Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Психологические статьи

Пять самых важных правил при выяснении отношений

E-mail Печать PDF

Когда отношения существуют не один год, то в них периодически возникают ссоры. Эти конфликты приводят нас к бесконечным обидам, молчаливым уединениям и тяжести в груди, которая гложет нас день за днем.
Как же решать возникающее непонимание и внести в свои отношения больше счастливых минут?
Как решать конфликты так, чтобы к ним больше никогда не возвращаться?
Как донести до партнера то, что я хочу сказать?
Как сделать так, чтобы он не только выслушал меня, а и захотел пойти мне навстречу?

Пять самых важных правил при выяснении отношений


1. Никто никому ничего не должен

Порой кажется, что то, что важно мне должно быть одинаково важно и моему партнеру. Если я прошу что-то сейчас, то это должно быть сделано сейчас, а не завтра или в понедельник.
По этой же причине он должен сделать все, чтобы  бежать сломя голову выполнять все требования. Наши желания – это всего лишь наши желания. Мы можем попросить. Требовать - никогда.
Именно поэтому все предложения в разговоре следует начинать с «Я чувствую» «Я думаю» «Мне кажется» «На мой взгляд».
И никогда НЕ использовать: «Ты должен», «Я хочу, чтобы ты...», «Ты обязан»

2. Почему требование не работают

Ни одного человека на земле невозможно заставить делать то, что он не хочет, если ему при этом не грозит смерть.
Неверно думать, что наш любимый человек делает что-то, потому что мы от него что-то требуем.
Обычно мы совершаем действия, которые нам не нравятся из-за страха потерять, страха обидеть, страха не соответствовать ожиданиям, страха... Мы будем делать это из-за нашего личного страха.
Поэтому, если вы считаете, что ваши желания должны выполняться по первому требованию, то вы подвергаете вашего любимого человека эмоциям, в которых страх занимает первое место.
А теперь подумайте: Хотите ли вы строить отношения на страхе?
3. Эмоции
Накопить внутри негодование, а потом, хорошенько подкрепив его старыми обидами, предъявить по всем пунктам. Привычный сценарий поведения в конфликтных ситуациях. В момент таких разборок мы способны воспринимать лишь тот шквал необузданных эмоций, который внезапно обрушивается на нашу бедную голову.
Можем ли мы слышать в этот момент конструктивную критику, которая поможет нам улучшить наши отношения?
Нет. Вместо этого мы начинаем защищаться и оправдывать, а порой и обвинять в ответ любимого человек.
Как только червячок недовольства начинает сверлить вас изнутри сразу находить время обсудить волнующий вас вопрос.
Учитесь говорить сразу, не откладывая на потом.
4. Обобщения
«Ты мне никогда не помогаешь!». Так обычно говорят очень уставшие женщины, которые совершенно выбились из сил в попытке все успеть.
Мы и месяца не смогли бы прожить с партнером, который никогда не помогает, совсем не любит, и вовсе не уделяет нам внимания.
Нас не устраивают очень конкретные моменты. Именно эти моменты и необходимо обсуждать. Не помытую чашку, отсуствие цветов и помощи по дому, ласковые слова и нежные прикосновения.
Мы очень конкретны в том, чего хотим – научитесь слышать свои желания.
5. Совет да любовь
Советуйтесь друг с другом. Нет ничего более обидного, когда ваш близкий человек приходит с готовым решением того, что вам надлежит сделать. Или с планами на выходные, не спросив вашего мнения.
Поэтому, после того, как мы рассказываем о своих желаниях, важно вспомнить и о желаниях любимого человек. Что он думает? Чего хочет? Какой видит выход из сложившейся ситуации?
Ищите решение вместе.

Для разговоров создавайте атмосферу любви, поддержки, понимания и уважения. И никогда не выясняйте отношения в постели!

Валерия Гилелес (c)

Психотерапия: как не потратить деньги зря?

E-mail Печать PDF

Для сайта http://www.psyreshenie.ru

Помните детский рассказ про мальчика, который учился плавать? Всю зиму он усердно тренировался: ходил по квартире и вращал руками. Летом, приехав на водоем, он выбежал из воды, едва в нее войдя, и произнес сакраментальную фразу: «Я еще не готов. Надо дома больше тренироваться. А вот в следующем году – обязательно!». Так и с психотерапией: очень часто бывает так, что клиент с большим интересом посещает психотерапевта, искренне считая, что происходит нечто важное и что что-то в нем действительно меняется. Но на проверку оказывается, что в жизни человека все остается без изменений – те же проблемы, те же волнения. От чего же так получается? И как превратить терапию из хождения по комнате в тренировку в бассейне? Ниже описаны несколько способов для этого.

