Хвтисшвили
хвтисшвили (груз., букв. «сын бога»), в грузинской мифологии общее название второстепенных богов (Копала, Иахсари и др.). Обычно Х. считаются детьми верховного бога Гмерти. См. также Джвари.
Соционика - наука или искусство?
Хвтисшвили
хвтисшвили (груз., букв. «сын бога»), в грузинской мифологии общее название второстепенных богов (Копала, Иахсари и др.). Обычно Х. считаются детьми верховного бога Гмерти. См. также Джвари.
Хвергельмир
Хвергельмир (др.-исл. Hvergelmir, «кипящий котёл»), в скандинавской мифологии поток в Нифльхейме («страна мрака»). Из него вытекают различные подземные реки, в том числе Гьёлль, которая течёт около хель (царства мёртвых).
В Х. падает влага с рогов стоящего на Вальхалле оленя Эйктюрнира (по «Младшей Эдде»).
Хванун
Хванун, Ун, Синун («божественный Ун»), в корейской мифологии культурный герой, побочный (младший) сын верховного небесного владыки Хванина (в источнике отождествляемого с Индрой) в мифе о Тангуне в «Самгук юса» (в «Ындже сиджу» Квон Нама назван внучатым племянником Хванина). Замыслив попасть в мир людей, Х. получил в дар от Хванина три небесные печати и с трёхтысячной свитой [духов] спустился под дерево к жертвеннику духам (в других источниках: под священное дерево Тан, откуда также имя Х. Танун) на горе Тхэбэксан.
Х. с помощью духов ветра, дождя и туч управлял человеческим миром; ведал людскими судьбами, исцелял хвори, устанавливал меру наказания и т. п. Превратив медведицу в женщину, Х. сам обернулся человеком и взял ее в жены. У них родился Тангун.
Х. почитается как одно из высших божеств в религиозной секте тэджонгё.
Хважарпыс
Хважарпыс (от хуажэ, «рододендрон», и арпыс, «молодец»), герой абхазского нартского эпоса. Х. стал женихом Гунды красавицы, единственной сестры ста братьев-нартов, после того как одолел её в единоборстве (Гунда вступала в поединок со всеми претендентами на её руку; 99 богатырей, предшественников Х., были ею побеждены).
Однако его невеста была похищена Нарджхеу. Нагнавший похитителя Х. вступает с ним в поединок. Стрела Нарджхеу отколола часть черепа Х. Дважды нартский кузнец чинил ему голову с помощью медных пластинок. Но третья стрела Нарджхеу оказалась для Х. смертельной.
Вопль умирающего Х. дошёл до его матери, проклявшей Нарджхеу, а Х. по её заклинанию превратился в рододендрон.
Хаягрива Хаягрива (др.-инд. Hayagrīva, «имеющий шею лошади»), 1) в индийской мифологии дайтья, который выкрал из уст Брахмы, когда тот спал в конце кальпы, четыре веды.
Это грозило новому творению мира, и Вишну в своей аватаре рыбы убил Х. и возвратил веды Брахме. В более поздних мифах Х., напротив, сам становится воплощением Вишну и спасает веды, украденные дайтьями Мадху и Кай-табхой (Бхаг.-пур.
II 7, 11; «Брахман-да-пурана» II 6, 10; Ваю-пур. 68, 10).
Литература
:
GuIik R. H. van, Hayagrīva. The Mantrayānic aspect of the horse-cult in China and Japan, Leiden, 1935.П. Г.2) В буддийской мифологии ваджраяны идам и дхармапала, эманация будды Акшобхьи.
Описание Х. встречается уже в индийских садханах (напр., в «Садханамале», где его изображают в виде гневного божества, имеющего три головы и восемь рук), но чрезвычайно популярным мифологическим персонажем под именем Тамдин (rtamgrin) Х. стал в Тибете и в Монголии (это объясняется тем, что культ лошади был известен там издревле). В тибетских и монгольских (а отчасти и непальских) изображениях Х. (в отличие от индийских канонических) в волосах его помещают небольшую лошадиную голову.
Имя и образ Х. особенно часты в тибетских мифах и легендах, связанных с великими учителями школы ньинма.
Литература
:
Bhattacharyya В., The Indian Buddhist iconography, 2 ed., Calcutta, 1958, p. 165;
Gulik R. H. van, Hayagrīva. The Mantrayānic aspect of the horse-cult in China and Japan, Leiden, 1935.
Страница 222 из 387