Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Как найти мужа? как выйти замуж?

E-mail Печать PDF

Женский клуб "Хочу Замуж" создан в январе года. Первый год наш клуб был виртуальным, но уже тогда вокруг него образовалось сообщество людей, готовых помогать друг другу в поисках второй половинки. И уже в году мы отпраздновали несколько долгожданных свадеб.

Цели и задачи нашего клуба - помочь каждой женщине, которая хочет выйти замуж, в первую очередь найти себя, открыть свою индивидуальность и обрести уверенность в себе.
Женщина, у которой в сердце горит огонь, а с губ не сходит улыбка, никогда не будет страдать от одиночества или высматривать в каждом встречном мужчине свою судьбу. Напротив, самые достойные мужчины будут добиваться ее благосклонности!
Чтобы начать свой путь к достойному мужчине и стать членом клуба "Хочу Замуж", подпишись на бесплатную рассылку "Как Познакомиться с Мужчиной и Удачно Выйти Замуж".
Я к тебе буду обращаться по имени, поэтому, пожалуйста, введи свое имя правильно.

Что нужно сделать, чтобы получить долгожданное предложение руки и сердца?
Психологи советует прекрасной половине человечества оставаться самой собой, быть естественной, позитивной, игривой, верной, ласковой, делать сюрпризы для своего кавалера, и тогда все будет «в ажуре». Допустим, ОНА, умница, красавица и все, что было перечислено выше – присутствует. Встречается ОНА со своим возлюбленным уже год, делает ему подарки, кормит его кошку, гладит рубашки, любит его родителей, поливает его кактус, а до сих пор ее безымянный палец не поблескивает золотом долгожданного кольца.

Как решиться сказать ему о том, что вы мечтаете о совместной жизни с печатью в паспорте, если вы уже делите свой «шалаш» на двоих, знаете друг друга, как «пять своих пальцев», обожаете, как Джульетта Ромео?
Видимо, ваш любимый имеет свои мысли на этот счет. Он привык, что его любят, холят и лелеют. ОН знает, что вы «никуда не денетесь», что все итак неплохо устроено, к чему «марать» документы? А вам, ну очень хочется примерить фату и кинуть-таки свой букет невесты в кого-нибудь, кто точно будет визжать от восторга. Давайте постараемся понять себя и быть честнее. Определить свои желания. Признаться себе, что мы хотим прожить с этим человеком «пока смерть не разлучит нас», воспитывать детей, и, чтобы ОН, самый красивый и единственный, взял на себя ответственность за вашу дальнейшую семейную жизнь.

Все достаточно просто. И, слава богу, 17 век канул в прошлое. Поговорите с ним откровенно. Этот конкретный разговор может оказаться началом или концом ваших отношений. Так или иначе, слишком долго тянуть не стоит. Время часто играет не на нас, а против нас. Кто должен проявить инициативу? Наверное, вы сами. Не стоит бояться. 
Ваш друг может испытывать сомнение, страх. Вполне вероятно, что он даже и не задумывался над этим. Так что решайте, что вам нужно: семья, брак или романтическая любовная связь без всяких обязательств.

В любом случае, помните, что женщина, у которой в сердце горит огонь, а с губ не сходит улыбка, никогда не будет страдать от одиночества. Потому что знает, что ОНА лучшая для него!

Как найти достойного мужа – как найти достойную жену?

E-mail Печать PDF

Очень часто ко мне обращаются люди с просьбой помочь обрести свою вторую половину, будь то мужчины или девушки, задают вопросы о том, как познакомиться, куда пойти и что сказать…. Это и частные консультации и электронные письма…

И сегодня я решила освятить этот вопрос по вашим многочисленным просьбам.

Однажды, когда полубог Брахма велел Кардаме Муне – великому йогу и великой душе произвести на свет детей, досточтимый Кардама отправился на берег реки и совершал там аскезы. Совершая аскезы и занимаясь преданным служением Богу, мудрец Кардама снискал милость Господа, которые щедро дарует Свои благословения всем, кто ищет Его покровительства.

Позже мудрец встретил Деватухи – благочестивую девушку…

Это было много тысячелетий назад, но все же мы можем применить этот древний ритуал.

