Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Рабство

E-mail Печать PDF

Рабство

Семь тысяч лет минуло с тех пор, как я родился впервые, но до сих пор я видел лишь покорных рабов и закованных в цепи узников.

Я обошел всю землю, был на Востоке и на Западе. Я странствовал в тени Жизни и при ясном свете ее. Я был свидетелем того, как нации и народы выходили из пещер и воздвигали дворцы. Но до сих пор я видел только спины, согнувшиеся под тяжкой ношей, только руки в оковах да колени, преклоненные перед идолами.

Я шел за человеком от Вавилона до Парижа, от Ниневии до Нью-Йорка. И всюду видел на песке следы оков рядом со следами ног и слышал, как леса и долины вторят стенаниям поколений и веков.

Я видел дворцы, храмы науки и святые места. Я останавливался перед тронами, кафедрами и алтарями. И я видел, что везде рабочий человек - раб дельца, делец - раб воина, воин - раб правителя, правитель - раб жреца, жрец - раб идола, а идол этот вылеплен демонами из праха и водружен на гору человеческих черепов.

Я входил в дома богатых и сильных и в лачуги бедных и слабых. Я бывал в покоях, украшенных слоновой костью и золотом, и в хижинах, где обитали призраки отчаяния и ощущалось дыхание смерти. И я видел, как мальчики одновременно учатся грамоте и покорности, как девочки надевают платья на подкладке из повиновения и смирения, как женщины спят на постелях послушания и безропотности.

С поколениями людей шел я от берегов Ганга к берегам Евфрата, к устью Нила, к Синайским горам, на площади Афин, к храмам Рима, узким улочкам Константинополя, кварталам Лондона. Я видел, как юношей и девушек закалывают на алтарях и называют рабство Богом; как льют в честь рабства вина и благовония и называют его царем; как курят фимиам перед его изваяниями и называют его пророком; как преклоняют перед ним колени и называют его законом. Люди сражаются и убивают друг друга во имя рабства и называют это патриотизмом; они покорно склоняются перед ним, называя его земной тенью Бога; повинуясь его воле, они сжигают свои дома и селения и называют это равенством и братством; они отдают рабству все свои силы и время и называют это богатством и торговлей.

У рабства много имен, но сущность всегда одна, множество форм, но неизменное содержание. Рабство - извечная болезнь с разными признаками; дети получают ее от родителей вместе с дыханием жизни; века бросают ее семена в почву веков точно так же, как одно время года пожинает плоды другого.

Удивительные и странные виды рабства встречались мне на пути моем. Я видел Слепое рабство. - Оно накрепко связывает жизнь сегодняшнюю с жизнью прошлой, оно заставляет души людей склоняться перед традициями далеких предков, оно наполняет их молодые тела духом старого, превращая их в свежевыбеленные склепы, полные тлена и праха.

Немое рабство. - Оно привязывает мужчину к ненавистной ему жене и бросает тело женщины на супружеское ложе, к мужу, который ей отвратителен. И обоих их безжалостно попирает нога жизни.

Глухое рабство. - Оно принуждает человека следовать вкусам толпы, окрашиваться в ее цвета, надевать угодные ей одежды; оно превращает его голос в эхо, а его тело - в тень.

Хромое рабство. - Оно заставляет сильных склоняться перед обманщиками, оно подчиняет их волю прихотям честолюбцев, превращая их в машины, которые можно одним движением руки пустить в ход, остановить или сломать.

Седое рабство. - Оно низвергает души детей с заоблачных высот в пропасти горя, где нужда соседствует с невежеством, а унижение - с отчаянием, где они растут в страданиях, живут в преступлениях и умирают в пороке.

Криводушное рабство. - Оно ценит вещи не по стоимости, называет их неверными именами; оно зовет мошенничество прозорливостью, болтовню - ученостью, слабость - кротостью, а трусость - гордостью.

Согбенное рабство. - Оно с помощью страха заставляет двигаться языки слабых людей, и они говорят то, чего не чувствуют, высказывают желания, которых у них нет, и становятся точно тряпки, которые по своей воле сворачивает и разворачивает рука нищеты.

Горбатое рабство. - Оно правит одним народом по законом другого.

Чесоточное рабство. - Оно неизменно возводит на трон царских детей.

Черное рабство - Оно клеймит позором нив чем не повинных детей преступников.

И рабство перед рабством. - Это сила инерции.

Когда же я устал идти вслед за поколениями, когда мне наскучило смотреть на шествия народов и наций, я сел в одиночестве в долине теней, где скрываются призраки прошлого и ждут своего часа духи грядущего. И там я увидел призрак, который брел одиноко, пристально глядя на солнце. Я прочил:

- Кто ты? Как твое имя?