Поставьте цели

Вы когда-нибудь искали дорогу в незнакомом месте без четкого плана прохода или карты? Если – да, тогда вам, вероятно, знакомо и чувство досады и разочарования в момент, когда выясняется, что все это время вы шли в прямо противоположенном направлении от нужного места. Избежать подобного разочарования в психотерапии вам поможет четкая цель.

Сформулируйте то, чего вы хотели бы добиться в ходе терапии. Конечно, эти представления могут меняться по ходу работы, но уже одна формулировка цели добавит ясности в процесс. Представьте себе, что вы ее достигли. Что изменилось? Какой стала ваша жизнь, как изменились вы? Чему научились? Что вы делаете иначе, чем сейчас? Чем конкретнее вы сформулируете желаемый результат, тем легче вам будет сверяться со своей картой.

Конечно, для того, чтобы попасть в нужное место надо еще понимать, где вы сейчас находитесь, и как вам туда попасть. Анализ текущей ситуации и пошаговая программа изменений может стать плодотворной темой для работы с терапевтом.

Осознавайте происходящее

Сегодня в психотерапии существует множество различных направлений и в каждом своя собственная уникальная система работы, своя терминология, разобраться в которой человеку несведущему требуется определенное время. Однако опыт показывает, что если терапевт уверенно предлагает клиенту выполнить тот или иной вариант работы, очень часто клиент соглашается еще до того, как на самом деле поймет, зачем это нужно. С одной стороны, от вашего доверия терапевту действительно многое зависит, с другой – если вы не понимаете смысл упражнения, зачем его тогда вообще делать?

Это же касается и терминов. Наверняка ваш терапевт долго учился и знает много специальных понятий, но если они вам незнакомы, то какой в этом смысл? Действительно, что понятнее: «у тебя еще не сложился гештальт» или «ты не понимаешь, что происходит»? Вообще говоря, есть один очень простой способ проверить то, насколько вам понятно происходящее. Для этого достаточно попробовать сформулировать его в одном предложении, ни больше – ни меньше. Если получилось – значит, вы действительно понимаете ситуацию. Если – нет, возможно, стоит на это обратить внимание.

Будьте внимательны к себе

Обычно люди обращаются к психологу для того, чтобы решить действительно серьезные проблемы. Однако это вовсе не означает, что психотерапия должна быть только серьезной! Возможно, даже важнее, чтобы она была для вас просто интересной! Это ведь как в учебе: или вам интересен предмет, и тогда вы легко по нему учитесь и готовитесь к экзамену быстрее, или предмет вам в тягость и приходится подолгу «зубрить». Да и на практике интересный предмет вспомнить и применить куда легче, чем «вызубренный» и забытый сразу после экзамена. Вот и получается, что психотерапия будет полезна для вас только тогда, когда будет вам интересна!

Как узнать так это или нет? Прислушайтесь к себе: было ли вам интересно на встрече или вы работали «через силу»? Если вы выбрали второй ответ, то подумайте о том, какой должна была бы быть эта встреча, чтобы стать по-настоящему интересной? Может быть, в следующий раз вы хотели бы обсудить другую тему или эту же тему, но по-другому, или, может быть, все дело в стиле работы вашего терапевта и вам стоит обсудить это с ним. Так или иначе, кому как не вам лучше знать, что будет интересно именно для вас?!

Делайте выводы

Психотерапия – очень эмоциональный процесс, насыщенный разнообразными событиями. Он может быть весьма увлекательным сам по себе, но не стоит забывать, ради чего все это делается. Без выводов, которые вы для себя делаете после каждой встречи, терапия теряет свой полезный эффект и становится отдельным занятием, на которое уходят время и деньги. Если вы не хотите превратить терапию в хобби, подумайте о том, как вы можете использовать то, что получили на терапии. В перерыве между встречами попробуйте применить то новое, что вы для себя открыли. Используйте и проверяйте, экспериментируйте и сомневайтесь, ведь это, пожалуй, единственный способ привнести реальные изменения в жизнь.

Удачного плавания!

Психология отношений не может быть рассмотрена отдельно от ценностей личностей

E-mail Печать PDF

Особенности познания известны и сформулированы Кантом.Позитивная философия очень странно относится ко взглядам Канта. Она и принимает их, и не принимает. Именно принимает и считает верными по отношению к непосредственному опыту органов чувств, по отношению к тому, что мы видим, слышим, осязаем и пр. То есть позитивная философия признает субъективность наших восприятий и признает, что все, что мы воспринимаем в предметах, вкладывается в них нами самими. Но это только по отношению к непосредственному опыту органов чувств.

Что касается "научного опыта", пользующегося точными аппаратами и вычислениями, то позитивная философия, по-видимому, считает по отношению к нему взгляд Канта неверным и полагает, что "научный опыт" знакомит нас с самой сущностью вещей, с истинными причинами наших ощущений – или если не знакомит сейчас, то приближает к этому и может познакомить впоследствии.

