Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

БРОДЕЛЬ

E-mail Печать PDF

БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (1902—1985) — французский историк-мидиевист, представитель школы "Анналов", возглавивший редколлегию журнала "Анналы: экономики, общества, цивилизации" в 1956. Окончил лицей Вольтера и Сорбонну. С начала 1920-х до середины 1930-х Б. — преподаватель одного из лицеев в Алжире (первая научная статья — "Испанцы в Северной Африке" — была опубликована в 1928). С 1949 — зав. кафедрой современной цивилизации в

Коллеж де Франс, председатель жюри по защите диссертаций по истории. Главный администратор созданного по его инициативе "Дома наук о человеке" (с 1962). Почетный доктор университетов Брюсселя, Оксфорда, Мадрида, Женевы, Варшавы, Кембриджа, Лондона, Чикаго.

Основные сочинения: "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв." (в 3-х томах, 1979; т.1 был издан в 1967), "Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II" (1949), "История и социальные науки. Длительная временная протяженность" (1958), "Записки об истории" (сборник статей, 1969) и др. Главными характеристиками понимания истории по Б. выступают определенная "конфронтация" географии и собственно истории (главный "персонаж" исторического исследования у Б., как правило, — географический ареал), а также весьма своеобычная диалектика пространства — времени, находящая свое выражение в идеях эшелонированности исторической действительности и циклического характера эволюции общества. Б. полагал правомерным рассмотрение исторической реальности в разных преломлениях, помещая быстротечные событийно-политические феномены на ее верхний уровень, долговременные социально-экономические тенденции — на средний, и, наконец, вневременные природно-географические константы — на нижний.

Теория о множественности времен в истории (предшественником Б. в которой выступал Г.Гурвич) постулировала таким образом наличие трех основополагающих типов длительности, присущих разным уровням исторической реальности: а) "время чрезвычайно большой протяженности", протекающее на природном (время природных ритмов) и макроэкономическом (время экономических структур) уровнях и "как бы неподвижное"; б) время больших "циклов" и хозяйственных "конъюнктур" (длящееся в социальной сфере); в) краткое и "нервное" время "короткого дыхания" — время событий.

Человеческая свобода оказывается, по мнению Б., не более чем "пеной" на поверхности "океана" неподвижных "структур". Анализируя в традициях "Анналов" течение "глобальной истории", Б. вычленяет в ее границах экономическую, социальную, политическую и культурную "системы", включающие в себя далее ряд "подсистем". По Б., "согласно этой схеме, глобальная история (или, лучше сказать, история, имеющая тенденцию к глобальности, стремящаяся к тотальности, но никогда не могущая стать таковой) — это исследование по меньшей мере этих четырех систем самих по себе, потом в их взаимоотношениях, в их взаимозависимости, их чешуйчатости". Реконструкция глобальной истории являет собой у Б. уяснение динамики взаимосвязанных уровней исторической действительности, которая осуществляется не в форме их единонаправленной, синхронизированной и равноускоренной эволюции, а представляет неравномерные и смещенные во времени движения, поскольку каждой исторической реальности свойственен собственный специфический временной ритм. (Применительно к исследованию "Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II" Б. отмечал: "единственная проблема, которую мне нужно было решить, заключалась в том, чтобы показать, как разные времена движутся с разной скоростью".) Легитимизировав в научном обороте исторической науки понятие "длительная временная протяженность" (longue duree), Б. подчеркивал, что главной сферой его исследовательских интересов является "почти неподвижная история людей в их тесной взаимосвязи с землей, по которой они ходят и которая их кормит; история беспрерывно повторяющегося диалога человека с природой... столь упорного, как если бы он был вне досягаемости для ущерба и ударов, наносимых временем". Осуществляя в ставшем классическим исследовании "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв." детальный анализ трех пластов экономической жизни человечества (материальной повседневности, рыночной экономики и капитализма) в их эволюции, Б. пытался ответить на вопрос, сформулированный в первом издании первого тома книги в 1967: "...каким образом тот строй, та сложная система существования, которая ассоциируется с понятием Старого порядка... могла прийти в негодность, разорваться; как стало возможным выйти за ее пределы...

