Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Веротерпимость как основа международной стабильности и национальной безопасности

E-mail Печать PDF

Веротерпимость как основа международной стабильности и национальной безопасности

В мировой истории веротерпимость редко являлась выходом из создавшегося положения, а тем более она никогда не считалась добродетелью. Зато была четко сформулирована проблема различия между религиозными течениями. С вашего позволения, я хочу уделить несколько минут рассмотрению того, как принцип веротерпимости развивался в международной практике. Затем, я надеюсь, мне удастся соотнести прошлый опыт с проблемами сегодняшнего дня в области международной стабильности и национальной безопасности.

I. Развитие принципа веротерпимости на Западе

На протяжении многих периодов мировой истории правители считали, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Этому свидетельствует Миланский Указ 313 года, в котором Император Константин установил, что "всем избирающим себе религию (Христианство) будет позволено исповедовать ее без преткновений и гонений… В тоже время всем остальным даруется полная свобода религии, так как такая политика соответствует должному порядку в пределах империи и миролюбию нашего времени, когда каждый имеет право на свободу поклонения Богу так, как он считает правильным; и мы не собираемся отступать от этих принципов в угоду определенной религии и ее последователям"2.

К сожалению, христианство, пожав плоды дарованной свободы, отказало другим религиям в праве пользоваться этой свободой. В Западной Европе главы государств полагали, что социальная стабильность возможна только в том случае, если религиозная вера устанавливается политическими методами. Такие взгляды привели к политическим репрессиям против еретиков и религиозным войнам, уничтожившим значительную часть населения Европы.

В результате Тридцатилетней войны Запад, первый раз за всю его современную историю, пришел в выводу, что веротерпимость является ответом на проблему международного религиозного конфликта. В эту эпоху, характеризуемую латинской фразой cuius regio, eius religio (религия правителя является религией подчиненных), каждое государство объявляло государственную религию, при этом, наделяя отступников возможностью покинуть пределы страны. Естественно, в Оттоманской Империи веротерпимость развилась намного раньше как средство поддержания мира в пределах многонациональной империи.

В начале восемнадцатого века веротерпимость на Западе вновь приняла новую форму и уже не просто служила цели отделения одних религий от других. В это время было заложено главное основание для защиты индивидуальной религиозной свободы в обществе с разнообразными религиозными течениями.

Одним из главных философов, размышлявших на тему веротерпимости, был Джон Локк. Он считал, что уважение к религиозным верованиям всех граждан приносит пользу государству и обществу. Общество приобретает большую лояльность со стороны граждан, посредством дарования им дополнительных свобод, и в тоже время сохраняет за собой власть наказывать преступников. Локк нашел ответ на возражение о том, что дарование всем группам права на публичное религиозное поклонение приведет к "разделению, волнениям и гражданским войнам"3.

Он ответил следующим образом: »Не неизбежная разница во взглядах, а нежелание уважать чужие взгляды привело к волнениям и войнам, произошедшим в христианском обществе на почве религии"4. Официальная веротерпимость не создает разделения, наоборот, она помогает разрядить напряженную обстановку созданную нетерпимостью к чужим воззрениям.

II. Основные аргументы против веротерпимости

Обычно концепция веротерпимости встречается с тремя возражениями. Возможно вы спрашиваете сами себя, а не является ли такая веротерпимость антирелигиозной по своей сути. Не приведет ли она к безразличию по отношению к истине, проповедуемой разными религиями?

Во-вторых, может возникнуть и такое возражение, что западные идеи веротерпимости не несут никакой ценности для незападных обществ. И в-третьих, некоторые отвергают концепцию веротерпимости, так как считают, что она предполагает терпимость ко всему. Если мы примем идею веротерпимости, говорят они, то тогда не остается ничего такого, по отношению к чему мы должны быть непримиримы. Я хочу ответить на данные возражения. По этим вопросам можно сказать очень много, но за отсутствием времени мне придется всего лишь затронуть основные моменты.

1. Обоснование веротерпимости с религиозной точки зрения

Сначала по поводу того, является ли веротерпимость антирелигиозной по своей сути. Существует такая точка зрения, что веротерпимость есть результат того, что все религии в равной степени истинны, ложны, или не имеют к этому вопросу никакого отношения. Приведу довольно циничное высказывание одного из историков Древнего Рима. Он говорил: Во времена Римской Империи люди считали различные формы религиозного поклонения в равной степени истинными, философы — в равной степени ложными, а государственные деятели — в равной степени полезными« 5.

Обычно имя Джона Локка и эпоха Просвещения ассоциируются у нас со светским мировоззрением, и, действительно, в эпоху Просвещения религия была отодвинута на задний план. Но свобода религии не обязательно базируется на антирелигиозных принципах. К примеру, Локк нашел внутренние религиозные причины для обоснования веротерпимости, исходящие из веры в достоинство человека, милосердие, и в особую ценность личного выбора.

Локк приводил следующие аргументы в пользу свободы религии. В противоположность насилию со стороны государства, »дело истинной религии представляет собой абсолютно иной подход. Такая религия устанавливается не для того, чтобы создать внешнюю помпезность, обрести церковную власть или использовать религию в качестве принуждающей силы, а для того, чтобы направлять жизнь человека в соответствии с законами праведности и богобоязненности"6. Также Локк возражал против того, что «дело воспитания души должно быть в руках светской власти, так как эта власть состоит только лишь в проявлениях внешней силы, в то время как истинная и спасающая религия состоит во внутреннем убеждении ума, без которого ничего не может быть богоугодно"7.

Очевидно, что Локк опирался на западную христианскую традицию. Однако, идеи неотъемлемого достоинства человека, отсутствия принуждения в духовной сфере, заботы о ближнем и закона как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними« являются не только частью западного христианства, но и частью учения иных религиозных традиций.

Вера в достоинство человека, братство и честь является универсальной. К примеру, на международной конференции исламских юристов прозвучало следующее утверждение: »Ислам был первой религией, которая признала существование основных прав человека, и практически четырнадцать веков назад эта религия ввела определенные гарантии и защиты, которые в последствии стали частью международных документов по правам человека"8. Некоторые исламские ученые полагают, что особое уважение ислама к правам человека исходит из такого принципа, что «человеческие права и свободы не являются частью природного состояния человека, а дарованы человечеству самим Богом"9. Другая группа ученых считает, что человеческая личность является основной ценностью в исламе, так как представляет собой человечество вообще. Говоря словами из Корана: «Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества"10.

Мне известно, что внутри ислама идет спор по этому поводу, также наверное, как и в любой религиозной традиции, поэтому, как человек не принадлежащий к этой религии, я не беру на себя ответственность интерпретировать положения мусульманской веры. Я искренне уважаю ислам и верующих людей любых религиозных традиций.

В мире, изобилующем религиозными течениями, очень важно находить ресурсы, несущие идею веротерпимости внутри самой религиозной традиции. Светские взгляды эпохи Просвещения не должны являться единственным обоснованием принципов веротерпимости, реализуемых в современном мире.

