Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

БОЛЕЗНИ ПСИХИЧЕСКИЕ

E-mail Печать PDF

Болезни психические — изменение деятельности головного мозга, при которых психика и поведение не соответствует окружающей действительности, отражает ее искаженно (в последнее время вместо термина "болезнь" в отношении психического нарушения предпочитают использовать термин "расстройство"). Различают более грубо выраженные формы Б. п. — психозы, и более легкие — неврозы, психопатические состояния, некоторые формы аффективной патологии. Феномен болезни — реальное событие, объект; состоит из отдельных признаков, связанных едиными этиологией (этиологический принцип утверждает, что у любых наблюдаемых последствий обязательно должна быть причина) и патогенезом (происхождение и развитие болезни). В зависимости от этиологической (причинной) принадлежности выделяют следующие группы заболеваний: эндогенные (хромосомные, наследственные, патогенез которых обусловлен в основном изначально внутренними механизмами), экзогенные (этиологический фактор, действуя из внешней материальной среды, при взаимодействии с организмом вызывает его повреждение), психогенные (этиологическим фактором выступает микросоциальный конфликт, психотравма), соматогенные (причиной психического расстройства является первично нецеребральное соматическое страдание, изменяющее внутреннюю среду организма; эта измененная среда становится патогенным фактором для функционирующего мозга).

В. М. Блейхер, И. В. Крук

БОЛДУИН

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

БОЛДУИН (Baldwin) Джеймс Марк (1861—1934) — американский психолог, социолог, философ конца XIX — начала XX в. Сфера интересов: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Автор теории генетической эпистемологии.

Образование получил в Принстонском ун-те (бакалавр, 1884; магистр, 1887; д-р философии, 1889). В последствии — почетный д-р ряда зарубежных ун-тов (в Оксфорде — 1900; Женеве — 1909; почетный д-р права Университета Глазго — 1901 и др). В 1987 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической Ассоциации (APA). Профессиональную деятельность начал в Принстонском ун-те в должности преподавателя французского и немецкого языка (1886—1887). После защиты докт. дис. (1887) Б. — профессор философии ун-та

Лэйк-Форест (1887—1889), затем профессор логики и метафизики Торонтского ун-та (1889—1893), где организовал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1893—1903 г.г. — профессор психологии Принстонского университета. С 1903 по 1909 г. — профессор философии и психологии ун-та Джона Хопкинса, где в организованной им экспериментальной лаборатории велись известные исследования времени "запечатления" и визуальных иллюзий, публиковались переводы и обзоры по новой эмпирической психологии. Однако с 1903 интерес Б. к эмпирическим исследованиям угасает. Он разделяет точку зрения У.

Джеймса, убежденного в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные психологические проблемы, и обращается к философскому и социологическому подходу в психологии. В 1903 г. Б. пишет полемические статьи о детском развитии и по проблемам социальной психологии. В последние годы работы в ун-те Дж. Хопкинса трудится над теорией, получившей теперь название "генетической эпистемологии". Хотя многие исследователи взглядов Б. на психологию считают, что он занимался возрастной психологией в современном ее понимании, в действительности он был движим фундаментальными философскими проблемами, в основном касавшимися приобретения знаний и типологии знания.

>Это привело его к эпистемологии, синтезировавшей законы индивидуального развития с эволюционными концепциями XIX века (биогенетический закон). Главным достижением Б. было введение понятия "круговой реакции", предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Исходя из этого, Б. развил социальную возрастную психологию, даже более радикальную, чем принятую у Дж.Г. Мида и Ч.Х. Кули: "Индивидуум — социальный результат, а не социальная единица", — считал он. Эпистемология была описана им как "наследство социума", а мышление — как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания.("Genetic Theory of Reality", Plenum. 1915). Б. стоял у истоков развития социальной психологии в Америке: утверждал необходимость диалектического подхода к анализу духовного развития, т. е. изучению личности с социальной точки зрения и изучению общества с точки зрения личности; отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, т. к. в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам и т. п., но тем не менее у них могут проявляться различия в скорости усвоения знаний, в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе и т. п.; доказывал, что процесс социализации влияет на формирование самооценки. ("Social and Ethical Interpretations in Mental Development". 1897). С позиций общественных норм и ценностей Б. рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениальность.

Для него в исследовании одаренности важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными, но и проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Т. о., гений и общество должны быть согласны относительно пригодности и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям.

Исходя из такой оценки одаренности, Б. настаивал на необходимости общественного воспитания и обучения всех детей, в частности обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму "предупражнения", но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Эти идеи Б. обобщил в трехтомном труде "Генетическая логика" ("Thought and Things or Genetic Logic", vol. 1—3. 1906—1911), где обосновал концепцию познавательного развития ребенка, стадии развития, влияние социального окружения на познавательное развитие ребенка. Его идеи оказали влияние на формирование концепции Ж. Пиаже, который обучался в Женевском ун-те у одного из ближайших друзей Б. — Э. Клапареда. В истории психологии Б. известен также как организатор науки: им основаны такие авторитетные издания, как "

;Психологическое обозрение", "Психологические монографии", "Психологический бюллетень" (совместно с Дж.М. Кэттеллом).

