Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ИЛЛЮЗИИ СВОБОДЫ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Иллюзии свободы — неадекватное отражение осознаваемых границ пространства возможностей. И. с. — вид социальных иллюзий, возникающих у человека (группы людей) в результате неадекватного восприятия действительности (ошибок рефлексии, оценки и самооценки, атрибуции, социальной перцепции, логических ошибок и т. п.), когда какие-либо возможности быть свободным в конкретной ситуации ошибочно расцениваются в качестве необходимых и достаточных для обретения свободы, воспринимаются как полностью реализованные — субъект оценивает себя в качестве достигшего свободы, переживает чувства свободы, хотя на самом деле лишь близко подошел к ней или даже отдалился от нее. Фиксированные социальные И. с. трансформируются в мифы свободы. В результате неразвитости рефлексивной системы, ослабления рефлексии, нарушения рефлексивных процессов, протекающих на различных уровнях деятельности, человек в своем сознании смешивает друг с другом субъективную и объективную свободу или ее стороны (чувственную, рациональную, действенную), абсолютизирует значение какого-либо (не всегда существенного) компонента свободы.

>Исходя из положения о многоуровневой природе рефлексии (В. Лефевр), И. с. условно можно разделить на две группы: И. с. действия и И. с. контроля. И. с. действия (деятельности, жизнедеятельности) являются результатом смешивания желания с хотением (иллюзии свободной воли); абсолютизации роли отсутствия ограничений своих возможностей (которые отождествляются с зависимостями) для достижения свободы, а также ошибки восприятия своей свободы относительно свободы другого; переоценки фактора преодоления зависимостей, границ возможностей для достижения свободы словом (И. с. слова) или действием (И. с. действия) при игнорировании ответственности за последствия своих действий (в условиях абсолютизации роли юмора, игры в преодолении препятствий, реального преодоления иллюзорных границ возможностей или мнимого преодоления реальных границ возможностей); отождествления свободы действия со свободой деятельности (жизнедеятельности) или свободы деятельности со свободой жизнедеятельности, редукции свободы бытия к свободе обладания; ориентации на власть ("авторитаризм"), "разрушительность" или "автоматизирующий конформизм" (Э. Фромм) как на способы достижения свободы в жизни; убеждения, что свобода — это изменение Я, хотя развития, самоактуализации, персонализации при этом не происходит; смешивания усвоения знаний с приобретением опыта, становлением себя мудрым человеком; ошибочного мнения о том, что в условиях любви, брака человек объективно застрахован от потери своей свободы. К множеству И. с. действия относятся И. с. выбора.

Они возникают в случае отождествления свободы с отсутствием необходимости выбирать, отказом от выбора (например, феномен "отодвинутого риска") или при отождествлении свободы с альтернативностью выбора в результате восприятия иллюзорной альтернативности действия в качестве реальной, стремления к пути бинарных выборов, действия иллюзии тотальной свободы — "обреченности человека на свободу" (Ж.-П. Сартр) и др. И. с. контроля — последствия манипулирования с фактором контроля над желаниями и поведением (нивелирования или переоценки фактора контроля, абсолютизации его роли для достижения свободы), являются результатом ошибочного представления о полном самоконтроле за своим поведением, состоянием, желаниями, а также о полном контроле над другим человеком или группой; ошибочного мнения о сохранении своей индивидуальности (как необходимого условия свободы) при конформном поведении; ошибки атрибуции — добровольной передачи функций самоконтроля, ответственности, собственной проблемы другому; переоценки, признания достаточными для достижения свободы осознания необходимости, владения информацией без готовности действовать в соответствии с познанной необходимостью. Рефлексия на собственные И. с., опыт их преодоления позволяют совершенствоваться в умении распознавать социальные манипуляции, быть более реалистичным, адекватным на пути достижения истинной свободы.

Е.И. Кузьмина