2. Международное принятие концепции веротерпимости

В дополнение к обвинениям в религиозном релятивизме, некоторые утверждают, что современное понятие о веротерпимости может привести к культурному уравниванию. Я признаю, что культура, опыт и история разных регионов мира значительно отличаются друг от друга. Как слова, символы и действия в разных странах несут разное значение, также и религиозные практики и верования имеют большие различия. Я поняла это на собственном опыте, когда провела несколько лет изучая русский, немецкий, французский, чешский языки и культурные традиции Восточной и Западной Европы. Я прожила некоторое время в Восточной Европе и научилась любить глубину и своеобразие культур тех стран, где я побывала. Мой внутренний мир был бы намного беднее, если бы я не знала о существовании прекрасных икон Андрея Рублева, и не познала силу поэзии Пушкина. Я надеюсь, что распространение идей глобализма, не уничтожит те уникальные достижения, которые каждая культура может предложить миру.

Однако, некоторые ценности, можно сказать, стали общечеловеческими ценностями, включая достоинство человека и веротерпимость; они легли в основу нескольких международных документов. В 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Ее восемнадцатая статья содержит следующее положение: Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов«.

Следовательно, веротерпимость не является сугубо американским или западным стандартом. Всеобщая Декларация в совокупности с Декларацией ООН 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений были приняты Генеральной Ассамблеей ООН, в которую входит 191 страна мира. Подобные стандарты можно также найти в следующих документах:

Международный Пакт о гражданских и политических правах (статья восемнадцатая) подписанный 109 государствами;

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья девятая) подписанная 44 странами;

Американская Конвенция о правах человека (статья двенадцатая) подписанная 23 странами;

Африканская Хартия прав человека и народов (статья восьмая) подписанная 52 странами;

Документы Конференции по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, которые являются обязательными для всех 55 стран-участниц.

Моя страна обязана соблюдать некоторые из этих соглашений также, как и ваша.

3. Границы веротерпимости

И наконец, последнее возражение против веротерпимости состоит в том, что она, как кому-то кажется, не имеет границ. Должны ли мы быть терпимы ко всем и ко всему? Возможно на каком-то этапе терпению должен прийти конец? Ответ на эти вопросы довольно прост — веротерпимость, действительно, имеет границы. Международные инструменты, о которых я упомянула выше, очерчивают эти границы.

Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью восемнадцатую Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы »право на свободу мысли, совести и религии« следующим образом: «Статья восемнадцатая пункт третий (Международного Пакта о гражданских и политических правах) разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если (1) таковые ограничения установлены законом, и (2) необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации"11.

Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты.

III. Минимальный стандарт веротерпимости

Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам »применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства"12.

Вышеприведенная цитата отвергает идею, так называемого »регулируемого плюрализма«, где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют"13. Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежания социального напряжения, так как такое напряжение является неизбежным продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии14.

К сожалению, мое время ограничено, но мне бы хотелось осветить еще один важный заключительный момент. В международных документах список возможных причин, по которым свобода религии может быть ограничена, не включает в себя одну часто упоминаемую причину. Международные соглашения не позволяют ограничение религиозной свободы по причине сохранения национальной безопасности. Сохранение социальной гармонии или национальной безопасности, несмотря на то, насколько эти принципы важны, не может по своей значимости перевесить личного права на свободу религии. По этому поводу Комитет ООН по правам человека отметил следующее: »ограничения не могут быть позволены на основаниях, не отмеченных в статье гарантирующей свободу религии, даже если таковые ограничения будут разрешены в отношении других прав, защищенных Пактом, к примеру национальной безопасности"15.

Некоторые могут возразить, что мы не можем позволить себе быть веротерпимыми, так как это поставит под угрозу национальную безопасность и социальную стабильность. В США и Западной Европе этот аргумент приводится в пользу установления жесткого государственного контроля над исламскими группами. Мне кажется, эти умонастроения выражают всеобщую тенденцию страха перед неизвестным. В прошлом американцы притесняли католиков и свидетелей Иеговы, но теперь, когда мы лучше узнали эти религиозные традиции, мы перенесли свой страх на ислам, буддизм и индуизм, которые кажутся нам иностранными религиями. Однако, наш мир велик и зачастую люди в других странах обладают опытом отличным от нашего.

Мне хотелось бы узнать побольше об опыте, накопленном в вашей стране, где Ислам и Христианство существовали бок о бок на протяжении длительного времени. Мне кажется, что Россия, и в особенности ваш регион, смогут значительно помочь европейцам и американцам построить мосты взаимопонимания между Христианством и Исламом.

Некоторые американцы, к примеру известный ученый Сэмьюелл Хантингтон, считают, что современный конфликт происходит между исламом и Западом или между исламом и христианством. Но мне кажется, что конфликт этот происходит не между Исламом и Западом, и не между исламом и христианством. В основе своей это конфронтация между теми, кто выступает за веротерпимость, и теми, кто выступает против нее, между теми, кто признает плюрализм мнений и теми, кто его не признает, между теми, кто предоставляет окружающим право на достоинство и уважение, не зависимо от их религиозного выбора, и теми, кто хочет возвратиться обратно в средние века, где государство ограничивало свободу религии и подавляло меньшинства во имя безопасности населения.

Веротерпимость крайне важна, но не потому, что религия это явление побочное, а потому, что как раз для многих она составляет центр жизни. Путь к мирному сосуществованию лежит через веротерпимость, включая веротерпимость к тем, чьи взгляды и верования мы не принимаем и к тем религиям, которые являются новыми и неизвестными для наших культур. Благодарю за внимание.

 

