Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ШЕФФЛЕ

E-mail Печать PDF

ШЕФФЛЕ Альберт (1831-1903) - немецкий и австрийский экономист, социолог, государственный деятель, основатель "Журнала общего государствоведения". Свою социальную концепцию Ш. сформулировал в развитие идей О. Конта (см.) и Г. Спенсера (см.); в одно время, но независимо от Лилиенфельда (см.), Эспинаса (см.), Вормса (см.).

Суть концепции Ш. в том, что общество - это единый организм и изучать его надо методами естествознания. Органическое единство общества, согласно Ш., является результатом превращения взаимодействующих воль и оценок в коллективное сознание, в дух народа. По Ш., основой развития общества является универсальный закон борьбы за существование, но главным признаком социальности (см.) является наличие ментальной, духовной связи, которая реализуется с помощью символических и технических действий. Главный труд Ш. - "Строение и жизнь социальных тел" (1875-1887).

ШЕФЕР

E-mail Печать PDF

ШЕФЕР (Schafer) Рой (р. 1922) — американский психоаналитик и психотерапевт. Автор концепции психоаналитического повествования. Окончил Нью-йоркский колледж (1943) и Канзасский ун-т (1947, д-р, 1950). Практиковал психоаналитическую терапию.

Работал обучающим и руководящим аналитиком в Центре психоаналитического обучения и исследований Колумбийского ун-та. Преподавал на фак-те психиатрии Медицинского колледжа Корнельского ун-та. В 1965—1967 гг. был первым профессором-психоаналитиком Лондонского ун-тского колледжа и Президентом Западного психоаналитического общества Новой Англии. Был чл. редкол. журналов: "Психоаналитическая психология", "Психоанализ и современная мысль", "Журнал Американской психоаналитической ассоциации" и др.

Занимался исследованием теоретических вопросов классического психоанализа, клиническим анализом аффектов. Изучал проблемы Эго, защитных механизмов, психоаналитической терапии, психоаналитической интерпретации женской психики. Выполнил ряд работ по психоаналитическим принципам и интерпретациям теста Г. Роршаха.

Подробно исследовал и развивал психоаналитическую метапсихологию. Создал концепцию психоаналитического повествования, основанную в значительной мере на разработанном им "языке действия". Автор книг: "Психоаналитическая интерпретация тестов Роршаха" (1954), "Новый язык для психоанализа" (1976), "Язык и понимание" (1978), "Повествовательные действия в психоанализе" (1978), "Аналитическая установка" (1983) и др.

В.И. Овчаренко

ШЕСТОВ

E-mail Печать PDF

ШЕСТОВ Лев (Лев Исаакович Шварцман) (1866—1938) — российский философ и литератор, представитель русского религиозно-философского возрождения начала 20 в. Свою философию в разное время определял как религиозную и экзистенциальную. В 1920 эмигрировал за границу.

С 1921 — в Париже, профессор в Сорбонне. Основные сочинения: "Добро в изучении графа Толстого и Ф. Ницше. (Философия и проповедь)" (1900), "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905), "Начала и концы" (1908), "Potestas clavum" ("Власть ключей") (1923), "Навлах Иова (Странствование по душам)" (1929) и др. После его смерти изданы работы: "Афины и Иерусалим" (1938), "Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)" (1939), "Умозрение и откровение. (Религиозная философия Владимира Соловьёва и др. статьи)" (1964), "Sola fide — Только верою.

(Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь)" (1966) и др. Творческая деятельность Ш. началась с ряда литературно-философских работ. Исключительную роль в становлении философии Ш. сыграли, наряду с произведениями Шекспира, которого Ш. называл своим первым учителем философии, русская литература (прежде всего, в лице Достоевского и Толстого) и философия Ницше. Исходя из глубинного переживания трагичности человеческого существования, Ш. выступал непримиримым критиком рационализма, в силу своих основных предпосылок узаконивающего, по мнению ULL, человеческие страдания. Источник, порождающий ужасы жизни, Ш. усматривал в "страшной власти" необходимости над человеческой жизнью.

Наука, будучи воплощением разума, в своем стремлении упорядочить мир предстает у Ш. как поклонение необходимости и, соответственно, продуцирует принудительное знание, рационализированные истины которого служат орудием управления и господства. Ш. признавал за научными, т.е. логически доказуемыми истинами только ограниченное значение, в противном случае они сами (как орудия необходимости) ограничивают человека как свободное и творящее существо, в чем собственно и заключается, по Ш., призвание человека. Ш. призывал к освобождению от довлеющей власти самоочевидного, общепринятого, общеобязательного, или, говоря иначе, к "беспочвенности", — единственному, что дарует человеку ощущение полета. Системосозидающей установке философского разума Ш. противопоставил опыт "адогматического" мышления, усматривающего истину "в единичном, неповторяющемся, непонятном, всегда враждующем с объяснением" — "случайном", куда не распространяется власть разума.