Такая двойственность в основных идеях познания делает то, что, например, физики, признавая субъективность красочных впечатлений, в которых мы воспринимаем мир глазом, чувственно, в то же время считает реально существующими колебания эфира и вычисляют число колебаний в секунду, соответствующее тому или другому цвету. Факт эфирных колебаний, определенного числа колебаний в секунду для каждого цвета, кажется им установленным совершенно независимо от чувственного восприятия красок, при помощи глаза, зрительных нервов и пр.

Исследуя чисто физические процессы, – говорит Max, – мы пользуемся обыкновенно столь абстрактными понятиями, что обыкновенно лишь мельком думаем или даже вовсе не думаем о тех ощущениях, которые лежат в основе этих понятий... В основе всех чисто физических определений лежит почти необозримый ряд чувственных ощущений, в особенности если принять еще во внимание выверку аппаратов, что должно предшествовать самим определениям. С физиком, незнакомым с психологией своих операций, легко может случиться, что он, не видя, по пословице, за деревьями леса, не заметит ощущений как основы своих понятий... Психологический анализ учит нас, что удивительного здесь ничего нет, так как физик всегда оперирует ощущениями.

Физики не считают себя обязанными знать психологию и не считают необходимым считаться с ней в своих заключениях.

Вообще, для постороннего наблюдателя современное состояние нашей "науки" представляло бы большой психологический интерес. Во всех областях научного знания набирается множество фактов, нарушающих стройность систем. И системы могут существовать только благодаря героическим усилиям ученых, старающихся закрывать глаза на целые длинные ряды новых фактов, грозящих затопить все неудержимым потоком. Хотя в действительности если собрать эти факты, то их в каждой области окажется, вероятно, больше, чем фактов, на основании которых утверждаются научные системы. И систематизирование того, чего мы не знаем, может дать нам больше для правильного познания мира и себя, чем систематизирование того, что мы, по мнению "точной науки", знаем.

Такие блуждания в системных подходах принятых при "научном" методе изучения они отражены во всех своих выкладках. Та психология что есть она содержит столько домыслов о причинах и скрытых пружинах поведения человека, что она вносит больше тумана чем ясности.

Причина в том, что в своих корнях она имеет ряд теорий которые в свое время были приняты за не имением лучшего. Познание человека невозможно при опоре на ложные представления. То что отрицает научный взгляд на мир в отнощении человека, только признание этого может изменить и обогатить реальными знаниями и только на синтезе может быть построена новая наука о душе. Хотя нет особой необходимости в какой то новой научной концепции о душе. Если сотня человек знает где золотой прийск, они пользуются этим знанием, и им относительно прохладно что в большинсте своем люди не верят в наличие таких огромных запасах золота. Пришло время не только пересматривать багаж ложных представлений о мире и человеке а также брать истинные знания и применять в отношении жизни.