Изданный в 1901—1906 годах под его редакцией "Словарь философии и психологии" (Dictionary of Philosophy and Psychology". Vol. 1—4) был значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался. Научные труды Б. переводились на многие иностранные языки. Однако в 1919 г. его научная карьера нелепо оборвалась. Он переехал в Париж, был профессором Высшей школы общественных наук, но к концу жизни был совсем забыт психологами. Тем не менее последние споры о философских основаниях психологии возрождают интерес к его научному наследию. Кроме упомянутых Б. издал еще ряд фундаментальных трудов: "Mental Development in the Child and Race". 1895; "Handbook of Psychology" / Vol. 1—2, 1889—1991; "History of Psychology" / Vol. 1—2, 1913. В рус. пер. издано: "

;Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы", М., 1911; "Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии", М., 1913; "Психология и ее методы: психология генетическая, физиологическая, экспериментальная, педагогическая и социальная". Спб., изд-во "Вестник знания", б/г.

Л.А. Карпенко

БОКЛЬ

E-mail Печать PDF

БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (1821-1862) - британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта (см.). Главное сочинение - незаконченная двухтомная "История цивилизации в Англии" (1857-1861).

Предпринял попытку применить к истории закон причинности в духе материализма, отвергая соответствующие гипотезы о предопределении, сверхъестественных вмешательствах либо господстве случайностей и тем самым "поднять историю на один уровень с другими отраслями знания". Особое внимание обращал на статистически значимые составляющие в поведении больших масс людей. Установил, что "все должно быть результатом двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человеческого на внешние явления".

Разделял представления географического детерминизма, объясняя эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже "общего вида природы". Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение (районы возникновения древнейших цивилизаций и пояс тропиков), которые способствовали процессу подчинения человека природе.

Пищу Б. трактовал как вторичный фактор, зависящий от климата и почвы, при этом "почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом - энергия и постоянство самого труда". Главным фактором исторического развития считал умственный прогресс и накопление практических знаний и умений людей. "Умственный фактор" трактовал как "истинный двигатель" общественной эволюции, что "может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий". Б. признавал важную роль безграничной "энергии человека" в сравнении с ограниченностью ресурсов природы. Прогрессизм и научная основательность Б. сделали его труды весьма популярными (но только кратковременно - лишь в третьей четверти 19 в.).

А.А. Грицанов

БОЙКО

E-mail Печать PDF

БОЙКО Евгений Иванович (1909—1972) — российский психолог, д-р психологических наук (1963), профессор (1966). Закончил в 1931 лингвистическое отделение Московского педагогического ин-та (второго МГУ). Работал в Институте К.

Маркса — Ф. Энгельса — В.И. Ленина при ЦК ВКП(б) (1931—1936), участвовал в издании трудов классиков марксизма (хотя сам в партии не состоял). В 1945 г. перешел в Институт психологии АПН РСФСР, где с 1952 г. заведовал лабораторией и защитил докт. дис.: "Время реакции человека". Основное направление научной деятельности Б. — экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов высших форм психической деятельности человека (мышления, речи).

Считал, что важнейшая задача психологической науки состоит в соотнесении субъективных явлений с их материальными механизмами, в становлении объективных закономерных отношений между субъективным миром и материальными процессами мозга. В то же время подчеркивал, что в описании субъективных явлений содержится важная информация о работе мозга как материального органа и потому психология должна занять место в комплексе наук, изучающих работу нервной системы и поведение.

Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры "подкрепления", но имеют при этом строго детерминированные нейрофизиологические основания своего возникновения.

Вместе со связями ассоциативными ("замыкательными") динамические временные связи образуют сложные и гибкие функциональные структуры, лежащие в основе различных форм умственной деятельности человека. При их посредстве у человека осуществляются психофизиологические реакции на слово и на совместное действие словесных и непосредственных раздражителей.

Некоторые их виды стали объектом экспериментального изучения в лаборатории.

Для этой цели разработана и применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с помощью другой, пробной, реакции, скрытые периоды которой используются как главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Для реализации методики тестирующего стимула в эксперименте Б. предложил ряд технических устройств (большой, малый и портативный пульты). В ходе проведенного по этой методике цикла экспериментальных работ были получены данные, показывающие, что динамические временные связи образуются в результате как усиления одних элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов, порождение информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения. Автор монографий: "Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи)", М., 1976; "Мозг и психика", М., 1969; "Время реакции человека", М, 1964.

Т.Н. Ушакова

БОДРСТВОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ

E-mail Печать PDF

Бодрствования нарушения — нарушение цикла "сон-бодрствование", регулируемого неспецифическими механизмами мозга (ретикулярной формацией ствола и др.). Б. н. возникает при поражении различных уровней неспецифической системы мозга, включая кору больших полушарий (особенно при поражении гипоталамической области мозга). Б. н. могут быть следствием невротического заболевания. Проявляются в виде повышенной сонливости или бессонницы, а также в виде нарушении нормальной периодичности смены сна бодрствованием. Б. н. отражает нарушения в работе "биологических часов" могут быть вызваны искусственно (например, при смене часового пояса при перелетах). Б. н. имеют возрастные особенности, компенсируются с помощью различных фармакологических воздействий, а также с помощью психотерапии.

Е. Д. Хомская

Страница 406 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135