Ситуация проблемная — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного, не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. С. п. является одним из центральных понятий проблемного обучения.
А.А. Вербицкий
- СКРИПТ
- СКОТИЗМ
- СКОТ ЭРИУГЕНА
- СКОРОХОДОВА
- СКОВОРОДА
- СКЛОННОСТЬ
- СКЛАДЫВАНИЯ ОБРАЗЦОВ ТЕСТ
- СКЛАДЫВАНИЕ
- СКИННЕР
- СКЕПТИЦИЗМ
- СИТУАЦИЯ
- СИТУАТИВНОСТЬ-ВНЕСИТУАТИВНОСТЬ
- СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
- СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
- СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР
- СИСТЕМОГЕНЕЗ
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
- СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
- СИСТЕМА "ТРОПИЗМОВ"
- СИСТЕМА