Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ

E-mail Печать PDF

Внутренняя картина болезни — структурированное образование субъективной стороны заболевания, включающее различные уровни отражения болезни в психике субъекта. Термин ввел отечественный терапевт А. Р. Лурия (1944) в развитие идей А. Гольдштейна (1926) об "аутопластической картине заболевания" — субъективном компоненте общей картины соматического заболевания. Наряду с объективно обнаруженными изменениями и связанными с ними ощущениями, обширная зона психической активности заболевшего человека начинает фокусироваться на страдании.

Став фактом сознания аллопластическая объективная картина болезни (отражает функциональные и органические изменения, связанные с заболеванием) с неизбежностью начинает подчиняться и законам субъективного (А. Ш.

Тхостов, 2002). В. к. б. не является калькой аллопластической и не всегда совпадает с ней. Болезнь приобретает для пациента свой психологический смысл. Д. Липовски (1983) изучает следующие типы реакций на информацию о заболевании ("значение болезни"): болезнь-угроза (реакции: противодействие, тревога, уход, борьба); болезнь-утрата (реакции: депрессия, ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание); болезнь-выигрыш (реакции: безразличие, жизнерадостность, враждебность по отношению к врачу); болезнь-наказание (реакции: стыд, угнетенность, гнев).

В. к. б. — "продукт" собственной активности субъекта, формируется в своих более или менее развернутых формах при любом заболевании. В. к. б. — это основной комплекс вторичных, психических по своей природе, симптомов заболевания, который в ряде случаев может осложнять течение болезни, препятствовать успешности лечебных мероприятий и тормозить ход реабилитационного процесса. Он может сам по себе стать источником стойкой инвалидизации пациента (В. В.

Николаева, 1987). Традиционно в медицинской психологии анализируются четыре уровня В. к. б.: (1) чувственный, уровень ощущений; (2) эмоциональный, связанный с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия; (3) интеллектуальный, связан с представлением, знанием пациента о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возможных последствиях; (4) мотивационный, связан с определенным отношением пациента к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья. Между этими компонентами возможны различные соотношения (В. В. Николаева, 1987).

Формирование В. к. б. предполагает ряд этапов, среди которых: сенсологический, оценочный, этап отношения к болезни.

Сенсологический этап включает в себя дискомфортный компонент (неприятные ощущения различной степени выраженности с неопределенной локализацией являются ранними симптомами угрозы соматической болезни; состояние дискомфорта — ранний психологический признак морфофункциональных изменений), алгический компонент (дискомфорт может перерасти в болевые ощущения); дефицитарный компонент (переживание чувства собственной неполноценности, ограничения возможностей).

Оценочный этап — результат интрапсихической переработки сенсологических данных. Именно на этом этапе в основном складывается В. к. б. заболевшего человека. В зависимости от преморбидных особенностей его личности, ситуации, в которой он находится (в семье, на работе, пр.), специфика заболевания В. к. б. приобретает индивидуальную окраску.

Выделяют следующие типы соматонозогнозий (отношения к болезни): (а) нормосоматонозогнозия (адекватная оценка больным своего состояния и перспектив выздоровления), (б) гиперсоматонозогнозия (переоценка значимости как отдельных симптомов, так и болезни в целом), (в) гипосоматонозогнозия (недооценка тяжести и серьезности своего заболевания и его отдельных признаков), (г) диссоматонозогнозия (отрицание больным наличия у себя болезни и симптомов; (д) патологические реакции на свою болезнь, не поддающаяся коррекции (депрессивная, тревожно-депрессивная, фобическая, истерическая, ипохондрическая, анозогнозия); длится от нескольких часов до нескольких недель. При хроническом течении болезни возможно перерастание патологической реакции в патохарактерологическое развитие личности.

Нозофильное отношение к болезни связано с определенным успокоением и приятными ощущениями при болезни, поскольку у пациента появляется свободное время и свобода от привычных обязанностей. Утилитарное отношение к болезни, как наиболее характерное проявление нозофильной реакции, имеет тройную мотивировку: (1) получение сочувствия, внимания, (2) выход из неприятной ситуации, (3) получение материальных выгод (пенсия, отпуск, пр.). Утилитарная реакция может быть более или менее осознанной.

