Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) М. и. л. Дифференциация М. и. л. по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются М. и. л.: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентации в построении М. и. л.
Субъектная ориентация представлена проективными и психосемантическими методиками, направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности, уровня притязаний и т.д.). В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.). В третьем аспекте построения и использования М. и, л, личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т.п. В рамках указанной ориентации складывается особый| принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т.п.).
В.А. Петровский
- МЕХАНИЦИЗМ
- МЕХАНИЗЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ РЕЦЕПТОРОВ (ОБЩИЕ)
- МЕХАНИЗМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВОЗБУДИМОСТИ
- МЕХАНИЗМЫ НАУЧЕНИЯ
- МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
- МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ (СЕНСОРНЫЕ МЕТОДЫ)
- МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- МЕТОДЫ ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
- МЕТОДЫ МНОЖЕСТВЕННЫХ СРАВНЕНИЙ
- МЕТОДОЛОГИЯ
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОТЕРАПИИ
- МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
- МЕТОД ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ
- МЕТОД ЭЛЕКТРООКУЛОГРАФИИ
- МЕТОД ТОПОГРАФИЧЕСКОГО КАРТИРОВАНИЯ
- МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА
- МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ
- МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК
- МЕТОД ПОСТОЯННЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