Итак, для того чтобы получить в жены (мужья) девушку (мужчину) необходимо сесть напротив алтаря, зажечь свечи и благовония. Настройтесь на ритуал, пришедший из глубины веков, постарайтесь ни о чем не думать. Начните произносить слова священной молитвы:

Молитва – на поиск жены:

Я знаю, что у Тебя не следует просить ничего материального, и все же я хочу получить в жены девушку, близкую мне по складу характера, которая в семейной жизни станет мне коровой, исполняющей все желания, и утолит мое вожделение, тоже ищу прибежища у Твоих лотосных стоп, которые являются источником сущего, ибо Ты подобен древу желаний.

Молитва на поиск мужа:

Я знаю, что у Тебя не следует просить ничего материального, и все же я хочу получить в мужья мужчину, близкого мне по складу характера, которая в семейной жизни станет мне достойным мужем, и утолит мое вожделение, тоже ищу прибежища у Твоих лотосных стоп, которые являются источником сущего, ибо Ты подобен древу желаний.

В прежние времена в брак вступали юноши и девушки со сходным складом характера, и это сходство характеров делало их жизнь счастливой. В Индии еще полвека назад родители изучали гороскопы юношей и девушек, чтобы выяснить их психологическую совместимость. Роль, которую играют психологические особенности будущих супругов, трудно переоценить. Ныне, заключая браки, люди не советуются с астрологом, поэтому очень часто вскоре после свадьбы они разводятся и живут врозь. Раньше муж и жена всю жизнь жили вместе в мире и согласии, а сегодня счастливые браки стали большой редкостью.

Назначение жены – помогать мужу в его духовной и материальной деятельности. Веды говорят, что жена способствует осуществлению всех желаний мужа в сфере религии, экономики и чувственных наслаждений. Принято считать, что человеку, которому досталась хорошая жена, выпала самая большая удача. В астрологии удачливым называют того, у кого много денег, хорошие сыновья и хорошая жена. Прежде чем жениться, мужчина должен выбрать себе жену, близкую ему по складу характера, а не прельщаться так называемой красотой и другими привлекательными качествами, сулящими чувственные наслаждения.  Древнее ведическое знание гласит, что в Кали-югу – эпоху невежства – наше время – все браки будут основаны исключительно на половых отношениях, и, как только супруги перестанут удовлетворять сексуальные запросы друг друга, будет вставать вопрос о разводе.

Где найти любовь

E-mail Печать PDF

Где найти любовь

Каждой женщине хочется любви – взаимной и до конца жизни, что называется: полюбили, прожили долгую счастливую жизнь и умерли в один день. Но в наше время такие отношения - раритет, даже можно сказать, "музейный экспонат" прошлого.



Женщины в большей степени, чем мужчины, неудовлетворенны своей жизнью, собой. Иногда возникает вопрос: может, во мне что-то не так, из-за чего я не могу найти свою половинку на всю оставшуюся жизнь? Ведь вначале отношений была любовь, большое светлое чувство. Но почему она так быстро исчезает?

У меня была знакомая, которая постоянно жестоко высмеивала своих знакомых при людях, причем, издевалась над какими-то физическими недостатками или над изъянами, по ее мнению, в одежде. И муж у нее был "под каблуком". Но при этом всегда жаловалась, что у них с мужем (не первым по счету) нет взаимопонимания, гармонии, не складываются отношения.



Другая знакомая наоборот - человек мягкий, добрый, приятный в общении. Но муж гуляет. У них двое детей, и он не собирается с ней разводиться, но и не хочет отказываться от вольного стиля жизни. Причем, я слышала, как он хвалил свою жену и говорил, что терпимее женщины не встречал. Но сама-то женщина несчастна. Всем хорош муж - но гуляющий. Такой удар по женскому самолюбию. Вечные выяснения внутри себя: значит я не лучшая, чем я его не устраиваю.

Вот и получается, ты можешь быть доброй и терпимой или законченной стервой – а любви все равно нет. Это не зависит от твоих качеств. Можешь следовать советам психологов, но почему-то не помогает. И люди, если и живут вместе, то уже удовлетворяются материальными благами, привычным комфортом, или их "держат" дети, - пара не испытывает чувства любви. И жизнь проходит на фоне разочарования, которое в моменты конфликтов выходит как взаимные обвинения и оскорбления. Высокая, вечная любовь остается лишь иллюзией.

То, что мы принимаем в начале отношений за любовь, - всего лишь страсть, обусловленная половыми гормонами. Но страсти улеглись, на первый план выходит быт, совместное проживание, уступки – и тут же "любовь" уходит, так как более приятные ощущения сменились на гораздо менее приятные. Значит, любви никогда и не было?! И напрасно мы мучаемся, ищем, страдаем?

