Сумман
Сумман (Summanus), в римской мифологии древний бог ночных молний. Хотя в историческое время существовал его храм, сам С. был практически забыт, и его функции перешли к Юпитеру.
Соционика - наука или искусство?
Сумман
Сумман (Summanus), в римской мифологии древний бог ночных молний. Хотя в историческое время существовал его храм, сам С. был практически забыт, и его функции перешли к Юпитеру.
Сульде сульде («дух», «жизненная сила»), в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила.
С. правителя является духом хранителем народа; его материальное воплощение знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии С.-знамёнам приносились кровавые, иногда человеческие жертвы.
Особо почитались С.-знамёна Чингисхана (Хара С. и Цаган С. чёрное и белое знамёна) и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов С.-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с С. Чингисхана.
Литература
:
Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М., 1977;
Ринчен Б., Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве, в кн.: Сибирь Центральная и Восточная Азия в средние века, Новосиб., 1975;
Манжигеев И. А., Бурятские шаманистические и дошаманистические термины, М., 1978, с. 9495.
Султи-тура Султи-тура, Тура-тала, в мифологии чувашей высшее божество. С.-т. небесный бог-творец; он подаёт дождь на поля, дарует урожай и счастье людям.
Считалось, что при нём находились боги создатели душ (Чун суратакан тура), детей (Ывалхер суратакан тура), домашних животных (Выльах-черлех суратакан тура), жилищ (Сурт суратакан тура), богатств (Мул суратакан тура), пчёл (Хурт суратакан тура), цветов (Чечек суратакан тура), производитель хлебов (Тырпул суратакан тура), ниспосылающий силу и крепость (Хурас антаракан) и др., а также божества-служители. С С.-т. часто отождествлялось божество судьбы Султикепе.
Литература
:
Денисов П. В., Религиозные верования чуваш, Чебоксары, 1959, с. 6162;
Никольский Н. В., Краткий конспект по этнографии чуваш, «Известия Общества археологии, истории и этнографии при имп. Казанском университете», 1911, т. 24, в. 6.
Сулайман Сулайман (Sulaimān), в мусульманской мифологии сын Дауда. Соответствует библейскому Соломону.
В Коране говорится, что мудрый С. участвовал в разрешении сложных споров вместе со своим отцом и иногда превосходил его в мудрости (21:7879). Наследовав Дауду, С. стал великим правителем, обладавшим множеством чудесных способностей.
Ему подчинялся могучий ветер (21:81; 38:35) и был понятен язык птиц (27:17). Однажды С. изменил путь войска, чтобы не раздавить муравьев, разговор которых он услышал и понял (27:1819).
По приказу аллаха С. служили джинны (34:11), которые ныряли для него за жемчугом, строили здания и водохранилища, делали скульптуры, изготовляли чаши и котлы (21:82; 38:36; 34:12). Подчинялись С. и птицы; одна из них ухдуд (удод) принесла ему известие о царице Сабы Билкис и носила его письма к ней с увещеваниями покориться аллаху (27:2045).
Когда С. умер, этого поначалу никто не заметил, так как он стоял, опираясь на посох. Только когда червь проел посох, тело С. упало на землю (34:13).С. один из наиболее популярных персонажей мусульманских преданий.
Большое место занимает мотив перстня С., дававшего ему власть и силу. С помощью этого перстня вазир Сулаймана перенёс трон Билкис из Йемена в Иерусалим.
Развивая коранический мотив временной утраты С. своего трона в наказание за какие-то проступки (38:3334, 39), предание повествует о том, что однажды перстнем С. завладел шайтан Сахр, ставший благодаря этому на сорок дней царём вместо С. Потом Сахр потерял перстень в море, а С. нашёл его в чреве рыбы и вернул себе власть. Это временное низложение С. мотивируется склонностью его супруги к язычеству.
Перстень С. с печатью, имевшей форму шестиконечной звезды, считался у мусульман сильнейшим талисманом.Известны также мотивы волшебного ковра, волшебного зеркала, драгоценного стола С. Согласно преданию, С. наказывал непокорных джиннов, заточая их, в частности, в запечатанные сосуды. Популярны сюжеты, связанные со строительной деятельностью джиннов.
С. приписывается множество древних построек в Сирии и Палестине, в частности основание Пальмиры. Эфиопское предание возводит к С. и Билкис династию эфиопских царей.
Литература
:
Salzberger G., Die Salomo-Sage in der Semitischen Literatur, B., 1907.
Сукхавати
сукхавати (санскр. sukhavatī, буквально «счастливая страна»), в буддийской мифологии страна, так называемое «поле будды» (буддакшетра) Амитабхи, которая находится на чрезвычайно дальнем расстоянии от нашего мира (между С. и нашим миром целые мириады миров). Описание С. приводится в «Сукхавативьюха-сутре» (IIIII вв. н. э.).
В С. сансара проявляется только в двух аспектах в образе людей и богов (и между ними нет коренных различий), нарака, преты, асуры и животные в С. отсутствуют. Почва и вода в С. благородны, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней.
Все обитатели С. бодхисатвы высшего уровня, которые там же достигают нирваны. Они живут «неизмеримо долго» и наслаждаются беспредельным счастьем. С. была сотворена Амитабхой, чтобы ускорить путь существ в нирвану (по легенде Амитабха, когда он ещё был бодхисатвой по имени Дхармакара, дал обет создать такой мир после достижения им состояния будды).
Страница 266 из 387