Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

E-mail Печать PDF

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, Ф.Г. является ситуативной характеристикой той же личности. Ф.Г. обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Ф.Г. есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования.

Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. С 1990-х в исследованиях образования распространилось представление о пяти процессах в структуре образования, разработанное в системомыследеятельностной (СМД) методологии.

Согласно этому представлению, интегральный процесс образования включает в себя: 1) Процесс овладения грамотностью. Освоение языков и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности. 2) Процесс обучения. Освоение знаний, умений, навыков в различных предметах и учебных дисциплинах. 3) Процесс подготовки. Адаптация имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения конкретной работы или для занятия определенного социального положения. 4) Процесс воспитания. Освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа, социальной страты или профессиональной гильдии, которые организуют и курируют интегральный процесс образования. 5) Процесс образования, в узком значении этого термина. Т.е. составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации.

В отличие от процессов подготовки, образования, воспитания и обучения, грамотность является обязательным процессом и характеристикой массового образования. Грамотность (Ф.Г.) суть только вход в мир образования и образованности. Грамотность (Ф.Г.) суть требование, которое люди предъявляют, в первую очередь, к другим, а не к себе. Грамотность (Ф.Г.) суть мера культурного или гуманитарного развития нации, страны или группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека. На формирование нового порога Ф.Г. влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д.

В зависимости от выбираемых при рассмотрении фокусов могут быть представлены различные интерпретации Ф.Г.

А именно: Ф.Г. как граница культурных и докультурных форм существования человека и разновидностей общественных отношений; профессиональных и дилетантских форм деятельности; общего и профессионального образования и т.д. Ф.Г. как ценз на полноценное участие в системе общественных отношений; на вхождение в те или иные социально-деятельностные институты; на право суждения и т.д. Ф.Г. как одна из мер в области качества жизни, позволяющая сравнивать и сопоставлять различные социально-экономические системы, не сравнимые по своим имманентным характеристикам. Ф.Г. может быть также представлена как цель, как стандарт, мера емкости рынка и т.д. Условно уровень Ф.Г. фиксируется в выражениях: "Современный европеец (гражданин, беларус) должен знать и уметь…" и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития.

>Применительно к европейскому региону постсоветского периода наиболее актуален следующий перечень параметров Ф.Г.: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о Ф.Г. занимает деятельностная грамотность: способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. О существовании грамотности (Ф.Г.) мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о Ф.Г., сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема Ф.Г. рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Грамотность (Ф.Г.) суть образовательный вызов развивающейся культуры культуре застывшей. Именно поэтому проблематика грамотности становится актуальной только тогда, когда встает вопрос о ликвидации безграмотности, когда народы, страны, культуры вынуждены наверстывать упущенное, догонять ушедших вперед.

В.В. Мацкевич, С.А. Крупник

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

E-mail Печать PDF

Функции управления [лат. functio — исполнение] — термин, используемый в теории управления для обозначения относительно обособленных направлений управленческой деятельности, позволяющих осуществить управляющее воздействие при управлении организацией. Ф. у. выделяются в зависимости от сферы управления, либо в соответствии с разделением управленческого труда, например, выделяют функцию общего управления, функцию управления персоналом или финансами, различными по своему характеру объектами, функцию управления бригадой, участком, цехом. Особое место среди Ф. у. занимают так. наз. основные Ф. у., которые реализуются в любом типе организаций и инвариантны прочим Ф. у. Только за счет реализации совокупности основных Ф. у. обеспечивается управляемость системы. В современной теории управления к их числу относят планирование, организацию, контроль и регулирование. Выделенные таким образом на основе кибернетического подхода, основные Ф. у. являются взаимно независимыми и отвечающими признакам необходимости и достаточности. Несмотря на то, что перечисленные функции в той же степени характерны для систем иной, чем организация, природы, подобный способ их выделения не затушевывает специфику организационного управления. Это обусловлено тем, что только в управлении организацией способы их реализации имеют институциональные основы, т.е. зафиксированы в нормативных документах. Это принципиально отличает планирование, организацию, контроль и регулирование как основные Ф. у. от одноименных функций систем иной природы. Институированные способы реализации основных Ф. у. называются методами управления. Деятельность по реализации трех из четырех основных Ф. у. (организация, планирование, контроль) достаточно хорошо алгоритмизируется.

Регулирование не алгоритмизируется в силу свойства открытых систем высокого уровня сложности, получившего название "эквифинальность". Благодаря этому свойству, для каждого конкретного состояния системы не существует единственного лучшего способа ее регулирования, хотя выделяются признаки наиболее эффективного варианта управляющего воздействия.