Этап отношения к болезни характеризуется спецификой переживаний, высказываний, действий, общего рисунка поведения больного, связанного с его заболеванием. В качестве критерия, взятого за основу классификации типов реагирования на болезнь, может быть выделена система потребностей, которая фрустрируется заболеванием: витальная, общественно-профессиональная, этическая, эстетическая, связанная с интимной жизнью, др.

Поскольку лечить надо больного, а не болезнь, то знание жалоб, переживаний и отношений пациента, как и результаты его объективного обследования, имеет большое значение и для постановки диагноза, и для процессов лечения, и для реабилитации.

Н. Д. Творогова

ВНУТРЕННИЙ МИР (СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Внутренний мир (субъективный мир) — структурно организованное содержание человеческой психики. В античные времена сложились два противоположных взгляда на В. м.: в традиции, идущей от Демокрита, он был воспроизведением мира действительного, в позднейшей гностической традиции В. м. обладал вполне самостоятельным, независимым от объективного мира содержанием. По мере развития позитивного научного знания к середине XIX в. сложилось убеждение, что В. м. есть бледная копия объективной реальности. Однако, И. Мюллер и Г.

Гельмгольц, опираясь на закон специфической энергии органов чувств, показали, что объективный мир как бы "раскрашен и оркестрован" нашими органами чувств. Согласно гипотезе Б.Л. Уорфа, смысловое восприятие мира опосредовано структурой языка, на котором говорит и с помощью которого мыслит конкретный индивид; гештальтпсихология показала, что мир постоянно "достраивается" в сознании. Архетипы коллективного бессознательного также влияют на структурную организацию В. м. Он населен персонажами текстов культуры, а в эмоциональном отношении не воспроизводит окружающее, а реагирует на него.

В то же время субъективная реальность не искажает реальность объективную, но изменяет и обогащает ее. В целом В. м. является не примитивно "вторичным" по отношению к объективному миру, а субъективно преобразует его в соответствии с потребностями и целями человеческого существования.

А.А. Брудный

ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ

E-mail Печать PDF

Внимания развитие — развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Начальным этапом В. р. можно считать самые ранние ориентировочные реакции новорожденного: слуховое и зрительное сосредоточение. Оно проявляется в затормаживании движений, замирании и фиксации взора на объекте (при зрительном сосредоточении) или повороте глаз в сторону источника звука (при слуховом сосредоточении).

Объектом, вызывающим наиболее легкое и устойчивое зрительное сосредоточение, является человеческое лицо. Дальнейшее В. р. проявляется в увеличении длительности сосредоточения и расширении круга объектов, привлекающих В. ребенка. Такими объектами становятся игрушки, предметы мебели и т. п. В раннем возрасте наиболее длительное сосредоточение В. наблюдается при выполнении предметных действий. Ребенок может раз за разом повторять какое-либо действие, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В дошкольном возрасте центральным направлением В. р. становится формирование его произвольных форм. Наиболее высокий уровень произвольности реализуется в игровых ситуациях. Особенно большое значение для развития произвольного В. имеют игры с правилами. В школьном возрасте В., как и другие познавательные процессы, наиболее интенсивно развивается в ходе учебной деятельности. Согласно гипотезе П.Я. Гальперина, В. представляет собой интериоризованную форму контроля и формируется посредством "вращивания" (перехода во внутренний план) контрольных действий. В совместном исследовании с С.Л. Кабыльницкой он экспериментально обосновал эту гипотезу. Было показано, что обучение детей способам контроля (проверки своей работы) и обеспечение их последующей интериоризации приводит к резкому сокращению количества "ошибок внимания" в школьных работах учеников.

В. р. связано с развитием мотивов деятельности, интересов, волевой регуляции действий. С возрастом эта связь становится все более тесной. Начиная с подросткового возраста, становится крайне затруднительно выделить В. р. как отдельную линию развития, поскольку для этого и последующих возрастов характерна высокая избирательность В. Это часто приводит к парадоксальному сочетанию у одного и того же человека высокого уровня В. в одних видах деятельности с крайне низким его уровнем в других.