Психология мужчин и женщин – как спасти отношения

E-mail Печать PDF

Разве не так произошло с твоими отношениями? Для того чтобы этого не происходило, есть одно очень действенное средство – план. Скажи, как часто ты действительно берешь листок бумаги, пишешь свои цели, делишь их на подцели и фиксируешь сроки, в которые ты будешь завершать каждый из этапов? Уверен, что тебе часто приходят в голову такие мысли, но до дела доходит крайне редко. Если доходит. Главное преимущество плана в том, что он будет твоей единственной движущей силой в тот момент, когда твой энтузиазм исчезнет. И отношения с противоположным полом не являются исключением. Напротив, как мы уже прежде говорили, большинство людей убеждены в том, что отношения – это совсем не та часть жизни, над которой надо работать сознательно. Это убеждение, безусловно, подкрепляется фольклором, воспевающим возвышенные чувства, данные свыше, а также полным отсутствием должного образования в этой области. Но с этого дня у тебя есть редкая возможность выбраться из этой трясины и начать на зависть всем знакомым превращать свои отношения в самые прочные и эмоционально насыщенные. И для этого тебе необходимо сознательно следовать плану, который ты определишь для себя сейчас.
Итак, с чего начать? Как обычно составляются планы? Многие книги, посвященные достижению успеха как в бизнесе, так и в жизни, рекомендуют схему, которая выглядит примерно следующим образом:
1. Определить цель, настолько четко и конкретно, насколько возможно.
2. Написать эту цель на листе бумаги.
3. Наметить срок достижения конечной цели.
4. Разбить эту цель на подцели и определить действия для достижения каждой из них.
5. Составить расписание, в котором определить сроки достижения каждой из подцелей на пути к главной цели.
6. Найти любого человека, которому ты сможешь периодически докладывать о текущих результатах твоей деятельности (друг, коллега по работе, родители и т.д.).
7. Выбрать критерии оценки результата.
Надеюсь, что после прочтения этой статьи ты самостоятельно составишь план по этому принципу и начнешь незамедлительно ему следовать. А пока давай проделаем несложное упражнение, которое тебе, несомненно, поможет при построении плана. Помнишь, в прошлых частях статьи мы рассматривали пять категорий потребностей человека: эмоциональные, физические, духовные, социальные и безопасность? Напиши для каждой категории любые 3 действия, которые ты можешь выполнить прямо сейчас для удовлетворения потребностей этого типа.
А сейчас мы переходим к самой долгожданной части деятельности по спасению отношений: подключению твоего партнера к работе над ними. Я уже говорил, что на тебе и только на тебе лежит основная ответственность за твои отношения, потому что поведение твоего партнера – это всегда проекция твоего поведения и это необходимо учитывать, если ты задаешь себе вопроскак завоевать мужчину или женщину. Люди гораздо больше похожи друг на друга, чем может показаться на первый взгляд. И, если ты начнешь разумно вкладывать силы в отношения, я сомневаюсь, что твой партнер упрется рогом и продолжительное время будет воспринимать негативно или высмеивать твои попытки. Фактически, если отношения сравнить с игрой в теннис, то можно сказать, что игра непременно начнется – вопрос только в том, кто будет подавать. Сейчас, когда ты обладаешь новыми знаниями, инициатива должна исходить от тебя. Однако ознакомление твоего партнера с правилами игры, несомненно, положительно отразится на ее качестве. Итак, приступим к привлечению партнера к твоей деятельности. Традиционно я опишу предлагаемое мной решение в форме последовательных шагов.
Шаг 1. Предпринять не менее 3-х действий, направленных на улучшение отношений.
Для этого как раз подойдут результаты того, упражнения, что ты проделал(а) чуть раньше. Выбери три любых действия, которые удовлетворят потребности твоего партнера (желательно, из разных категорий) и/или улучшат внутренний климат в ваших отношениях. Это могут быть сколь угодно малые и элементарные действия. Например, обнять его/ее утром перед уходом на работу. Или одеться более ярко и сексуально вечером. Или сказать ему/ей, какой(ая) он/она хороший(ая) отец/мать и муж/жена.
Шаг 2. Начать конструктивный диалог.
Под этим шагом я подразумеваю максимально позитивное и открытое вступление в диалог с партнером. Без тени критики и недоверия. Выбери наиболее удобное время, когда нет других важных дел и вас никто не беспокоит, и пригласи партнера к беседе. Скажи, что есть нечто важное, что ты хочешь обсудить в спокойной обстановке. Когда телевизор в доме выключен, дети спят и все телефоны накрыты подушками, расскажи партнеру о том, что тебе больно видеть, как что-то сверхценное ушло из ваших отношений, тебе неприятна эта ситуация и она не может быть приятна ему/ей. Объясни, что у тебя нет цели быть правым(ой), а твоя цель - быть счастливым(ой). Что тебе важно, чтобы психология отношений с партнером была построена на доверии, уважении и взаимных стараниях. Покажи, что ты вступил(а) на новый путь спасения ваших отношений, в котором ты готов(а) вкладывать много сил для того, чтобы сделать их лучше. Сам диалог, вероятно, затянется на несколько дней, а возможно, и недель – и это хорошо. Гораздо хуже непомерное сопротивление твоего партнера углублению в подобную беседу. Данная закрытость вполне объяснима, и тебе необходимо проявить максимум дружелюбия и упорства для того, чтобы вывести его/ее на этот разговор. Человеку довольно трудно будет сопротивляться бесконечно, учитывая, что ты подходишь к этому вопросу совершенно неагрессивно, а, напротив, предлагаешь "выкурить трубку мира".