Любви в привычном нашем понимании действительно нет. Мы ищем ее между телами, а она реализуется как связь между душами. Определение любви как чувства, как некой морально-этической связи - едино для всех, а не только для мужчины и женщины.

Настоящая любовь - это когда мы научимся ощущать любого другого человека, как себя, когда его беды и радости будут нашими, когда мы не будем делать другому то, что ненавистно нам. И человека влечет именно к такой любви. Он ее постоянно ищет, не смотря на все ошибки и разочарования.

Остается только пожелать нам всем быстрее придти к этой духовной связи между всеми людьми, потому как от желания быть любимой и счастливой все равно никуда не денешься.

Психологические аспекты сексуальности

E-mail Печать PDF

Психологические аспекты сексуальности

Основные модели сексуальности

Имеется три основные модели сексуальности.

I. Биологическая модель

Специалисты, придерживающиеся взглядов на сексуальность в рамках этой модели, так или иначе сводят весь спектр сексуальности к биологической проблематике, т. е. видят в человеческой сексуальности лишь физиологическое проявление. Очевидно, что представителей этого направления больше интересует организм человека, чем его личность. Именно этот подход в сексопатологии, чаще всего, провоцирует пациента на поиск "волшебной" таблетки, а врача эту таблетку пациенту предоставить. Несмотря на явную лженаучность и отсталость этих воззрений, нужно отметить, что они весьма распространены как в общественном сознании, так и во врачебной тактике ряда специалистов.

//. Психогидравлическая модель

Эта точка зрения, легшая в основу фундаментальных положений психоанализа, опирается на фрейдовские представления о либидо. Данный термин вошел в научный обиход после выхода монографии Альберта Молля "Противоестественное половое чувство" (1897), в которой автор отмечал, что под этим понятием каждый представляет что-то свое: "Один понимает под этим только субъективные ощущения в половых органах, другой - в первую очередь отношения к противоположному полу, третий - воспроизведение потомства". Сам А. Молль понимал под либидо основной мотив сексуальной активности и всего полового поведения.

3. Фрейд изменил понятие либидо, предлагая называть этим термином изначальный энергетический импульс человека, витальную (жизненную) силу и энергию. Именно либидо определяет всю эволюцию личности от рождения и до смерти. Замаскированные превращения либидо определяют и объясняют наши индивидуальные странности и склонности, симпатии и антипатии, тайные желания, страхи и многие другие особенности личности. Сексуальная мотивация во немалом определяется именно этими особенностями и выраженностью внутреннего сексуального напряжения, требующего разрядки.

Наслаждение и сексуальное удовлетворение достигаются именно разрядкой внутреннего напряжения. Гипотеза о снижении уровня напряжения вытекает из мотивов, возникающих в связи с другими физиологическими потребностями, такими, как голод или жажда. В то же время психоаналитики понимали, что буквальный перенос происхождения этих мотиваций и сопутствующих им механизмов на сексуальность не может быть осуществлен без соответствующих критических купюр.

Известно, что в основе сексуальной активности могут лежать самые разнообразные мотивы, часто находящиеся вообще вне рамок физиологических закономерностей.

Одной из целей психоанализа была попытка объяснить каким образом накопленная сексуальная энергия распределяется в индивидуальной психике, разряжается или преобразуется в сфере общественной деятельности. Формы преобразования сексуальной энергии легли в частности, в основу концепции сублимации 3. Фрейда, согласно которой сексуальная энергия может иметь два выхода: путем достижения сексуального наслаждения, что является более примитивной формой разрядки, и путем сублимации, т. е. на более "высоком" уровне, когда первичная энергия либидо переключается на иные формы активности.

Таким образом, в рамках психогидравлической модели существуют два варианта развития любого общества и цивилизации в целом:

- первый вариант наблюдается в тех обществах, где в отношении сексуальности нет особых запретов. Секс воспринимается как праздничная сторона нормального существования.

Человек в таком обществе глубинно счастлив, не испытывает гнета общественной морали. Он проживает свою жизнь беззаботно, как мотылек свой день. Условно можно предположить, что эта модель ближе к туземной культуре (Океания, Полинезия). Общество же в этом случае обречено на стагнацию, застой, так как единая энергия расходуется на саму жизнь и фактически ее не остается на сублимацию, то есть в обществе нет "сил" на расцвет науки, бизнеса, искусства и т. д.;

- второй вариант являет собой полную противоположность рассмотренному выше. Здесь имеется в виду общество, подавляющее сексуальность индивида, регламентирующее поведение человека. Индивид в таком обществе глубинно несчастлив, подавлен, ограничен в желаниях. Само же общество динамично, имеет большую перспективу развития, так как нереализованные импульсы индивида сублимируются в социально приемлемые формы активности.

