную дискотеку может посетить и одиночный леший. В этом случае он представляется «крутым» парнем, а узнать его можно только по способу застёгивать пиджак или сидя закидывать ногу на ногу (левая всегда будет поверх правой). Если вовремя не распознать лешака, то вся дискотека провалится под землю.

Однако, не смотря на свои особенности и слабости, лешие не лишены чувства патриотизма. Владимирские крестьяне утверждали, что когда государства готовятся к войне, то лешие собирают в войска животных и птиц и дерутся до тех пор, пока не прекратится людская война.

Достаточно часто рассказывают, что лешие принимают участие в битвах за родную страну и в качестве простых воинов. Так, один из владимирских леших боролся с татаро-монголами и даже потерял в одной битве глаз, а его сын участвовал в русско-турецких войнах. В 1943 году, по свидетельству рассказчиков из Соснового Солонца, погиб на войне местный леший из Самарской Луки.

Лешие, как и люди, бывают двух полов. Дух леса, воплощённый в женском образе, вероятно, является более древним и соотносится с представлениями северных народов о праматери – лосихе, обитающей на границе небесного и земного миров и порождающей всё живое на земле, как животных, так и людей. У европейцев, в том числе и у славян, после установления патриархальных отношений образ женского духа был вытеснен мужским. Естественно поэтому, что рассказы о хозяйках леса встречаются гораздо реже, чем о хозяине. Её в разных областях называют по-разному: лешачиха, лесаня, лешевица, лешовка. Достаточно часто её путают с русалкой и приписывают несвойственные ей привычки, например, склонность нежиться в лучах луны и расчёсывать свои длинные волосы. Лешачиху же, наоборот, отличает страшная неряшливость. Кроме того, она и внешне исключительно непривлекательна: высока, ширококостная, тело – заросшее волосами. Даже длинные густые волосы, обязательный и всеми признанный атрибут женской красоты, не могут придать ей привлекательности. Не удивительно поэтому, что леший часто увлекается другими женщинами и даже берёт их в супруги. Хотя нет ни одного свидетельства, что леший – многожёнец…

К своей жене леший относится без особой любви и уважения. Она постоянно становится жертвой его сверхъестественной страсти и постоянно рожает ему детей. Лешачиха вынуждена самостоятельно вести всё хозяйство, так как хозяин постоянно в отсутствии – то в карты играет, то водку пьёт, то честным христианам в лесу голову морочит. Единственная помощь, на которую может рассчитывать лесаня, – это добыча лешим у людей домашней утвари, которую сделали или после работы поставили на место без благословения. Сама лешачиха также не гнушается воровством, но в отличие от супруга промышляет только пищу.

Правда, обвиняют её ещё в одном грехе – она похищает некрещёных младенцев и проклятых детей. Поскольку лешенята исключительно безобразны, капризны и крикливы, то вместо похищенного лешачиха часто подбрасывает в люльку своего младенца. Неосторожная мамаша потом никак не может утихомирить вопящего младенца, а когда он вырастает, то очевидным становится его слабоумие и неспособность усвоить даже простейшие навыки человеческого общежития.

Проклятые дети, если они достаточно большие и умелые, становятся бесправными слугами у лешачихи. Они не только должны помогать ей по хозяйству, качать вопящих лешенят, но и участвовать в воровском промысле. Таких детей, если они входят в дом, люди не видят, а вот когда они просят на дороге, то становятся видимыми. Отмолить попавшего к лешим ребёнка, бывает очень трудно, но даже если это и удаётся, то такие дети долго не живут.

Бывали случаи, когда леший, заключивший договор с пастухом о помощи, не сам пас договорную скотину, а заставлял это делать свою жену, причём абсолютно не считаясь с её возрастом и состоянием здоровья. Рассказывали, что один раз пастух, по договору с которым леший обязался смотреть за скотиной, не удержался от искушения посмотреть, что происходит на пастбище. Пришёл он в лес на поляну и видит: стоит на краю высокая старуха, опершись на палку. Дряхлая такая, от слабости качается. Мужик кафтанишко скинул на землю и говорит: «Сядь бабушка, отдохни!» Лешачиха поблагодарила, стала уменьшаться в росте, пока совсем не исчезла. Новый договор леший заключать с ним не стал, пришлось простых пастухов нанимать.

