Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ВЕНГЕР

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВЕНГЕР Леонид Абрамович (1925—1992) — российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор (1973). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В.

Ломоносова (1951) и был направлен по распределению в г. Ленинабад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957 г. — зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста (с 1968).

Научную и научно-практическую работу совмещал с преподаванием в Московском государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина (с 1972). Еще в студенческие годы В. начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца. В 1955 г. защитил канд. дис. на тему: "Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины)", позднее обобщил результаты своих исследований в докт. дис.: "Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте". В 1967 г. выходит книга "Восприятие и действие" (в соавт. с А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко и А.Г. Рузской), а в 1969 — монография "Восприятие и обучение".

В ней представлены результаты многолетних исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского, В. экспериментально обосновал гипотезу А.В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы "предэталонов" (двигательных, а позднее — предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками В. разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста ("Диагностика умственного развития дошкольников", 1978).

>В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом В. в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, т. е. в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста "моделирующих" видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т. п. Полевой эксперимент, проведенный в большом количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений. Концепция В. представлена в монографиях "Генезис сенсорных способностей" (1976) и "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" (1986). Им выпущена также серия книг для родителей "Домашняя школа мышления" (1982—1985), позволяющая развивать способности детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг В. переведен на нем., англ., исп. и япон. языки.

В настоящее время его ученики в основанном ими Детском центре им. Л.А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания ("Развитие", 1994; "Одаренный ребенок", 1995), использующиеся в детских садах многих городов России.

А.Л. Венгер