Водяной

E-mail Печать PDF

Водяной

Водяной (Воденик, Водовик, Водыльник, Водяник, Водяной дедушка, Водяной дьявол, Дедко Водяной дьявол, Водяной лембой, Водяной леший, Водяной хозяин, Водяной царь, Воден-царь, Царь-Водяник, Водяной шишок, Водяной шут, Кривохвостик) - хозяин и владыка вод, водяной злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям.
Народ представляет Водяного голым пучеглазым старичком, с рыбьим хвостом и большим одутловатым брюхом и опухшим лицом (свойственного утопленникам), что вполне соответствует его стихийному характеру (имеется ввиду характеру стихии воды). Он опутан тиной, иногда имеет большую окладистую бороду, зелёные усы. Вместе с этим, как и все облачные духи, он - горький пьяница.
Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями.
Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принеся в жертву какое-нибудь животное. Может оборачиваться крупной рыбой, ребёнком или лошадью.
Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения.
Недоброжелательство Водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит (следит) за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жильё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих (рабов), заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.п.
Никогда не умирая, Водяные, тем не менее, на переменах луны (лунных фазах) изменяются: на молодике (новолунии) они и сами молоды, на ущербе (полнолунии) превращаются в стариков.
На юге Руси представляются с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов - чумазые и рогатые (видимой по этой причине, их иногда отождествляют с Лешими).
Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку.
В случае, когда Водяной живёт на болотах, его называют также Болотняник. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного славянского божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
«Воденики есть в каждой воды. Чого у нас небольшая копань (пруд), а и тут е воденик» (Петербургская область); «Машозерский водяник проиграл в карты Онежскому всю ряпуху» (Олонецкая область); «В чистом поле бежит река черна, по этой реке черной ездит черт с чертовкой, а водяной с водяновкой в одно весло не гребут, одной думы не думают, совет не советуют» (из заговора, Архангельская область); «Когда пьешь квас, считается предосудительным глядеть в это время в поверхность его, или смотреть в колодец, ведро, вообще в воду, потому что может сказаться водяной и напугать своей чертовой образиной» (Вологодская область); «Вышел к ним старшой водяник и девку с собой вывел: хорошая такая девушка, в богатом снаряде...» (Олонецкая область); «Цариця по утрам стряпала, а девоцька вокруг ей кружилась да мешала стряпать. Мать раз и скаже: „На те воденник!“» (Архангельская область).
Образ водяного - один из наиболее распространенных и «любимых» на Руси. Он сложен и полисемантичен. Водяной может быть и «живой» водной стихией, и «хозяином» воды (реки, озера и т. п.), и обитающим в воде нечистым духом, часто именуемым чертом.
Водяной - «живая» стихия воды - выглядит и ведет себя в общем-то так же, как озеро, река или пруд: он просыпается весной (по поверьям некоторых районов России - 16 апреля); радуется весной новоселью (Тамбовская область); когда вода в реке рябит - это сердится водяной (Тамбовская область), наводнение - свадьба водяных; мутный вал, несущийся по реке, - их лошади (чертовы кони): «Водяные любят иногда пошалить. (...) Вощерма (река) вдруг зашумела, поднялась, вышла из берегов, и пошел по ней страшный вал, который на пути своем прорвал все плотины на мельницах, сорвал все мосты. Мужички поглядят на все разрушения по Вощерме да и примолвят: "Дьяволы эти водяные! Небось не по-нашему разгулялись со свадьбой-то, да и поезд-от, знать, через горлышко хватил; вишь как разомчался"» (Вятская область).
Наводнение 1800 г. под Петрозаводском было, по мнению местных жителей, «не чем иным как свадьбой в водяном царстве», а гул перемешанной с песком и глиной воды - «музыкой водяных» (Барсов, 1874 год).
Иногда водяной словно являет собой всю реку: пена - это у водяного слюна со рта бежит, а тина - «это волосья евоныи, он как осерчает, так и зачнет волосы-то выдирать с головы да с бороды, только клочья летят. Он лохматый-прелохматый, - волосья-то предлинные, длинные. Станет он свои кудри расчесывать чесалом (гребнем), ну и запутляется, потому горазд кудрявый уродился... Сучья-то чесало, самое и есте, ему таким не дойдет, как у нас бабы да девки чешутся, потому башка больно неохватиста, что твой котел... Ну вот, как он это чесанет себя с сердцов-то... волосья на сучьях и остаются. (...) Он вытащит-то прядь, а на место ее чуть что не копна вырастет» (Новгородская область).
Жители Восточной Сибири рассказывали, что у водяного борода «как трава-то растет, тина-то сама. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие, тоже с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя, но это не чешуя, (...) а руки-то, как у лягушки - четыре пальца» (Читинская область).
Рыба - традиционный облик водяного, хотя чаще всего он то рыба, то человек; и рыба, и человек или ездит на рыбе. Любимый «конь» водяного - сом (Тамбовская область) (Даль, 1880 год). «У водяного есть своя рыба, называемая лешня или чертова рыба (подкамешник). В некоторых местах и налим считается чертовой рыбой и потому его не едят» (Вологодская область).
Водяной может быть «щукой без наросного пера» (Вятская область), может «напоминать налима» (Вологодская область), быть просто «громадной рыбой» (Вологодская область) или рыбой, ведущей себя необычно: «Один мельник ловил рыбу ночью. Вдруг к нему в лодку вскочила большая рыбина. Мельник догадался, что это водяной, и быстро надел на рыбу крест. Рыба жалобно стала просить мельника отпустить ее... Наконец он сжалился над водяным, но взял с него слово никогда не размывать мельницу весною» (Новгородская область).
По общерусским поверьям, водяной может быть человеком с рыбьим хвостом вместо ног. Водяной-полурыба имеет особое название - «навпа» (Смоленская область) или «павпа» (Костромская, Смоленская, Нижегородская, Томская, Якутская области) (Черепанова, 1983 год).
Кроме рыбьих обликов, водяному свойственны и птичьи. Чаще всего водяной бывает именно обитающей на воде птицей - лебедем (Тульская, Олонецкая область), селезнем (Юг), гусем, точнее, человеком с гусиными руками и ногами (Олонецкая область).
В рыбьих и птичьих обликах водяного отразились естественные представления о том, что рыбы и водяные птицы - «хозяева» воды. Еще в I тысячелетии н. э. восточные славяне «нарицали реку богиней», а «зверя, живущего в ней», - Богом.
Водяной может быть и собакой (Архангельская, Петербургская области), черной кошкой (Вологодская область), свиньей (Новгородская область).
Одно из самых излюбленных обличий водяного (точнее, его любимое животное) - лошадь (реже - корова); водяной появляется в виде лошади, коровы, старика или женщины с длинными волосами (Олон., Сев. Дв., Лен., Волог., Новг., Костр., Твер., Пенз. области).
По распространенным поверьям, водяной «хорошо держит коров» (Оять), имеет табуны и стада, которых время от времени (например, на Новый год) выпускает пастись к устью реки (Сев., Сиб.).
