Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ДЕЖЕРИН

E-mail Печать PDF

ДЕЖЕРИН (Dejerine) Жюль Жозеф (1849—1917) — французский психиатр и психотерапевт. Один из создателей эмоциональной психотерапии. Профессор психиатрии. Работал с 1879 г. врачом, с 1885 г. приступил к преподавательской работе, с 1901 г. Д. — профессор гистологии.

В основном работал в клинике Сальпетриер, где занимался лечением различных психонервных заболеваний. В практической и теоретической деятельности особое значение придавал эмоциональным факторам и моментам (чувствам, настроению, атмосфере доверия, поддержки и т. д.). Доказал большое значение эмоциональных факторов в происхождении и течении различных заболеваний и функциональных расстройствах органов. Не будучи знакомым с учением З. Фрейда, обосновал схожие представления на роль эмоций в происхождении психических заболеваний, в частности истерий.

Неоднократно выступал против рациональной психотерапии П. Дюбуа. Параллельно с многочисленными неврологическими и пато-неврологическими работами развивал свой метод "изоляции", предназначенный для лечения психоневрозов в групповой негипнотической психотерапии.

Считал, что психотерапия основывается исключительно на благотворном влиянии одной личности на другую ("Психоневрозы и их лечение с помощью психотерапии", 1913). Указывал на большое значение врача и его переживаний в исцелении пациента, подчеркивал необходимость и важность постоянного эмоционального взаимодействия между врачом и пациентом. Одним из первых указал на целительную роль простого слушания врачом пациента. Особенно отмечал, что принципиально важным условием исцеления больных является их вера в себя.

И.М. Кондаков, В.И. Овчаренко

ДЕДУКЦИЯ

E-mail Печать PDF

Дедукция [лат. deductio — выведение] — движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок. Д. тесно связана с индукцией. Логика рассматривает Д. как вид умозаключения. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания от более общего к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом.

О.К. Тихомиров

ДЕГРАДАЦИЯ СУБЪЕКТА

E-mail Печать PDF

Деградация субъекта [лат. de — отделение + gradus — ступень] — вырождение, утрата жизнеспособности, упадок, "обратное развитие", снижение приспособляемости к изменениям в условиях существования. Д. человека (группы людей) свидетельствует о понижении его активности, физической силы, здоровья, способностей, интеллекта, воли, жизнеустойчивости. Конечным итогом Д. является вымирание вырождающегося индивида (деградирующей группы). Д. имеет биологический, психологический, социально-психологический и духовно-нравственный аспекты. Биологический аспект включает в себя утрату жизнеспособности на биологическом уровне (старение, заболевание и др.). Психологический — нарушение психических функций, состояний. В социальном плане Д. выражается в нарушении механизмов регуляции социального поведения человека, снижении личностного уровня развития, в потере социального и профессионального статуса. Духовно-нравственная Д. проявляется в "нездоровом" образе жизни, ущербности в духовно-нравственном развитии. В течении жизни, изменяясь, личность либо поступательно развивается, либо происходит ее Д., саморазрушение. Причинами усиливающими процесс Д., являются нестабильность общества, интенсивные социальные сдвиги, падение субъективной ценности нравственного здоровья. Саморазрушающее поведение, приводящее к Д., заключается не только в физическом ущербе организму, а, прежде всего, в нарушении развития личности, трудновосполняемой утрате духовности, нравственности, что приводит в итоге к дисфункции личности и социальной дезадаптации. Ю.П. Попов приводит следующую классификацию саморазрушающего поведения у подростков. Уровни расстройства личности: предпатологический, непсихотический, психотический.

Типы саморазрушающего поведения: угроза для жизни, ущерб для физического здоровья, ущерб для духовного и нравственного развития, ущерб для будущего социального статуса. Ступень социальной адаптации: устойчивая адаптация, парциальная адаптация, неустойчивая адаптация, дезадаптация. К саморазрушающему поведению, приводящему к Д. относятся такие действия и поступки, которые представляют угрозу для жизни индивидуума (суициды, выбор опасных и рискованных занятий). Физический ущерб организму приносит "нездоровый" образ жизни, аутоагрессия, самоповреждение. Поведение не отвечающее общечеловеческим нормам поведения и нравственности, разрушающее духовный мир человека (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т.д.), приводит его к жизненному краху.

Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Коростылева

ДЕГРАДАЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Деградация алкогольная (лат. degradatio — обратное развитие) — снижение адаптационных возможностей человека в результате злоупотребления алкоголем. Сопровождается аффективными расстройствами, психопатоподобными симптомами, утратой критического отношения к злоупотреблению алкоголем и своему состоянию в целом, стойким изменением памяти и интеллекта, утратой способности к производительному труду, утратой социального статуса и т. д.

