Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

РЕГРЕССИЯ ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ

E-mail Печать PDF

РЕГРЕССИЯ ЛИНЕЙНАЯ МНОЖЕСТВЕННАЯ - причинная модель статистической связи линейной (см.) между переменной зависимой (см.) y и переменными независимыми (см.) x1,x2,...,xk, представленная уравнением y = b1x1 + b2x2 + ... + bkxk + a = ∑ bixi + a (см. Анализ регрессионный). Коэффициенты b1,b2,...,bk называются нестандартизированными коэффициентами, а - свободным членом уравнения регрессии. Уравнение регрессии существует также в стандартизированном виде, когда вместо исходных переменных используются их z-оценки (см. Переменная стандартизированная): zy = ∑ βizi. Здесь zy - z-оценка переменной у; z1,z2,...,zk - z-оценки переменных x1,x2,...,xk; β1,β2,...,βk - стандартизированные коэффициенты регрессии (свободный член отсутствует).

Для того чтобы найти стандартизированные коэффициенты, необходимо решить систему линейных уравнений:

β1 + r12β2 + r13β3 + ... + r1kβk = r1y,

r21β1 + β2 + r23β3 + ... + r2kβk = r2y,

r31β1 + r32β2 + β3 + ... + r3kβk = r3y,

...

rk1β1 + rk2β2 + rk3β3 + ... + βk = rky,

в которой rij - коэффициенты линейной корреляции Пирсона (см.) для переменных xi и xj; riy - коэффициент корреляции Пирсона для переменных xi и y.

Нестандартизированные коэффициенты регрессии вычисляются по формуле bi = βi ∙ sy / si, где sy - стандартное отклонение (см.) переменной y; si - стандартное отклонение переменной хi. Свободный член уравнения регрессии находится по формуле a = y - ∑ bixi, где y - среднее арифметическое (см.) переменной y, xi - средние арифметические для переменных xi.

>В настоящее время используются два подхода к интерпретации нестандартизированных коэффициентов линейной регрессии bi. Согласно первому из них, bi представляет собой величину, на которую изменится предсказанное по модели значение ŷ = ∑ bixi при увеличении значения независимой переменной xi на единицу измерения; согласно второму - величину, на которую в среднем изменяется значение переменной y при увеличении независимой переменной xi на единицу. Значения коэффициентов bi существенно зависят от масштаба шкал, по которым измеряются переменные y и xi, поэтому по ним нельзя судить о степени влияния независимых переменных на зависимую. Свободный член уравнения регрессии a равен предсказанному значению зависимой переменной ŷ в случае, когда все независимые переменные xi = 0.

Стандартизированные коэффициенты βi являются показателями степени влияния независимых переменных xi на зависимую переменную y. Они интерпретируются как "вклад" соответствующей независимой переменной в дисперсию (см.) (изменчивость) зависимой переменной.

Качество (объясняющая способность) уравнения множественной линейной регрессии измеряется коэффициентом множественной детерминации (см.), который равен квадрату коэффициента корреляции множественной (см.) R².

Предполагается, что все переменные (см.) в уравнении множественной линейной регрессии являются количественными. При необходимости включить в модель номинальные переменные используется техника dummy-кодирования (см.).

О.В. Терещенко

РЕВОЛЮЦИЯ

E-mail Печать PDF

РЕВОЛЮЦИЯ (исходно, в 17 в. - "процесс прохождения через стадии цикла, которые в конечном счете ведут назад к идентичному или подобному состоянию") - в социально-политической сфере - насильственное овладение государственной властью лидерами массовых движений с целью (действительной или провозглашаемой) осуществления общественных реформ. В отличие от переворотов Р. пользуются массовой поддержкой.

Классическую трактовку Р. осуществили марксизм (см.) и ленинизм (см.). Так, согласно Ленину (см.), революционная ситуация возникает тогда, когда массы не могут жить по-старому, "верхи" не могут править по-старому, а также особо обостряется нищета эксплуатируемых социальных групп и классов. По мысли Ленина, для успеха Р. необходимо наличие авангардной политической партии с соответствующей программой, стратегией, тактикой и организационной дисциплиной.

Термином "Р." может также обозначаться более или менее длительный период коренных трансформаций какой-либо области человеческой деятельности: промышленная Р., сексуальная Р. В наиболее общем виде неизбежность тех или иных Р. в ходе развития человечества обосновал Делез (см.): "Любое общество... представлено всеми своими законами сразу - юридическими, религиозными, политическими, экономическими, законами, регулирующими любовь и труд, деторождение и брак, рабство и свободу, жизнь и смерть. Но завоевание природы, без которого общество не может существовать, развивается постепенно - от овладения одним источником энергии или объектом труда к овладению другим.

Вот почему закон обладает силой еще до того, как известен объект его приложения, и даже при том, что этот объект, возможно, никогда не будет познан. Именно такое неравновесие делает возможными революции... Их возможность определена этим межсериальным зазором - зазором, провоцирующим перестройку экономического и политического целого в соответствии с положением дел в тех или иных областях технического прогресса. Следовательно, есть две ошибки, которые, по сути, представляют собой одно и то же: ошибка реформизма или технократии, которые нацелены на последовательную и частичную реорганизацию социальных отношений согласно ритму технических достижений; и ошибка тоталитаризма, стремящегося подчинить тотальному охвату все, что вообще поддается означению и познанию, согласно ритму того социального целого, что существует на данный момент. Вот почему технократ - естественный друг диктатора... Революционность живет в зазоре, который отделяет технический прогресс от социального целого".