Шаг 3. Описать ту деятельность, которую ты провел.
Здесь тебе нужно рассказать о тех 3-х действиях, которые ты предпринял(а) незадолго до этого диалога. Добавь, что предварительно ты провел(а) большую работу с самим(ой) собой.
Шаг 4. Обсудить с партнером результаты оценки уровня отношений и наиболее важные, с твоей точки зрения, элементы отношений.
Глядя на результаты проведенной тобой оценки, скажи о том, какие "кирпичики" ты считаешь наиболее важными при построении гармоничных отношений, а также каких из них наиболее недостает вашей паре. Ни в коем случае не переходи на критику – придерживайся взгляда с позиции "Мы".
Шаг 5. Расскажи о том, какими ты видишь его/ее потребности.
Ознакомь своего партнера с результатами твоего исследования его/ее потребностей. Каждому приятно оказаться в роли звезды, на которую обращено столько внимания. Обсуди с ним/ней эти результаты – наверняка ты в чем-то ошибся(лась). Ни в коей мере не настаивай на истинности своих выводов.
Шаг 6. Обсудить с партнером мифы общества, мешающие построению отношений.
Перечисли те мифы, с которыми мы познакомились в статье "Мифология любви", выскажи свои мысли на этот счет и предложи высказаться своему партнеру.
Шаг 7. Обсудить с партнером элементы деструктивного поведения.
Обсудите те деструктивные моменты поведения, о которых мы говорили в пятой части статьи. Опять же, прилагай максимум усилий, чтобы не дать данному разговору перетечь в обсуждение того, кому из вас, что из обсуждаемого списка свойственно.
Шаг 8. Обсудить с партнером конструктивные установки.
Предложи обсудить конструктивные установки, способствующие построению наиболее гармоничных и прочных отношений.
Шаг 9. Обсудить с партнером формулу гармоничных отношений.
Помнишь, во второй части статьи мы с тобой познакомились с формулой построения отношений? Она способна родить довольно бурные обсуждения, если рассмотреть ее довольно внимательно.
Шаг 10. Договориться о ежедневных получасовых вечерних беседах в спокойной обстановке.
Это важный завершающий шаг вашего длительного диалога – предложение сделать подобные беседы регулярными с целью дальнейшего установления тесного эмоционального контакта и понимания между вами. В идеале договориться о том, что такие беседы будут происходить не менее 10 дней и оговорить конкретные даты и время.
Шаг 11. Каждое утро придумывать 2-3 темы для обсуждения вечером и 1 действие, которое сделаешь в течение дня для укрепления отношений.
В течение этого времени (10-14 дней) тебе нужно придумывать 2-3 темы для обсуждения, касающиеся ваших отношений и каждого из вас в отдельности. Возможные темы приведены ниже.
1. Я выбрал(а) тебя для построения близких отношений потому, что...
2. Больше всего я боюсь открыться тебе потому, что...
3. Что я надеюсь приобрести, открываясь тебе, – это...
4. Я думаю, что мой самый значительный вклад в наши отношения – это...
5. Я думаю, что самый большой вред, который я нанес нашим отношениям, – это...
6. Животное, с которым я себя ассоциирую – это... Потому что...
7. Мне приятно, когда я обращаюсь с тобой честно и уважительно потому, что...
8. Мне больно, когда ты делаешь не так, как говоришь потому, что...
9. Я испытываю энтузиазм по поводу нашего будущего потому, что...
10. Негативные элементы, которые я позаимствовал из модели отношений моих родителей таковы...
11. Позитивные элементы, которые я позаимствовал из модели отношений моих родителей таковы...
12. У наших с тобой отношений есть перспективы быть лучше потому, что...
13. Я хочу ценить тебя и быть ближе к тебе потому, что...
14. Мне кажется, что ты хочешь ценить и быть ближе ко мне потому, что...
15. Мои искренние мечты о будущем наших отношений таковы...
16. Когда я прощаю тебя и отношусь к тебе с уважением, это помогает мне тем, что...
17. Когда ты прощаешь меня и относишься ко мне с уважением, от этого ты чувствуешь себя лучше потому, что...
18. Для меня важно, чтобы ты уважал(а) меня потому, что...
19. На мой взгляд, основными барьерами в наших отношениях являются...
20. На мой взгляд, основными ресурсами наших отношений являются...
21. Наши отношения стоят того, чтобы их "поднять", потому что...
22. Больше всего мне в себе нравится...
23. Больше всего мне в себе не нравится...
24. Больше всего мне в тебе нравится...
25. Меньше всего мне в тебе нравится...
26. Мои убеждения и установки о мужчинах следующие...
27. Мои убеждения и установки о женщинах следующие...
28. Мои убеждения и установки об отношениях следующие...
29. Если бы я мог поменять что-то в твоем образе жизни, я бы...
30. Я больше всего горжусь тобой, когда...
31. Я хочу, чтобы ты чувствовал(а) себя особенным(ой), потому что...
32. Я считаю, что ты наиболее сексуален(льна) и чувственен(на), когда ты...
33. Ты возбуждаешь меня, когда... Ты отличаешься в лучшую сторону от всех других тем, что...
34. Я хочу тебе сказать спасибо за...
Помимо этого, в течение установленного периода тебе необходимо каждое утро придумывать одно действие, которое отвечает одному или нескольким из следующих критериев:

? направлено на удовлетворение истинных потребностей твоего партнера;

? снижает степень напряжения между вами;

? вносит позитив в отношения.
Шаг 12. Ежедневно совершать выбранное действие и обсуждать 2-3 темы вечером за "столом переговоров".
Теперь остается перейти к заключительному и самому главному шагу, который окончательно воплощает намерения в действия. Те небольшие поступки, которые ты намечаешь утром, тебе необходимо совершить в течение дня до того момента, как вы с партнером приступите к своей регулярной беседе. Вечером непосредственно перед разговором вам с партнером необходимо поиграть в такую мини-игру: вам нужно в течение 2-х минут молча смотреть друг на друга. Ни больше, ни меньше 2-х минут. И никаких разговоров. Это позволит вам посмотреть друг на друга совершенно другими глазами. Это простое упражнение позволит снизить уровень эгоцентричности и напряжения в ходе разговора. Потом можете переходить к обсуждению заготовленных тем. Всячески иди на встречу твоему партнеру, если он/она предлагает обсудить свою тему. Главное – чтобы все не свелось к обсуждению недостатков одного из вас – этого нельзя допускать. Сами беседы проводите около получаса – этого времени вполне достаточно. Старайся как можно чаще благодарить партнера за высказанное мнение – это позволит снять напряжение в разговоре и ему/ей будет легче раскрываться. По завершению разговора вам необходимо совершить еще один простейший ритуал – объятья в течение 30-ти секунд. Вероятно когда-то давно объятья были весьма свойственны вашей паре и теперь настало время возродить те прекрасные моменты и добавить искорку теплоты в ваше общение, которой вам так не хватает.
Вот мы с тобой и завершили работу по вытаскиванию твоих отношений из глубокой ямы, в которую забираются большинство людей. Это неудивительно, учитывая какое незначительное внимание в обществе уделяется изучению и обучению тем вещам, которые составляют фундамент прочных семейных отношений. Сейчас ты обладаешь знаниями, которые резко выделяют тебя из других людей, однако если ты думаешь, что, проследовав предложенной здесь программе, ты всегда будешь плавать в спокойных водах, советую снова внимательно прочесть этот цикл статей. Личная жизнь, так же, как и профессиональная, требует постоянных усилий, мыслей и вложений. И если твои вложения в отношения с партнером до этого были недостаточными или же направление твоих стараний было совсем не обдуманным, то сейчас у тебя есть шанс изменить эту ситуацию раз и навсегда. Твоя личная жизнь – это твоя ответственность, твой выбор и результат твоего собственного развития. В любви успешен тот, кто не оставляет сил на обратный путь!

По материалам сайта: www.ardor.ru

Пчелки

E-mail Печать PDF

Пчелки

Просека петляет через лес. Небо слякотное, тяжелое. Вершины сосен вязнут в липких сгустках тумана. Мы молчим, вглядываясь в запорошенную рыжей хвоей дорогу и думаем — каждый о своем. От железнодорожной станции Ландсвайлер-Реден до поселка Энсдорф двадцать два километра, это еще полчаса езды. И где-то там нам предстоит отыскать экспериментальную школу-интернат для сверходаренных детей, как она раньше официально называлась. Бывшую школу, потому что теперь она пуста. Детишек с IQ настолько высоким, что его невозможно было определить стандартными тестами, больше нет. Все, что осталось от них — покинутые классы, учебники и тетрадки, лохматыми стопками сложенные в шкафу, рисунки. Интересно, что они рисовали, эти малыши? Как обычные восьмилетние дети — домики и солнышки?

Все ученики энсдорфской начальной школы родились в конце 95-го, начале 96-го, примерно через год после того, как в районе Шиффвайлера-Ландсвайлера-Хайлигенвальда произошел выброс подземного радиоактивного газа. Их называли мутантами и рассказывали, что они обладают способностью к телепатии и телекинезу, могут видеть предметы насквозь, предсказывать будущее, лечить руками и много тому подобной ерунды.

Дорога упирается в желто-пегий склон, почти голый, лишь в нескольких местах поросший бархатными щеточками мха. Глубокие дыры в мягком песчанике, натыканные густо, как ласточкины гнезда, придают ему сходство с отломленным куском эмменталера. Или с пчелиными сотами. Мы паркуем машину у низенького заборчика и выходим в зябкую послеполуденную сырость.

«Нет-нет, - говорит директор школы и, пожимая нам руки, пытается каждому заглянуть в глаза. - Нормальные дети. Чуть-чуть более сообразительные, вот и все.»

Она заметно невничает, как будто от того, что мы напишем в своих малотиражках, что-то зависит. А может быть, и зависит — для нее.

Нависающие над головой ветви елей плачут мутными каплями дождя. Наша одежда быстро становится влажной, и мы поеживаемся — не столько от холода, сколько от неприятной, всепроникающей сырости.

Мы идем по хрустящей мокрым гравием тропинке, мимо унылых качелей и мерзнущих на ветру цветочных клумб и слушаем пояснения директора.