Первые признаки Д. а. появляются в среднем спустя 7—8 лет с начала систематической алкоголизации и становятся, как правило, совершенно очевидными спустя еще 2—3 года. Выделяют следующие типы алкогольной деградации: 1) психопатоподобный — с психопатизацией по мозаичному типу, повышенной возбудимостью, истерическими реакциями и депрессивными эпизодами; 2) с хронической эйфорией — преобладанием беспечного, благодушного настроения, отсутствием чувства долга и реальных планов на будущее, регрессивной синтонностью (вплоть до обнаженности), сексуальной расторможенностью, алкогольным юмором и изобилием шаблонных оборотов речи; 3) с аспонтанностью — преобладанием вялости, пассивности, снижения побуждений, утратой интересов и инициативы; 4) органически-сосудистый — с преобладанием симптомов мнестико-интеллектуального снижения, ухудшения внимания, памяти, появлением апатичности, расстройств сна, резко выраженного слабодушия, депрессивного фона настроения; 5) смешанный — при котором в течение заболевания выраженность тех или иных симптомов у больного может меняться: мнестико-интеллектуальное снижение как бы вытесняет алкогольные и психопатоподобные личностные изменения.

Для характеристики психического дефекта при алкоголизме важную роль играет определение степени выраженности и типа личностных изменений. Информативный материал дают экспериментальные методики, например, личностные опросники, исследование самооценки, а также наблюдение за больными в ситуации исследования.

В. Я. Гиндикин

ДЕВИАЦИЯ. КОНЦЕПЦИИ

E-mail Печать PDF

Девиация. Концепции (лат. deviatio — уклонение: de — от + via — дорога) — отклонение от психической нормы, например, манифестация необычного, крайне интенсивного поведения или эмоционального/когнитивного состояния (острого приступа психического заболевания, акта насилия и т. п.). В психологии выделяются четыре подхода к пониманию Д. и ее этиологии (Davidson, 1994). В рамках первого подхода (Goldstein et al., 1981) Д. интерпретируется как функция индивидуальных различий между людьми. Д. наблюдается, когда эти различия выходят за пределы нормы популяционной вариативности. Людям, обладающим необычными физиологическими, психологическими или поведенческими характеристиками, приписывается девиантность на основе каких-либо существующих классификационных схем. Этими схемами могут являться психиатрические или соматические диагнозы, критерии образовательной успеваемости, и т. п. Осуществив классификацию, психологи обычно начинают поиск психологических корреляций и признаков, которые позволяют объяснить членство того или иного субъекта в девиантной группе (например, по уровню интеллекта, характеристикам личностного профиля и т. п.).

После того как подобные признаки описываются, нередко предпринимается обратный шаг — на основе определенных паттернов значимых признаков определяется (или "предсказывается") членство в одной из девиантных групп. Второй подход связывает интерпретацию Д. с теорией научения А. Бандуры (A. Bandura, 1969). Согласно этой теории, человеческое поведение (как нормальное, так и девиантное) является серией действий, усвоенных в результате социального научения, в том числе наказания и вознаграждения.

Люди, демонстрирующие девиантное поведение, получали разного типа вознаграждения и наказания, усваивая эти поведенческие паттерны. Между девиантным и нормальным поведением, согласно Бандуре, не существует врожденных различий: различия возникают только в ходе индивидуального обучения. Устанавливая различающиеся связи с девиантными и нормальными социальными группами, обучающийся индивид демонстрирует либо нормативное, либо более девиантное поведение.

Принципы оперантного научения, таким образом, применимы к усвоению как девиантного (криминального, аномального поведения, неспособности к обучению), так и нормальных поведенческих актов. Третий подход к пониманию Д. связан с интеракционистской концепцией. Согласно этой точке зрения, феномен Д. возникает в результате критической реакции личности (личностей) на какое-то действие, например, в результате "приклеивания ярлыка". В этом подходе абсолютного критерия для определения Д. не существует. Только в результате фиксирования значимыми социальными силами определенного поведения как девиантного оно начинает восприниматься как таковое (H. S.

Becker, 1963). В рамках этой теории Д. является результатом взаимодействия между индивидуальным поведением и общественной реакцией на него. Четвертый подход имеет социологические корни и рассматривает Д. в рамках теории социально-структурных различий. Эта теория основывается на эмпирическом наблюдении за тем, что Д. непропорциально распределена между разными слоями общества. Утверждается, что представители низших слоев демонстрируют девиантное поведение чаще, чем представители более благополучных слоев. Причиной этой диспропорции считается неравенство представителей разных общественных слоев по отношению к доступности или недоступности законных способов реализации индивидуальности субъекта. Социальное отчуждение и социальная вражда являются критическими составляющими для возникновении Д. (R. K. Merton, 1957). Т. о. в данной трактовке Д. рассматривается как результат взаимодействия индивидуальных факторов (которые, в свою очередь, отражают влияние социально-структурных различий) и средовых сил. В российской психологии наряду с термином Д. применяется термин девиантное развитие, используемый в контексте, близком к первому из описанных выше подходов.

Под девиантным развитием понимаются устойчивые паттерны детского развития, существенно отличающиеся от среднепопуляционных норм. Важно отметить, что девиантное развитие не отождествляется с патологическим, аномальным развитием. Напротив, отклонения от среднего уровня могут осуществляться в двух противоположных направлениях, например, девиантным будет развитие как специфической неспособности к математике (дискалькулия), так и развитие специальных математических способностей у одаренных детей.

Е. Л. Григоренко

Страница 349 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135