Как был пробит, как мог быть пробит потолок? И почему лишь в пользу некоторых, оказавшихся среди привилегированных на всей планете?" Архитектоника монументального труда Б. оказывается созвучной его трактовке природы и сущности общественных процессов, имевших место в данный исторический период.

Первый том был посвящен рассмотрению структур повседневной жизни людей, которые, согласно Б., выступали в качестве "правил, которые слишком долго удерживали мир в довольно трудно объяснимой стабильности". Содержание второго тома демонстрировало процессы сосуществования и постепенного взаимопроникновения структур рыночной экономики, с одной стороны, противостоявшей, по Б., "массиву инфраэкономики", т.е. материальной повседневной жизни людей (питание, одежда, жилище, техника, деньги), — с другой. Приметы же капитализма в этот период Б. усматривал в спекулятивных операциях, торговле на дальние расстояния и процедурах банковских кредитов. Третий том излагал возможные подходы к проблеме организации истории мира во времени и пространстве: эксплицировались механизмы чередования (на протяжении пяти или шести веков) господства определенных экономически автономных регионов планеты (Венеция, Генуя, Англия и т.д.). Исторические изыскания Б. не только (в известной степени вопреки "историко-психологическому духу" "Анналов") продемонстрировали возможность создания экономически-центрированной, однако при этом полифакторной истории общества, но и явились образцом сочетания классических традиций системной философии истории и новаторских интеллектуальных методик и приемов второй половины 20 в. (См. также "Анналов" школа.)

А.А. Грицанов

БРИЛЛ

E-mail Печать PDF

БРИЛЛ (Brill) Абрахам (1874—1948) — американский психиатр, первый психоаналитик и лидер психоанализа в США. Первый американский переводчик трудов З. Фрейда, учитель ряда американских психоаналитиков.

В юности переехал из Австрии в США (1889). Окончил Нью-Йоркский городской колледж (1898), Нью-Йоркский ун-т (1901) и медицинский колледж Колумбийского ун-та (д-р медицины, 1903). Испытал влияние философии Б. Спинозы. В 1903 г. поступил на работу в

Нью-Йоркскую государственную больницу. Изучал невропатологию и психиатрию в Нью-Йоркском институте психиатрии под руководством А. Майера. Занимался психотерапией и в качестве одного из ее основных средств использовал гипноз. В 1907 г. прошел стажировку в

Парижских больницах (Сальпетриер, хосписе) и психиатрической клинике Цюрихского ун-та (Бургхельцли) у Э. Блейлера. Сотрудничал с К. Абрахамом и К.Г. Юнгом, которые ознакомили его с теорией и практикой психоанализа. Совместно с Э. Джонсом посетил З. Фрейда в Вене. После знакомства с З. Фрейдом, его новейшими идеями и результатами психоаналитической терапии увлекся психоанализом. В 1908 г. вместе с Э.

Джонсом принял участие в работе первого Международного психоаналитического конгресса в Зальцбурге. В 1908 г. вернулся в Нью-Йорк. Открыл частный кабинет и стал практикующим психоаналитиком. В 1908—1910 гг. был единственным врачом-психоаналитиком в США. Обучал психоанализу Дж. Патнема, С. Джеллиффа и др. В 1909 г. встречал и сопровождал З. Фрейда, К.Г. Юнга и др. психоаналитиков во время их визита в США. В 1910 г. начал чтение лекций по психоанализу в Колумбийском университете. Получил признание как переводчик и комментатор трудов З. Фрейда и других психоаналитиков. В 1911 г. организовал

Нью-Йоркское психоаналитическое общество и принял активное участие в создании Американской психоаналитической ассоциации. Несколько раз избирался президентом этих организаций. Руководил работой ряда конгрессов Американской психоаналитической ассоциации (1920, 1929—1935). Опубликовал серию статей по проблемам исследования и терапии неврозов.

Особенно интересовался вопросами психического самоубийства, шизофрении, культурантропологическими моментами восприятия запахов, динамики остроумия и юмора, оговорками и др.