Нужно отметить, что концепция психогидравлической модели сексуальности, несмотря на то, что она до сих пор фактически не верифицирована, получила признание во многих других областях человеческого знания (культурология, антропология, социология и др.).

///. Экологическая модель

М. Волен и Дж. Шмидт, их последователи трактуют сексуальную мотивацию не столько как следствие постоянно нарастающего напряжения сексуальной энергии, а как предрасположенность к реагированию определенным образом на определенные раздражители.

Такая предрасположенность возникает на основе двух компонентов. Ими являются врожденные биофизиологические особенности, меняющиеся в процессе онтогенеза, и приобретенные особенности, появляющиеся в результате обучения и представляющие собой весь комплекс жизненного сексуального опыта человека. Сексуальная мотивация базируется на сочетании двух этих компонентов.

Таким образом, сексуальная мотивация обусловлена, с одной стороны, биофизическим состоянием организма, а с другой - процессом обучения и сексуальным опытом индивида.

Биофизиологические факторы, являющиеся базой сексуальной мотивации, генетически запрограммированы и состоят из следующих основных блоков:

- пренатальное и постнатальное развитие;

- изначальное состояние нейроэндокринной системы;

- функционирование подкорковых образований и спинного мозга;

- функционирование периферических нервов и рецепторов;

- оптимальный уровень гормонов;

- правильное функционирование ферментативных систем, обеспечивающих обмен веществ и т. д.

Кроме биофизиологических факторов не меньшее значение имеют социокультурные и психологические факторы, партнерское взаимодействие, сексуальный опыт, полученный в процессе обучения, и т. д.

Проблема социализации сексуальных потребностей человека представляет собой одну из наименее изученных областей сексологии. Дж. Шмидт дает следующую ее интерпретацию: человек рождается с определенным уровнем нейрофизиологического обеспечения, позволяющим ему испытывать сексуальное наслаждение при стимуляции генитальных и экстрагенитальных эрогенных зон, достигающее своего максимума в виде оргазма.

Стимуляция и оргазм в свете теории обучения действуют как подкрепляющие факторы и усиливают тенденцию к поиску возбуждающих эротических ситуаций, которые могут презентировать индивиду сладострастные переживания. Чем более часты сексуальные переживания, начиная с раннего детства, чем с большим удовольствием и бесконфликтностью они протекают и чем более терпимо к ним общество, тем выраженное становится сексуальная мотивация, т. е. возрастает уровень влечения. В процессе накопления опыта сексуальная активность прямо пропорциональна ее эмоциональным последствиям для конкретной личности.

Чем теснее в процессе накопления человеческого опыта увязываются друг с другом сексуальная активность и наслаждение, а сексуальные переживания - с сексуальным удовлетворением, наслаждением и релаксацией, а также с чувством приемлемости, безопасности и ценности в поле общественной морали, тем выраженное будет половое влечение, что достаточно согласуется с правилом возникновения вторичной мотивации.

Приведенное выше описание составляет суть экологической модели, которая опирается на тезис о том, что сексуальная активность и сексуальное поведение являются результатом процесса обучения, социализации, опирающихся на соответствующую нейрофизиологическую основу.

Согласно этой модели, сексуальное влечение, поведение и сексуальная активность зависят от биологических, психологических и социальных (культурных) факторов в их взаимном переплетении.

Факторы культуры

Термин "культура" имеет очень немало толкований. Так, Ф. Ницше определял смысл этого слова как "единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа"; М. Мид - как "единство всех форм традиционного поведения"; X. Ортега-и-Гассет: "Социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций"; К. Юнг: "Формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты". Отдельно хочется привести определение 3. Фрейда: "Слово "культура" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом".

Известный специалист по истории эстетики М. С. Каган (1996) акцентирует внимание читателя на том, что понятие "культура" родилось в Древнем Риме именно как оппозиция понятию "натура", т. е. природа.

Как видим, понятие "культура" охватывает не только характеристику общества, но и характеристику составляющих его индивидов, индивидуальную культуру личности. Понятно, что в этой сфере значимое место занимают культура чувств, культура отношений и сексуальная культура.

