Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологический словарь

РЕФЕРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТ

E-mail Печать PDF

Референтных отношений объект — индивид или группа как один из основных элементов структуры референтных отношений, с которыми субъект этих отношений сознательно или неосознанно себя соотносит, принимая и реализуя в своем поведении эталоны, нормы и ценности объекта или ориентируясь на них. Следует различать позитивные и негативные Р. о. о. Негативным Р. о. о. принято считать объект, с ценностями, нормами и стандартами поведения которого активно "не согласен" субъект референтных отношений; при этом он ведет себя так, как если бы стремился добиться отрицательных оценок, осуждения своего поведения со стороны Р. о. о. Позитивным Р. о. о. считают такой объект, ценности, нормы и стандарты поведения которого выступают ориентиром для субъекта и "одобрение" которого он как бы стремится получить.

В.А. Заргаров

РЕФЕРЕНТНОСТЬ

E-mail Печать PDF

Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие "Р.", которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят, получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В отечественной психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок) (Е.В.

Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п).

Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий ("диктующий") индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и "переплавлены" его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т.е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии.

Е.В. Щедрина

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

E-mail Печать PDF

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - социальная группа (см.), которая служит для индивида (см.) своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм (см.) и ценностных ориентаций (см.).

По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные Р.Г., по факту членства в группе - группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы - положительные и отрицательные Р.Г.

Нормативная Р.Г. выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная Р.Г. является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же Р.Г. может выступать как и нормативная и сравнительная.

Группа присутствия - это Р.Г., членом которой является индивид. Идеальная Р.Г. - это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная Р.Г. может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).

Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной Р.Г. полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной Р.Г. при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, "неодобрение" своих поступков и позиции со стороны этой группы.

Е.В. Щедриной разработана специальная экспериментальная процедура выявления Р.Г. - референтометрия. Она сводится к установлению и выявлению степени референтности членов группы для каждого входящего в него индивида, т.е. к определению круга лиц, мнение которых по ряду вопросов представляет особое значение для индивида.

В социологии и социальной психологии понятие "Р.Г." используется в основном для объяснения социально-психологических механизмов, участвующих в формировании в индивидуальном сознании установок ценностно-нормативной регуляции личности. В этом плане оно представляет интерес для социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, т.к. умение находить и выделять Р.Г. существенно упрощает работу по изучению направленности личности и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование.

В.А. Поликарпов, Л.И. Науменко

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ

E-mail Печать PDF

Ретикулярная формация (лат. fopmatio reticularis, reticulum — сетка) — совокупность структур, расположенных в центральных отделах спинного мозга и мозгового ствола. Для Р. ф. характерно наличие большого количества нервных волокон, проходящих в самых различных направлениях, в связи с чем данное образование под микроскопом напоминает сеточку, что и послужило основанием для О. Дейтерса (O.F.C. Deiters) назвать его сетчатым образованием. Р. ф. осуществляет активизирующее воздействие на кору большого мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга. Активность Р. ф. поддерживается непрерывным притоком афферентных импульсов, поступающих в Р. ф. по коллатеральным волокнам от сенсорных проводящих путей. Важную роль в поддержании активности Р. ф. играют гуморальные факторы, по отношению к которым она обладает высокой чувствительностью. Введение адреналина повышает тонус Р. ф. в результате чего усиливается ее активизирующее влияние на кору больших полушарий. Адреналин, выделяемый надпочечниками при эмоциях, действуя на Р. ф., увеличивает и удлиняет эффекты возбуждения симпатической нервной системы. Р. ф. является местом избирательного действия многих фармакологических средств.

Р. ф. принадлежит важная роль в активации и модуляции активности корковых структур головного мозга, механизмах сна и бодрствования. Р. ф. — одна из важнейших структур в системе регуляции функционального состояния мозга.

Р. ф. участвует в регуляции вегетативных функций, оказывает активизирующее и тормозящее влияние на различные отделы ЦНС, повышая активность вегетативных нервных центров Р. ф. создает "настройку деятельности" и обеспечивает необходимое для активности состояние периферических органов, включая скелетную мускулатуру и рецепторные аппараты. Р. ф. играет важную роль в регуляции мышечного тонуса, которая осуществляется по двум ретикулоспинальным путям: быстро и медленно проводящему. По первому проходят импульсы, контролирующие быстрые движения, по второму — медленные тонические сокращения. Механизм влияния Р. ф. на мышечный тонус впервые был установлен Р. Гранитом (R. Granit), который показал, что Р. ф. изменяет активность гамма-мотонейронов спинного мозга (см. Гамма-мотонейрон).

Их аксоны (гамма-эфференты), вызывая сокращение мышечных веретен, обуславливают их натяжение и, как следствие этого, усиление афферентной импульсации от мышечных рецепторов. Эти афферентные импульсы, постоянно поступая к спинному мозгу, возбуждают альфа-мотонейроны, что является причиной тонуса мышц.

РЕСПОНДЕНТ

E-mail Печать PDF

РЕСПОНДЕНТ (англ. respond - отвечать, лат. responsum - ответ) - участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации. Эквивалент - опрашиваемый, опрошенный.

Взаимодействие анкетера или интервьюера с Р. - важнейшая составная часть социологического исследования. При проведении анкетирования оно опосредовано анкетой: анкетер достаточно отстранен или вообще отсутствует (напр., при почтовом опросе), содержание и смысл вопросов интерпретируется самим Р. в зависимости от представлений и убеждений, сложившихся у него по поводу обсуждаемой проблемы. Р. самостоятельно формулирует ответ и отражает его в анкете. Интервью по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Оно протекает в условиях непосредственного контакта интервьюера (человека, который берет интервью) с Р. Интервьюер активно ведет беседу, задает вопросы, фиксирует полученные ответы. Он может давать пояснения по поводу вопросов при их непонимании Р., уточнять позицию Р., задавать дополнительные, конкретизирующие вопросы. Поэтому при подготовке к опросу необходимо предусмотреть вероятные ошибки восприятия и понимания Р. как обращенных к нему вопросов, так и личности самого анкетера (интервьюера) с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия этих ошибок (отказ от участия в исследовании, искажение информации в результате неадекватного восприятия (понимания) вопроса или психологических причин, связанных с дефектами межличностного общения и т.д.).

Предпринимаются попытки создания теории Р., охватывающей анализ таких проблем, как статус и роль Р. в структуре социологического исследования, психологические аспекты опосредованного (например, через анкету) или непосредственного взаимодействия исследователя и Р., типология Р. и т.д. Наличие такой теории существенно облегчило бы работу социолога, особенно на стадии формулирования вопросов и компоновки анкеты и бланка интервью, при подготовке информации к обработке, при анализе и интерпретации полученных данных.

В.А. Балцевич

Страница 126 из 451


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135