Если приметить такое стадо и успеть обежать его с иконой, то можно получить коров водяного. Крестьяне Архангельской губернии считали, что подходить к стаду водяного опасно - завербует себе в прислужники. В рассказе, записанном в Поволжье, водяной с арканом бегает по острову за белой лошадью: «Горбоносый старый старик, волосы до пят, всклокочены, бородища по пояс, глаза так и искрятся, как звезды, то затухнут, то загорятся. Сам такой грязный, зеленый, волосы как бодяга!» Лошадь (живая или сдохшая) или лошадиный череп, которые бросали в воду, были традиционными жертвами, подарками водяному.
Водяной хозяин часто предстает и человеком. Он «ходит нагой или косматый, бородатый, в тине, иногда с зеленой бородой» (Даль, 1880 год); водяной похож на обычного человека (Архангельская область), он как человек, но почернее (Олонецкая область), у него очень длинные волосы (Вологодская область). Водяной может быть и ребенком, «недоросточком с пестрыми волосами» (Олонецкая и Вятская области). Появляется он и высоким здоровым мужиком, который «с лица черен, а голова как сенная копна» (Олонецкая область).
Как и русалки, водяные женщины, водяной хозяин любит расчесывать свои длинные волосы (почему иногда именуется «кум Гребень») (Успенский, 1982 год). Такое расчесывание, видимо, колдовское занятие, связанное со способностью водяных хозяев повелевать стихиями.
В XIX веке среди русских крестьян были популярны рассказы о гребне водяного (о гребне русалки, водяной женщины); нашедший такой гребень должен был вернуть его водяному, иначе его ждали беды.
Иногда водяной принимает облик «бабы с гребнем», показывается в женском обличье, напоминающем водяниху, русалку (точнее - облики этих водяных духов в поверьях смешиваются.
В Тульской губернии рассказывали, что водяной хозяин подобен лешему, только шерсть у него белая. Архангельские крестьяне, напротив, полагали, что он «такой же черный и мохнатый как и леший». Водяной - косматый, черный, «волосья длинны, черны и по самую з...» (Восточная Сибирь). Он может быть схож с чертом: «мохнатый как метла» (Новгородская область); с длинным хвостом (Восточная Сибирь); черный, в шерсти (Новгородская область); с рогами (Тульская область); лохматый, черный, с хвостом (Архангельская область). Часто он прямо именуется чертом (Мурм., Волог., Арх., Костр., Нижегор., Орл., Вятск. области).
Один из наиболее распространенных обликов водяного - старик с длинной седой или зеленой бородой (Мурманская, Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Тульская, Тамбовская области); водяной - дед в красной рубахе (Ярославская область). В Олонецкой губернии лембой - царь водяной - невысокий старик с седыми распущенными волосами и длинными руками. Он ходит с палицей. В Архангельской губернии водяной хозяин - дедушко водяной с бородой по пояс. Ряд исследователей считает, что в этом облике водяного отразилось представление о нем не только как о «хозяине» стихии в человеческом облике, но и как о «водяном деде, прадеде», то есть о предке. На Ярославщине оскорбивший бранью или каким-либо неуместным действием воду, опуская в нее кусок хлеба с поклоном, произносил: «На море, на океане, на острове, на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришел он к тебе, матушка вода, с повислою головой да с повинною. Прости меня, матушка вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери и ваши малые детушки, чем я кого прогневил».
В человеческом образе водяного, видимо, отражены и представления о нем как о покойнике; по общераспространенным поверьям, водяной хозяин «утаскивает к себе» тонущих людей; некоторые из них впоследствии также становятся водяными.
Показываясь людям, водяной может принимать и обличье их знакомых, соседей, родственников.
Водяной часто имеет «смешанный» облик: у него собачьи ноги и туловище с шерстью как у выдры (Сургутская область); днем он рыба (сом), а ночью - старик с длинной зеленоватой бородой и сосновой плесой (Тамбовская область). Водяной имеет «коровье брюхо, лошадиные ноги, островерхую шапку» (Вятская область). Водяной хозяин высокий, оброс мохом и травой, у него черный нос величиной с рыбацкий сапог, глаза большие, красные; он может принимать вид толстого бревна с небольшими крыльями и летать над водою (Вологодская область), у водяного борода и волосы зеленые, а на исходе луны - белые (Орловская область). Водяной - одетая моховым покровом щука, которая держит морду по воде (Новгородская область), у водяного - длинные пальцы, вместо рук - лапы, на голове - рога; или коровьи ноги и хвост (Смоленская область). Водяной с длинными волосами (или с небольшими рогами), тело его в чешуе, пальцы рук и ног длинные, между ними - перепонки (Вологодская область и Восточная Сибирь).
В рассказе рыбака с Ильмень-озера облик водяного пугающе расплывчат: «В Вишере мы ловили раз рыбу; поймали ее много; пудов тридцать одних щук буди. Вдруг сделалось холодно, а мы и потянули нивод, да вдруг вытащили что-то тяжелое; думали, стирва, - ан что-то черное, да так и ворочается, а от него холод. Да еще прежде в лису откликивалось, ажно нас страх взял. Мы, вишь ты, как его вытащили, так вси и убижали на гору да ну хреститься. Один догадался: накинул на ниго питлю, что на щук накидывается. С полчаса лежал он на земли, а как только солнце стало подыматься, он давай поворачиваться, да окунываться, да окунываться, да с бродцом-то в воду вниз и ушел. Мы до солнца и не вытаскивали бродца, а потом как вытащили, то уж ничего и не было, а только холод пошел от бродца, а вода стала горячая. Нам, слышь ты, после старец сказывал: знать это он рыбу-то заганивал».
Особо склонный к метаморфозам водяной, который, образно говоря, «плещется то человеком, то рыбою», - воплощение своенравной стихии воды: «Мужики деревни Заватья рассказывают, как они ежедневно, в продолжение двух недель, были свидетелями игры водяного. Смотрят на реку - тихо: вдруг вода заклубится, запенится и из нее выскочит что-то такое, чего нельзя назвать ни человеком, ни рыбой. Чудо скроется, и опять все тихо, а в полверсте от того места клубится и пенится вода и выскакивает опять то же чудо» (Архангельская область).
Тем не менее, при всем кажущемся многообразии обликов водяного, набор их, в общем-то, ограничен. Водяные - это и наиболее почитаемые, отмеченные в поверьях существа, связанные с водой, - некоторые рыбы, водяные птицы. Водяной - «хозяин» дарующей жизнь и урожай воды, соответственно, и «хозяин плодородия». Он может принимать традиционный облик «индоевропейского демона плодородия» - коня (Лосев, 1982 год). По своей независимости, коварству, непредсказуемости водяной в поверьях соотнесен с чертом (и, видимо, с обликами черта, нечистого духа - собакой, кошкой). Многоликий образ водяного как бы одновременно содержит в себе все стадии формирования представлений о водяном хозяине (от «живой» стихии и «бога-зверя в ней» - к «хозяину» стихии в человеческом облике). Само название «водяной» появилось в России, видимо, не ранее XVII в. До XVII в. водяному соответствовали водяной нечистый, водяные демоны средневековых житий, повестей, лешая и водяная сила в заговорах XVII в.