Как отмечает И.С. Кон (1988), социокультурный подход в сексологии охватывает широкий круг исследований,

в основе которых лежат следующие принципы и тезисы:

- сексуальное поведение и мотивация - не биологические, а социокультурные явления;

- исходная единица наблюдения и исследования- не индивид и не пара, а социальное целое;

- сексуальное поведение и установки индивидов производны от соционормативной культуры общества, которая, в свою очередь, зависит от его социальной структуры и образа жизни;

- отдельные элементы сексуальной культуры - эротический код, нормы сексуального поведения и др., с одной стороны, коренятся в биологическом наследии человека, а с другой - детерминированы внутренней логикой и последовательностью культуры как систенемало целого, но сексуальная культура в целом - социальное явление;

- хотя сексуальная культура разных человеческих обществ имеет общие компоненты, в целом она была весьма разнообразна и исторически изменчива; отсюда вытекает необходимость ее сравнительно-исторического исследования, интегрирующего данные социологии этнографии, социальной истории, исторической и кросс-культурной психологии, этологии и языкознания;

- разные социальные группы и слои одного и того же общества могут существенно различаться по своим установкам и поведению; отсюда вытекают немалообразные половые, возрастные, социопрофессиональные, этнические, конфессиональные, сексуально-ориентационные и прочие сексуальные субкультуры;

- отдельные элементы сексуальной культуры и вся она в целом неразрывно связаны с более общими социокультурными явлениями и изменяются вместе с ними.

Сексуальная культура в полной мере отражает этнические и религиозные особенности общества, а также своеобразие эпохи. При попытках определения сексуальных норм ведущим критерием часто является тот или иной моральный норматив. Отношение различных культур и обществ к сексуальности индивида регистрируется по шкале репрессивности (запретов и осуждения) - пермиссивности (разрешений и поощрений).

Французский философ Мишель Фуко указывал на то, что изучать сексуальную культуру общества трудно первым делом потому, что предписания и запреты всегда неоднородны и неоднозначны по отношению к разным членам общества. То, что прощается одним, то категорически запрещается другим. В качестве различающих свойств могут выступать пол, возраст, социальное положение, профессия и т. д.

Пермиссионное (разрешительное) отношение к проявлениям сексуальности отмечается у ряда народов Полинезии, где откровенный эротизм (в том числе проявление сексуальности у подростков) не только допускается, но и приветствуется.

Примером противоположной, репрессивной морали может служить культура папуасов островов Адмиралтейства и микронезийцев острова Яп, где половая близость даже между супругами расценивается как опасная и позорная. Вспомним, что и средневековая христианская мораль также расценивала сексуальность как проявление греховной распущенности, допуская сексуальную жизнь только в целях продолжения рода. Иудео-христианский нравственный кодекс оценивал добрачные и внебрачные сексуальные отношения как предосудительные, аморальные. Абсолютное подчинение сексуального влечения собственной воле рассматривалось им как высшая степень совершенства личности.

Негативная установка в отношении сексуальности нашла свое крайнее отражение в законодательстве большинства западноевропейских государств, предусматривавшем суровое наказание - вплоть до лишения жизни - за отклонения от тех норм, которые были абсолютизированы. В Восточной Пруссии смертная казнь за гомосексуализм была отменена лишь в 1794 году.

Закономерно, что негативное отношение к сексуальности, царившее в обществе, находило свое отражение и во врачебно-научной среде, в которой любые отклонения сексуального поведения от принятой в то время нормы рассматривались как причины тяжелых соматических и психических заболеваний, вплоть до безумия. И сегодня в различных обществах и субкультурах можно встретить различные, а часто и полярные варианты отношения к проявлениям сексуальности.

Отношение культуры к сексуальному поведению всегда основывалось на оценке брачных, добрачных и внебрачных связей.

Абсолютный, нерегулированный промискуитет (полная неупорядоченность сексуальных контактов) не зафиксирован ни в одном из известных науке обществ. Первоначальным и универсальным запретом, налагаемым культурой на сексуальность, был запрет браков и половых отношений между членами одного и того же рода. Уместно вспомнить в связи с этим высказывание 3. Фрейда о том, что вся современная культура отсчитывает начало с категорического запрета на инцест (кровосмешение). Этот запрет носит название"правило экзогамии", в происхождении которого исследователи отмечают как генетические факторы (вредность близкородственных браков для здоровья потомства), так и социальные (необходимость структурировать общество, появление частной собственности и т. д.).