Неудивительно поэтому, что некоторые лешачихи предпочитают жить в лесу одиноко и брать себе при случае в любовники лесозаготовителей. Такие особи исключительно опасны для обитателей лесных избушек. Под видом жён они посещают лесорубов, и у них начинает «сменяться кровь»: человек чахнет и умирает. Чтобы избавиться от такой напасти, нужно надеть ей на шею крест (тогда она либо сгинет, либо превратиться в простую женщину, если была проклятой), или отстегать рябиновым кнутом.

Иногда лешачихи уводят человека в лес навсегда, беря его в законные мужья. На Русском Севере, в Архангельской и Олонецкой губерниях, рассказывали, что изредка встречаются в лесу в самых глухих местах одинокие избушки, в которых живут такие супруги. Детей у них, как правило, не много, не больше четырёх, но живут они, видимо, счастливо, потому что даже на святой неделе, когда, по поверью, всякий пропащий может вернуться домой, никто из них не возвращался.

Водяной

Водяной – второй из наиболее известных в наше время духов природы. Само его имя говорит о том, что он является хозяином водной стихии. В различных местах его называют также водовиком, водяным дедушкой, а до революции – речным барином или даже царём. Эти имена прозрачно намекают на особую силу и богатство водяного, с другой стороны, чувствуется и скрытый страх перед ним, которого не было, когда речь заходила о лешем. Действительно, многие рассказы о водяном хозяине утверждают, что он злобен, хитёр и злопамятен. Человека он предпочитает в виде утопленника и поэтому всегда препятствует людям, которые стараются спасти утопающего.

Внешний вид у водяного непривлекателен. Он, также как и леший, представляется получеловеком-полуживотным. Однако, если о лешем достоверно известно, что в своём натуральном виде он имеет козлиные копыта и даже хвост, то нижняя часть туловища водяного в известных нам материалах не описывается, об этом как-то скромно умалчивается, причём не зависимо от места, где делались записи. Итак, мы можем только гадать, хвост ли у него, как у русалки, или ноги, но с перепонками между пальцев, как у водоплавающих птиц.

Как же описывают верхнюю часть туловища, ту, которая обычно видна из воды? В большинстве случаев очевидцы сходятся на том, что водяной стар. Дальше показания расходятся. Одни утверждают, что водяной чёрный и не разобрать, то ли на нём шерсть, то ли одежда. Другие считают, что он покрыт мхом и болотной травой, и сомневаются только в том, одежда ли это или элемент его кожного покрова.

Непременным атрибутом внешности водяного является длинная зелёная борода. Собственно, водяной, вероятно, целиком покрыт длинными волосами (сейчас мы не обсуждаем их качество, а только сам факт наличия). Говорят, что он любит подниматься по ночам в полнолуние, сидеть на прибрежных камнях и расчёсывать бороду.

Ростом водяной, по мнению рассказчиков, выше обычного человека. На некоторых лубочных картинках его изображают выше более чем в два раза. Нам представляется это маловероятным (во всяком случае, по отношению к нашим, местным водяным), поскольку глубина многих наших водоёмов не достигает таких размеров, а о свойстве «складываться», т.е. менять свой рост в зависимости от окружающей среды, рассказы не упоминают.

Лицом водяной схож с человеком. Глаза у него большие, с ладонь величиной, и красные, а нос – как сапог, не меньше.

В Пермской губернии рассказывали, что иногда водяной может показаться людям и прозрачным, словно изо льда, голым, с кожей цвета налимьей шкуры. Объяснялось это тем, что налим, также как сом и раки, входит в рацион водяного. С этой точкой зрения согласны и жители Ярославской и Владимирской губерний, поэтому там тоже не употребляют в пищу ни налима, ни сома, ни раков.

Во Владимирской губернии также утверждали, что водяной может показаться людям не только в виде старика, но и обнажённого мальчика. Он прыгает прямо в расставленные рыбаками сети, а в этом месте потом оказывается огромная, как будто прожжённая, дыра. В других местах объясняли свойство водяного омолаживаться его тесной связью с луной: на молодую луну он молод, а на старую – стар.