"Рыба в воду, чёрт на уду, кривохвостик на крючок" (пожелание рыболову) (Пермская область).
Семью водяного крестьяне обычно не описывают подробно. Иногда говорится, что «водяные живут домохозяевами, с семьей» и у них есть жены, которые безобразны (Архангельская и Вятская области). Есть у водяных и дети, которых порою ловят и отпускают за выкуп рыбаки.
Мужики, «неводя рыбу, вытащили из озера сетьми ребенка; ребенок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов, поймавший ребенка, сказал ему однажды: „Слушай, мальчик, больше тебя томить я не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони, дружок, в них побольше рыбы“. Ребенок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали.
Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребенка в ушат и, вынесши на берег, бросил в воду.
Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы!» (Архангельская область).
Обитатели дома водяного - чертенята (Вятская область), у хаты водяного множество детей-чертенят, шумно, играет музыка (Тульская область). Правда, по сообщению из Архангельской губернии, своих детей у водяного нет, и поэтому он топит купающихся ребятишек. В повествовании из Новгородской губернии работник видит, как водяной с семейством обедает под мельничным колесом. Жен водяных иногда именуют «водянихами» и «русалками», но, по общераспространенным поверьям, водяные обычно женятся на утопленницах или «отсуленных» им девушках.
Жители Архангельской губернии рассказывали о тоскующей по земле девушке, ставшей женой водяного, которая пыталась вернуться домой и погибла. В тех же местах записан и другой сюжет - о том, как девушка влюбляется в водяного, ходит к речке и в конце концов он берет ее к себе. Среди вятичей бытует своя версия о женитьбе водяного: он женится на девушке, «отсуленной» ему матерью. Мать долго не может выдать дочь замуж и сетует: «Хоть бы водяной женился». Водяной в облике зажиточного мужика приезжает и увозит дочь, которая затем живет у него и умирает после родов.
Популярен среди русских крестьян XIX-XX веках и сюжет о старушке, принимающей роды у жены водяного.
Иногда водяной пытается ходить (и ходит) к понравившимся или заклятым девушкам, женщинам, вдовам. Один из жителей Олонецкой губернии предлагал известному собирателю П. Н. Рыбникову познакомить его с бабой, «к которой и о сю пору похаживают водяники. Чего-чего не делали сродники (...) и заговаривали ее, и ведунов к ней водили, - ничто не берет: сначала как будто полегчает, а немножечко погодя, смотришь, к ней опять лезут из воды незваные гости» (Рыбников, 1910 год). В Олонецкой быличке водяной живет со вдовой, а затем уносит свою «некрещеную» половину умершего ребенка. Такие сюжеты напоминают средневековую «Повесть о бесноватой жене Соломонии», где водяные демоны осаждают Соломонию, рожающую от них детей.
По поверьям Русского Севера, водяные (более сохранившие облики «живых» стихий) женят своих детей между собой. Их свадьбы сопровождаются стихийными бедствиями - не только наводнениями, но и возникновением новых рек, исчезновением озер.
Вообще же, водяных «бесчисленное множество в воде» (Вологодская область), при этом в самом маленьком пруду или ручье есть свой водяной. Среди водяных могут быть и старшие над другими; им подвластны водяные-утопленники, пока не отыщут себе замену (Тульская область). Водяные распоряжаются определенными территориями в воде и могут даже распределяться «по погостам», «по церковным приходам» (и вообще, любят селиться возле церквей (Олонецкая область). Есть среди них и царь, «обходящий дозором свое царство» (Сев., Смол., Тамб. области), но чаще, особенно на Русском Севере, старший водяной похож на «большака с седой бородой», Его, старшего в крестьянской семье.
Излюбленные места жительства водяных, по общерусским понятиям, - омуты (особенно у мельниц), водовороты, глубокие и опасные места на реках и «боготы маленьких речек» (Вологодская область). «Водяной живет в глубочайших ямах, в озерах или реках. Над теми ямами вертит воду. Такие места называются чертовыми домовищами» (Архангельская область). Обитает водяной и в «бездонных болотах» (Новгородская и Смоленская области), и в «провалах под землей», куда, по мнению крестьян Тамбовской губернии, водяные уходят жить на зиму (вместе с русалками и утопленниками): «Находятся они (жилища водяного) глубоко под землей. Ход в них открыт всегда и для всякой нечисти. Водяной уходит туда через отверстия в русле, таинственные отверстия эти бывают во всяком озере».
Верят, что дедушка водяной «живет в мутной воде у мельницы», - сообщал в конце XVIII в. М. Чулков (Чулков, 1786 год).
Жилищем водяного может быть дворец (Смол., Орл., Калуж., Пенз. области). Под водой у водяных есть целые царства: в рассказе из Олонецкой губернии водяной лембой упрашивает священника взять крест и спуститься с ним под воду - от брошенного вниз креста водяное царство загорается, удовлетворяя мстительные чувства лембоя. Однако чаще жилище водяного - крепкий (или, наоборот, пустой) крестьянский дом, хата (Арх., Олон., Новг., Ряз., Тульск., Калуж., Орл., Самар., Вятск. области). Мотив «подводного житья-бытья», почти такого же, как жизнь людей на земле, - один из наиболее распространенных в крестьянских рассказах о водяном: «И пошли они берегом, дорожка все спускалась вниз, стало как-то холоднее. И пришли они в большое село (подводное) к богатому дому. (...) И встрел их в избе большак - седая голова, седая борода» (Олонецкая область).
Нередко жилище водяного - просто омут, река, озеро или нечто неопределенное под водой - «ровно погреб какой» (Симбирская и Вятская области).
«Занятия» водяного разнообразны. Вода - насущно необходимая, всеохватывающая стихия, и водяной в поверьях некоторых районов России предстает существом почти универсальным. Он (особенно в обличье коня, животных) «хозяин» не только определенных территорий (даже вне воды), но и погоды, плодородия: водяной поднимается над землей тучей, он может создавать реки и озера, двигать острова (Олонецкая область), водяной изменяется вместе с луной - он юноша на молодике, а на ущербе - старик (Максимов, 1903 год); водяной владеет скотом; он дает урожай (рожь) (Тульская область); «нерестится» или «свадебничает», когда зреет рожь (Олонецкая область).
Видимо, именно как существа, связанные со всеобъемлющей стихией воды, водяные обитатели наделяются способностью знать и предсказывать будущее. Один из распространенных способов гаданий - у проруби на конской или коровьей шкуре: «Носят кожу коровью или конёвую к проруби, и тамо садятся на нее, очертясь кругом от проруби огарком. По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себе сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби "чур сего места", чем спасти себя можно, а инако следует неминуемая погибель» (Чулков, 1786 год).
Могущественный водяной хозяин, от которого зависят многие стороны бытия человека, в русских поверьях наиболее ярко проявляет себя все же как «хозяин» рек и озер. В первую очередь от него зависит удача рыбаков и благополучие мельников, пчеловодов, участь всех людей, находящихся у воды или на воде.
