Синкретизм (в психологии) [греч. synkrētismos — соединение, объединение] — нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это оснований. Ряд исследователей (Э. Клапаред и др.) отмечал синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов. Швейцарский психолог Ж.Пиаже относил С. к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно (часто в форме игры или манипулирования словами) переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. С., согласно Л.С.
Выготскому, имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в процессе последующей практики синкретические связи, соответствующие действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.
Л.А. Карпенко
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
- СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
- СИСТЕМА "ТРОПИЗМОВ"
- СИСТЕМА
- СИРС
- СИНХРОНИЗАЦИЯ
- СИНТОННОСТЬ И РЕГРЕССИВНАЯ СИНТОННОСТЬ
- СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРИ
- СИНТЕТИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
- СИНТЕЗ
- СИНИЦА
- СИНЕСТЕЗИЯ
- СИНЕРГЕТИКА
- СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
- СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ
- СИНДРОМ ЛОЖНОЙ ПАМЯТИ
- СИНДРОМ МИДАСА
- СИНДРОМ ЕЛЬПЕНОРА
- СИНДРОМ ДИОГЕНА
- СИНДРОМ ГЕРЫ