Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ШУЛЬЦ

E-mail Печать PDF

ШУЛЬЦ (Schultz) Иоганн (1884—1970) — немецкий психотерапевт. Создатель "аутогенной тренировки". Д-р медицины, профессор. После получения медицинского образования работал в 1920-х гг. в санатории "Белый олень" близ Дрездена. В целях психотерапии применял гипноз и внушение. Исследовал проблемы аутогенной терапии и в 1920—1923 гг. привлекал к этим работам свою ассистентку Ф. Рейхман (Ф. Фромм-Рейхман).

Для создания новых эффективных методов психотерапии адаптировал и синтезировал некоторые идеи психоанализа, йоги, самовнушения и фракционного гипноза. К началу 30-х гг. разработал и использовал комплекс упражнений самовнушения для лечения неврозов — "аутогенная тренировка" (аутотренинг), который с течением времени приобрел более общий характер и стал распространенным и популярным методом психической саморегуляции ("психорегулирующей тренировки" и пр.). Автор книг: "Аутогенная тренировка" (1932), "Аутогенная тренировка: психофизиологический подход в психотерапии" (1959, в соавт.) и др.

В.И. Овчаренко

ШТУМПФ

E-mail Печать PDF

ШТУМПФ (Stumpf) Карл (1848—1936) — немецкий психолог, философ, музыковед. Ученик Ф. Брентано и Р.Г. Лотце. Профессор в Вюрцбурге (с 1873), Праге (с 1879), Галле (с 1884), Мюнхене (с 1889), Берлине (1894—1921). Президент (совместно с Т.

Липпсом) 3-го Международного психологического конгресса (Мюнхен, 1896). Одним из первых предпринял эмпирические психологические исследования музыкальных восприятий ("Психология музыкальных восприятий", т. 1—2, 1883—1890). Работая в Берлинском ун-те, организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Ф. Брентано считал предметом психологии исследование психологических функций или актов (воспринимания, понимания, хотения и др.), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Ш. относил к особой предметной области — феноменологии, связывая ее с философией, а не психологией. Идеи Ш. в области феноменологии явились посредствующим звеном между учениями Ф. Брентано и Э. Гуссерля, который был учеником Ш. в Галле. Собственным предметом психологии он считал функции (или акты). Так, например, исследованию подлежит не красный цвет объекта, (который представляет собой, согласно Ш., феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Ш. различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные состоят из противоположных пар: радость — печаль, желание — отвержение, стремление — избегание.

Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы "чувственными ощущениями". С детства увлекаясь музыкой, Ш. в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Эти работы были обобщены в его двухтомный труд "Психология тонов" (1883—1890), внесшей самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Полемизируя с Вундтом, Ш. считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы.

Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе сознания психологами вундтовской школы, Ш. противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов. Ш. рассматривал музыку как феномен культуры.

Он создал архив фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной музыки различных народов. Принимал также участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое "Общество детской психологии", и по зоопсихологии, доказав, в частности, при обсуждении нашумевшего феномена "умного Ганса" (лошади, которая выстукивала копытом "решение" математических задач), что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика. Ш. предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, содействовал поездке своего ученика В. Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. Его учениками были так же К.

Коффка, М. Вертгеймер и др., ставшие впоследствии известными, психологи. Ш. сыграл важную роль в разработке, в противовес структурализму, функционализма в его западноевропейском варианте. Основные соч. Ш.: "Erkenntnislehre", Lpz., Bd 1—2, 1939—1940; в рус. пер. были изданы: "Явления и психические функции" / Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913; "Душа и тело" / там же. Сб. 8, СПб.; "Происхождение музыки", Л., 1927.

М.Г. Ярошевский

ШТОМПКА

E-mail Печать PDF

ШТОМПКА Петр (р. 1944) - польский социолог, известен как автор социологии "социального становления", представляющей собой теорию активного взаимодействия социальных структур и их создателей, деятельностных субъектов. Ш. рассматривает процесс, в котором социальные субъекты изменяют не только структуры общественной жизни, но и сам способ их построения. Это означает, что зависимость человека от неподвластных ему сил (природных, экономических, социальных) не является универсальной и вечной, она претерпевает изменения и становится взаимозависимостью. Социология социальных изменений Ш. включает в себя критическое переосмысление истории теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным проблемам социальной теории.

ШТИРНЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

ШТИРНЕР (Stirner) Макс (настоящее имя — Каспар Шмидт) (1806—1856) — немецкий философ, теоретик индивидуалистического анархизма. Основной философский труд — "Единственный и его собственность" (1845), принесший его создателю значительную известность, но вскоре забытый и вновь обретший признание в качестве классики анархических учений через 20 лет после смерти автора. Эта книга, по выражению М.

Кроненберга, — крик угнетенной индивидуальности против порабощения государственным деспотизмом. Бернштейн и Плеханов считали Ш. наиболее последовательным и радикальным из всех известных анархистов. Согласно Ш., жизнь человека с самого рождения проходит в борьбе с окружающим миром. В этой борьбе человек утверждает себя в качестве "единственного" — ни на кого и ни на что не похожего существа. Одновременно человек формируется обществом в качестве обладателя духа — творца и собственника мыслей, идей.

Идеи отечества, нравственности, законности, благочестия, богобоязни, общие для разных людей, для человеческих масс, довлеют над человеком, сковывают его свободу. Они — не более чем призраки, но, будучи навязываемы каждому человеку при помощи насилия, они приобретают характер реальных институтов. Такими же призраками, по Ш., являются государство, право, собственность, семья, религия и т.д. Человек должен преодолеть призраки, освободиться от них, утвердив себя в качестве собственника мира предметного и мира духовного.