Отношения водяного с рыбаками описаны не очень подробно: традиционно водяного «кормят», угощают - перед началом лова ему бросают две-три рыбы, крошки хлеба, посуду с остатками вина (Тамбовская область и др.) (3еленин, 1991 год); бросают на воду табак и приговаривают: «На тебе табачку, а нам дай рыбки!» Ему возвращают, кидая в воду, и первую выловленную рыбу или часть улова. «Весною, когда хотят в первый раз ловить рыбу, то, прежде чем намочить сети, берут хлеб-соль и бросают в воду. Это делается для того, чтобы круглый год был хороший улов рыбы» (Енис.). В Вологодской губернии рыбаки бросали в воду худой сапог (лапоть) с портянкой: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» «К пальцам вершей привязывают высушенную лесную ящерицу, и тогда рыба хорошо ловится. Ящерицы эти ловятся и высушиваются заранее. Устьсысольские зыряне, отправляясь в плавание и отчалив от берега, бросают в воду столько кусков хлеба, сколько седоков в лодке, - в жертву водяному» (Вологодская область).
«На Онежском озере рыбаки накануне Николина дня (19 декабря) делают на берегу похожее на человека соломенное чучело, надевают на него портянки и рубаху и в дырявой лодке спускают его на воду. Разумеется, оно тонет. Это и является жертвой. Чтобы лов был удачным, севернорусские Вологодской губернии первую забитую острогой рыбу закапывают в землю» (3еленин, 1991 год).
Водяного хозяина дарили, угощали не только рыбаки, но и жившие близ рек, озер крестьяне. Обычно весной, при пробуждении водяного, для него бросали в воду (топили) сдохших или живых лошадей, бараньи головы, петухов, хлеб, масло, мед с приговорами, например: «На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью». Жертвовать водяному могли на Николины дни (22 мая и 19 декабря) (Успенский, 1982 год) и на Никиту-гусятника (28 сентября). В рассказе из Орловской губернии дружный с водяным поп каждый год привозит ему и вываливает в воду воз испорченного хлеба.
Водяной хозяин следит за своими владениями и требует соблюдения при ловле рыбы определенных правил. Он любит почет и мстит за злые шутки; ловля с подсветом и глубокое опускание невода его злят (Орловская область). Он может забраться в невод, порвав его и спутав, если невод плохо починен или вязан в праздники (Олонецкая область). Запрет ловить рыбу во время праздников в Приангарье мотивировали так: «Она собирается вся в кучу, возьми и людей в церкви, сразу всех можно выневодить». Водяной не любит шумных людей, не переносит, когда у воды поминают зайца, медведя, попа, дьяка, Господа Бога и вообще много и без дела болтают: «Около зимника есть заездок. Дядя Степан говорил, что в этом месте много попадает рыбы, только не надо ничего говорить. У меня из рук три раза верши вышибал. Я как увижу рыбу, каждый раз и скажу: "Ну Слава Богу, много рыбы!" И каждый раз как треснет по верши, так всю рыбу и опустит» (Новгородская и Белозёрская области).
Как отзвук веры в необходимость выкупа водяному за выловленную в его владениях рыбу звучит повествование из Вятской губернии, где водяной - «большая щука без наросного пера» - разгоняет рыбу в затоне. Ранив щуку острогой, рыбаки ожидают мести водяного хозяина. Они приготавливают у костра изображающее рыбака чучело, которое, в свою очередь, пронзает острогой появившийся у костра водяной.
Сожалея о выловленной рыбе, водяной стонет два дня «так, что слышно во всей окрестности» (Новгородская область). В рассказе приильменских рыбаков он мстит за непочтение к себе и подвластным ему существам: «раз ловили раков, да и поймали рака, - вот этакого!.. Ни один из нас приступиться к нему не смел: догадались, в чем дило. В ту пору пономарь Яков, бидовый пьяница, сбигал за шестом, да им и растолок (рака); а мы-то, слышь, друг сердечный, вси выпивши были. А как мы стали раков-то варить, так Яков-то и поди бродить по берегу, да язя нашел большущего, в аршин, не то и боле буде; (...) а он-то положил язя на руку да и кажет нам: значит, язь-то живой был, да только затравлен. (...) Яков-то его и положил на руку, а язь-от как ударит его, Якова-то, так у того рука почитай что отнялась, да и ушел в воду. Это, слышь, водяник-то сам и был: значит, не толки черта. Видь водяник-то... недобрый бис: только буди с ватаманами и знается».
Ватаман в Приильменье - старший промысловой артели, самый опытный и «знамый» человек. По мнению рыбаков, только он может «сладить» с водяным, которому приписываются все беды, «происходящие даже от собственной оплошности и нерадивости ловцов. Нет рыбы в озере, и тут виноват водяной: он в карты или кости проиграл рыбу в другое озеро. Перервались у ловцов сети, он подшутил». Ватаман умилостивливает водяного обрядами, предпринимает ночные поездки для совета с водяным. «Коли промеж себя они, ватаманы-то, поссорятся, так и велят своему духу, чтобы недругу, ватаману, голиков аль стружек в нивод, вместо рыбы, напихал...» (Остряков, 1895 год).
Удача на промысле нередко приписывалась колдовству. В уральском повествовании черти-шишиги сажают воржецу Федору на удочку белуг. Некоторые из беломорских рыбаков вплоть до недавнего времени утверждали, что для удачной ловли «необходимо знать приворот - иначе звезды будешь ловить, ракушки». Здесь же считали, что «сильный» колдун может «с морем договориться, с водяным. Умбский колдун в порог спустился и вышел живой и здоровый. И уговорил, и рыба пошла в реку» (Мурманская область). Налаживая промысел, колдун «выводит» черта из-под порога в море: «А сам прутиком по воде бьет - обычный березовый пруток» (Мурманская область).
«Битье по воде прутиком» напоминает способ, которым Петр I, в одном из северных преданий, «смиряет» Ладогу: «Того часу приказал подать кнут и порешил наказать сердитое море. (...) После того Ладожское озеро стало смирнее и тишину имеет...» (Онежская и Петербургская области). В другом рассказе севернорусских крестьян Петр I, подобно «сильному» колдуну, расправляется и с водяным: «Ехал к нам Петр Великий. Выстал человек из воды (водяной), на корму сел. Переехал через Онегу, ничего, кланяется: „Спасибо, что перевез“. Старики на Мижострове Петру жалятся: „Водяной рыбу распугал, рычит на все озеро. Откуда взялся только!“ - „Да где?“ - „Да вон на том камени!“ (...) Опять на веснуху ночью на камень водяник выстал, рычит: „Год от году хуже, год от году хуже!“ Петр начал его вицей хромать: „Я тебя нонь на своей лодке перевез, а тебе все не по люби!“ - „А этот год хуже всех!“ - Водяник в воду утянулся. Больше не видели на Мижострове никакого водяника» (Онежская область).
Водяного можно было, по поверьям, поймать, отпустив потом за выкуп. Чаще же неуловимый и своенравный водяной шутит над рыбаками: поднимает корму лодки, хохочет. Он проказит с началом весны, «радуясь новоселью» (прикидывается мертвецом и лежит в лодке, пока кто-нибудь не перекрестится (Тамбовская область). Водяной рвет удочки, сети, заталкивает в них траву и веники, разгоняет рыбу и т.п.
Крестьяне верили в особую связь водяного и мельников: водяной есть в каждом мельничном пруду (Орловская область); по ночам он любит сидеть возле глубоких мест, «на камнях, на колесах мельничных» (Ярославская область).