Интересно замечание Дж. Брауда (С. Вгоиае, 1981) о том, что чем проще и примитивнее организация и структура общества, тем оно более терпимо к сексуальности и, соответственно, наоборот. Очень существенно высказывание Ю. М. Лотмана (1977):

"Простейшая форма биологического размножения - деление одноклеточных организмов. В этом случае каждая отдельная клетка полностью независима и не нуждается в другой. Следующий этап - разделение биологического вида на два половых класса, причем для продолжения рода необходимо и достаточно любого одного элемента из первого и любого одного элемента из второго класса. Появление зоосемиотических систем заставляет рассматривать индивидуальные различия между особями как значимые и вносит элемент избирательности в брачные отношения высших животных. Культура возникает как система дополнительных запретов, накладываемых на физически возможные действия. Сочетание сложных систем брачных запретов и структурно-значимых их нарушений превращает адресата и адресанта брачной коммуникации в личности. Данное Природой: "мужчина и женщина" - сменяется данными Культурой: "толь ко этот и толь ко эта". При этом именно вхождение отдельных человеческих единиц в сложные образования Культуры делает их одновременно и частями целого, и неповторимыми индивидуальностями, различие между которыми является носителем определенных социальных значений".

Отражение неравновесного действия запретов ("что и кому можно и что и кому нельзя") иллюстрируется имеющим место и ныне так называемым двойным стандартом сексуальной морали, когда в обществе присутствуют и незримо действуют разные нормы и оценки сексуального поведения мужчины и женщины. Это касается и сексуальной активности, и стиля поведения, проявлений инициативы, права выбора сексуального партнера и т. п., вплоть до выбора сексуальных позиций в контакте.

Добрачные связи для мужчин допустимы фактически во всех обществах, для женщин - далеко не везде. Та же тенденция характерна и для внебрачных сексуальных связей.

Особое место в изучении влияния факторов культуры на сексуальность занимает мифологическое сознание, которое берет свое начало с символизации мужской и женской сути в древних мифологиях, где мужчина выступает в качестве носителя активного, агрессивного социально-творческого

смысла, а женщина- как пассивная, стабилизирующая природная сила. Древнекитайская мифология определила устройство мира как взаимодействие полярных космических сил: мужского начала ("Ян") и женского ("Инь"). "Ян" символизирует активность, движение, изменчивость, свет, сухость, твердость и т. п., а "Инь" - пассивность, податливость, терпение, влажность, тьму, мягкость, холод. В рамках этих воззрений соединение мужчины и женщины - это аналог космического "брака" Неба и Земли, наблюдаемого во время грозы.

Интересно, что эти закономерности, описанные современным научным языком, нашли подтверждение в теории В.А. Геодакяна, доказавшего, что мужской пол выполняет задачи изменения ряда признаков вида, отвечая за его приспособление к меняющейся внешней среде, а женский - гарантирует стабильность и определенную устойчивость основных признаков вида.

Противопоставление мужского начала женскому относится к так называемым бинарным оппозициям (В. В. Иванов), разделяющим все явления жизни на положительные и отрицательные ("жизнь - смерть", "день - ночь", "правое - левое" и т.п.).

Примитивное сознание всегда стремилось упорядочить свои представления о мире с помощью "черно-белого" восприятия действительности. Именно этим объясняется бытующее в обыденной жизни и даже в политике деление на "наших" и "не-наших".

Любопытно существование в разных культурах мифов об андрогинии, то есть о соединении мужских и женских признаков, качеств и свойств в одном лице. В пантеоне многих народов имелись божества, совмещавшие в себе и мужские, и женские начала: в индийской мифологии это Адити - одновременно и отец, и мать всех других богов, в египетской - бог Ра, совокуплявшийся сам с собой, в греческой - знаменитый Гермафродит, сын Гермеса и Афродиты.

К. Юнг рассматривал широко распространенный образ .изначальной бесполости (двуполости) новорожденного как один из основных архетипов культуры. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном базируется на утверждении одновременного присутствия в бессознательном каждого индивида "души" (анима), олицетворяющей женское начало, т. е. интуицию, неопределенные чувства и настроения, предчувствие, эмоции, способность любить, чувство природы, восприимчивость к иррациональному и т. п., и "духа" (анимус), олицетворяющего мужское начало, т. е. рациональность, силу, организованность, инициативу, активность. Именно сочетание этих двух начал дает, по К. Юнгу, истинную гармонию личности.