А.А. Грицанов

РЕВЕС

E-mail Печать PDF

РЕВЕС, Ревеш (Rvsz) Геза (1878—1955) — венгерский психолог, автор трудов в области психологии музыкальной одаренности и слуха. В 1901 г. окончил юридический фак-т Будапештского ун-та, в 1905 г. — фак-т экспериментальной психологии Геттингенского ун-та, с этого же года преподавал в Будапештском ун-те (с 1918 г. профессор). Основал первую психологическую лабораторию в Будапеште. В 1921 г. покинул Венгрию. В 1932—1950 гг. — профессор психологии и директор психологической лаборатории в Амстердаме. Как психолог Р. формировался под влиянием гештальтпсихологии.

Проводил исследования в области психологии восприятия музыки и психологии музыкальных способностей, в том числе изучал музыкальных вундеркиндов с использованием тестов В. Штумпфа (об одном из них, пианисте Эрвине Нирегихазе, он написал книгу). Является автором тестов музыкально-слуховых способностей (музыкальности). В области психологии музыкального слуха Р. разработал теорию двухкомпонентного восприятия высоты звуков, согласно которой "качество звука" и "высота звука" — две независимых составляющих восприятия (под "качеством звука" Р. понимал повторяющиеся во всех октавах ступеневые, интервальные компоненты, под "высотой" — тембровый компонент звука, влияющий на его "светлоту"). Р. отстаивал взгляд о единстве музыкальности как свойстве целостной личности, о несводимости музыкальности к отдельным простейшим свойствам — "способностям". Он определял музыкальность как природное и врожденное свойство, которое нельзя сформировать обучением и воспитанием. Р. выделял музыкальность рецептивного и репродуктивно-интерпретационного плана.

Музыкальная активность — важный показатель музыкальности; постоянная и ключевая характеристика музыкальности — способность переживания и оценки художественного качества музыкального произведения. Для диагностики музыкальности Р. считал наиболее показательными следующие факторы: относительный слух, ощущение аккорда (воспроизведение аккорда в основном положении и с обращениями, ощущение степени консонантности созвучия и ощущение тональности); способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий; творческую фантазию.

Не утратили актуальности выводы Р. об особенностях детской одаренности. Он подчеркивал, что детскому творчеству недостает оригинальности (в форме, композиции, в планомерности и целостности), у него нет внутренней связи с личностью творца. Р. исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и потому период между 13 и 20 годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Способности, обнаружившиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами. Исключением он считал музыкальные способности и одаренность.

Но и здесь отдельные формы одаренности проявляются в разные периоды развития. Ранее всего, по его мнению, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование, которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты.

На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки и только затем — творческая одаренность, расцвет которой наступает между 20 и 30 годами. Композиторский талант в раннем возрасте обнаруживается гораздо реже, чем исполнительский. Исследования Р. сыграли важную роль в развитии психологии музыкальной одаренности в европейских странах и США. Р. автор книг: "Ранее проявление одаренности и ее узнавание", — М., 1924; "Zur Grundlegung der Tonpsychologie", Lpzg, 1913; "Ervin Nyiregyhazi: Psychologische Analyze eines musikalisch hervorragenden Kindes", Lpzg, 1916; "Die Einfhrung in die Musikpsychologie", Bern, 1946; "Talent und Genie", Bern, 1952; и др.

М.С. Старчеус

РЕВЕРСИВНЫЙ ТЕСТ

E-mail Печать PDF

Реверсивный тест — тест интеллекта, относящийся к группе невербальных, разработан А. В. Этфельдтом. Тест применяется для проверки готовности к обучению чтению. Метод основан на определении степени реверсивной тенденции, то есть степени затруднений в различении зеркальных образов, которые являются естественной стадией развития зрительного восприятия у детей.

Задания заключаются в сопоставлении двух изображений, находящихся в прямоугольнике, и обнаружении среди них тех, которые не являются одинаковыми. Образы различаются отдельными деталями. Время выполнения не ограничено, за каждый правильный ответ засчитывается 1 балл. Первичные данные переводятся в оценки четырехбалльной шкалы, которые интерпретируются следующим образом: отсутствие готовности к обучению чтению (1 балл), недостаточная готовность, требующая более подробного изучения (2 балла), средний уровень готовности (3 балла), уровень готовности выше среднего (4 балла).

Возможно индивидуальное и групповое применение теста. Сведения о надежности и валидности теста отсутствуют.

Л. Ф. Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

РЕВЕРБЕРАЦИЯ

E-mail Печать PDF

Реверберация (лат. reverberare — отражать) в психофизике — процесс постепенного затухания звука в помещении после прекращения действия источника звука, обусловленный повторными отражениями звуковых волн от различных поверхностей (естественная р.); искусственная р. создается с помощью ревербератора.

Страница 129 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135