Особую метафизическую значимость в философии Ш. обретают мгновения, связанные с "порывистостью и свободной внезапностью творческого роста и делания", "когда разум отказывает в своих услугах". Именно в эти редкие мгновения, писал Ш., "только наедине с собой, под покровом тайны индивидуального бытия... вспыхивают последние истины". Глубоко переживая иррациональное в бытии человека, Ш. подчеркивал невозможность ясного и отчетливого представления о великих тайнах мироздания, когда непредсказуемость, неожиданность, чудесность требуют отказа от самого усилия "быть понятыми". Философия для Ш. — не "строгая наука" (он горячо спорил с

Гуссерлем по этому поводу), но "борьба за невозможное", риск и дерзновение, стремление к неведомому; дело философов "не в разрешении проблем, а в искусстве изображать жизнь как можно более таинственной и проблематической". Единственную возможность реализации свободы и творческой мощи человеческой личности Ш. находил в религиозном опыте. Вера для Ш. — это одновременно и "второе измерение мышления", преодолевающее истины разума, освобождающее от власти необходимости, и путь к тому, для кого все возможно, и упование на Бога живого, что, сметая всякую уверенность и прочность, сопряжено с ожиданием, надеждой, тоской, страхом и трепетом. Выступая против рационализации веры и полагая ее как сферу абсурда и парадокса, Ш. сам включается в русло иудейско-христианской философии, которую он, назвав философией откровения, противопоставил философии умозрительной, рациональной. Как философ Ш. был достаточно независим от окружающих течений времени. Наиболее близким себе мыслителем считал Кьеркегора. Определенная близость философии Ш. и экзистенциализма (как течения) не дает оснований к их соединению в силу обособленности, ярко выраженного своеобразия этого мыслителя.

Т.В. Щитцова

ШЕРРИНГТОН

E-mail Печать PDF

ШЕРРИНГТОН (Sherrington) Чарльз Скотт (1857—1952) — английский физиолог и психофизиолог. Специалист в области экспериментальной психологии, общей психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Образование получил в Кембриджском ун-те (бакалавр, 1885).

Работал в качестве преподавателя физиологии в Лондоне в Госпитале Св. Фомы (1887—1893), затем профессором общей патологии Лондонского ун-та (1891—1895). В 1893 г. был принят в Королевское общество. Последующая преподавательская и научно-экспериментальная деятельность Ш. протекала в качестве профессора физиологии Ливерпульского (1895—1913), Оксфордского (1913—1935) и Эдинбургского (1936—1938) ун-тов. С 1914 по 1917 г. он — профессор-исследователь по физиологии в

Королевском ин-те Великобритании. В 1920—1925 гг. избран президентом Королевского общества. В 1932 г. становится лауреатом Нобелевской премии по медицине (совм. с Эдрианом). Награжден орденом "За заслуги" (высший гражданский орден Великобритании), имел двадцать две почетные степени и много др. наград. Был чл. редкол. "British Journal of Psychology" (1904—1935).

По своим философским взглядам принадлежал к "физиологическому идеализму": восприятие объективного мира обусловлено структурными и функциональными особенностями мозга. При этом и материальное, и духовное представляют собой системы, которые лишь вторично взаимодействуют между собой — отсюда его вопрос, в каком месте нематериальное и вечное сознание взаимодействует с нервными клетками мозга ("The Brain and its mechanisms", Cambr., 1934). Проводил свои экспериментальные исследования по физиологии НС, исходя из представления о ней как о целостной системе; ввел понятие "интегративной деятельности НС" ("The integrative action of the nervous system: mammalian physiology", Camb., 1916, в рус. пер.: "Интегративная деятельность нервной системы". Л., 1969). Основной принцип координации, по его мнению, заключается в борьбе различных групп рецепторов за общее двигательное поле.

Кроме того, ввел ряд (теперь общепринятых) терминов из области неврологии и нейропсихологии: "синапс / синаптический", "проприоцептор", "подкрепление", "восстановление", "конечный общий нервный путь", "фракционирование" и др.

Ему принадлежит заслуга классификации рецепторов на экстерорецепторы, проприорецепторы и интерорецепторы. При этом экспериментально показал возможность происхождения дистантных рецепторов из контактных. Указал на важность разграничения подготовительных и завершающих реакций поведения: раздражители дистантных рецепторов являются инициаторами подготовительных реакций, а раздражители контактных рецепторов — завершающих.