К их числу относятся: системность, комплексность, непротиворечивость и минимизация воздействия, что обусловлено системной природой организации. С психологической точки зрения выделение основных Ф. у. имеет принципиальное значение в связи с исследованием специфики деятельности руководителей в отличии от деятельности иных специалистов управления, реализующих конкретные функции и, тем самым, обеспечивающих лишь этапы или элементы цикла управления; при исследовании общего и специфичного в управлении различными типами организаций, а также феноменов ролевой неопределенности, делегирования полномочий в управлении и проблемы эффективности труда руководителя.

Т.С. Кабаченко

ФУНКЦИИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

E-mail Печать PDF

Функции сенсорных систем (основные) — ряд основных функций, или операций с сенсорными сигналами, которые выполняет сенсорная система. Ф. с. с.: обнаружение сигналов, их различение, передача, преобразование и кодирование, а также детектирование признаков сенсорного образа и его опознание. Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а их детектирование и опознание — нейронами корковых уровней сенсорной системы. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех уровней системы.

ФРЭЗЕР

E-mail Печать PDF

ФРЭЗЕР (Frazer) Джеймс Георг (1854—1941) — шотландский этнограф, литератор, религиовед. Профессор (1921). Окончил Кембриджский ун-т, с которым потом сохранял научную связь до конца своих дней. Исследовал, систематизировал и описал огромный материал по первобытным верованиям, тотемизму, анимизму, табу, культу "воскресающих богов" и т. п.

В центре всех его этнографических исследований была первобытная религия и "философия", суеверия, мифы, легенды, обряды, психология "первобытного человека". Эта сфера исследований развернулась у Ф. во множество тем, сложных и неясных вопросов, по каждому из которых он сумел найти и сопоставить великое множество фактов, как правило, мало известных. Результаты этой работы были освещены в книге "Золотая ветвь", вышедшей первоначально в виде двухтомника (1890), затем — трехтомника (1900), а в 1911—1915 гг. он подготовил и издал 12-ти томный труд. В 1923 г. Ф. выпустил однотомное сокращенное издание, которое было переведено на рус. яз. Используя сравнительно-этнографический метод, опирающийся на эволюционистскую концепцию истории человека и его культуры, и постулат единства человека и культуры, Ф. ("Золотая ветвь: Исследование магии и религии", 1928, 1980) сформулировал свою, ставшую широко известной, теорию "магии и религии". Суть ее в выявлении трех стадий интеллектуального развития человечества: магии — религии — науки. "Первобытный человек" вначале верил в свою собственную способность воздействовать на окружающую его природу путем "симпатической магии".

Это "стадия магии". Позже, разуверившись в этой своей способности, человек пришел к выводу, что предметы и явления природы подчиняются не ему, а воле духов и богов, к которым и стал обращаться с молитвами.

Это "стадия религии". Со временем, по мнению Ф., "стадия религии" сменится "стадией науки": человек познает законы природы и овладеет ими. Исходя из этой схемы, он и приступил к распутыванию в "Золотой ветви" бесконечного клубка разных верований, обрядов, запретов и т. п. Трехчленная теория Ф. имела как почитателей, так и серьезных критиков, не соглашавшихся с объяснениями, которые давал Ф. касательно проекций древних верований на последующие традиции и нормы поведения в тех или иных сообществах. Например, это относилось к очистительным обрядам и принесениям жертвы при "вкушении первых плодов года"; к теории сакрального (магического) происхождения царской власти; к объяснению тотемических верований; к ритуальному значению огня и др. Тем не менее, никто не умалял значения собранных Ф. фактов и его научной честности. Он был крупнейшим свободомыслящим ученым.

Оказал влияние на ряд мыслителей и исследователей своего времени, в том числе на З. Фрейда, использовавшего его идеи и материалы при разработке проблем первобытной религии и культуры, в особенности при создании психоаналитических концепций тотемизма и табу. Ф. автор большого количества книг, наиболее известные из которых: "Тотемизм" (1887), "Тотемизм и экзогамия" (1910, в 4-х т.); "Вера в бессмертие и культ умерших" (в 2-х т., 1911—1912); "Фольклор в Ветхом завете" (1918); "Культ природы" (1926); "Мифы о происхождении огня" (1930); "Творение и эволюция в примитивных космогониях" (1935) и др. В рус. пер.: "Золотая ветвь: Исследование магии и религии", 1928, 1980.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко

ФРУСТРАЦИЯ

E-mail Печать PDF

— конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

Страница 33 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135