Водяной владеет искусством оборотничества. Он может принять образ чёрной собаки, но чаще предпочитает выступать в виде рыбы, иногда даже крылатой. В многочисленных озёрах Олонецкого края водяной являлся рыбакам щукой огромной величины и необыкновенно увёртливой. Немало рассказов ходило здесь о том, как рыбаки, уколов острогой щуку-водяного, обрекали себя на скорую гибель – водяной топил не только лодку, но и своих невольных обидчиков. В Тамбовской губернии водяные предпочитали днём плавать в виде огромных сомов (причём рассказывали, что именно такие сомы легко могут затянуть под воду поросёнка, ребёнка и даже взрослого человека), поэтому в этих местах не ловили рыбу на больших глубинах. Рыбаки стремились также избежать ночного лова с подсветкой, так как верили, что водяной этого не любит и жестоко отомстит нарушителям своего покоя.

По некоторым русским поверьям, водяные, как и лешие, являясь духами водной стихии, и возникли вместе с ней. Однако более распространённой, вероятно, после принятия христианства на Руси, стала версия их происхождения от восставших против Бога ангелов. Господь низверг их на землю, где те из них, что попали на сушу, превратились в леших, а те, что попали в воду – в водяных. Ещё одна христианская версия утверждает, что водяные ведут своё происхождение от тех детей, которых в раю стыдливый Адам спрятал от Бога. Но наибольшим распространением пользовалась следующая точка зрения: водяные произошли от проклятых людей, заложных покойников, трупы которых нередко сбрасывались в воды озёр и омутов.

Домовой

Домовой – это домашний дух. Он оберегает жилые и хозяйственные постройки, следит за порядком в доме, помогает хозяевам (заботится, например, о животных, правда, только о тех, которых любит) и даже предупреждает их о грядущих бедах. И поэтому, естественно, люди платят ему любовью. Вера в домового благополучно просуществовала до наших дней – многие и сегодня убеждены в том, что домовой дух реально существует, а некоторые даже свидетельствуют о встрече с ним.

У домового наибольшее количество имен. Так, Русский демонологический словарь приводит 46 различных наименований, многие из которых подчеркивают наиболее характерные черты домового: батюшка, додрожш, соседушко, кормилец, конюшник, хлевник и т.д.

О происхождении домового говорят разное. Существует представление о том, что домовые – это предки рода, проклятые Богом на определенный срок. Они обречены служить нескольким поколениям своих потомков, причем каждый раз со смертью хозяина принимают образ покойного. Это, естественно, христианская версия. Однако есть и более древняя – языческая. Она гласит, что домовой – это дух, заменивший языческого бога Рода, или Чура, память о котором сохранилась в восклицании-обереге «Чур меня!». Вспомните, наверное, в своей жизни вы не раз слышали это восклицание или даже сами употребляли, когда хотели избежать какой-нибудь опасности, хотя и не понимали, какого такого Чура зовете на помощь.

Домовой обычно невидим, но он может показываться людям. Говорят, раньше он показывался не только мужчиной, похожим на хозяина дома, но и мужичком, неуклюжим как медведь, с толстыми руками и ногами. Он весь зарос шерстью, а голова человечья. Иногда говорят о том, что у него есть маленькие рожки и хвостик. Но это, вероятно, позднейшие христианские домыслы. В XX веке чаще стали рассказывать о том, что домовой предпочитает показываться в виде большого пушистого кота. Если же он покажется в виде кого-нибудь из членов семьи, то это не к добру, а, скорее всего, к болезни или даже смерти этого человека.

Говорит домовой редко, сообщая о будущем звуками (стуком), а если и пользуется речью, то она похожа на шелест листьев или завывание ветра.