Он ответил:

- Имя мое - свобода.

- Где же твои сыны? - спросил я.

В ответ я услышал:

- Один погиб на кресте. Другой умер, сойдя с ума (автор имел в виду Ницше). А третий еще не родился.

И призрак исчез в тумане.

Ребенок и общество. История отношений

E-mail Печать PDF

Ребенок и общество. История отношений

Интересно, что внимание к ребенку, привычное для нас сейчас, - его потребностям, развитию, обучению, особенностям - явление относительно новое в человеческой культуре. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, можно увидеть, что образ родителя и нормы отношения взрослых к детям изменялись довольно сильно.

Современный родитель - высокое достижение человеческой культуры.

1. Историки описывают несколько этапов на пути к современному родительству: Инфантицидный стиль (с древности до IV века н.э.): характеризуется массовыми детоубийствами и насилием. Инфантицид стал считаться человекоубийством только в 374 г.

2. Бросающий стиль (IV век - XIII век): ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.

3. Амбивалентный стиль (XIV век - XVII век): ребенок еще не является отдельной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности.

4. Навязчивый стиль (XVIII век): ребенок становится ближе родителям, но его поведение и внутренний мир строго контролируются. Ребенок - еще пока представляется «недовзрослым».

5. Социализирующий стиль (XIX век - первая половина XX века): ребенок - объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. В психологии в это время укореняется идея о том, что все особенности взрослой жизни - из детства.

6. Помогающий стиль (с середины XX века по настоящее время): родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие. К 80-м годам детоцентристкие тенденции даже поставили ребенка во главу семьи и «сделали» родителей своеобразными виновниками всех возможных проблем в развитии ребенка (речь идет о тенденциях в психологических исследованиях). К счастью, довольно быстро этот детоцентристский экстремизм пошел на убыль, и психологи увидели психологическое (в отличие от ролевого) равенство членов семьи. В практике это проявилось в том, что они перестали однозначно идентифицироваться с «измученным родителями» ребенком и, следовательно, получили возможность более объективного понимания ситуации и уважения чувств и интересов обеих сторон (детей и родителей).

Еще интереснее то, что описанные этапы исторического развития родительства в разных жизненных обстоятельствах и в разных типах семьи могут оживать снова, проявляясь в том, что психологи называют стилями детско-родительских отношений: отвергающий, попустительский, авторитарный, демократический, симбиотический стили.

В психологии XX века есть несколько величайших открытий, ставших аксиомами:

* личность - это результат отношений. Все своеобразие личности обусловлено спецификой ситуации, в которой она развивается, всей совокупностью отношений, в которые она вступает;

* существуют и детско-родительские и семейные отношения;

* многие проблемы развития ребенка и взрослого решаются в процессе налаживания детско-родительских и семейных отношений.

Именно эти постулаты лежат в основе работы семейных, да и не только семейных психологов.

Предменструальный синдром, пмс

E-mail Печать PDF

А у 30% из них врачи диагностируют предменструальный синдром (ПМС). Он характеризуется целым «букетом» жалоб разного типа: симптомов ПМС на сегодня известно около 150 и они настолько же различны, насколько и сроки их появления. Многие женщины и девушки отмечают признаки ПМС за три-четыре дня до начала менструации, другие же за одну-две недели до критических дней. Причем, как правило, интенсивность недомогания усиливается с приближением менструации. Чаще всего представительницы прекрасного пола жалуются на вспыльчивость, раздражительность, плаксивость, а также на отечность конечностей, болезненность груди, вздутие живота, головные боли и временное увеличение веса. Причем у многих женщин симптомы ПМС настолько ярко выражены, что в эти дни они не в состоянии даже просто выходить из дома. В чем же причина такого состояния?

Специалисты считают, что в возникновении ПМС виноват целый комплекс различных причин, поэтому однозначного объяснения они дать пока не готовы. Но сегодня уже ясно, что чаще всего ПМС развивается на фоне нарушения баланса между такими гормонами, как эстроген и прогестерон. Именно эта гормональная дисгармония отрицательно сказывается как на физическом самочувствии женщины, так и на ее эмоциональном состоянии.

У каждой женщины, наверно, со временем накапливается своеобразный арсенал средств по борьбе с ПМС, зачастую весьма далеких от медицины. Одни слушают «особую» музыку, другие для поднятия жизненного тонуса опустошает магазины, а третьи просто проводят время на диване с любимой книжкой. На самом деле, любое действие, которое может быть занесено в программу «Создай себе хорошее настроение», помогает справиться с предменструальным синдромом. Улучшить самочувствие способны также теплая грелка и горячие напитки, расслабляющие упражнения или нежный массаж живота и спины.

