Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ФРАЙБУРГСКИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Фрайбургский личностный опросник (Freiburg Personality Inventory, FPI) — многофакторный личностный опросник для обследования взрослых. Разработка начата Й. Фаренбергом, Х. Зелгом и Р. Гампелом в 1963 г. Опубликован в 1970 г., вторая и третья редакции изданы в 1973 и 1978 гг. Опросник содержит высказывания, касающиеся способов поведения, эмоциональных состояний, ориентаций, отношения к жизненным трудностям и т. п. Испытуемый отмечает, "согласен" ли он с данным высказыванием или "не согласен"". Ф. л. о используется в четырех формах (A,B,C,K).

Общая форма (С) содержит 212 вопросов, обычно используется в случаях, когда нет ограничений во времени и есть уверенность в том, что большой объем заданий не вызовет снижения мотивации испытуемого на обследование.

Достоинством этой формы является сравнительно большой объем утверждений по каждому из исследуемых факторов, способствующий повышению "валидности" и "факторно-аналитической надежности". Факторы, анализируемые Ф. л. о., следующие: (1) "Нервозность" — нервный, болезненный, с трудом находящий выход из затруднительных положений, чрезмерно озабочен собственными переживаниями; (2) "Спонтанная агрессивность" — импульсивный, неуживчивый, необдуманно реагирующий, депрессивный, робкий, неуверенный, грустный, испытывающий внутренние сомнения; (3) "Возбудимость" — нетерпимый, напряженный, чрезмерно щепетильный, реактивный; (4) "Дружелюбие" — разговорчивый, общительный, предприимчивый; (5) "Умеренность" — спокойный, уверенный в себе, доверчивый, деятельный, доброжелательный, устойчивый; (6) "Реактивная агрессивность" — отстаивающий свое мнение, эгоцентричный, авторитарный, недоверчивый, доминантный; (7) "Сдержанность" — сниженная способность контакта, неуверенный, растерянный, стыдливый, рассеянный, склонный к волнению; (8) "Искренность" — самокритичный, открытый, признающий собственные недостатки и ошибки; (9) "Экстраверсия — интроверсия" — общительность, уровень активности, поиск или избегание контактов с людьми; (10) "Эмоциональная лабильность — стабильность" — эмоциональная устойчивость или неустойчивость, степень колебания настроения, возбудимости, напряженности, депрессивности, печали или оптимизма; (11) "Мужественность — женственность" — типичная мужественность или женственность в характере, активность, уровень самомнения, находчивость. Шкала "Мужественность — женственность" аналогична тесту мужественности и женственности Термена и Майлза, состоит из тех же заданий, которые надежно различают показатели мужчин и женщин. Формы А и В Ф. л. о. альтернативны. Каждая из них содержит 114 высказываний. Используются, в основном, при необходимости повторного исследования, а так же при групповой диагностике.

Наконец, четвертая форма (К) является сокращенной. Она состоит из 76 утверждений. Согласно данным авторов, все приведенные формы высоко коррелируют между собой. Имеются отдельные нормы для мужчин и женщин в разных возрастных группах (17—21, 22—35, 36—50 лет и выше 50 лет) для всех четырех версий опросника. "Оценки первичные" по каждому фактору переводятся в "стены".

Полученные результаты переносятся на график, который наглядно демонстрирует представленность каждого фактора. Конструкция Ф. л. о отличается продуманностью и тщательной поэтапной проверкой психометрических показателей. Задания отличаются высокой дискриминативностью, "внутренней согласованностью" по отдельным факторам. Результаты опросника характеризуются высокой надежностью. Изучение "валидности" проводилось путем сравнения с другими методиками, в частности, личностным опросником Айзенка, MMPI, шестнадцати факторным личностным опросником Р. Кеттела.

В западноевропейской психодиагностике Ф. л. о. относится к наиболее применяемым методикам. Опросник можно использовать в различных областях: клинической, консультативной, психологии труда, везде, где необходимо анализировать обобщенные личностные факторы.

Л. Ф.

Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

ФОУЛЬКЕС

E-mail Печать PDF

ФОУЛЬКЕС (Foulkes) Зигмунд Генрих (1898—1976) — немецко-английский психотерапевт. Обучался в ун-те Франкфурта у К. Гольдштейна (1928—1930), психоанализ осваивал в Вене и Франкфурте. В 1933 г. эмигрировал в Лондон, с 1940 г. занимался групповой психотерапией в г. Эксетере, Девоншир.

Одним из первых стал организовывать терапевтическую общность пациентов военного лазарета (1942—1946). Обращение к групповым методам психотерапии было обусловлено задачей быстрого излечения, в том числе "военного невроза", большого количества людей ("Introduction to group-analytic psychotherapy", L., 1948). В 1952 г. основал в Лондоне "Общество группового анализа". Опирался на мысль К. Гольдштейна о том, что человек представляет собой элемент в целостной системе коммуникаций, группа же представляет собой некую мета-личность, обладающую действенной силой, использование которой способно привести к излечению. Автор трудов: "Zur statistik der tuberkulose im kinderalter", 1924; "Group psychoterapy: the psychoanalitic approach" / совм. с

Anthony E.J., 1957; "Therapeutic group analysis", Boston, 1964.

