Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЭББИНГАУЗ

E-mail Печать PDF

ЭББИНГАУЗ (Ebbinghaus) Герман (1850—1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов ("Немецкое общество экспериментальной психологии") и "Журнала психологии и физиологии органов чувств" (совм. с А. Кенигом, 1890), который объединил психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта.

Журнал поддержали известные физиологи (Г. Гельмгольц, Э. Геринг и др.) и психологи (Т. Липпс, Г. Мюллер, К. Штумпф и др.). Образование Э. получил, обучаясь в ун-тах Галле и Берлина (1867—1870), сначала по специальностям — история и филология, затем — философия. Защитил в Бонне докт. дис. (1873), написанную под влиянием Эдуарда фон Гартмана.

После получения стипендии провел семь лет в различных ун-тах Англии и Франции. В конце этого периода сильное впечатление на него произвела книга Г. Фехнера "Элементы психофизики", где предлагались объективные методы измерения субъективных ощущений. В конце 1870-х гг. участвовал во франко-прусской войне. Вернувшись в Берлин (1880), получил должность доцента, затем профессора Берлинского ун-та (1886—1994).

Преподавал в ун-тах Бреслау (1894—1909) и Галля (1905), где организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии. Э. принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом — интроспекция, контролируемая с помощью физиологических приборов. Э., опираясь на идеи Г. Фехнера, применил вместо субъективного объективный метод, соединенный с количественным анализом данных.

Главным объектом его исследований стала память, которая в то время считалась неподвластной эксперименту. В трактовке памяти господствовала ассоциативная доктрина, согласно которой элементы сознания сочетаются благодаря смежности, сходству, контрасту. Хотя Э. и считал ассоциации основой психической жизни, он отошел от традиционного взгляда на них и задался целью применить методы психофизики к процессам памяти.

В качестве материала (исходных элементов) ассоциаций Э. изобрел "бессмысленные слоги" (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например бов, гис, лоч и т. п.). По оценке Э.

Титченера это стало самым выдающимся изобретением в этой области психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка проистекала из открывшейся возможности изучать процессы памяти в "чистом" виде, безотносительно к смысловым связям, неотвратимо наполняющим речевые реакции человека и потому затрудняющим анализ памяти как таковой, независимо от мышления. Составив список подобных "слогов" (около 2300), Э. экспериментировал с ним на протяжении 5 лет. Не имея лаборатории и испытуемых, ставил опыты на самом себе, применив объективный метод в эпоху, когда по отношению к другим единственно законным в психологии признавался субъективный метод. Основные итоги этого исследования Э. изложил в книге "

;О памяти" (1885). Показал влиние на запоминание количества материала, выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины, установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее количество его повторений, чем количество присоединенных к нему слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.

Специальному изучению подверглось влияние так называемого сверх-заучивания. После того, как серия слогов воспроизводилась безошибочно, Э. продолжал ее заучивать. Разработанный им метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь предпринималась попытка его воспроизвести.

Когда известное количество слогов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова повторялся до полного воспроизведения. Число повторений (или время), которое потребовалось для восстановления полного знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем), затраченным при первоначальном заучивании.

Данные, полученные методом сохранения, сопоставлялись с различным числом повторений при сверхзаучивании, то есть определялось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал (до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он "сверхзаучивался". Особую популярность приобрела вычерченная Э. "кривая забывания".

Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания, значительно меньше в ближайшие минуты и еще меньше — в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Э. выучил текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в 9 раз быстрее.

Что же касается "кривой забывания", то она в обоих случаях имела общую форму, хотя в первом случае (при осмысленном материале) падение "кривой" шло медленнее. Э. подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного заучивания, прочность запоминания различных слогов в общей ассоциативной цепи и др.). Хотя Э. и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии, доказав на деле преимущества независимого от интроспекции изучения психических процессов.

Его методики изменили характер деятельности экспериментатора, который ориентировался не на показания самонаблюдения, а на реальные действия испытуемого, результаты которых подвергались статической обработке с целью открытия закономерностей, которым подчинены при всей их вариативности психические явления. Э. разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданные школой В.

Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к элементарным процессам (ощущениям, восприятиям), вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Э. доказал высокую эффективность экспериментального метода применительно к процессам, которые считались для него недоступными. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения — навыков. "Кривая забывания" приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и др. Э. доказал также ошибочность прежнего ассоцианизма, который умозрительно решил вопрос о характере связей между психическими явлениями. Ассоциации, избранные Э. в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколь и моторными. Они охватывали самый общий аспект приобретения организмом новых сочетаний сенсомоторных реакций в результате специально организованного упражнения. Э. принадлежит также ряд других работ и методик, поныне сохраняющих свое значение.

В частности, им был создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом (1897). Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Э. разработал также теорию цветного зрения. (1893). Ему принадлежит небольшой, блестяще написанный "Очерк психологии" (1908), а также фундаментальные двухтомные "Основы психологии" (1902—1911). Труды Э. существенно изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных (в частности, статистических) методик. Основные труды Э.: "

Übedas Gedächtnis",Leipzig, 1885; "Grundzüge der Psychologie", 2 vol, Leipzig, 1902—1911. В рус. пер.: "Основы психологии", т. 1—2, СПб, 1911—1912; "Очерк психологии", СПб, 1911; "Смена душевных образований" / "Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти", М., МГУ, 1979

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

ЩЕРБА

E-mail Печать PDF

ЩЕРБА Лев Владимирович (1880—1944) — российский филолог, лингвист, психолингвист. Основатель крупной лингвистической школы, один из основоположников теории фонем, методист рус. и иностр. языков. Профессор (с 1916). Д. чл. АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944). Окончил историко-филологич. фак-т Петербургского ун-та (1903) и И.А. Бодуэн де Куртенэ, под руководством которого Щ. занимался, оставляет его при кафедре сравнительной грамматики и санскрита. После сдачи магистерских экзаменов (1906) Щ. едет в командировку в Лейпциг, затем в Северную Италию, где самостоятельно изучает живые тосканские диалекты. В 1907—1908 гг. в

Париже работает в лаборатории экспериментальной фонетики Ж.П. Руссло, изучая фонетику ряда языков и экспериментальные методы исследования. Вернувшись в Петербург (1909) избирается приват-доцентом и начинает преподавательскую деятельность в Петербургском ун-те. В 1912 г. публикует и защищает магистерскую дис.: "Русские гласные в качественном и количественном отношении", где дал анализ понятия "фонемы", предвосхитив разработку теории фонем в европейской лингвистике. В 1915 г. защищает докт. дис. — "

;Восточнолужицкое наречие". В 1916 г. избирается профессором Петербургского ун-та (и находится в этой должности до эвакуации из Ленинграда в 1941 г.). В этот период участвует в работе других учебных и научных учреждений, где занимается организационной, педагогической и научной деятельностью. Начиная с 1920-х гг. Щ. — бессменный председатель Лингвистического общества (продолжения лингвистического отделения Неофилологического общества), в котором группирует вокруг себя лингвистов разных специальностей. С 1923 по 1928 г. под редакцией Щ. выходит четыре выпуска сб. "Русская речь", монография "Безграмотность и ее причины" (Л., 1927). В 1924 г. начинает плодотворную деятельность в области теории составления словарей ("Русско-французский словарь", 9 изд., М., 1969), которая завершается монографией "Опыт общей теории лексикографии" (1940).

>Еще одним важным направлением его научной деятельности стали труды по теории и методике преподавания иностранных языков. Щ. разработал принципы обучения иностранным языкам в ун-тах и лингвистических ин-тах, на курсах для взрослых, в средних общеобразовательных школах ("Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы методики", М. — Л., 1947). Отмечал невозможность создания универсальных методов обучения, стремился применять средства филологии для общего развития и воспитания учащихся. В 1943—1944 гг. преподавал в МГУ. В марте 1944 г. возглавил во вновь созданной

АПН СССР историко-филологический отдел. Последним его начинанием была организованная Диалектологической комиссией АН СССР конференция по северорусским говорам в Вологде, где он был председателем и параллельно проводил для ее участников семинар по фонетике. В августе 1944 г. серьезно заболел, хотя первые месяцы еще продолжал работать. В декабре 1944 г. между двумя операциями в больнице написал большую статью: "

;Очередные проблемы языковедения". В первой части он излагает свои взгляды на изучение языка животных, пишет о различии строя языков и обусловленности этого различия, о существующих морфологических классификациях языков, о двуязычии; о понятиях слова, синтагмы, предложения; об изучении языка жестов и речи афатиков, о проблеме понимания. Вторая часть содержит наблюдения и размышления над современным русским языком и его научной разработкой. Труды Щ. впоследствии стали основанием не только для филологических и педагогических исследований, но и для развития психологии речи, психолингвистики, психосемантики и др. направлений.

