Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ЗАПОРОЖЕЦ

E-mail Печать PDF

ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905—1981) — российский психолог, украинского происхождения. Специалист в области психологии развития и педагогической психологии, в частности психологии детей дошкольного возраста. Д-р психологических наук (1959), профессор (1960), д. чл. АПН СССР (1968), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965—1967), чл. президиума АПН, создатель и директор Института дошкольного воспитания АПН СССР.

После окончания педагогического фак-та 2-го МГУ (1930) работал лаборантом, а затем ассистентом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. В 1931 г. переехал в Харьков, где работал ст. ассистентом, затем заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. С 1938 г. — доцент и зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та им. А.М. Горького. В первые годы ВОВ работал в госпитале, занимался восстановлением движений раненых бойцов. В 1943 г. начинает свою преподавательскую деятельность на отделении, затем на фак-те психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, где в 1958 г. защитил докт. дис.: "Развитие произвольных движений". В 1960 г. — становится директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР. Научная деятельность З. тесно связана с именем его учителя Л.С. Выготского и его ближайших соратников — А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева и их последователей.

Его многообразные научные интересы с самого начала были объединены единой идеей внутренней связи психики с деятельностью человека. З., наряду с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым, был одним из создателей психологической теории деятельности и психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л.С. Выготского.

Широкую известность получили его исследования в области возникновения психики. В конце 30-х гг. З., подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой специальное сенсорное действие.

Впоследствии, на основе многочисленных исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий. Эта теория легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и обучения дошкольников. Особое место в научной биографии З. занимает исследование движений и действий.

Начало этому циклу исследований было положено в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных движений было продолжено в послевоенные годы и обобщено в известной монографии "Развитие произвольных движений" (1960). Переходя от изучения восприятия к изучению движений человека, З. кардинально изменил постановку проблемы формирования действий, считая, что в основе этого процесса лежит не упражнение моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней картины движения. Как и Н.А.

Бернштейн, он рассматривал движения как органы индивидуальности, что отразилось на его неизменном интересе к психологии установки и понимании установок не только как подготовки к действию, но и как средств выражения личностных свойств и качеств индивида. Отсюда вполне закономерен переход З. от исследования установок личности, в том числе и выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности. Придя в науку из искусства (З. был талантливым учеником украинского режиссера Леся Курбаса), он сохранил интерес к искусству, проявляющийся в исследованиях "эмоциональных" действий. Нереализованной осталась мечта З. — развить идеи Л.С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе "Учение Спинозы о страстях в свете современной психоневрологии", и написать книгу об эмоциях человека. Именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций З.: "Роль Л.С. Выготского в развитии проблемы эмоций".

Н.С. Полева

ЗАПОМИНАНИЕ

E-mail Печать PDF

Запоминание — удержание материала в памяти. З. — важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. В случае непроизвольного З. человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате З. носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость З. от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), непроизвольное З. оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия.

Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному З. Произвольное З. является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания — определяет выбор способов и средств З., а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида З. является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного З. относятся составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную роль среди механизмов З. играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного З. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного З., в частности его роль существенно снижается при З. жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Б.М. Величковский

ЗАНЯТОСТЬ ВТОРИЧНАЯ

E-mail Печать PDF

ЗАНЯТОСТЬ ВТОРИЧНАЯ - одна из форм зарабатывания денежных средств, кроме заработка по основному месту работы. Основные формы З.В. - совместительство по основному месту работы, совместительство на другом предприятии (организации), предпринимательство (см.) (включая "челночный бизнес"), нерегулярные заработки, работа за границей по временному контракту и др.

Основная причина З.В. - низкий уровень оплаты труда на основной работе. Представление о З.В. можно получить только из материалов специальных социоэкономических обследований домохозяйств. В Республике Беларусь, по данным такого обследования (2001), имели З.В. 26,9% опрошенных: в непроизводственной сфере - 35,9%, в производственной - 15,2%.

В отраслях непроизводственной сферы были заняты совместительством по основному месту работы 53,7% лиц, имеющих З.В; совместительством на другом предприятии (организации) - 26,5%; имеют нерегулярные заработки - 17,3%; работают в подсобном хозяйстве - 15,4%; занимаются предпринимательством (преимущественно "челночный бизнес") - 6,1%; работают за границей по временному контракту - 1,1%; другое - 2,5%. В отраслях материального производства имеют нерегулярные заработки 33,3% лиц, занятых вторично; работают в подсобном хозяйстве - 28,8%; занимаются предпринимательством ("челночный бизнес" и др.) - 17,3%; имеют совместительство по основному месту работы - 16,7%; совмещают основную работу с работой на другом предприятии - 16,0%; работают за границей по временному контракту - 1,3%; другое - 0,6%.