Спящих домовой щиплет или, наваливаясь, душит, хотя до смертных случаев еще никогда не доходило. Если в такой ситуации у вас хватит мужества спросить домового, к добру или к худу его поведение, и выслушать ответ, то вы наверняка сможете узнать что-нибудь полезное о своем будущем. Если же вы просто хотите избавиться от такого внимания и «ласки», то используйте древнее и действенное средство: употребите самые изысканные и сложные экспрессивные выражения русского языка, какие знаете – чем большей этажности они будут, тем лучше. Наши современники (а средство было испытано буквально пару недель назад) подтверждают – действует безотказно.

Чтобы заслужить благосклонность своего домового и жить с ним в мире и дружбе, не забывайте ежегодно приносить ему жертву – в ночь на 28 января ставить в духовку на самом красивом блюдечке либо самые любимые угощения самого домового (крепко посоленный кусок черного хлеба и пару ложек гречневой каши), либо то, что вы сами любите больше всего. Утром угощение нужно убрать, чтобы не разводить в доме тараканов, которых домовой очень не любит.

Вы, вероятно, замечали, что у одних в доме животные живут годами, а у других – болеют, умирают или убегают и теряются. Снова возникает вопрос: почему? Наши предки считали, что причина в том, что животное невзлюбил хозяин-домовой.

Если домовому животное по нраву, он его холит и лелеет. Конечно, это в первую очередь относилось к лошадям, но в наше время, когда лошадь заменила машина, чувства домового явно перешли на других четвероногих – кошек и собак.

Итак, если домовой любит вашу кошку, то он заботится о том, чтобы шерстка у нее была гладкой и блестящей. Когда она ест, домовой подгребает пищу прямо к ее рту.

Но если уж он невзлюбил животное, то не дает ему покоя: щиплет и дергает за шерсть, поэтому кошка часто без причины вздрагивает, перебегает с места на место, шерсть у нее свалявшаяся, матовая. Домовой не дает ей спокойно поесть, отгоняет от миски. Конечно, животное либо заболевает, либо убегает. Что делать в этой ситуации? Наши предки советуют, прежде всего:

• подбирать животное в масть хозяину. Если ваш муж брюнет – заводите черную кошку, а если блондин – белую;

• перед покупкой животного положите кусок крепко посоленного хлеба на спинку стула или деревянную ручку кресла. Если за ночь кусок исчезнет или упадет, домовой согласен с вашим выбором;

• приведя животное домой, проведите его через расстеленный на полу мехом вверх овчинный тулуп (в наших условиях – дубленку). Если исполнить все эти требования да не забывать заботливо ухаживать за животным, домовой, я думаю, полюбит вашего питомца не меньше, чем вы. Тогда его жизнь в вашем доме будет долгой и счастливой.

Кикимора

Домовые духи женского пола нашим предкам были известны, хотя женами домовых их называли очень редко. Чаще всего о них рассказывали в северных районах нашей страны. Называли их по-разному: доможириха, доманя, кикимора, шишимора. Два последних (кикимора и шишимора) являются более древними и более соответствуют характеру этого духа. Эти слова состоят из двух частей: мора – богиня смерти, наваждений; кикатъ – кричать, шуметь; шиш – нечистый дух.

И действительно, кикимора, в отличие от домового, – злой дух дома. Она, как правило, не показывается людям, но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка. Увидеть ее – к большому несчастью, даже к смерти.

Характер у кикиморы под стать ее внешности. Она очень любит безобразничать в доме: часто бьет посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она шуметь по ночам и пугать детей. Но особая ее слабость – выдергивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит – вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Особенно активной кикимора становится на Белые святки, то есть на Рождество, и может бесчинствовать целую неделю.

Почему же в доме может появиться кикимора? Это происходит в двух случаях:

1. Дом может стоять на «нечистом месте», то есть там, где когда-то был похоронен самоубийца или некрещеный младенец.

2. Кикимора может быть и напускной. Напускают ее обычно плотники-строители, чтобы наказать жадных хозяев, которые мало платят за работу или платят не вовремя. Для этого делается тряпичная кукла, ее обмазывают птичьей кровью и вкладывают между бревен или кирпичей.

Что же делать, чтобы избавиться от этой напасти? Нужно обзавестись специальным оберегом – куриным богом. Куриным богом называют либо камень с природной дырочкой, либо горлышко от бутылки. Можно воспользоваться и еще одним способом: нужно взять немного шерсти верблюда, кусочек ладана и положить под шесток.