Есть еще один эффективный способ борьбы с предменструальным синдромом: оральные контрацептивы, поддерживающие гормональный баланс и сглаживающие предменструальные симптомы. Причем современные контрацептивы имеют массу дополнительных достоинств: они не только помогают бороться с ПМС, но также улучшают состояние волос и кожи, зачастую помогая справиться даже с таким тяжелым заболеванием, как акне.

Тип A (A от начальной буквы англ. слова Anxiety = страх)

Для данного типа ПМС характерны резкие перепады настроения и чувство страха.

Тип C (C от начальной буквы англ. слова Craving = потребность)

Женщины, страдающие от ПМС этого вида, обычно жалуются на приступы голода, повышенный аппетит, усталость и головные боли.

Тип D (D от начальной буквы англ. и нем. слова Depression = депрессия)

К основным симптомам этой разновидности ПМС относятся депрессивные состояния, плаксивость, бессонница.

Тип H (H от начальной буквы англ. и нем. слова Hyperhydration = задержка жидкости)

Характерные для этого типа ПМС симптомы - это задержка жидкости, напряженность молочных желез и увеличение веса.

Подростковый период – фундамент жизни

E-mail Печать PDF

В подростковом периоде происходит активный процесс физического, психического, социального развития. Возникающие конфликты и противоречия между родителями и детьми, а также между подростками и их сверстниками могут «заложить» нежелательный фундамент в становлении личности. И потому так важно понять, что происходит с человеком на этом сложном переходном этапе от детства к взрослой жизни.

Подростковый возраст — промежуточный период между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), который характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В подростковом возрасте происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я – концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Он стремиться понять самого себя. «Кто Я?» - вопрос этого возраста. Особенности представления о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка. Рисуя образ «Я» подросток как бы предопределяет собственный путь развития, «пишет» жизненный сценарий, начинает жить и действовать, стремясь соответствовать ему. Роль самооценки в формировании личности подростка усиливается. Самооценка становится очень устойчивой и ее бывает трудно изменить даже под давлением справедливых фактов.
Очень высоко влияние родителей на становление самосознания подростка его образа «Я» и на самооценку. К примеру, если родители демонстрировали авторитарное отношение к ребенку, то он, вырастая, начинает жестоко обращается со сверстниками, демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения. Недостаток внимания и заботы и формализм взрослых, заставляет ребенка почувствовать себя обременительным. А чрезмерная опека лишает его возможности быть самостоятельным. Чем выше уровень отгороженности и возвышения матери, тем ниже уровень уверенности подростка в себе и выше проявление полной зависимости от мнения окружающих и повышенное чувство вины.
Зато, чем выше уровень позитивного интереса родителей к подростку, тем выше его  готовность помогать окружающим, тем более развито у него чувство ответственности. Чем сильнее мать проявляет отношение к подростку как к маленькому ребенку, тем больше он отстаивает  собственную самостоятельность, взрослость через нетерпимость к критике, переоценку собственных возможностей, выражения чувства собственного превосходства над окружающими, чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость.  Хотя на эмоциональную нестабильность влияют также такие факторы,  связанные с быстрым физическим развитием в этом возрасте - трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, а также  гормональная буря следствием которой становится  неуравновешенность.
Отношение подростка к себе как к взрослому называют "чувство взрослости". Это желание чтобы все относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростков является конформность - подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечает  потребности в безопасности. Иногда подростки имитируют поведение значимого человека, чаще отца. При недостаточной критичности подростка, его несамостоятельности в суждениях образец для подражания может оказать негативное влияние. Если родители подавали плохой пример в отношении алкоголя, то для подростка становится нормой поведения частое употребление спиртных напитков. Причем этот пример родителей делает лечение алкоголизма очень сложным процессом, поскольку у него глубоко в сознании запечатлено такое поведение как норма. 
В самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов. Однако, отношения со сверстниками для подростка более значимы, чем с взрослыми, потому что происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Подростки иногда становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. По результатам опроса, проведенного среди подростков, каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Существуют тренинги личностного роста, которые помогут подростку выработать здоровую самооценку и свои взаимоотношения с окружающим миром.
Безусловно, очень важным остается сохранение контакта между подростком и родителями, что достигается стремлением к  взаимопониманию и взаимному уважению чувств и взглядов друг друга.

