СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ - один из этапов разработки программы социологического исследования (см.). Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. С.А.О.И. включает в себя также и принцип циклической взаимосвязи генезиса (истории), структуры и функций, принцип гомеостазиса. Принцип взаимосвязи генезиса, структуры и функций предполагает изучение структуры объекта путем выделения ее элементов, их функций и взаимосвязи; описание и объяснение эволюции системы; выяснение того, как данный объект функционирует в системе большей общности. Принцип гомеостазиса предполагает выяснение механизмов, обеспечивающих устойчивость, динамическое равновесие системы. В социологических исследованиях С.А.О.И. используется, как правило, не в виде строгих алгоритмов, а как общие методологические установки исследовательской работы.
>Допустим, исследуется трудовая деятельность молодых рабочих. Цель исследования - выявление мотивов трудовой деятельности, отношения к труду в зависимости от содержания труда и уровня запросов личности работника. Элементами данного объекта являются факторы, детерминирующие отношение к труду. Их можно разделить на три группы.
Первая группа - общие и специфические факторы.
К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Эти факторы, будучи равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности, являются постоянными. К специфическим факторам относятся функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения в коллективе, особенности внетрудовой деятельности рабочего, личностные и ролевые характеристики работника.
Вторая группа факторов - прямые и косвенные. Прямые факторы непосредственно фиксируются и поддаются контролю в объекте исследования: условия, организация, функциональное содержание, система оплаты труда, отношения в коллективе и отношения рабочих с руководством. Косвенные факторы прямой регистрации не поддаются; семейное воспитание, обучение, воздействие средств массовой информации.
>Третья группа - факторы объективные и субъективные. К объективным относятся условия и обстоятельства, образующие независимые от субъекта предпосылки его деятельности, к субъективным - связанные с переработкой внешних условий в сознании и психике индивида Объективные факторы являются стимулами, внешними побуждениями к деятельности, субъективные - мотивами, внутренними побуждениями.
Элементы и связи объекта могут быть изображены графически, с помощью математических моделей или в форме описания. Часть определенных элементов и связей включается в сферу исследования и образует его предмет.
С.А. Шавель
- СКИННЕР
- СКЕПТИЦИЗМ
- СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
- СИТУАЦИЯ
- СИТУАТИВНОСТЬ-ВНЕСИТУАТИВНОСТЬ
- СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
- СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
- СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР
- СИСТЕМОГЕНЕЗ
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
- СИСТЕМА "ТРОПИЗМОВ"
- СИСТЕМА
- СИРС
- СИНХРОНИЗАЦИЯ
- СИНТОННОСТЬ И РЕГРЕССИВНАЯ СИНТОННОСТЬ
- СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРИ
- СИНТЕТИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
- СИНТЕЗ
- СИНКРЕТИЗМ
- СИНИЦА