Не менее распространенным был миф о значимости эрекции, в рамках которого половой член, наделявшийся особой силой, символизировал власть, могущество, господство, агрессию, высокое социальное положение индивида. Он нашел выражение в фаллических культах. Семя также наделялось свойствами жизненной силы, определявшей сущностное начало мужчины. Соответственно понятно, почему кастраты у всех древних народов считались ущербными и социально неполноценными. Да и сейчас этот термин чаще используется для оскорбления, чем служит диагностическим определением.

Культ мужской сексуальности зафиксирован во всех человеческих сообществах. Боги и герои всегда отличались экстраординарными сексуальными характеристиками. Индийский бог Кришна имел 16 108 жен. Малоизвестные подвиги Геракла и Одиссея также отражали их потрясающие воображение сексуальные возможности.

Сегодня многие стереотипы и питающие их мифы несколько видоизменились, но отнюдь не исчезли. 3. Старович (1991) описывает следующие основные типы сексуальных культур прошлого и настоящего:

Аполлоновский тип: провозглашает гармониюмежду душой и телом; радость жизни включает в себя и телесные наслаждения, секс рассматривается как благо, как радость.

Либеральный тип: секс не самоцель, не радость, но сексуальность в этой культуре имеет право на жизнь, отношение к сексуальным потребностям терпимое.

Культура "бедности": секс позволителен для мужчины, женщина лишь объект манипуляций для мужчины; проявления сексуальной активности женщиной порицаются.

Оргностическая культура: общество принимает все виды сексуальной активности, вплоть до девиаций; секс рассматривается только как развлечение, удовольствие, способ релаксации.

Мистическая культура: секс расценивается как некоторая мистическая, сакральная сторона жизни человека; мистическое отношение формируется в рамках определенного религиозно-философского учения (дзен-буддизм, тантризм, даосизм).

Репрессивная культура: секс рассматривается как нечто предосудительное, не совсем приличное; почти все проявления сексуальности осуждаются и подавляются.

Пуританская культура: сексуальность осуждается в числе всех прочих удовольствий, особенно телесных.

Понимание обусловленности культурой многих феноменов сексуальности необходимо не только сексологу, но и врачу-сексопатологу для оценки не отдельного симптома, а его проявления у конкретной личности, сформированной конкретным культурным контекстом.



Социально-психологический контекст сексуальности

В 1996 г. Лев Щеглов сформулировал основные мотивы вступления в интимную близость:

Секс как случайность: в этом случае все решает ситуация, чаще всего данный мотив реализуется в юношеском возрасте.

Секс "назло": этот мотив также более характерен для юношеского возраста, когда сексуальный контакт с другим партнером выполняет функцию наказания для провинившегося возлюбленного; психологически такое поведение присуще любой инфантильной личности.

Секс как оплата: тот самый случай, когда сексуальный контакт является определенным вознаграждением для партнера за какие-то его услуги, подарки, помощь.

Секс как уход от реальности: для кого-то секс - это последняя черта, за которой еще можно сохранить или обрести свою индивидуальность, единственная область, где человек чувствует себя личностью; в этом случае речь идет о потерянности индивида в окружающем его мире, об утрате им смыслообразующих жизненных ценностей.

Секс для продолжения рода: в этом случае все происходящее в паре подчинено конкретному желанию родить ребенка; сегодня этот мотив достаточно часто руководит одинокими женщинами, решившими родить ребенка без вступления в брак, партнер в определенном смысле воспринимается как донор спермы.

Секс сотрудников: жизненность этого мотива подтверждают бесконечные анекдоты о начальнике и секретарше; в данном случае можно говорить об определенной лени и пассивности - партнера не нужно завоевывать, привлекать, обольщать, он находится под рукой; не требуется ни эмоциональных, ни временных, ни иных затрат; фактически отсутствует индивидуальный выбор партнера.

Секс как автограф: речь идет о достаточно банальной ситуации, когда с одной стороны представлены поклонники (чаще - поклонницы), с другой - "звезды" (обычно - массовой культуры); близостью (пусть и однократной) со "звездой" можно гордиться, об этом можно рассказывать знакомым, приобретать вес в их глазах.

Секс как агрессия: здесь истинным мотивом сексуального контакта является не всегда осознаваемое самим человеком желание подчинить, унизить партнера; данный мотив чаще наблюдается у мужчин, что объясняется наличием в общественном сознании "мужского" стереотипа поведения, когда обществом негласно санкционируется большая активность, напористость в сексуальном поведении мужчин; "женский" поведенческий стереотип подобных проявлений не допускает.