Водяные девы

E-mail Печать PDF

Водяные девы

Водяницы (Водяны, Водявы, Воденицы, Водяники, Моряны, Дунавки, Шутихи, Шутовки) - водяные девы - по верованиям древних славян, жёны или дочери водяных.
Смотря по тому, где они живут, их называют: Водяны - обитают в реках, озёрах и колодцах; моряны - в море.
Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных местах - в омутах, котловинах и под речными порогами, устраивая там гнёзда из соломы и перьев, собираемых по деревням во время Зелёной недели. По другим поверьям, у них есть подводные хрустальные чертоги, блестящие внутри (подобно волшебным дворцам драконов) серебром, золотом, драгоценными камнями, разноцветными раковинами и кораллами.
У чехов водяная панна - высокая, красивая, но бледнолицая. Живёт она под водою во дворце из чистого серебра и золота.
Не злобны, но проказницы. Путают у рыбаков сети, могут сломать плотину или мост. В отличии от русалок не имеют хвоста, хотя по характеру сходны с ними.
"Вылезли на берег водяники, поснимали с себя тину, сели на колоды и поплыли" (А.М. Ремизов - "Сказки").

Волкодлак

E-mail Печать PDF

Волкодлак

Волкодлак (Волколак, Волкулак, Вовкулака) - по верованиям древних славян человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. По другим представлениям волколаки - воины-оборотни из свиты славянских языческих Богов Ярилы и Велеса.
Внешним признаком Волкодлака является растущая на голове волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От неё и происходит данное славянское наименование.
Мотив превращения человека в волка распространён в фольклоре всех европейских стран, а так же Кавказа, что свидетельствует о глубокой древности его происхождения. Известен мотив превращения в волка при надевании волчьей шкуры. Предполагалось, что при её снятии происходило обратное превращение. Человек мог стать Волкодлаком и благодаря колдовству. В литовском фольклоре подобных персонажей называли вилтаками. При этом считалось, что превращение осуществляется при надевании заколдованного пояса (приевита) или перешагивания (перекувыркивания) через пень в который был воткнут нож. Необходимо было произнести при этом соответствующий заговор.
По поверьям, Волкодлак, как и настоящий волк нападал на людей и животных. В то же время известны рассказы о том, что заколдованный человек стремиться преодолеть силу колдовства и не причинять никому вреда. В этом случае он также отказывается есть сырое мясо.
Считалось, что после смерти Волкодлак может стать упырём, поэтому перед его погребением ему следовало завязать рот или вложить в него монету.
«Полночь, всеобщая тишина. Вот-вот к нам заглянёт домовой, волкодлак, лаума, какая-нибудь нечистая сила» (Смоленская область); «Солдатик проучил пупка-колдуна за то, что он на свадьбах людей волкулаками делал» (Смоленская область).
Вера в существование людей-волков распространена повсеместно, но в центральной и северной России их чаще называют оборотнями.
Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или в землю нож, топор. В рассказе из Вологодской губернии женщина-колдунья обращается волком, «перекинувшись» через коромысло. Если нож (топор, иной предмет, через который «перекидывались») выдернуть и унести, человек-волк навсегда останется волком. «В селе Лучасах Смоленской губернии рассказывают, что когда-то там жил мужик, умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды за овином нашли воткнутый в землю нож и выдернули его. С тех пор мужик пропал и пропадал без вести года три. Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть нож за овином, на том месте, где он торчал раньше. Те так и сделали. Вскоре после этого пропадавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня на полок и стали парить веником; волчья шерсть вся и сошла. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, и он обращался волком. Прибежал, а ножа нет. И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть на старое место нож. Хотя этот парень и обращался в волка и долгое время был оборотнем, мысли и чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например падали. Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ» (Гальковский, 1916 год).
Смоленские крестьяне рассказывали, как волками сделались дети колдуна, по ошибке выпившие приготовленный «для поддела» напиток: «После этого колдун просил соседей не стрелять волчат, а ударить, при виде их, палкой об "мяльлицу"; случись при этом оборотни, они могли бы принять прежний образ».
В Олонецком крае записано повествование о колдуне, который по ночам становился волком. Цель таких превращений в великорусских и севернорусских поверьях не всегда ясна: рассказы об оборотнях-колдунах обычно ограничиваются сообщениями о том, что они «бегают волками» (конкретная задача - например, загнать овец, причинить людям вред - упоминается реже). «Колдун может обращаться в любое животное и других обращать в зверей (преимущественно волков). В Кадниковском уезде Вологодской губернии рассказывают, что колдун приходит в лес, ударяет топором в пень и обращается в волка для того, чтобы заесть скотину, принадлежащую тому человеку, на которого он, колдун, за что-либо гневается. Чтобы снова принять человеческой вид, ему надо вытащить топор из пня» (Иваницкий, 1890 год).
В повествованиях, записанных на Смоленщине, волкодлаки «загрызают» девушек, придя под видом парней на вечеринку.
По южнорусским, малороссийским поверьям, «деятельность» вовкулаков (волколаков, вулколаков) более разнообразна: оборачиваясь не только волками, но и черными собаками, кошками, они нападают на людей, на скот, распространяют повальные болезни (Потебня, 1865 год).
Орловские крестьяне, напротив, считали, что волкулаки никогда не нападают на человека и скота не трогают. Они держат себя с подветренной стороны от настоящих волков. «Хотя нужда заставляет их питаться чем попало, но они больше стараются разживаться хлебом и мясным, унося из погребов то и другое» (непонятная убыль съестного - от волкулак) (Трунов, 1869 год).
Представления о волкодлаках, волках-оборотнях, достаточно древние. В Кормчей по списку 1282 г. повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну» (Гальковский, 1916 год). Это образ, более близкий к южнорусским поверьям. По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: „Серый волк на небе звезды ловит“» (Буслаев, 1861 год).
В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи». Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными свойствами зверей. Способность к таким превращениям издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть некоторых обрядов. Возможно, именно об обрядовом «превращении в волков» свидетельствовал Геродот, повествуя о том, что ежегодно каждый из невров (предположительно обитавших на территории нынешней Белоруссии) «становится на несколько дней волком».
Подобное обращение когда-то могло быть приурочено и к свадьбе, одному из наиболее важных обрядов в жизни человека (в образе сверхъестественного волка видят реплику некогда бытовавшего «обращения жениха в волка» в связи с формой брака - умыканием).
Каким бы ни было объяснение, многочисленные и популярные в XIX-XX веках среди русских крестьян рассказы повествуют не столько о деяниях колдунов в облике волков, сколько об участи людей, обернутых волками (чаще всего во время свадьбы): «...Всех участвующих в свадебном празднестве обращают в волков, которые в сутнее (у переднего угла) окно выскакивают на улицу и убегают в лес, где и проживают днем и ночью. Иногда такие волки входят в сообщение с другими волками, иногда бегают отдельной стаей. По ночам они из лесу прибегают к родным местам и жалобно воют, так как жаль расставаться со своим домом и семьей. (...) Для придания волку человеческого вида нужно сначала найти стаю, в которой этот волк бегает. Нередко можно встретить мужика, который, пользуясь доверием народа, рассказывает, что он отыскивает стаю, в которой бегает обращенная в волков свадьба. Этому мужику частью из страха, частью из сожаления народ дает большие подачки» (Вологодская область).
Обращенные в волков люди страдают, скучают и стараются держаться поближе к жилью. На Вологодчине записан рассказ о том, как занозивший лапу оборотень второй год подряд приходит к мужику за помощью (в овин). На второй год мужик убивает волка и обнаруживает под его шкурой человека в кумачной рубахе.
Обратить людей (и мужчин, и женщин) в волков (реже - в медведей) можно было навсегда или на определенный срок. В Тульской губернии записана быличка о поезжанах (участниках свадьбы), заколдованных на семь лет. Трое из них затем вернулись, и один из бывших волков рассказывал, что, бегая в стае, приходилось всего остерегаться. Нельзя было, например, «ложиться на ветер», чтоб волки не учуяли человечину: «Бегаешь, бегаешь, поесть все ищешь; настоящие-то волки падаль жрут, а мы не ели падали, все живых - барашка, теленочка...» Оборотень привыкает ходить в свою деревню под ригу и там лежать. В конце концов родные признают его за «своего» и начинают подкармливать. Через семь лет он превращается в человека - остается лишь клочок серенькой шерсти возле самого сердца.
Согласно архангельским поверьям, свадьбу, уехавшую без отпуска, всегда постигает несчастье. «Охотники, бродя в лесу, встречаются иногда с волками, одетыми в кафтаны и женские платья, это люди, уехавшие без отпуска (без соответствующего „напутствия“ колдуна)» (Верещагин, 1849 год); «поезд оборачивают волками и есть-коли дружка плох, не может, значит, супротив заговора свой отговор представить» (Урал). Очевидно, что «свадебное» обращение в волка осмысливается в XIX-XX вв. как нежелательное последствие колдовской порчи.
Кроме превращений на свадьбах, в поверьях XIX-XX вв. засвидетельствовано обращение в волка «по ветру» и «по слову матери». Когда единственный сын собирается без отпевания зарыть умершего отца в саду («на полов много денег нужно»), мать говорит: «„Лучше я б волка породила, чем такого сына, отця как собаку зарыть хочет“. Только она это сказала, как и стал сын волком, хвост поджал, да и в лес побежал. Долго ли он в лесу жил, коротко ли, а только мяса не едал. Разорвет овцецку, да поглядит, где пастухи картошку пекли, да на тех вугольях мясо и сжарит. Знал видь, что как сырое мясо сьист, навсегда волком останется». Добросердечный человек прикрывает замерзшего волка кафтаном - и «стал он опять человеком. Домой пришел, мати в ноги поклонился. Ну мать, известно дело, простила» (по уверению рассказчика, этот случай произошел с сыном его соседа (Архангельская область) (Карнаухова, 1934 год).
Мотив обращения в волка нередок в повествованиях о любовных и семейных драмах. На Смоленщине рассказывали: «Во время крепостного права спознался один мужичек с колдуньей; а как перестал он ее любить и знаться с нею, покинутая любовница превратила его в волка» («волк» уходит странствовать, питаясь украденными кусочками хлеба и чуждаясь настоящих волков; подглядев, как колдун-оборотень, «перебросив через себя резвины», становится из волка человеком, мужик поступает по его примеру и принимает прежний образ). «Пан хотел наказать „за сбеги“ мужика, провинившегося долгим отсутствием, однако простил, когда мужик указал уцелевшии у него на груди клочок шерсти как доказательство превращения».
В некоторых областях России был популярен сюжет о теще-колдунье, превращающей зятя в волка (Пензенская область и Урал). В уральском варианте теща мстит за обиженную дочь. «Зять-волк» претерпевает ужасные мучения: бегая зимой с волчьей стаей, отмораживает пальцы рук. Отведав мяса зарезанных волками животных (перед этим его необходимо подкинуть три раза), оборотень начинает понимать речь волков. Затем он подговаривает их напасть на двор тещи, но, «зная все наперед», колдунья ловит волков, превращая тем не менее исстрадавшегося зятя в человека. «Волк», однако, уходит из дома, а затем в монастыре на Иргизе постригается в монахи (Железнов, 1910 год).
Обращенный волком мог стать человеком по окончании заклятья или после того, как его накроют «человечьей» одеждой (Архангельская область). В быличке, записанной в Бежаницком районе Псковской области, солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать средство к их спасению. Для этого необходимо созвать волков-оборотней: «Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби - они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури - они опять люди будут».
Согласно представлениям, бытующим в Новгородской области, чтобы сделать оборотня человеком, необходимо накормить его «благословленной едой», т. е. такой едой, которую благословили. Однако для этого нужно отыскать, угадать оборотня среди волков, а сделать это непросто.
Образ, подобный волкодлаку, оборотню, человеку-волку, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т. п.). Происхождение его, как и смысл самого наименования, вызывает споры (волкодлак - «волк-медведь», «волк с конским, коровьим волосом, шкурой» и т.п.). Образ человека-волка считают возникшим в результате своеобразного подсознательного припоминания человека о полузверином обличье его предков или связывают с воспоминаниями об обрядах в честь (или с участием) божества (волка), жрецы и почитатели которого носили волчьи шкуры (Кагаров, 1913 год).
«К грубой эпохе относится верование в волкодлаков, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном обращении с зверьми, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно покажется, а летописцы такое искусство действительно приписывают некоторым лицам. Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчскы, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози» (Буслаев, 1861 год).
Представление о возможности «разговора» с животными отражено в смоленской быличке конца XIX веке: кланяясь волкам в ноги, заплутавший в лесу крестьянин просит их: «Идите же вы с Богом, куда Бог вам дорогу наказал!» - и волки пропускают его. «Раньше животные были людьми, но прогневили Бога, и Он отнял у них душу, - считали на Вологодчине. - Медведь простоватее был всех, вот Бог и дал ему немного души. (...) Животные между собой разговаривают, только человек не понимает их разговоров. А были все-таки этакие люди, которые понимали их речи, например святые и преподобные, и теперь колдуны и ведьмы все понимают».
Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка могут находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк - «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волхв-волк. Человек же, в свою очередь, - «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

