Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

E-mail Печать PDF

Диагноз психологический [греч. diagnosis — распознание] — конечный результат деятельности психолога, направленной на выяснение и описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении Д. п. — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розенцвейга) приводят к неправомерному сужению предмета Д. п., из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Д. п. не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет Д. п. — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом Д. п. является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л.Ф. Бурлачук

ДЖОНС

E-mail Печать PDF

ДЖОНС (Jones) Эрнст (1879—1958) — английский психоаналитик, историк психоаналитического движения. Д-р медицины (1900), профессор (1908). Главный биограф З. Фрейда. Почетный президент Международной психоаналитической ассоциации (МПА), Британского психоаналитического общества и института психоанализа. Родился в Уэльсе.

Медицинское образование получил в Кардиффе и колледже Лондонского унта. Слушал курсы лекций в ун-тах Мюнхена, Парижа и Вены. Практиковал медицину в Лондоне. Работал акушером и домашним врачом при детском госпитале. Занимался исследованиями афазии и детской сексуальности. Увлекся психоаналитическими идеями З. Фрейда и с 1905 г. начал практиковать психоанализ. Был первым английским врачом — психоаналитиком. В 1907 г. прошел стажировку по психиатрии (у Э. Крепелина) и неврологии (у А. Альцгеймера) в Мюнхенской психиатрической клинике. Посетил клинику Бургхельцли (Цюрих), где познакомился с Э. Блейлером, К.Г. Юнгом и др. В 1908 г. переехал в Канаду, где работал профессором психиатрии Торонтского ун-та и директором клиники нервных болезней в Онтарио. В 1908 г. был одним из инициаторов первого международного психоаналитического конгресса (Зальцбург, Австрия). В 1911 г. был в числе основателей Американской психоаналитической ассоциации. В 1913 г. вернулся в

Лондон, где основал Лондонский психоаналитический институт и поликлинику. Вскоре после Первой мировой войны организовал Британское психоаналитическое общество и был его президентом более 20 лет. В 1920 г. основал и возглавил "Международный журнал психоанализа", который редактировал до 1939 г. Наряду с психоанализом занимался медицинской психологией.

В работах "Лечение неврозов" (1920), "Гамлет и Эдип" (1949) исследовал проблемы страхов, вины и ненависти при неврозах, прегенитальные фазы развития личности, символизма, женской сексуальности и многие другие. В работе "Проблема Пола Мерфи: взгляд на психологию шахматной игры" показал роль и влияние неосознанных мотиваций на состояние психики и судьбу человека. В 1953—1957 гг. опубликовал трехтомную книгу "Зигмунд Фрейд: жизнь и труды", которая в дальнейшем издавалась в различных версиях. Эта работа стала базисной биографией З.

Фрейда. Оказал значительное влияние на развитие и распространение психоанализа и международного психоаналитического движения.

В.И. Овчаренко

ДЖЕНТИЛЕ

E-mail Печать PDF

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (1875—1944) — итальянский философ, неогегельянец, основатель "актуального идеализма" ("актуализм"). Преподавал в Неаполе и Палермо. Активно участвовал в интеллектуальной жизни Италии, занимая в ней доминирующие позиции.

Друг и оппонент Кроче, разошелся с ним по политическим мотивам. Поддержал режим Б. Муссолини, некоторое время был министром просвещения. Казнен в 1944.

Основные работы: "Реформа гегелевской диалектики (1913), "Общая теория духа как чистого акта" (1916), "Система логики как теория познания" (1923), "Актуальный идеализм" (1931) и др. Переосмысливая тезис о единстве бытия и мышления, Д. приходит к выводу о необходимости выведения природы из нашей мысли, в которой реализуется "Я". Признает исходным акт мышления "моего Я" (конечного субъекта, отличного от "эмпирического я"), направленный на познание бесконечного "универсального я" ("абсолютной субъективности"), имманентного человеку Бога. С этих позиций рассматривает систему Гегеля как диалектику "мыслимого", отражающую "помысленную мысль".

