Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

E-mail Печать PDF

Общая психология — условное обозначение пропедевтики психологической науки. Задачей О. п. является изучение ее наиболее общих закономерностей. В содержание О. п. включалось также рассмотрение методов изучения, которыми пользуется эта наука, принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Сюда же включалась краткая история развития психологической мысли. Тем самым О. п. выступала как объединение несистематизированных, разнообразных проблем, для которых не нашлось места в конкретных отраслях психологического знания (педагогической, инженерной, военной, юридической и многих других). Как правило, основное содержание учебников по общей психологии составляло подробное рассмотрение различных психических функций. Таким образом, О. п. в том виде, в котором она представлена в различных руководствах, выступает в качестве пропедевтики психологического познания.

Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия. О. п. иногда именуется теоретической психологией. Однако в том виде, в каком она обычно представлена в книгах, у нее нет основания претендовать на этот статус. В ее состав обычно входят: описание характеристики ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, психической саморегуляции, дифференциально-психологических особенностей психики человека. Т. о., перед нами классический пример понимания психологии с позиций функционализма. О. п. в этом случае не рассматривается как сколько-нибудь целостная в качестве упорядоченной системы знаний.

Различные психические функции выступают здесь как рядоположенные друг другу, не интерпретируются в качестве системообразующих и потому не имеют категориального характера. Стремясь преодолеть функционализм и заявляя на словах об отказе от него, авторы учебников привычно следовали за традиционным описанием психических функций, где, к примеру, "категория" ощущения оказывалась рядоположенной категории личности, а "категория" навыка — категории деятельности. В перечне когнитивных процессов возможен был любой порядок изложения. Он мог начинаться, как это было принято, с ощущения, а мог бы иметь началом рассмотрение аффективно-потребностной сферы человека, запускающей в ход "познавательный" процесс.

А.В. Петровский

ОБУЧЕНИЕ

E-mail Печать PDF

Обучение (психологический аспект) — процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта. Под стихийным О. понимают всю совокупность воздействий со стороны окружающих ребенка людей, которые ими самими не осознаются как обучающие, но объективно выполняют обучающую функцию. Целенаправленное О. — это сознательная организация формирования знаний, умений, навыков. Психологически проблема О. может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, так и со стороны организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами. Промежуточными являются вопросы взаимоотношения между обучаемыми и обучающими.

Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом. Важной проблемой педагогической психологии является организация управляемого О., обеспечивающего планомерное формирование необходимых качеств, а также учет индивидуально-психологических особенностей учащихся. Особую ветвь составляет О. общению — организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми.

А.И. Подольский

Раздел 1. Основные категории психологии развития

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

E-mail Печать PDF

Обучающие программы. Психофизиологический контроль — специальные программы, направленные на приобретение знаний и навыков при одновременном определении психофизиологического статуса (регистрация кожно-гальванической реакции, электрокардиограммы, электроэнцефалограммы и т.д.). Психофизиологический мониторинг позволяет анализировать и учитывать функциональное состояние ребенка в процессе обучения, его индивидуальную адаптационную устойчивость.

ОБУЧАЕМОСТЬ

E-mail Печать PDF

Обучаемость — сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентаций, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй — какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т. п.

Термин О. стал широко использоваться Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.С.

Костюком, Н.А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З.И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума.

А.А. Вербицкий

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

E-mail Печать PDF

Обратная связь (в психотерапии) — (1) получение участниками психотерапевтического процесса взаимной информации о процессе, особенностях и результатах лечебных действий, (2) в процессе групповой психотерапии предоставление пациенту информации о том, как его воспринимают другие участники группы, как они реагируют на его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение воздействует на других. О. с. дает возможность участнику группы понять и оценить свою роль в типичных для него межличностных ситуациях и конфликтах и благодаря этому глубже понять собственные проблемы. О. с. может быть прямой или косвенной, немедленной или отсроченной, аппаратурной или личностной (вербальной и невербальной, оценочной и не содержащей оценки, описательной и содержащей интерпретацию).

О. с. в психотерапии способствует реализации одного из ведущих механизмов ее действия — конфронтации (столкновение, противопоставление). Как источник информации О. с. отличается от интерпретации, которая может быть неточной, искаженной. О. с. является всегда информацией о том, как реагируют на поведение клиента другие участники психотерапевтического процесса. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту дифференцированную О. с. от всех участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его поведение и по-разному на него реагировать. Иногда в группах формируются определенные правила предоставления и принятия О. с. (например, "Говори о своих чувствах, но не оценивай", "Слушай внимательно, но не пытайся ответить каждому"). Переработка и интеграция содержания О. с. в процессе психотерапии обеспечивает коррекцию личностных характеристик, способствует формированию более целостного и адекватного образа Я.

Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы О. с. необходима атмосфера безопасности, принятия, направленности на самоисследование и коррекцию неэффективных моделей поведения. О. с. более эффективна, если она не отсрочена и дифференцирована (поступает к клиенту от нескольких людей). О. с. существует и в рамках индивидуальной психотерапии.

Г. Л. Исурина

Страница 202 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135