Для этого необходимо вернуться к самому себе, реабилитировать свой естественный эгоизм и индивидуализм, научившись отдавать предпочтение личному перед "духовным". С позиций гуманного эгоизма Ш. критикует и либерализм, и социализм. Либералы, согласно Ш., проповедуют свободу индивидов только на словах, на деле же они освящают подчинение индивидов буржуазной законности. На смену тирании властителей феодальной эпохи приходит тирания либеральных законов, написанных людьми для того, чтобы подчинить людей власти денег, заставить неимущих служить имущим.

Социалисты же, по Ш., стремятся уравнять собственность путем уничтожения частной собственности. Но стоит сделать это, и все окажутся нищими, абсолютно беспомощными перед высшим собственником — государством. Именно таков, по Ш., так называемый пролетарский, коммунистический идеал. То, что коммунист видит в человеке брата, по Ш., только воскресная праздничная сторона коммунизма. С будничной же стороны он рассматривает человека как работника на государство. Такой фанатизм свободы оборачивается государственным деспотизмом худшего толка.

Но и под владычеством либерального государства нет подлинных собственников. Истинным собственником собственников остается само государство, люди — только держатели и пользователи собственности. Каждый человек принадлежит отечеству, государству в качестве его собственности. Выход из этого тупика, обусловленного подчинением человека собственности, заключается в том, чтобы отобрать у слуг государства власть, которую индивиды дали им в неведении своей силы.

Веление эгоизма состоит в том, что каждый сам наделяет себя собственностью, берет себе столько, сколько ему нужно. Средства же для этого можно получить путем освобождения труда. Нужно не ждать справедливого распределения от начальства, а умножить свободным трудом присваиваемые средства для жизни. Люди должны научиться добывать себе все, что нужно для жизни, не отнимая у других.

А для этого нужно уничтожить государство и заменить его системой союзов, свободных ассоциаций. В таком союзе "единственный", по мысли Ш., свободно соединяется с другим для осуществления своей цели, и так же свободно разделяется с ним. В союзе каждый живет эгоистично, союз — собственность каждого. Методом уничтожения государства является всеобщее восстание. Такое восстание, по своей сути, противоположно революции.

Если революция есть политическое и социальное деяние, имеющее целью создание новых учреждений, то восстание есть деяние отдельных личностей, которое позволит людям самим себя устраивать. Только при таком устройстве человек сможет по-настоящему наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы тратить всю жизнь на удовлетворение нужд для жизни. Взгляды Ш. оказали и продолжают оказывать значительное влияние на "левую" интеллигенцию.

Л. В. Кривицкий

ШТЕРН

E-mail Печать PDF

ШТЕРН (Stern) Вильям (1871—1938) — немецкий психолог и философ. Автор философской системы критического персонализма, один из основателей дифференциальной психологии. Учился в Берлинском ун-те у Г.

Эббингауза. Преподавал с 1897 г. в Бреслау (профессор с 1907). Основал в Берлине институт прикладной психологии и "Журнал прикладной психологии" (1906), где, вслед за Г. Мюнстербергом, развивал концепцию психотехники.

В 1916—1933 возглавлял психологическую лабораторию в Гамбурге и одновременно издавал "Журнал по педагогической психологии". В 1933 г. эмигрировал в Нидерланды, а затем в США, где в 1934—1938 гг. работал профессором Дьюкского ун-та. Разрабатывая теорию персонализма, Ш. занимался изучением целостной личности, закономерностей ее формирования, исследованием этапов развития мышления и речи. В своей трехтомной работе "Личность и вещь" (1906—1924) трактовал личность как самоопределяющуюся, сознательно и целенаправленно действующую целостность, обладающую определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Особую известность в психологии получили работы Ш., посвященные психическому развитию ребенка.

Он исходил из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у ребенка задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой он живет. Эта теория получила название "теории конвергенции", поскольку в ней учитывалась роль двух факторов — наследственности и среды. Психическое развитие, по мнению Ш., имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, прежде всего сохранению индивидуального темпа развития. Теоретические взгляды Ш. нашли свое выражение и в исследовании психологических закономерностей детской игры.

Опираясь на работы К. Гросса, он развивал подход к игре как "инстинктивному самообразованию развивающихся задатков, бессознательному предварительному упражнению будущих серьезных функций".

Описал виды ранней детской игры: конструктивные, разрушительные, с разыгрыванием ролей и др. Являясь также одним из основателей психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), развивал теорию одаренности, которая, с его точки зрения, представляет собой врожденную предрасположенность к деятельности. Общее направление развития одаренности определяется внутренними условиями — задатками и возрастом. Ш. доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А.

Бине. Предложил измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития (IQ), представляющий собой отношение "умственного возраста" к хронологическому. Сохранение индивидуальных особенностей возможно, по мнению Ш., благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т. е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, т. к. именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития их самосознания. Ш. доказывал, что эмоции, связанные с оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии. Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково — от периферии к центру. Большое значение имело исследование Ш. своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в психическом развитии детей.

Главным здесь является открытие Ш. роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Ш. помогла открытию новой формы мышления — наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей. Большое внимание Ш. уделял методам прикладной психологии: ввел понятие психотехники, изучал достоверность свидетельских показаний и др. В русском пер. опубликованы соч. Ш.: "Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста", СПб., 1915; "Психология раннего детства до шестилетнего возраста", М., 1922; "Одаренность детей и подростков и методы ее исследования", Харьков, 1926; и др.

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

Страница 16 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135