Однако не забывайте о самом действенном средстве – нужно любить свой дом, содержать его в чистоте и порядке, и тогда никакая кикимора в нем не заведется.

Как приручить домового

Домовой так же, как и кикимора, может досаждать своим хозяевам: он может мучить животных, которые ему не по нраву, может шуметь, стучать, а рассердившись на хозяев, даже душить их по ночам Особенно сильно характер домового портится, если в семье начинаются ссоры. Тогда его выходки становятся очень опасными – он может сорвать одеяло со спящих и даже сбросить их с кровати на пол. Особенно буйным домовой бывает 30 марта, с полуночи до первых петухов. В это время он не узнает домашних, поэтому к окнам лучше не подходить, а животных после заката запирать.

Что в таких случаях рекомендовали делать наши предки, как они избавлялись от проказ домового? Можно было попробовать заключить с ним полюбовный договор.

В полнолуние, в полночь, нужно было встать лицом к луне и сказать:

«Хозяин, встань передо мной, как лист перед травой, ни черен, ни зелен, а таков, каков я сам. Я принес тебе красное яичко». Домовой обязательно должен был появиться. Ему вручали яйцо, и он переставал досаждать. Но договор нужно было держать в тайне, иначе быть беде.

Если по-хорошему договориться не удавалось, прибегали к силовым методам. Так, например, хозяин мог взять нитку из савана мертвеца, вплести ее в плетку-трехрядку. В полночь, держа плетку в левой руке, он должен был бить по всем углам дома. Можно было также попробовать другой способ – перед входом в дом закопать череп козла или над дверью прибить голову сороки. Колдун, как правило, предлагал зарезать черного петуха в полночь, кровь выпустить на веник и тем веником вымести все углы в доме.

Конечно, это средство только на крайний случай. Лучше же договориться с домовым полюбовно. В этом случае есть возможность получить от него «неразменный рубль».

В чистый четверг нужно налить в миску борща с гречневой кашей, взять кусок крепко посоленного хлеба и отнести на чердак. Там поставить на центральную балку. Если домовой примет угощенье, то расплатится за него именно этим, столь необходимым в наше нелегкое время рублем.

Как перевезти домового

Наши деды, как и мы сегодня, часто меняли свое место жительства. Старые дома становились непригодными для проживания, строились новые, и семьи переезжали. А как же домовой? Конечно, как правило, его увозили с собой. Хотя были случаи, когда домового забывали пригласить. Сам же он – дух гордый и самолюбивый – без особого приглашения с хозяевами не уезжал. Бедняга оставался в развалинах несмотря на то, что очень любил тепло и уют. Он страдал от холода и одиночества, своими вздохами и стонами пугал соседей и случайных прохожих. Такие строения приобретали дурную славу, и даже бездомные бродяги не рисковали в них ночевать.

А что же нужно делать, чтобы домовой, ваш помощник и хранитель, переехал вместе с вами? Прежде всего, нужно переезжать ночью, потому что домовой ведет именно ночной образ жизни – днем он может просто проспать ваш отъезд.

Затем нужно пригласить домового и предоставить ему, так сказать, «транспортное средство». В Казанской губернии рекомендовали сделать это следующим образом. Взять лапоть, насыпать в него немного золы из печи, поставить на загнетку (в нашем случае – в духовку) и сказать: «Дедушка домовой, вот тебе сани, поедем с нами».

В Ярославской области предлагали другой вариант: поставить горшок гречневой каши в печь на ночь, попросить домового переехать, а утром, не притрагиваясь к каше, перенести горшок в новый дом и поставить в новую печь (т.е. в духовку).

В Перми кроме этого предлагалось в новый дом прежде всего запустить кошку и петуха. Петух должен был пропеть – тогда в доме будет счастье и достаток. Если же он молчит – лучше не переезжать. Иной раз беднягу держали в доме до утра, лишь бы прокукарекал.

Запуская кошку в дом, говорили: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый дом». Если кошка вела себя спокойно, то считалось, что домовой доволен. Тогда и хозяева без опаски заходили в дом и надеялись на счастливое будущее.