>В качестве основной причины, побуждающей работников иметь З.В., был назван низкий уровень оплаты труда на основной работе (87,2% работников, занятых вторично); вторая по значимости причина - относительно высокий уровень заработков на дополнительной работе (13,6%); третья по значимости причина З.В. та, что дополнительная работа не требует специальной профессиональной подготовки (11,1%). Есть основания полагать, что работники (особенно непроизводственной сферы) пытаются с помощью дополнительной работы достичь уровня минимального потребительского бюджета, на котором они находились до начала 1990-х. Считается, что наличие З.В. ухудшает отношение работников к труду, так как уменьшает их интерес к основной работе и снижает эффективность их трудовой деятельности. Вместе с тем признается, что З.В. является способом социальной адаптации (см.) населения к условиям переходного периода с характерными для него экономической нестабильностью и ухудшением уровня и качества жизни. Работники, у которых помимо основной имеется дополнительная работа, в значительно меньшей степени испытывают страх остаться без работы и отличаются большей потенциальной трудовой мобильностью.

Г.Н. Соколова

ЗАНЯТОСТЬ

E-mail Печать PDF

ЗАНЯТОСТЬ - отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры.

К занятому населению относятся лица, работающие на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, кооперативах всех видов, на частных предприятиях и предприятиях с коллективной формой собственности, в фермерских хозяйствах, а также занятые предпринимательской деятельностью. Данные о занятых включают лиц, работающих по основному месту работы как полный рабочий день, так и неполный в пересчете на полный.

В число занятых не включаются учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства; лица, ведущие домохозяйство; зарегистрированные и незарегистрированные безработные; женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с распределением занятого населения по отраслям экономики З. характеризуется отраслевой структурой; в соответствии с распределением занятого населения по профессионально-должностным группам - профессионально-квалификационной структурой; в соответствии с распределением занятого населения на предприятиях, учреждениях и организациях различных форм собственности - структурой занятости в государственном и негосударственном секторе (в том числе - в сфере коллективной собственности, смешанной и иностранной собственности, индивидуального и частного предпринимательства).

>Для постсоветских государств целесообразно различать традиционный ("ранний") период функционирования рынка труда и реформированный ("поздний") период. Пять характерных черт рынка труда раннего периода претерпели существенные изменения в середине 1950-х: это - всеобщая обязанность трудиться (трудовая повинность); обязательное распределение выпускников вузов; принудительный труд (использование труда заключенных на строительстве, в шахтах и на лесозаготовках); кампании по мобилизации трудовых ресурсов; строгий контроль за миграцией в города.

В 1970-е и 1980-е все эти правила и требования были либо отменены, либо существенно ослаблены. Прежняя система З. имела определенные преимущества: она обеспечивала - пусть и в принудительном режиме - работой всех; гарантировала основные социальные услуги, обусловленные занятостью на предприятии; доля работающих по отношению ко всему трудоспособному населению была велика. Каждый, кто был государственным служащим, знал, что в определенных пределах положенные ему социальные блага не зависят от результатов труда. Эти социальные программы автоматически распространялись на всех членов семей, как работающих, так и не работающих. Система обеспечивала широкий охват и не требовала активных шагов по приобретению гарантий - например, путем покупки страхового полиса.

Наряду с достоинствами анализируемая система З. имела и существенные недо-статки (бывшие иногда оборотной стороной той же медали): производительность труда была низкой; размер заработной платы не был связан с производительностью, что имело целый ряд негативных последствий; не принимались меры против скрытой безработицы; система переговоров о размере заработной платы ускоряла инфляционные процессы; создалась чрезмерная концентрация рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве; была крайне ограничена международная миграция. Медленный рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности, привели к тому, что доля рабочей силы, занятой в промышленности и сельском хозяйстве постсоветских государств, оставалась высокой, тогда как на Западе за последние два десятилетия она значительно снизилась. Уна-следованная от прошлого структура З. будет еще долгое время негативно сказываться на производительности и эффективности труда посткоммунистических стран.

Г.Н. Соколова

ЗАНКОВ

E-mail Печать PDF

ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901—1977) — российский психолог, дефектолог, педагог, ученик и последователь Л.С. Выготского. Д-р педагогических наук (1943). Д. чл. АПН РСФСР (1955). Окончил фак-т общественных наук Московского ун-та (1925). С 1918 г. работал учителем сельской школы, воспитателем, затем — заведующим детской сельскохозяйственной колонией в Тамбовской области (1919—1922). С 1929 по 1951 г. работал в психологической лаборатории Института дефектологии АПН РСФСР, где в 1941 г. защитил докт. дис.: "Психология воспроизведения". С 1944 по 1947 г. — директор института. С 1951 по 1977 г. работал в НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (в 1951—1955 гг. — зам. директора по науке, с 1955 г. — зав. лабораторией экспериментальной дидактики).

Наряду с научной занимался преподавательской работой, возглавлял кафедру дефектологии МГПУ им. В.И. Ленина. Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Занимался исследованием детей с "задержкой умственного развития".

Одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к тем детям, которых было принято называть "умственно отсталыми", подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, т. е. приравниваться к классам обычной школы. В соответствие со взглядами Л.С. Выготского рассматривал проблему взаимоотношения обучения и развития. Разрабатывал систему начального обучения, направленную на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно З., — повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс.

Во время ВОВ занимался вопросами восстановления функций у раненых. В 1940-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания. Автор трудов: "Очерки психологии умственно отсталого ребенка", М., 1935; "Память школьника, ее психология и педагогика", М., 1944; "Память", М., 1949; "Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении", М., 1958, ред.; "О предмете и методах дидактических исследований", М., 1962; "Дидактика и жизнь", М., 1968 и др.

Л.А. Карпенко, И.Е. Сироткина

Страница 321 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135