Где учителя? - Их здесь нет. Что им тут делать, ведь и детей тоже нет. А еще недавно был большой коллектив. Каждый предмет вел свой преподаватель, да еще по два воспитателя на класс. Итого, на тридцать два ребенка — десять взрослых!

Мы сочувственно киваем, недоумевая, как могло при такой опеке случиться то, что случилось?

От аккуратного трехэтажного здания с радугой во всю стену веет чем-то болезненным и тревожным. Внутри ощущение отчужденности усиливается. Мы всматриваемся в молочно-белый полумрак холла, словно силясь сквозь матовое стекло разглядеть призраки прошлого.

Поворот выключателя — и вспыхнувший свет окатывает нас водопадом красок. На огромном стенде у входа — десятки фотографий. Расселись по темно-синему полотну стайками тропических бабочек, от заколочек-челочек-хвостиков рябит в глазах. Не по-детски внимательные взгляды скрещиваются в пространстве, подобно тонким лазерным лучам и просвечивают нас, будто рентгеном.

- Ну, и кто тут Петер Грасс? - интересуемся мы.

- Вот, в самом центре, - показывает директор.

Лишенный малейшего намека на харизму, он всегда находился в центре внимания. Остальные дети вращались вокруг него, как шустрые астероиды вокруг большой, медлительной планеты. Задумчивый, неповоротливый мальчик, чересчур крупный для своих восьми лет, он выглядел одновременно вундеркиндом и слабоумным. Петер Грасс. Он декламировал стихи Гете, считывая их с облаков, но мог запросто заблудиться среди жидких елочек, росших на территории интерната. Он жил в реальности странной и хрупкой, изменчивой, как тени деревьев в быстро бегущей воде. Иногда казалось, что мальчик не замечает никого и ничего. Или наоборот, что пространство вокруг него полно ни для кого больше не видимых вещей, и ему никак не удается среди них сориентироваться.

- Петер плохо справлялся с программой, - директор слегка пожимает плечами. - Но все ребята его любили. То есть даже не то, что любили, он был для них почему-то важен.

- Важен — это как? - спрашиваем мы.

- Как главная пчела в улье. Когда его не стало, весь рой разлетелся, - объясняет директор, и мы торопливо записываем загадочную фразу в блокноты. Можно даже будет вынести ее в заголовок. «Рой разлетелся» - неплохо звучит. Интересно, броско.

Мы идем по гулкому коридору, заглядываем в пустой класс. Стулья, которые прежде стояли вдоль длинного цельно-деревянного стола, теперь испуганно жмутся к стенам, на шкафах — коричневые разводы. Окна в тускло-серебряных потеках воды кажутся не окнами, а зеркалами и едва пропускают рассеянный серый свет.

- Его сочинения, - наша спутница роется в растрепанной картонной папке и подает нам несколько исписанных красивыми, плотными буковками листков. Мы пробегаем их глазами, передаем друг другу. Но нет времени читать и вдумываться, да и текст незамысловат. Детские фантазии, ничего особенного.

«... как в калейдоскопе. Кроме нашего мира появились еще два. Во втором жили призраки — красные, синие, зеленые. Они мучались от голода и жажды, но не могли пить нашу воду. А в третьем шла война. Там каждый день взрывались бомбы и умирали люди. Иногда мы возвращались из школы и видели наши дома в огне. Но это были пожары третьего мира.»

Наверное, самое страшное, что может представить себе взрослый человек — это смерть ребенка. Неважно, по какой причине. Дети должны жить, они — наш шанс на будущее, тот свет в конце туннеля, на который мы идем, сталкиваясь в кромешной темноте и оступаясь в чавкающую под ногами грязь. Если он погаснет, путь лишится цели.

А когда ребенок кончает с собой — это страшно вдвойне. Часто из-за совершенного пустяка: из-за плохой отметки, ссоры с другом или подружкой, обиды на родителей, «не того» подарка на день рождения или на Рождество. Дети еще не успели привыкнуть к миру и увязнуть в его проблемах. Они легко расстаются с жизнью, словно птицу, выпуская ее из рук.

Теперь никто не смог бы сказать наверняка, почему погиб Петер Грасс. Перепутал ли он открытое окно с дверью и вышел в него — по ошибке? Хоть и не высоко, третий этаж, но, упал неудачно. А может быть, он просто ушел в один из своих миров. Вряд ли в тот, где шла война. Хотя, кто знает...

Но говорили, что он сам захотел умереть после того, как учительница немецкого отчитала его перед всем классом. За ерунду какую-то, за то, что якобы испачкал стенку цветными мелками. Мальчик покраснел, но не заплакал. Стоял, опустив голову и комкая неловкими пальцами воротничок рубашки. А потом поднял взгляд и вдруг словно впервые увидел других ребят, и учительницу, и маленькую комнату с окнами-зеркалами, в которую проникало так мало света и так много пыли.