Необходима же диалектика, схватывающая "мыслящую мысль". Субъект — это всегда "мыслящая мысль", наличный источник всего сущего. Мышление (идея, взятая абстрактно) тождественно действию (как конкретной идее), понимаемому как самосозидание. Отсюда и определение собственной доктрины как "актуализма", а позиции субъекта как "активизма".

Активность разума (актуальное мыслящее мышление) рождается волевым импульсом. Как предельное основание постоянно творимого мира, бесконечно обновляемого во все новых "идеализациях", выступает "трансцендентальное я", как неизменное вечно сущее. Такая философская позиция во многом определила и политический выбор Д. В написанной им философской части статьи "Фашизм" (за подписью Б.

Муссолини) в итальянской энциклопедии, фашизм определяется как религиозная концепция, в которой человек рассматривается в своей имманентной связи с внешним законом, с объективной волей. Государство, как и Бог, — тоже "внутри", а не "между" людьми, что преодолевает границы частного и общественного, позволяя реализовать "настоящую демократию" как воплощение трансцендентальной субъективности, реализуя всеобщность свободы. Таким образом, реальность есть акт, т.е. "мыслящая мысль", полагающая самое себя как "мысль помысленную", т.е. прошлую. Актуальное мышление свободно и неопределимо, отрицает любую реальность, противопоставленную ему как его предпосылка. Субъект постоянно находится в развитии и к нему не может иметь отношения "помысленная мысль" как "ставшая" и "выпавшая" из процесса развития. (В этом отношении Д. отстаивает принципы абсолютного имманентизма). Истинная история разворачивается не во времени, а возникает в вечности акта мышления, в котором она реализуется. "Абстрактность философии растворяется в определенности истории".

Диалектика суть внутренний ритм исторического бытия как движения Духа. Мир должен быть понят субъектом как собственный продукт. Если такого понимания не происходит, то господствуют иллюзии обыденного сознания, разводящие мысль и жизнь. Неотрефлексированная же жизнь есть то же сознание, только еще не проявившее себя. В своей философии истории Д. во многом следует за

Вико, выдвигая тезис "вечной идеальной истории" как последовательного порождения предметного мира из "трансцендентального я". Основное движущее противоречие истории суть противоречие между неизменностью (вечностью) и постоянным развитием: если дух есть только становление, то он никогда ни есть, а всегда лишь становится; если же он вечно есть, тогда какой смысл имеет называть его диалектически развивающимся. Другое противоречие — это противоречие между сознанием (акт во времени, т.е. ограниченный частными целями) и самосознанием (чистый акт, восстанавливающий единство разорванного во времени, т.е. возвращающий всякий искусственно отторгнутый объект в лоно субъективности). Диалектика как логика "мыслящей мысли", исходит из закона тождества Я и Не-Я, в отличие от формальной логики "помысленной мысли", исходящей из закона тождества мысли самой себе. Отсюда критика Фихте, у которого принцип Я остался "неспособным породить из себя Не-Я", и Гегеля, исходившего из "помысленной мысли" как предпосылки "мыслящей мысли", т.е. идеи (мысли, понятой как объект). "Идеализм, который я называю актуальным — переворачивает, — отмечает Д., — гегелевскую проблему: он больше не пытается вывести мышление из природы, а природу из логоса, но — природу и логос — из мышления, причем, мышления актуально сущего, а не определяемого абстрактно: из мышления абсолютно нашего, в котором реализуется

Я". Преодоление же собственного Я есть бесконечный процесс "идеализации" самого себя. Этот процесс не может быть адекватно осмыслен в терминах науки, которая сводима к сумме псевдопонятий и абстракций. Наука исходит их факта, противопоставленного субъекту как объект, будто бы существующий сам по себе.

Исходить же надо из акта как полагания факта. Акт свободен и изначально не определен, преодолевает догматизм науки и позволяет достигать подлинного философского знания. Кроме философии, достижение подлинного знания возможно в искусстве (как утверждении частной субъективности) и в религии (как элиминирующий, по сути, субъект и "превозносящей объект"). Противопоставленность искусства и религии снимается в философии. Наука же выступает как гибрид искусства и религии, объединяя в себе недостаточную проявленность в искусстве "универсального Я" и непроявленность "моего Я" в религии.