Переезжая на новую квартиру, попробуйте воспользоваться советами наших предков. Вреда уж точно не будет, а в процесс переезда вы внесете элемент игры, элемент праздника.

Масленица

Масленица – это праздник, который древние славяне посвящали богу плодородия и скотоводства Велесу, а также богине Ладе, которая давала здоровье женщинам и посылала им много здоровых и крепких малышей. Поскольку ритуалы, совершаемые в ходе праздника, должны были обеспечить благополучие в наступающем году, то часть из них была направлена и на чествование памяти предков. Это было связано с представлением о том, что души предков имеют способность влиять на приход весны, а также на различные погодные условия – насылать заморозки, засуху или сырость.

Масленица отмечалась 23 марта во время равноденствия, но после принятия христианства ее начали соотносить с началом Великого поста. Поскольку Великий пост длится ровно 7 недель и заканчивается празднованием Воскресения Христова, а этот великий христианский праздник не приурочен к определенному дню и падает каждый раз на другое число, то и Масленица начала скользить по календарю. За это в народных песнях она получила новое прозвище – Поползуха.

Начиная с XVI века праздник олицетворяет пробуждение природы oт зимней спячки. Центральное место в нем занял образ Масленицы. Она была олицетворением женских, плодоносящих сил природы, поэтому ее символом стало чучело молодой красивой женщины. Ей даже было дано имя – Авдотья Изотьевна. Все действия, совершаемые во время праздника, – игры, песни, поедание ритуальной нищи (блинов) – были посвящены ей.

Праздник Масленицы длился целую неделю. Каждый день имел свое название в зависимости оттого, что полагалось делать в этот день.

Понедельник – встреча. В этот день молодежь делала чучело Масленицы и с пением особых, величальных песен, в которых Масленицу всячески нахваливали, вносила его в село.

Дорога наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький...

Затем ее устанавливали в том месте, где будут проходить все игры и катание на санях. В этот день кататься с горки разрешалось только детям.

Вторник – заигрыш. С утра молодежь – парни и девушки – уходили кататься на санях, играть игры, есть блины. Во время этих увеселений они знакомились друг с другом, присматривали себе суженых. В этот день пелось очень много песен:

Ой, саночки, скачки-самокаточки, Ой, сяду я на саночки, Да и на самые запяточки, Мой милый, гуляй, гуляй, гуляй...

Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев на блины. Начинался ритуал обрядового обжорства. Считалось, что чем больше блинов будет съедено, тем более плодородным будет год. Обычные едоки съедали по 20 блинов, но находились и такие, что легко «уговаривали» стопку из 50-ти и более. Те же, кто мог осилить 100 штук, пользовались особым почетом.

Четверг – широкий четверг, разгул, перелом. Начиная с этого дня к играм молодежи присоединялись взрослые. Женщины катались па санях (был даже обычай, когда теща садилась вместо саней верхом на зятя и скатывалась на нем с горы), а мужчины пили вино, пиво, а к вечеру, изрядно разогревшись, устраивали кулачные оси.

Пятница – тещины вечорки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда – всю родню жены. Зять был обязан еще с вечера лично пригласить свою тещу на угощенье.

Суббота – золовкины посиделки. В субботу молодая невестка приглашала всю родню мужа в гости и доказывала, что она хорошая хозяйка. Но это – вечером, а днем дети строили снежный городок с башнями и воротами, а потом, разбившись на две ватаги, устраивали игру «Взятие снежного городка». Одни из них, слуги Масленицы, городок защищали, а другие, слуги Весны-красны, нападали. Их победа была ритуальной – она означала победу весны над зимой.

Воскресенье – проводы Масленицы, Прощеное воскресенье, целовалъник. Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков. В этот день утром нужно было сходить на кладбище, поклониться могилам и оставить на них угощенье – блины. Днем начинался обряд проводов Масленицы. Молодежь с пением корильных песен выносила чучело за село в поле и сжигала его. В песнях Масленицу укоряли за то, что она довела народ до Великого поста:

Масленица-блиноеда,

До поста довела.

Масленица-жироеда,

Дала редьки хвост.