Увидел — и испугался.

Конечно, Петера обвинили несправедливо. Аутичный ребенок никогда не рисовал на стенах. Он, вообще, жил так, как будто вокруг не было никаких стен.

Смерть Петера Грасса стала началом конца. Одноклассники погибшего мальчика не горевали о нем, они просто погасли, словно его отражения.

Не прошло и недели с того дня, когда умирающего ребенка увезли на вертолете скорой помощи с территории интерната, как тридцать детишек — оба вторых класса — разбежались во время прогулки и пропали в лесу... их так и не смогли найти. Вроде бы и не дремучий лес в районе Энсдорфа, за последние десять лет ни один человек не заблудился, а тут — тридцать детей исчезли бесследно. Только одну девочку успели поймать растерявшиеся воспитательницы — Клариссу фон Миллер. Она извивалась и билась в руках двух взрослых женщин, точно дикий зверек, норовя укусить. Потом пришла в себя и успокоилась, притихла.

Но от нее так ничего и не сумели добиться, как ни расспрашивали, ни учителя, ни директор школы, ни полицейские. Что произошло? - Ничего не произошло. Ребята играли в прятки и спрятались, как жучки под кору. Просочились талой водой сквозь рыхлый ковер побуревшей листвы и хвои, чтобы через несколько недель прорасти молодыми сосновыми побегами. А все, кто допрашивал Клариссу, невольно жмурились и отводили глаза. Уж очень ярко блестели у девочки волосы, как будто на солнце приходилось смотреть.

А потом и она пропала, вероятно, уехала с родителями в другой город... и след ее потерялся. Или ушла вслед за остальными, вот только куда? В другое измерение? А что если они до сих пор бродят среди нас, маленькие дети, неуловимые, как пятнышки солнца на бурой листве? Бродят и ждут, когда же, наконец, наш мир изменится настолько, что они смогут в нем жить.

Директор качает головой: вот такая история. Невероятная, да. Сама бы услышала — не поверила. Что вам еще показать, господа? Спортивный зал? Он современный и удобный, но обычный, в общем-то. Компьютерных классов у нас целых три. А вот в мастерской есть на что посмотреть.

Мы поднимаемся на третий этаж и заходим в мастерскую. В отличие от остальных комнат в ней царит хаос, но хаос неживой, пахнущий жженой пластмассой, пылью и запустением. Повсюду валяются транзисторы, батарейки, мелкие дощечки, кусочки проволоки и тюбики с красками. Два робота у стены, один — в человеческий рост, второй сантиметров двадцать высотой. На столе вентилятор в черном кожухе, приемничек и четыре машинки.

- Неужели все это сделали дети? - удивляемся мы. - Под руководством взрослых, конечно?

- Нет, сами.

Директор ищет пульт, чтобы привести в действие большого робота, но пульта нет. Она берет со стола вентилятор, крутит в руках, разглядывает и включает. От легкого движения воздуха на полу шевелятся обрывки проводов. Надо же, эта штука работает.

- Сами, все делали сами, никто не помогал, - директор со вздохом выключает прибор. Но ветер остается и усиливается, становится резким, неприятным, дует уже со всех сторон.

Она в отчаянии несколько раз щелкает тумблером, но поздно: ветер превратился в ураган. Опрокидывает столы и стулья, сбивает с ног, грубо и зло расшвыривает по мастерской лампочки и машинки. С тонким звоном лопается оконное стекло. Скорее, прочь отсюда!

А внизу, на школьном дворе, гнутся до земли деревья. Рвутся, пытаясь улететь, качели. Метет водяная поземка, закручиваясь в дикий смерч.

Я почти ничего не вижу из-за острых дождинок, летящих в лицо со скоростью пули. Чтобы не ослепнуть, заслоняю ладонью глаза и чуть ли не ползком — потому что устоять на ногах невозможно — добираюсь до желтого склона, похожего на кусок сыра. Забираюсь в одну из пещерок — сухую и глубокую — и облегченно перевожу дух. Пускай остальные выпутываются, как хотят.

Я лежу на животе, прильнув к неожиданно теплому, шероховатому камню, и смотрю, как бьется на страшном ветру, мнется и разрывается на части лубочная картинка реальности. Из-под нее проступает еще одна, и тоже сминается, разлетается в клочья, осыпается мутными осколками. Как в калейдоскопе.

© Copyright: Джон Маверик, 2009

Страница 1093 из 1162


Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /var/www/socionic/data/www/socionic.ru/templates/ja_teline_iii/html/pagination.php on line 135