Рассматривая процессы эволюции, указывал на значение процессов торможения для эффективности приспособительного поведения. Открытия Ш. в области зрения и эмоций привлекли серьезное внимание психологов. Он опроверг гипотезу о том, что единое видение двумя глазами вызвано анатомическим слиянием двух путей, ведущих от соответствующих точек на двух сетчатках. Напротив, "области возникновения зрительных образов, воспринимаемых левым и правым глазом, в мозгу разделены.

Несомненно, их связывают между собой проводящие пути, но последние не играют никакой роли в визуальной унификации двух образов". Ш. принадлежат важные открытия в области восприятия контрастов, движений глаз.

В своих исследованиях эмоций он одним из первых предпринял попытку экспериментальной проверки гипотезы У.

Джеймса о том, что ощущение изменений в организме предопределяет переживание той или иной эмоции (например, что для возникновения эмоции чрезвычайно важны висцеральные ощущения). Ш. перерезал шейный отдел спинного мозга и блуждающие нервы и в результате продемонстрировал ошибочность этой точки зрения, показав, что хотя висцеральные и органические ощущения и влияют на примитивные эмоции, они скорее усиливают их, а не порождают. К его многочисленным открытиям относятся также демонстрация "значения мышечной активности как для движения, так и для статических поз; открытие того факта, что во время движения противоположные мышцы обоюдно иннервируются, а так же, что многие сложные движения могут быть осмыслены как комбинация простых рефлексов, при которых центральное возбуждение и торможение могут быть алгебраически суммированы. Ш. был и поэтически одаренным человеком (его стихотворения были изданы в однотомнике"The Assaying of Brabantius"), и глубоким философом, интересовавшимся взаимоотношениями души и тела (например, "Goethe on nature and on science", 1942). Он также автор книг: "Text-book of psychology", 1901; "Preface to the integrative action of the nervous system", 1947; "Man on his nature", Cambridge, 1951.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

ШЕРОЗИЯ

E-mail Печать PDF

ШЕРОЗИЯ Аполлон Епифанович (1927—1981) — грузинский философ и психолог, специалист в области проблем бессознательного психического. Д-р философских наук (1967), профессор Тбилисского государственного ун-та (ТГУ, 1968). Чл.-кор. Германской академии психоанализа (Западный Берлин, 1979).

За большой вклад в развитие науки был посмертно награжден золотой медалью этой академии. Окончил ТГУ (1951) и аспирантуру. В 1955—1960 гг. работал н.с. Института философии АН Грузинской ССР. С 1960 г. преподавал философию в ТГУ, а также по совместительству работал в Институте психологии им. Д.Н. Узнадзе АН ГССР. В 1962 г. защитил канд., а в 1967 г. — докт. дис., опубликовав свои исследования в монографии "Философская мысль в Грузии в первой четверти XX века". Наряду с научно-педагогической, занимался организационно-литературной деятельностью: заведовал редакцией философии Грузинской советской энциклопедии (1968), участвовал в создании многотомных изданий, подготовленных Институтом философии АН СССР ("История философии" в 6-ти тт., "История философии народов СССР" в 5-ти тт. и др.). Проблема бессознательного первоначально заинтересовала Ш. в связи с исследованиями философских основ теории установки.

В последствии он начал разработку философских и психологических проблем сознания и бессознательного. В двухтомном труде "К проблеме сознания и бессознательного психического" (1969, 1973, тт. 1—2) изложил свою концепцию взаимоотношений, существующих между системой сознания и бессознательного психического. В следующей книге "Психика, Сознание. Бессознательное" (1979) предпринял концептуальный анализ понимания проблемы бессознательного, избрав в качестве исходного пункта теорию психоанализа и теорию неосознаваемой психологической установки. Антагонизму системы "сознание — бессознательное" в психоанализе Ш. противопоставлял синергизм этой системы в теории психологической установки, опираясь на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

>Был одним из инициаторов и организаторов проведения 2-го Международного симпозиума по проблеме бессознательного (Тбилиси, 1979). В качестве зам председателя Оргкомитета и председателя Программного комитета очень много сделал для подготовки и проведения этого крупного форума психологов. Был ред. (совместно с А.С. Прангишвили и Ф.В. Бассиным) трехтомной коллективной монографии "Бессознательное: природа, функции, методы исследования", подготовленной к изданию в 1978 г. и содержащей материал, исходный для дискуссий на симпозиуме. Был избран представителем Советского Союза в Международной ассоциации динамической психиатрии и чл. редкол. интернационального журнала Академии психоанализа.

Л.А. Карпенко

Страница 20 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135