Масленица-обируха,

На Великий пост.

Масленица-обмануха!

Мы его поели –

Обманула-провела,

Брюха заболели!

Уничтожение Масленицы было ритуальным действием. Считалось, что она накопила в себе всю ту жизненную силу, которую люди отдали во время игр и еды, и теперь эта сила должна быть передана земле. Поэтому пепел от чучела обязательно разбрасывали по полю.

Вечером воскресного дня нужно было просить друг у друга прощение за все вольно или невольно причиненные обиды, а самое главное – самому искренне прощать своих обидчиков. Для этого говорились следующие слова: «Прости меня, пожалуйста, буде в чем виноват перед тобою». Домашние прощались после ужина, перед сном, простив друг друга, целовались.

А в понедельник начинался Великий пост, когда были строго запрещены любые светские увеселения.

Прощаю всех, кого простить нельзя,

Кто клеветой мостил мои дороги.

Господь учил: «Не будьте к ближним строги,

Вас все равно всех помирит земля».

Прощаю тех, кто добрые слова

Мне говорил, не веря в них нисколько.

И все-таки, как ни было мне горько,

Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла,

Но местью душу я свою не тешил,

Поскольку в битвах тоже не безгрешен;

Кого-то и моя нашла стрела...

А. Дементьев. Прощеное воскресенье.

 

Духи женщин

E-mail Печать PDF

Духи женщин

Богинки - в русской мифологии и мифологии западных славян злые духи женщин, совершивших какое-то страшное злодеяние.
Главная функция Богинок - похищение и подмена детей.
Изображаются в образе старых безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми зубами, реже в облике бледных молодых девушек. Нередко им приписывается хромота (свойство нечистой силы). Они могут появляться также в виде животных - лягушек, собак, кошек, быть невидимыми, показываться как тень (обычно Богинки отбрасывают тень, но самих их не видно).
Ими могли стать роженицы, умершие до совершения над ними обряда ввода в костел; похищенные Богинками дети, женщины; души погибших женщин, девушек, избавившихся от плода или убивших своих детей, женщин-самоубийц, клятвопреступниц, умерших при родах.
Места их обитания - пруды, реки, ручьи, болота, реже - овраги, норы, лес, поле, горы. Они появляются ночью, вечером, в полдень, во время ненастья.
Характерные их действия - стирка белья, детских пелёнок с громкими ударами вальков; помешавшего им человека гонят и бьют; танцуют, купаются, манят и топят прохожих, затанцовывают их, сбивают с пути; прядут пряжу; расчёсывают волосы; приходят к роженицам, манят их, зовут с собой, очаровывают их голосом, взглядом; похищают рожениц, беременных женщин.
Они подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу и сглазы на детей. Они опасны также и для скота: пугают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают им гривы.