И.М. Кондаков

ФОРТУНАТОВ

E-mail Печать PDF

ФОРТУНАТОВ Григорий Алексеевич (1880—1972) — российский психолог, специалист в области педологии, детской психологии, психологии эмоций. Канд. психологических наук, профессор. Принадлежал к старшему поколению отечественных психологов, которое в первые послеоктябрьские годы приступило к строительству психологической науки на марксистской основе. Окончив в 1916 г. Московский ун-т по специальности "психология", Ф. вел преподавательскую деятельность на педагогическом факультете 2-го

МГУ. С 1930 г. — доцент, а в дальнейшем профессор кафедры педологии Московского областного педагогического ин-та. В 1936 г. (после гонений на педологию как "лженауку" в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.) лишился работы и подвергался жестокой и необоснованной критике. С 1938 по 1952 г. — доцент кафедры психологии МГПИ им. В.П. Потемкина, связь с которой он не порывал и в последующие годы. Ф. исследовал эмоциональную жизнь человека, уделяя особое внимание психологии страха.

В области детской психологии одним из первых исследовал проблему межличностных отношений в детских и юношеских сообществах, прежде всего в неформальных группах. Наряду с исследовательской осуществлял большую научно-методическую работу в сфере преподавания психологии в высших и средних педагогических учебных заведениях. Являлся автором учебника "Педология" (совм. с М.В. Соколовым, 1936); учебника для средней школы "Психология" (совм. с А.В. Петровским, 1956, 1957, 1958, 1959), который был переведен на немецкий, румынский, венгерский, китайский и японский языки, а также на языки республик, входивших в состав СССР.

В.В. Кочеткова

ФОРМАЛЬНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

E-mail Печать PDF

Формально-операциональный период развития интеллекта (по Пиаже) [лат. formalis; operatio — действие, дело; intellectus — разумение, понимание] — последний, завершающий период операционального развития, начинающийся с 11—12 лет и приводящий к состоянию "полного равновесия" в 14—16 лет, когда, по Пиаже, операциональное развитие завершается и у ребенка формируется "логика взрослого". Мышление ребенка на этой стадии характеризуется как вербальное, как способность рассуждать в гипотетико-дедуктивном плане, т. е. возможность принимать любые данные и посылки как гипотезы и строить рассуждение относительно них. При этом ребенок не только оперирует гипотезами в вербальном плане, но и способен к оптимальному управлению пробами в лабораторном эксперименте на поиски закономерностей (в частности, физических). Важно, что объектом логики ребенка становятся теперь сами высказывания, а не только объекты.

Мышление делается гипотетико-дедуктивным, основанным на доказательных возможностях пропозициональной логики. Логика формальных операций — это логика высказываний, которая является формальной, независимой от содержания, и представляет собой структуры, координирующие различные логические операции в единую целостную систему. Все появляющиеся на этой стадии развития операциональные схемы — пропозициональной логики, комбинаторных операций, схема пропорции, схема механического равновесия, операциональная схема, связанная с вероятностями и пр., скоординированы и включены в единую операциональную структуру, которую Пиаже называет группой INRC.

Важнейшими конкретными областями психологических исследований формальных операций в концепции Пиаже стали: 1) исследование гипотетико-дедуктивного мышления ребенка в области поиска физических закономерностей, например, эксперименты Б.

Инельдер и Ж.Пиаже с маятником, в которых ребенок путем проб и рассуждений должен сформулировать зависимость частоты колебаний маятника от веса подвешенного груза, длины веревки, на которой висит груз, силы толчка и высоты, с которой отпускается груз; 2) исследование операциональных схем комбинаторики, например, с помощью эксперимента с пятью бесцветными и лишенными запаха жидкостями, соединение трех из которых дает определенным образом окрашенный продукт, прибавление четвертой жидкости меняет окраску, а пятая жидкость полностью нейтральна. От ребенка требуется как можно быстрее путем манипулирования с жидкостями и рассуждений открыть эти свойства жидкостей; 3) исследование формирования схем механического равновесия, включая равновесие между действием и реакцией. Например, используется экспериментальная система, где поршень оказывает давление на воду, содержащуюся в одном колене U-образного сосуда. Система находится в динамическом равновесии, так как столб воды в противоположном колене уравновешивает груз поршня. Подростки на стадии формальных операций легко объясняют это состояние равновесия, различая четыре скоординированные в этой ситуации операции; 4) исследование операциональных схем пропорции, например, в экспериментах с весами, где произведение расстояния и груза на одном плече весов должно быть уравновешено произведением расстояния и груза на другом плече весов.

А.Г. Лидерс

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

E-mail Печать PDF

ФОРМАЛИЗАЦИЯ - способ выражения содержания совокупности знаний через определенную форму - знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью Ф. является логическая Ф., которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм. Это способствует процессу приведения наук в строгую систему; однако всеобъемлющая Ф. невозможна даже в области математики (теорема К. Гёделя). Логическая Ф. часто служит в целях составления программ для ЭВМ и попыток моделирования мышления.

В этом случае используются особые алгоритмические языки. Поскольку логическая Ф. производится на основе формальной логики, постольку исчисление высказываний (и предикатов) всегда предполагает лишь имитацию движения понятий в ходе мышления у человека: часть социальной информации теряется вследствие того, что происходит оперирование "застывшими" понятиями, в которых неизбежно отражается дискретность процесса мышления. Это не означает, что при логической Ф. не может быть получено новое знание, так как и формальная логика может служить методом получения нового знания в рамках рассудочной деятельности.

А.А. Грицанов, Ю.В. Баранчик

Страница 35 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135