А.Л. Венгер

ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ

E-mail Печать PDF

Внимания нарушения — патологические изменения избирательности, направленности любой психической деятельности. В. н. проявляются в сужении объема внимания, в его неустойчивости, в нарушениях концентрации внимания, отвлекаемости на побочные раздражители и др. симптомах. В. н. могут распространяться преимущественно на непроизвольные или произвольные формы внимания. В. н. наблюдаются при состояниях утомления, соматических заболеваниях, при органических поражениях мозга, психических расстройствах, умственном недоразвитии. При локальных поражениях мозга В. н. наблюдаются в двух формах: в виде модально-неспецифических расстройств, когда В. н. проявляются одновременно во многих видах психической деятельности, при восприятии раздражителей любой модальности. Такие В. н. характерны для больных с поражением неспецифических структур мозга разных уровней. Вторая форма В. н. — модально-специфические расстройства, которые наблюдаются при поражении той или иной анализаторной системы. Они ограничиваются только одной модальностью. Так, при поражении затылочной области коры, возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры — слухового внимания и т. д. Модально-специфические В. н. описываются как зрительное, слуховое, тактильное и др. невнимание или симптом игнорирования сигналов определенной модальности. Модально-специфические В. н. чаще наблюдаются при поражении правого полушария мозга (у правшей). Поражение лобных долей мозга приводит к преимущественному нарушению произвольных форм внимания, при сохранности непроизвольных. Психофизиологические исследования указывают на решающую роль медио-базальных отделов коры лобных долей мозга в мозговой организации произвольного внимания.

Е. Д. Хомская

ВНИМАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ

E-mail Печать PDF

Внимания исследование (в клинической психологии) — совокупность методических приемов и средств, применяемых при изучении внимания. В. и. проводится при профотборе, выявлении готовности к школе и причин неуспеваемости. В клинической психологии диагностика нарушений некоторых свойств внимания позволяет выявить снижение работоспособности, возникающее в результате соматических и психических заболеваний. Используются следующие методики.

(а)

Методика "Корректурная проба", предложена в 1895 г. Б. Бурдоном, применяется для диагностики устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания, работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности. Анализу подлежат два показателя: скорость и точность выполнения теста.

Быстрый темп выполнения характерен для больных с маниакально-депрессивным психозом в состоянии маниакальности, а медленный — для больных в депрессивном состоянии. Существуют различные модификации теста: тест Тулуза — Пьерона, кольца Ландольта, которые используются для обследования детей дошкольного возраста.

(б) Методика "Отыскивание чисел" (таблицы Шульте), используется для исследования устойчивости, объема внимания, психического темпа. Анализируется показатель — время выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для больных с сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для больных эпилепсией, однако, причины замедления темпа у указанных больных различны. Существует модификация этой методики — "черно-красные таблицы", предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964), применяется для диагностики переключаемости внимания.

(в)

Методика "Кубики Кооса", предложена К. Коосом в 1920 г., с ее помощью проводят диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве, работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий. Трудности при их выполнении обычно возникают у больных со сниженным интеллектом (олигофрения), больных с органическими заболеваниями и больных с локальными поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как невербальный тест интеллекта.

(г)

Методика "Куб Линка" используется для исследования устойчивости внимания, эмоциональных реакций, пространственных нарушений. Непонимание инструкции и вследствие этого невозможность выполнить задание характерны для больных олигофренией (средняя ее степень — имбецильность), больных со сниженным интеллектом в результате органических поражений мозга, больных с локальным поражением мозга (левая теменная доля). Нарушения, проявляющиеся в виде увеличение ошибок к концу работы, утомляемости характерны для астенизированных больных.

(д) "Доски Сегена" — методика предложена Э. Сегеном в 1866 году, позволяет определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его задержкой.

И. М. Карлинская, И. Б. Ханина

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

Страница 389 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135