Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ИЛЬЕНКОВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924—1979) — российский философ, психолог, педагог. Д-р философских наук (1968). Окончив школу, в сентябре 1941 поступил на философский фак-т Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ).

В октябре 1941 — эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 он становится студентом философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, куда влились факультеты ИФЛИ. В июле 1942 г. вместе с МГУ переезжает в Свердловск, где в августе 1942 г. призывается в армию. Закончил войну в Берлине, награжден боевыми орденами и медалями. С августа 1945 г. И. — литсотрудник артиллерийского отдела газеты "Красная Звезда". С февраля 1946 — снова студент философского фак-та МГУ, который заканчивает в 1950 г. После МГУ — аспирантура. Под руководством Т.И. Ойзермана готовит и в 1953 г. защищает канд. дис. на тему: "Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К. Маркса "К критике политической экономии"". С 1953 г. и до последних дней жизни И. работает в секторе Диалектического материализма Института философии АН СССР. В 1965 г. за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает И. премию имени Н.Г. Чернышевского.

В 1968 г. И. защищает докт. дис.: "К вопросу о природе мышления". В ряде своих работ ("Об идолах и идеалах" (1968), "Учитесь мыслить смолоду" (1977), статьях "Психика и мозг" (1968), "Психика человека под "лупой времени" (1970), "Становление личности: к итогам научного эксперимента" (1977), "Что же такое личность?" (1979), рукописи "К вопросу о психическом, субъективном" и др.) — затрагивает и предельно обостряет фундаментальные проблемы психологии и педагогики: источники "человеческого в человеке", начала психического развития, природу личности (ее способностей и способов самоопределения в человеческой общности) и индивидуальности, генезис сознания и самосознания, становление воображения и мышления в процессе образования, функции эстетического воспитания как основы духовного и личностного роста человека. Для научной позиции И. характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, являются разными уровнями одной и той же науки. В своих трудах И. широко пользуется понятием "теоретическая психология", тем самым точно выражая своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются. Профессионально ориентируясь в психологических материалах, И. не просто обобщал их в виде "суммы примеров" для иллюстрации тех или иных философских положений.

Он стремился "поднять" эти материалы до уровня их категориального осмысления, вписать их в общую картину мира человека и его культуры. Такова, например, оценка И. результатов эксперимента коллектива И.А. Соколянского — А.И. Мещерякова по формированию психики слепоглухонемых детей в Загорском детском доме, который он считал "испытательным полигоном" для общественных наук (на этом материале им дано теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане). Аналогичным образом И. оценивал и результаты поисков коллектива Д.Б. Эльконина — В.В.

Давыдова в области разработки проблем развития мышления школьников; с другой стороны, его работы оказали решающее влияние на формирование научной позиции В.В. Давыдова. В центре внимания И. была также проблематика, связанная со "всесторонним и гармоничным развитием личности", которое понималось им с позиций немецкой классической философии К. Маркса, а не партийно-правительственных документов советского времени. И. показывал нелепость трактовки этой всесторонности и гармоничности как "всезнайства" и "всеумейства". Он выдвинул и обосновывал концепцию универсальных и специальных способностей личности.

Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст. Он четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Ключевой среди первых является, по И., продуктивное воображение.

С его точки зрения, воображение — это прежде всего умение "видеть целое раньше частей", а это, в свою очередь, проявляется в способности человека смотреть на мир и самого себя "глазами других людей", в пределе — всего человеческого рода. Отсюда — в воображении нет ничего исключительного, это — норма развития, всеобщечеловеческий способ постижения действительности. Формулируя представления о личности как человеческой индивидуальности, И. исходил из того, что в отличие от индивидуальности биологической (и любого другого "единичного") личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или иной специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом "ансамбля всех общественных отношений". И. подчеркивал особую роль идеального (кристаллизованных в "теле" исторической культуры преобразовательных сущностных сил общественного человека, "всеобщих схем" его деятельности) в становлении личности. В этих пунктах наиболее отчетливо проступает общее теоретическое кредо И. — решительное отвержение натурализма и последовательное утверждение деятельностного подхода в истолковании реалий специфически человеческого бытия. Им разработана также концепция личности (по Гегелю — "всеобщей" индивидуальности, в отличие от "дурной") как творца общего и значимого для всех содержания культуры. В таком понимании жизнь личности как бы продлена в судьбах других людей, общностей, рода в целом, а сама личность обладает модусом социального и психологического бессмертия. И, наоборот, личностная смерть может наступить раньше физической, если целостный человек становится "производной" от своих же собственных "проекций" — ролей, профессиональных позиций, штампов сознания, схематизмов поведения и т. д., "механизмом" их монотонного тиражирования. В настоящее время ряд идей И. развивается представителями новых генераций психологов — В.А.

Петровским, В.К. Шабельниковым, А.В. Суворовым, В.Т. Кудрявцевым и др. И. автор многих научных и публицистических работ, среди них монографии: "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса", 1960; "Диалектическая логика", 1974 (2-е изд. — 1984); "Философия и культура", 1991 и др.

В.Т. Кудрявцев, А.В. Суворов