Оценивал остроумие как сознательный механизм продуцирования удовольствия и высокую степень развития цивилизованного человека. Исходя из психоаналитического понимания природы и сущности человека и гуманитарных ценностей, выступал против уголовного преследования гомосексуалистов. В 1912 г. опубликовал работу "Психоанализ: его теория и применение", ставшую первой американской книгой по психоанализу. В 1924 г. перевел десять работ З. Фрейда, а в 1938 г. опубликовал все его основные труды. В 1927 г. был соорганизатором первого общеобразовательного комитета Нью-Йоркского психоаналитического общества. В 1933 г. стал первым председателем отделения психоанализа при

АПА. В 1947 г. подарил свою личную библиотеку Нью-Йоркскому психоаналитическому институту. Оказал большое влияние на распространение психоанализа в Америке и внедрение психоаналитических идей в современную культуру. Автор книг: "Фундаментальные концепции психоанализа", (1921); "Вклад Фрейда в психиатрию", (1944), "Лекции по психоаналитической психиатрии" (1946) и др.

В.И. Овчаренко

БРИГАДИР ОПРОСНОЙ СЕТИ

E-mail Печать PDF

БРИГАДИР ОПРОСНОЙ СЕТИ - руководитель группы лиц (анкетеров, интервьюеров, наблюдателей и т.д.), ведущих сбор первичной социологической информации в ходе проведения полевого социологического исследования.

Крупные социологические опросы, особенно проводимые в сжатые сроки (оперативные исследования), требуют привлечения значительного числа исполнителей, а значит и четкой организации их работы.

Социологические институты, центры, лаборатории, формируя опросную сеть в своих регионах, привлекают к этой работе, как правило, лиц с высшим образованием, но различных профессий. Зачастую это аспиранты, студенты вузов, учителя, библиотекари, пенсионеры, домохозяйки, безработные, использующие массовые опросы как временный вид занятости. Б.О.С. назначаются руководителем полевого исследования из числа профессиональных социологов, обладающих хорошими организаторскими способностями.

>В функции Б.О.С. входит:

1) Оптимальный подбор конкретных исполнителей для определенных видов полевых работ; распределение участков работ; определение объема работы для каждого конкретного исполнителя; определение сроков выполнения поставленной задачи.

2) Обучение и подготовка исполнителей для работы в поле: проведение коллективного инструктажа, при необходимости - индивидуальное инструктирование, предусматривающие общее знакомство с целями и задачами исследования, доскональное изучение инструментария, акцентирование внимания на самых сложных моментах работы, определение последовательности ее выполнения. В подготовку исполнителей входит также знакомство с объектом исследования, принципами отбора респондентов, если это входит в задачу анкетера или интервьюера. (Руководитель полевого исследования оговаривает с интервьюером правила заполнения маршрутного листа; порядок сдачи заполненных социологических документов.)

3) Обеспечение исполнителей комплектами исследовательских документов (анкетами, бланками интервью, опросных листов, маршрутных листов и т.д.).

4) Выдача письменных инструкций каждому исполнителю, обеспечение их необходимыми сопроводительными документами для работы в поле - удостоверениями интервьюера, анкетера.

5) Регулирование конфликтных ситуаций и оперативное устранение трудностей, которые могут возникнуть в ходе полевого опроса между лицами, ведущими сбор первичной социологической информации и респондентами, руководством предприятий, местными властями и т.д.

6)

Осуществление контроля за содержанием работы и ходом ее проведения. Тщательная проверка заполнения каждого опросного документа и выборочная проверка соблюдения условий маршрута опроса. Контроль за соблюдением сроков выполнения полевых социологических опросов.

7) Прием заполненных опросных документов, их учет и хранение.

При необходимости Б.О.С. осуществляет организацию кодировки анкет. Проводит подготовку и передачу инструментария для последующей математической обработки. Осуществляет сбор индивидуальных отчетов непосредственных исполнителей и подготовку итогового отчета о ходе проведения полевого опроса на данном участке.