С.В. Ильина, Л.А. Карпенко

ЩЕЛОВАНОВ

E-mail Печать PDF

ЩЕЛОВАНОВ Николай Матвеевич (1892—1981) — российский психолог, рефлексолог, д-р медицинских наук (1934), чл.-кор. АМН СССР (1946). После окончания естественно-исторического фак-та Психоневрологического ин-та в Петербурге (1911) работал в нем ассистентом на созданной В.М. Бехтеревым кафедре рефлексологии (1917—1921). В 1918—1931 гг. работал в Институте по изучению мозга и психической деятельности, где организовал и возглавил в 1927 г. клинику физиологии

НС и невропатологии младенчества, а также Отдел генетической рефлексологии ("Методы объективного исследования ребенка" / под ред. Щ., 1924). В 1931 г. отдел и клиника были переведены в Москву и реорганизованы в Отдел развития и воспитания Центрального НИИ охраны материнства и младенчества (с 1940 г. — Институт педиатрии АМН СССР). Щ. оставался руководителем отдела (до 1961 г.), а также преподавал в медицинских ин-тах Москвы и Ленинграда. Область научной деятельности Щ. — психология и рефлексология развития, детская и педагогическая психология, сравнительная психология. Щ. и его сотрудники проводили психологические наблюдения за детьми раннего возраста (до 3-х лет) ("Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца", М., 1939, в соавт.). Ими было впервые доказано, что кора больших полушарий головного мозга начинает функционировать с первого месяца жизни младенца.

Была установлена оптимальная продолжительность сна и бодрствования в первые 3 года жизни и суточная потребность ребенка в сне. На основе полученных данных Щ. были предложены физиологически обоснованные режимы, разработана система воспитания детей раннего возраста ("Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях" / под ред. Щ. и Н.М. Аксариной, М., 1955, 1960.). В ходе исследований были выявлены и описаны особенности поведения младенца, такие как комплекс оживления, особенности детской ходьбы и хватательных рефлексов. Щ. разрабатывал также проблемы сравнительной психологии человека и животных.

И.Е. Сироткина

ЩЕДРОВИЦКИЙ

E-mail Печать PDF

ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929—1994) — российский философ, психолог, методолог, создатель научной школы методологии. Канд. философских наук (1964). В 1946 г. поступил на физический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1949 г. перевелся на второй курс философского фак-та

МГУ (философские вопросы естествознания, логика и методология науки), который закончил в 1953 г. В 1952—1954 гг. создает (вместе с Б.А. Грушиным, А.А. Зиновьевым и М.К. Мамардашвили) Московский логический кружок (МЛК), явившийся предшественником Московского методологического кружка — ММК (1955), который Щ. вел до конца своей жизни. После окончания ун-та работает школьным учителем (1951—1958), одновременно разрабатывает проблемы взаимоотношений педагогики и логики, социологии и психологии; проводит исследования мыслительной деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой деятельности в детском сообществе и т. п. ("Языковое мышление и его анализ" — тема его кандидатской диссертации).

Опыт изучения, с одной стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был отрефлексирован в идее и программе разработки новой (содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии. В 1958 Щ. оставляет преподавание в школе и переходит в Издательство АПН РСФСР. Одновременно работает в отделе теории журнала "Вопросы психологии". Укрепляет и расширяет контакты с психологами, приобретшие регулярный характер начиная с 1954—1955 гг. В 1958 г. организует (совместно с В.В.

Давыдовым и под патронажем П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике (при Обществе психологов СССР), первое официальное междисциплинарное объединение (ММК) — пока еще в основном философов и психологов. В 1960 г. становится научным сотрудником лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где создает программу операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления.

В 1960-е гг. разрабатывает представление об "объективной структуре мыслительной деятельности", реконструируемой методологическими, по преимуществу, средствами и "метод нормативного анализа деятельности".