Любовь к работе

E-mail Печать PDF

Любовь к работе

Четверо из пяти находят серьезные основания для того, чтобы не любить свою работу. Почему же многие не удовлетворены работой? Есть две основные причины. Первая заключается в том, что зарабатывать на жизнь — это тратить время, которое можно провести более приятно или использовать для раскрытия своих истинных талантов. Вторая — это чувство, что ты попал в ловушку. Непросто бросить все, даже если дела идут не так, как хотелось бы. И больше всего связывает регулярно получаемая зарплата. А людям не нравится делать что-либо только потому, что у них нет выбора.

Возможность выбора дает силы продержаться еще немного в надежде на то, что ситуация изменится. Поэтому можно заполнить анкеты и написать биографию с новыми данными — как будто вы собрались поступать на новую работу. Можно раз в неделю просматривать в газетах объявления о найме или обсудить с кем-то возможность нового трудоустройства. Вы не отказываетесь от своей работы. Скорее, вы обеспечиваете себе выбор. И если на работе станет невыносимо, вы можете ее бросить.

Главное в приобретении позитивного отношения к работе — это принять на себя ответственность за свое положение. Запомните: ни у вашего начальника, ни у ваших коллег нет ни времени, ни желания помогать вам в решении ваших служебных проблем. Изменить отношение к работе можете только вы сами.

Вот пять советов для начала.

1. Немного помечтайте и тщательно все спланируйте

Нарисуйте в воображении работу своей мечты — во всех деталях, начиная с того, чем действительно хотели бы заниматься, и кончая обстановкой в офисе. Это поможет вам сформулировать то, что вы понимаете под удовлетворенностью работой. Без такой формулировки или цели легко поддаться депрессии.

2. Считайте себя независимым

Представьте себе, что вы независимый подрядчик, и у вас один крупный клиент — ваш работодатель. Затем распределите время таким образом, чтобы не только удовлетворять все требования клиента, но еще и суметь развивать такие аспекты своего бизнеса, которые, на ваш взгляд, необходимы для вашего собственного будущего роста.

Самое полезное в таком подходе — это то, что вы начинаете руководствоваться не просто желанием угодить начальству, желанием, контролируемым извне, а вполне сознательно совершенствуете свое профессиональное мастерство ради личных целей.

3. Не смешивайте работу и досуг

Сначала человек задерживается вечером на работе на час-другой. Затем он начинает регулярно приносить работу домой. А скоро и его выходные становятся буднями. Работа превращается в дурно воспитанного гостя, который отнимает все больше места и времени. В какой-то момент она становится вашей жизнью. И вы восстаете против этого.

Все это не означает, что нельзя вообще брать работу домой. Но делать это постоянно — нельзя. Если у вас действительно большая рабочая нагрузка, чередуйте вечер напряженной работы с вечером полного отдыха.

4. Добивайтесь успеха помимо работы

Относитесь к своим увлечениям и к активному отдыху так же серьезно, как к работе, и так же гордитесь ими. Слишком многие попадают в ловушку, когда начинают думать, что личностью их делает только работа. Все это прекрасно, если на работе все хорошо. Но если ваше чувство собственного достоинства находится в прямой зависимости от успеха или неуспеха на работе, вы почувствуете себя униженным, когда там что-то не ладится.

Если ваше самоуважение зависит от чего-то, не связанного с работой, вы будете себя нормально чувствовать, даже когда на работе вам неуютно.

5. Измените свое отношение к другим

Если каждое утро вы с ужасом думаете, что надо идти на работу, вероятно, это потому, что вы не ладите с коллегами. Вам не надо их любить, но, по крайней мере, вы должны уметь по-доброму с ними общаться. Не беспокойтесь, если установление дружеских отношений с людьми, которых вы раньше не замечали, покажется неискренним. Дело в том, что вы действительно желаете наладить отношения с коллегами, и ваши усилия не останутся незамеченными.

Если у вас вошло в привычку жаловаться — на работу, на начальство, на погоду, — постарайтесь говорить с людьми о более приятных вещах. Говорите о том, что вам нравится. Тогда вы скорее найдете что-то общее, по крайней мере, с некоторыми коллегами. Измените свое отношение, и, возможно, люди будут по-другому к вам относиться.

Можно сидеть и плакаться по поводу того, что вас не продвигают по службе, что вам мало платят, что администрация обращается с вами не так, как вам хотелось бы. Толку от этого не бывает. Деньги, власть и престиж — все это в руках начальства. Но самоуважение, гордость за хорошо сделанную работу — это та премия, которая в ваших руках. Вы ничего не потеряете, а многое приобретете, если научитесь находить удовольствие в работе.

Страница 1094 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135