О.Г. Лукашова

БРЕНТАНО

E-mail Печать PDF

БРЕНТАНО (Brentano) Франц (1838—1917) — австрийский философ и психолог, профессор философии Вюрцбург-ского ун-та (1872) и Венского ун-та (с 1874), в котором преподавал философию в течение 20 лет. Учитель З. Фрейда.

Начинал свою деятельность в качестве католического священника. После принятия доктрины о непогрешимости Римского папы отказался от сана и занялся философией. Считался одним из лучших знатоков философии Аристотеля (384—322 до н.э.) и Фомы Аквинского (1226—1274). Особое внимание уделял исследованию проблем философской психологии и непосредственно психологии. В 1874 г. опубликовал книгу "

;Психология с эмпирической точки зрения", оказавшую влияние на формирование нового понимания возможностей психологии как науки и ее состояния на тот момент. В 1874—1875 гг. университетский цикл его лекций по философии прослушал З. Фрейд, который впоследствии изучал философию у Б. в приватном порядке. По рекомендации Б.З. Фрейду доверили осуществить перевод с английского языка сочинения философа Дж. Стюарта Милля (1806—1873). Б. проводил четкую границу между физическими и психическими феноменами.

Полагал, что родовым (общим) признаком психических феноменов (в отличие от физических) является интенциональность, поскольку сознание всегда есть отношение к чему-либо. Основной задачей психологии считал исследование психических феноменов. Подразделял психологию на дескриптивную (описывающую и классифицирующую последние элементы, из которых строится сознание) и генетическую (устанавливающую законы сознания). Придавал большое значение внутреннему опыту человека.

Был учителем и предшественником основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859—1938) и ряда других мыслителей своего времени. Оказал влияние на развитие различных психологических и философских школ, в том числе на экзистенциальную философию Мартина Хайдеггера (1889—1976) и др. Автор книг: "О происхождении нравственного сознания" (1889), "Четыре фазы философии" (1895) и др.

В.И. Овчаренко

БРЕЙЕР

E-mail Печать PDF

БРЕЙЕР (Breuer) Иосиф (1842—1925) — австрийский врач и психолог. Чл.-кор. Венской академии наук (1894). Учитель, друг, коллега и соавтор З. Фрейда. Был учеником Э. Геринга. С 1868 г. работал приват-доцентом. В 1871 г. занялся частной врачебной практикой. Как практикующий врач и исследователь занимался различными проблемами анатомии и физиологии, в том числе вопросами дыхания, чувства равновесия и др.

Описал рефлекс регуляции дыхания с участием блуждающего нерва. Обнаружил, исследовал и определил роль полукружных каналов. Изучал и лечил различные психонервные заболевания. Использовал технику гипноза.

Дружил с физиком Эрнстом Махом и разделял некоторые его философские идеи, с которыми познакомил З. Фрейда. В начале 80-х гг. обратил внимание З. Фрейда на то, что в основе неврозов лежат "альковные тайны", хотя сам не придал этому факту должного значения и впоследствии разошелся с З. Фрейдом в связи с различным пониманием места и роли сексуальности в человеческой жизни. В 1880 г. начал лечение Анны О.

(Берты Паппенгейм), которое сыграло большую роль в разработке новых представлений о природе и специфике психонервных заболеваний и соответствующих методах психотерапии. В 1882 г. рассказал З. Фрейду об этом случае и возможностях новых вариантов психотерапии. З. Фрейд уклонился от предложенного ему сотрудничества, но в 1889 г. попытался использовать гипнотическую технику И. Брейера. Получил положительные результаты в диагностике и терапии истерии. С 1892 г. совместно с З.

Фрейдом занимался изучением и терапией психонервных заболеваний. Предварительные итоги их работы были опубликованы в сообщении "О психическом механизме истерии", "Исследование истерии" (1895). Совместно с З. Фрейдом разработал новый метод лечения, названный им катарсическим методом (метод Брейера — Фрейда, метод гипнокатарсиса).

По оценке З. Фрейда, этот метод стал "предварительной ступенью психоанализа".

В.И. Овчаренко

Страница 403 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135