Секс как спорт: в этом случае как в спорте сверхзадачей является "набор очков"; часто эта позиция маскирует глубинную, возможно, неосознаваемую неуверенность в себе как сексуальном партнере; эта неуверенность требует постоянного подтверждения собственной потентности.

Секс как задолженность: сексуальные контакты рассматриваются как некий долг по отношению к супругу; после полового акта наступает чувство облегчения, что очередной вексель погашен.

Секс для здоровья: подлинным мотивом сближения является представление о несомненной пользе половой жизни для здоровья; в этом случае секс приобретает значение определенной гигиенической процедуры.

Секс для престижа: информация о сексуальном опыте индивида направлена им на окружающих для повышения собственного статуса в их глазах и самооценки; эта мотивация чаще наблюдается у мужчин, т. к. роль "героя-любовника", "сердцееда" и т.п. в обществе снисходительно поощряется, однако она требует постоянного подтверждения в виде доказательств и фактов; понятно, что при этом индивид, чаще всего, преувеличивает свои возможности, не исключена и банальная ложь.

.Секс как релаксация: в расчет принимается только свое "хочу"; секс является способом сбрасывания йакопившегося сексуального напряжения.

Секс как познание: чаще этот мотив наблюдается в подростковом возрасте ("Как это бывает на самом деле?"), партнер яаляется в основном объектом познания.

Секс как коммуникация: секс в этом случае средство вступить в общение с другим индивидом, преодолеть чувство одиночества.

Мудрый ворон и заяц-герой

E-mail Печать PDF

Мудрый ворон и заяц-герой

Один старый заяц сказал:

— В нашем лесу, в дупле большого дерева уже триста лет живёт ворон. Пойдёмте к нему. Он мудр, и поможет нам советом.

Пришли звери к ворону и спросили:

— О, почтенный! Знаешь ли ты, какие тяжёлые времена наступили в нашем лесу?

— Знаю, — хриплым голосом ответил ворон.

— Ты старый и мудрый, посоветуй нам что-нибудь. Иначе мы все пропадём.

— Давно это было, — начал рассказывать ворон. — В этом дупле жили мои родители. Каждый год у них выводилось потомство. И они были счастливы, пока не повадилась к ним большая чёрная змея. Каждый раз, когда в дупле появлялись птенцы, она приползала и съедала их. И когда это произошло в очередной раз, моя мать сказала отцу: «Давай оставим это гнездо и улетим в дальние края». Но отец ответил ей: «Много лет мы с тобой жили здесь и были счастливы. И я не отступлю. Нужно бороться за своё счастье». «Как же ты можешь бороться с таким жестоким и коварным врагом?» — спросила моя мать. «Что-нибудь придумаю», — ответил ворон и полетел на озеро, которое было неподалёку.

В этот момент на озеро приехал купаться принц со своей свитой. Он разделся и вошёл в воду. Ворон кружил над озером и увидел, что среди одежд принца лежит золотая цепь. Улучив момент, он схватил её и медленно полетел к своему гнезду. Слуги с криком бросились догонять «вора», а тот положил цепь возле своего дупла. Слуги залезли на дерево, взяли цепь и, обнаружив в дупле чёрную змею, убили её. Так мой отец победил большую чёрную змею. И вы сможете победить тирана, если поймёте одну вещь: «Кто умней, тот и сильней!»

Ворон закончил свой рассказ, а звери задумались.

Через некоторое время старый заяц сказал:

— Кажется, я придумал!

И он отправился ко льву. Прибежав к нему, он воскликнул:

— О, великий и могущественный царь зверей! Ты хозяин в этом лесу, и все звери признают твоё господство. Но появился другой лев и заявил, что теперь он будет хозяином леса.

Кровожадный лев взревел:

— Где этот самозванец? Покажи мне его скорей!

— Идёмте со мной, и я покажу вам его, — сказал заяц и побежал по тропинке. Лев поспешил за ним. Прибежав к колодцу, заяц сказал: «Он здесь!»

Лев заглянул в колодец и увидел своё собственное отражение в воде. Грозно зарычав, он бросился в колодец и утонул.

Все звери высыпали на поляну, радовались и говорили:

— Прав был ворон: кто умней, тот и сильней!

Страница 1105 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135