В.Л. Абушенко

ДЖЕННИНГ

E-mail Печать PDF

ДЖЕННИНГ (Janning) Герберт (1868—1947) — американский зоолог и зоопсихолог. Выступив с критикой теории тропизмов, экспериментально (в опытах над инфузориями) обосновал положение о том, что организм реагирует на воздействия среды как целое, причем его поведение, стимулируемое его спонтанной активностью, носит системный характер и может быть объяснено как результат отбора движений, случайно оказавшихся успешными, т. е. полезными для самосохранения. В качестве опосредствующего актуальное поведение фактора вводилось понятие о потребности организма, его видовом и индивидуальном опыте ("Поведение низших организмов", 1906). Работы Д. способствовали утверждению объективного метода в зоопсихологии и преодолению как механистических, так и виталистских воззрений на детерминацию поведения.

М.Г. Ярошевский

ДЖЕНКИНСА ПОВЕДЕНИЯ ОБОЗРЕНИЕ

E-mail Печать PDF

Дженкинса поведения обозрение (Jenkins Activity Survey, JAS) — опросник личностный, направленный на выявление поведения типа А. Разработан Д. Дженкинсом в 1967 г.

Среди опросников, направленных на диагностику поведения типа А, используется наиболее часто. Поведение типа А — поведенческий синдром, который характеризуется агрессивностью, нетерпеливостью, чрезмерной вовлеченностью в работу, стремлением к достижениям, соперничеству, преувеличенным чувством недостатка времени, торопливой речью, напряженностью мышц лица и тела. Людям противоположного типа Б эти особенности не свойственны. М. Фридман, Р.

Розенман, вводя это понятие в 60-е гг. ХХ в., обнаружили, что лица, отнесенные к типу А, от 4 до 7 раз чаще (чем лица типа Б) заболевают инфарктом миокарда. Поиски типа коронарной личности начались еще в прошлом веке. В 1938 г. он был выделен и описан в рамках концепции "профиля личности".

Впоследствии изучались отдельные психологические характеристики вне связи с общей структурой личности.

Преморбидные личностные особенности трудно было отграничить от приобретенных под влиянием болезни, и поэтому был сделан переход от категории "личность" к категории "поведение", которая чаще всего и используется в современных исследованиях ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда. Д. п. о. состоит из 61 вопроса.

>Испытуемый должен выбрать один из двух-пяти предусмотренных вариантов ответа, каждому из которых после окончания работы с опросником присуждается "вес" от 1 до 13 баллов, причем 1 балл присуждается варианту ответа, наиболее отражающему поведение, характерное для типа А. Если предлагаются 2 варианта ответов, один из них оценивается 1 баллом (тип А), другой — 13 баллами (тип Б); 3 варианта — промежуточный оценивается 7 баллами; при 4 вариантах ответа баллы распределяются следующим образом: 1, 5, 9, 13, а при 5 вариантах — 1, 4, 7, 10, 13. Эта система оценки баллов предложена А. Гринявичюс при "адаптации" методики на русском и литовском языках (А.

Гоштаутас, В. Ядов, Ю. Семенов 1972—1976) при выполнении международной Каунасско-Роттердамской программы (исследовалось 1450 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет). Примеры вопросов и вариантов ответов:

— Бывает ли, что Вы торопитесь к месту назначения, хотя времени еще вполне достаточно? а) часто; б) иногда; в) редко или почти никогда.

— Бывает ли, что Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?

а) никогда; б) иногда; в) почти всегда.

— Согласились бы хорошо знающие Вас люди с утверждением, что Вы живете мирной и спокойной жизнью?

а) абсолютно да; б) возможно да; в) возможно нет; г) абсолютно нет.

Диагностическое суждение о выраженности особенностей типа А принимается на основании итоговой балльной оценки.

Диагносцируются: тип А, средний тип АБ или тип Б. Валидность Д. п. о. устанавливалась путем сопоставления результатов, полученных с его помощью, и данных интервью. Диагностическое решение совпадало в 65—73% случаев. Валидность текущая характеризуется наличием связи между данными, полученными с помощью опросника, с выраженностью артериосклероза и повторными случаями инфаркта миокарда.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

Страница 341 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135