Волосатик

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Волосатик

Волосатик (Волосатка, Волосатик-Бог, Волосатый, Волосеник) - нечистый дух; чёрт; водяной; леший; нечистая сила; дух в овине (женского пола).
«Смотри, у речки тебя волосатик поймает» (Тульская область).
«Волосатик бы тя взял, - кричат в ярости» (Вологодская область).
С волосами, волосом связан целый комплекс представлений русских крестьян: волосы - это и волосы человека, и «волосы животных» (шерсть) и волокна, и стебли, и нити, и живые существа (в том числе черви, змеи), и даже струи («волосянка» значит «кровеносный сосуд», а «волоша, волошка» - «река, проток реки»).
Тождественность представлений о волосе и о растительном волокне, о стебле, венчаемом колосом и концентрирующем растительные силы, прослеживается в таком пояснении: «волотка, или волос есть верх снопа или всякий колос, особо взятый, волокно» (Снегирев, 1838 год).
Короче, волос - это то, что, с одной стороны, живо, необходимо для жизни и растет, развивается, а с другой - связывает и скрепляет; это волокно, нитка, струйка и одновременно вечно ткущаяся «нить бытия», пронизывающая все сущее (так, березы в Троицких песнях «ткут» зеленый покров земли; являющаяся перед бедой, переменами в доме прядущая кикимора «прядет нити судьбы» его обитателей; с веретеном в реке изображена в росписи Софийского собора и Богородица).
С обилием волос-волокон - густотой и длиной волос человека, шерсти животных, злаков в поле - связывается представление о плодородии, плодовитости, богатстве, силе: на Юрьев день (6 мая) хозяина дергали за волосы, чтобы у него было густое жито (Смоленская область); чем более мохнат являющийся человеку во сне домовой, тем благополучнее будет судьба дома, хозяйства; этимологически сближаются слова «волоха» (шкура) и «волос», а с другой стороны - «волхит», «волх», «волшба» (Успенский, 1982 год). «У меня сила состоит в волосах», - часто заявляют герои волшебных сказок. По некоторым поверьям, «в волосах» находятся и здоровье, благополучие обычных людей. «Летучая мышь, по-местному „кожанчик“, (...) летая вечером, старается вырвать волос из головы человека и относит на дерево». «Здоровье человека будет зависеть от того, на какой сук повесится волос: если на сырой и свежий, т.е. покрытый листьями, то человек делается полнее и здоровее; а если на сухой, тогда человек худеет, сохнет и болеет. В первом случае о человеке говорят: „Кожанчик волос повесил на сыром суку“, во втором: „Кожанчик волос повесил на сухом суку“» (Орловская область) (Трунов, 1869 год). «Выпавшие волосы надо сжигать в печи, чтобы птичка не унесла их в гнездо, а то голова болеть будет». Волосы нельзя бросать где попало (их закапывают в землю) - «в волосах вся сила человека» (Томская область) (Бардина, 1992 год).
Наделяемые особыми силами мифологические персонажи обычно волосаты и мохнаты; это их родовой признак, который подчеркивается названиями «волосатик», «волосатка». Кроме того, длинные косматые волосы, шерсть лешего, водяного, овинного, черта - напоминание о традиционной связи их с животными (леший - медведь, волк; овинный - медведь и т.п.) и с растительностью (леший - олицетворение леса, водяной - реки с водорослями).
Волосатик-бог, упоминаемый в заговоре (Сев. Дв.), может быть соотнесен с Волосом (Велесом), но скорее всего это особо уважительное обращение к персонажам низшей мифологии - волосатикам и волосаткам.
Волосатка - по славянским поверьям - домовиха, жена Домового. Занимается хозяйством и всеми теми же делами, что и Домовой.

Страница 483 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135