Женщина демон

E-mail Печать PDF

Женщина демон

Вештица - персонаж южнославянской демонологии, совмещающий в себе свойства реальной женщины и демона (ср. восточнославянскую ведьму).
По сербским поверьям, Вештицей становилась женщина, в которую вселился "дьявольский дух" или которая вступила в сделку с чёртом, продала ему свою душу.
Вештицей могла стать (по достижению зрелости) девочка, если была зачата родителями в "недобрый час", в канун большого праздника, либо рождения "в рубашке" особого кровавого цвета, либо появившаяся на свет в период последней лунной фазы. Болгары считали, что опасность стать Вештицей грозила женщинам, потерявшим способность к деторождению, и что вселившийся в тело пожилой женщины злой дух в виде чёрной с красными точками бабочки делал её Вештицей.
Обычно Вештица выглядела как старая женщина, седая, сгорбленная косматая, с волосатыми ногами, со сросшимися бровями, пробивающимися усиками, косоглазая или с глубоко сидящими глазами, злобным взглядом, длинным носом. Считалось, что у неё есть незаметный хвостик или крылья. Вештица могла принимать вид ночной бабочки, мотылька, чёрной птицы, курицы, гуся, индюшки; могла также превратиться в жабу, кошку, собаку, волка.
Вештице приписывалась способность отбирать молоко у чужих коров, урожай с полей, мёд у пчёл, насылать на людей и скот порчу, болезни, вызывать засуху, град, наводнение, управлять стихиями и т.п. Она могла напустить мор на животных, разлучить супругов, поссорить людей. По болгарским поверьям, Вештица похищала месяц или сбрасывала его с неба и доила, как корову.
Ещё более опасными были вампирские свойства Вештицы. Считалось, что она поедает младенцев и человеческие сердца: чудесной палочкой, прутом, веткой Вештица дотрагивается до груди спящего человека, вынимает сердце, поедает его, а тело спящего к утру срастается. Люди, сердца которых съели Вештицы, в дальнейшем неизбежно погибают (например, под упавшим деревом или от удара молнии). Особенно часто объектами нападений Вештиц были беременные женщины и новорождённые. Вештица могла вынуть плод из материнской утробы, съесть его, пила кровь детей. О внезапно умершем, не болевшем до того ребёнке говорили "Проклятые вештицы выпили его сердце".
От вредоносного воздействия Вештиц старались защитить себя и детей в такие дни, когда они особенно активно вредили людям: накануне дня св. Евдокии, Юрьева дня, Иванова дня (Ивана Купалы), Страстной пятницы, на Рождество, Масленицу. Чтобы не дать Вештице проникнуть в дом, втыкали на ночь нож в двери дома, натирали детям пятки чесноком, выставляли за двери метлу, перевёрнутую вверх прутьями, клали нож под подушку, помещали на хлев и овчарню конский или воловий череп, произносили словесные формулы-обереги: "когда пересчитаешь все травы в поле и все листья в лесу, тогда уморишь моего ребёнка" или "когда пересчитаешь звёзды на небе и песок на море, тогда навредишь мне и моей семье" и т.п.
В сербскохорватской традиции популярны былички о полётах Вештиц (в календарные даты их наибольшей активизации) на совместные сборища. Поздно ночью Вештицы мазали тело волшебной мазью, произносили магическое заклинание и вылетали через трубу на метле, веретене или верхом на человеке. Их полёт сопровождался грохотом, свистом, а следом тянулся огненный хвост. Местами таких слётов были деревья (груша, орех, дуб), заросли папоротника, можжевельника, перекрёстки дорог, заброшенные строения. На сборищах избирали главную Вештицу, поедали сердца младенцев, намечали очередные жертвы, веселились, водили хороводы, пили из золотых кубков.
Если односельчанам удавалось распознать, кто из соседок является Вештицей, и вынудить её дать обещание больше не причинять вреда, то она теряла свои магические способности и становилась обычной женщиной. Множество народных рассказов посвящено теме выслеживания и распознавания Вештиц. Одна из них в образе курицы повадилась навещать по ночам дом соседа, отчего у него начали умирать дети. Хозяин выследили её, поймал и накрыл корытом, а утром обнаружил под корытом женщину. Она взмолилась, прося отпустить и давая обещание, что никакие напасти не будут грозить этому дому. Чтобы распознать Вештиц, люди ловили вечером мотылька, прилетевшего на свет, опаляли ему крылышки, говоря: "Приходи завтра, я дам тебе соли". Если утром в дом приходила какая-нибудь из соседок со следами ожога на теле и просила соли, то её считали Вештицей.

Злой дух

E-mail Печать PDF

Злой дух

Баечник (Перебаечник) - русский злой домашний дух.
Появляется Баечник после страшных разговоров, историй перед сном о всякой нечисти. Считалось, что после таких историй, когда все улягутся спать, можно услышать Баечника. В это время он глухо стонет, неразборчиво и прерывисто бормочет что-то, бродит по избе, шуршит, постукивает, мерещится в тёмных углах и т.д.
Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснётся в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. Порой мелькнёт в темноте, в образе неповоротливого старичка - и пропадёт из виду.
Согласно поверьям, появляется Баечник только ночью и очень не любит, чтобы за ним наблюдали. В отличии от Домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный и опасный - усатый Перебаечник, у которого усы заменяют руки.
Считалось, что против баечников защитой служили заклятия и заговоры, но они были совсем забыты, а больше они ничего не боятся.

Страница 486 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135