Используя в качестве системообразующей категорию "норма" (культурная норма), преобразует операционально-деятельностный подход в культурно-нормативный (нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант "теории деятельности". В эти же годы объединяет методологические исследования с системным подходом и разрабатывает основы методологии системно-структурных исследований и разработок (ССМ, позже СМД-методология). Этому способствовал организованный им в 1962 г. (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике при совете по кибернетике АН СССР — одна из форм и стадий развития ММК. С 1965 г. работает в проектно-исследовательских организациях до перехода в 1974 г. в

Московский областной государственный институт физической культуры. В конце 70-х гг. реформирует ММК, который становится органом трансляции практических форм организации мыследеятельности по образу методологического семинара (самого ММК), с его особыми "организованностями" мышления и деятельности, как самовоспроизводящейся формой междисциплинарной коллективной интеллектуальной коммуникации. В 1980-е гг. Щ., совместно с учениками и последователями, разрабатывает и отрабатывает специальные средства такой трансляции — организационно-деятельностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса. Организация и проведение ОДИ, разработка средств их интеллектуально-организационного обеспечения — основная его тема в НИИ ОиПП АПН СССР, куда он в 1980 г. переходит на работу (лаборатория принятия решений и психологии оргуправленческой деятельности).

С 1983 по 1992 г. Щ. работает в проектно-исследовательских организациях.

С 1988 г. организует при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ, а при комитете печатный орган — журнал "Вопросы методологии", в котором он — гл. ред. За период 1979—1991 гг. организовал и провел свыше 90 игр (с количеством участников от десяти до нескольких сот человек), предметно-тематическим содержанием которых были педагогика и психология, наука и производство, право и экология, экономика и управление и т. д. и т. п. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил, воспитал и приобщил к методологическому движению сотни специалистов, демонстрируя и передавая им уникальный опыт педагога-организатора. Основные соч.Щ. представлены в "Избранных трудах", М., 1995.

А.А. Пископпель

"ШЕСТНАДЦАТИ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ" ОПРОСНИК

E-mail Печать PDF

"Шестнадцати личностных факторов" опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF) — личностный опросник, впервые опубликованный Р. Кэттеллом в 1950 г. Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе теории черт.

Разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В) — по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже 8—9 классов). По результатам обследования строится "профиль личности", при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными. При разработке "Ш. л. ф." о. Кэттелл первоначально исходил из так наз. L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Кэттелл осуществил переход (обусловленный трудностями экспертного оценивания) к Q-данным (questionnaire data), т.е. данным, полученным с помощью опросников.

При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Кэттеллом созданы разные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-факторная, соотнесенная с "Ш. л. ф." о. Факторы личности, диагностируемые "Ш. л. ф." о., обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факторов, которые выделены на основе "Q"-данных. Факторы имеют "бытовые" и "технические" названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов.

Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Полный перечень факторов, измеряемых "Ш. л. ф." о., следующий (см. таблицу). Кеттеллом и его сотр., помимо двух основных форм "Ш. л. ф." о., разработаны эквивалентные формы для обследования лиц с различным образовательным уровнем; имеются варианты опросников для детей и подростков. Существует специальное "патологическое" дополнение к "Ш. л. ф." о., которое состоит из 12 клинических факторов — шкал. Возможно групповое обследование.

Л.Ф. Бурлачук

Техническое и бытовое название факторов

Буквенныйиндекс

Положительный полюс

Отрицательный полюс

А

Аффектотомия (сердечность, доброта)

Сизотомия (обособленность, отчужденность)

В

Высокий интеллект (умный)

Низкий интеллект (глупый)

С

Сила "Я" (эмоциональная устойчивость)

Слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость)

Е

Доминантность (настойчивость, напористость)

Конформность (покорность, зависимость)

F

Сургенсия (беспечность)

Десургенсия (озабоченность)

G

Сила "Сверх-Я" (высокая совестливость)

Слабость "Сверх-Я" (недобросовестность)

Н

Пармия (смелость)

Тректия (робость)

I

Премсия (мягкосердечность, сердечность)

Харрия (суровость, жестокость)

L

Протенсия (подозрительность)

Алаксия (недоверчивость)

М

Аутия (мечтательность)

Праксерния (практичность)

N

Искусственность (проницательность, расчетливость)

Безискусственность (наивность, простота)

О

Гипотимия (склонность к чувству вины)

Гипертимия (самоуверенность)

Q.

Радикализм (гибкость)

Консерватизм (ригидность)

Q2

Самодостаточность (самостоятельность)

Социабельность (зависимость от группы)

Q3

Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения)

Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

Q4

Фрустрированность (напряженность)

Нефрустрированность (расслабленность)

Страница 15 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135